Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Май-30, 18:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1902 г.

Бийское соборное уложение часовенных 22-25 ноября 1902 г. с добавлениями постановлений Бийского собора 26-27 ноября 1906 г.
[ ] 2007-Ноя-06, 14:31

Во славу Святыя единосущныя и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Бысть духовный собор в граде Бийске в лето 7411а месяца ноября в 22, 23, 24 и 25 день, на который снидеся християне старообрядческаго часовеннаго согласия: наставники и другия духовныя лицы из разных селений, деревень и заимок Бийскаго и Кузнецкаго уездов. Мы, православно верующие, по примеру предков наших в древнем благочестии и во единомыслии пребываем, и почитаем святую единую соборную и апостольскую церковь, и лобызаем седмь вселенских и 9 поместных соборов, и предание писанное и неписанное святоотеческое приемлем, ничтоже смеюще отъяти или приложити. Имели смотрение и разеуждение, како настоятелем совершати духовныя требы за велию нужду за отсутствием православно-християнскаго иерея. Положихом насколко возможно не самохотне, а следуя и применяясь к священным правилам, Писанию и святоподобным событиям и по благословению, поданному нам другоприемне, от преждебывших святых отец наших священно-иереов, инок-схимников и иноков всех о Христе братии наших,  подвизавшихся на спасение рода человеческаго.

 

1.         Воду святых Богоявлении разбавлять, стихеры, паремьи, Апостол и Еуангелие над водою петь и читать по ряду, како по велевает устав (Матфей Правилник, состав 5, глава 2 и 3, лист 172,174, 176; состав от правил 15, лист 371 на обороте).

2.         Крестить яко нерукоположенному, кроме священнических молитв. Кума и куму поставлять, отрицание сатаны и обещание Христу глаголати. Крестить младенца мать и баба не могут. Роженице молитву от скверны читать (Номоканон, правило 203, лист 49, 67.Потребник, лист 349. Еуангелие поучительное, лист 475. Ефрем Сирин, слово 106. Златоуст, глава 52, лист 138. Сын церковный, глава 4, лист 8. Служебник, глава 55, лист 510. Потребник, в чину крещения в начале).

3.         Приходящих к православно-християнской вере от никониян, австрийцев и прочих ересей - подобает крепко распрашивати приходящаго, что крещен ли в три погружения с приглашением святыя Троицы. Аще скажет, что крещен тако, то принять его с проклятием ересей. Аще скажет, что обливан, или кроплен, или каким-любо развратным крещением крещен, то таковаго совершенно крестить по соборному изложению Филарета патриарха (Потребник, лист 427 л. 176 и далее) и об етом спрашивать свидетелей (Потребник иноческий, лист 244. Кормчая, правило 95 6-го вселенскаго собора, лист 205, 47 и 135; 57 и 139 правила Карфагенскаго собора).

4.         Аще кто от християн венчается в еретической церкви и паки обратится в християнскую веру, таковых принимать с проклятием ересей и казнь по правилу. Сему же подълежат, кто крестит детей своих в иноверных церквах, се разумеем волное отступление (Кормчая, глава 21, лист 246, правило 81, и лист 36, правило 11 Потребник иноческий глава 20, лист 317).

5.         О возвращающихся из военной службы в отечество, приемлются с разсмотрением, если хранят веру со исповеданием пред всеми: таковым токмо прощение и малая  заповедь. А кто из них без зазрения принимал все требы во иноверных церквах и браду свою волею брел, таковыя приемлются (с отрицанием по Потребни-ку, лист 36 на обороте и заповедь по 133-му правилу, иже в Номоканоне. Потребник иноческий, глава 21, лист 325).

6.         О браце, како совершати по нужди: на брак непременно приглашать настоятеля и свидетелей, при коих жениха и невесту вопрошати, что волею ли посягают, и по любви ли, и не по принуждению ли чиему. А равно подробну и накрепко распрашивати, что единоверны ли, и нет ли какого сродства и кумовства. Брачющияся обмениваются  перстнями 3-жды в виде обручения. Родители жениховы и невестины с обоих сторон новобрачных благославляют иконами в лице крестообразно с приглашением сицевым: «Буди благословение Божие и мое отчее или матернее на рабе Божием или на рабе Божией имярек отныне и до века, всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь». Подножие постилать, свещи брачющимся давать, Апостол и Еуангелие брачное глаголати. Аще поется молебен", то по 6-й песни, по кондаке и икосе, по отпусте поучителное слово к новобрачным прочести (Номоканон, правило 52 и 53. Кормчая, глава 50 и 43, лист 500 и 336. Матфей Правилник, состав 3, глава 2 и 8).

И брак законопреступный, иже  от сродства, не приемлется в церковь, аще не распустятся. По распущении же приемлется по правилом (Номоканон, правило 177). Ныне видим, вельми мнози оставляют или отгоняют мужи своих жен, и жены своих мужьей, и поемлют иных вместо первых, сие вельми законопреступно. Таковых отнюдь не принимать в сообщение, и тех всех, кои помогут в сем беззаконии, дондеже распустятся со вторыми беззаконными сожитиями и по раскаянии епитимисуются и исправляются, яко же священныя правилы повелевают. А настоятель, который не возбранит быть сему беззаконию, паче же способствует, той должен  всячески удален быти от служения Божия. То есть конечно извержен (Кормчая, глава 21, правило 9, лист 228; глава 21, правило 35, лист 236; глава 15, правило 102, лист 158; глава 1, правило 48, лист 13; глава 44, правило 4, лист 361; глава 52, лист 560. Никон Черногорец, лист 91).

Двоеженец и троеженец опасно разсматривати нужды их, возраст, детей от первых браков и прочее. И отнюдь не нарушать священных правил, коим возбраняют тех не брачить. И хотящим брачитися разъяснять правилы и каноны, коим они подлежат. Возбраненые браки аще кто дерзнет сопрящи, да извержется (Номоканон, правило 50 и 51).

8.         Старча исповедь за нужду прията по вопросам, положенным в Потребнике; и поновление читать, кроме священных и разрешальных молитв (Номоканон, лист 730 и лист 71 и 72. Зонара, правило 46, лист 16. Потребник иноческий, лист 49. Златоуст, 2 и 6 недели поста, лист 149. Кормчая, глава 61, лист 608. Никон Черногорец, лист 406 и 409).

9.         О евхаристии: каждый, желающий причаститися пречистых и животворящих тайн Христовых, должен по правилом держати пост и бдети, яко повелит ему отец духовный. А о причащении действовать сообразно с Потребником, иже вборзе (глава 19, лист 240 Никон Черногорец, слово 53, лист 450 на обороте.  Катихизис л. 179 малый, лист 32 и 60. Потребник иноческий, глава 11, лист 169).

10.       Погребение петь при наставнике: стихеры осми гласов и на целование, кроме ектений и священических молитв (Потребник иноческий, лист 211, Книга 6-я Нифонта, архиепископа Новгородскаго, глава 5, вопрос 8).

11.       О пияницах: умирающих с запойства, таковии судятся, яко сами себе убийцы. Аще плакатися и каятися начнет о своих согрешениих, аще не утрезвися, таковаго на покаяние прияти, а святыни не давать (Кормчая, глава 32, правило 14, лист 270. Книга Вера, глава 15, лист 129 на обороте. Потребник иноческий, лист 173). 12. Настоятели, яко истиннии учители и вожди праваго пути,  они  по Священному Писанию должны непрестанно учити своя овцы, дабы не примешались еретиком ни в ядении, ни в питии, ни в молитвословии, ни в дружбе, и ни в другом коим любо смешении. Помните глагол Господень: «Аще едина овца погибнет от руки вашея - взыщу». Мы живем среди иноверных, вельми потребно блюстися и опасение велие имети от них. Аще и случится нашим християном примешатися с иноверными великия ради нужды, от настоятеля да разсуждается по правилом святых отец. Аще кто произволением яст и пиет из их сосудов с иноверными гордости ради и не брежет о вере християнстей, сему заповедь велия по  правилом  (Кормчая, глава 21, правило 85, лист 247, а прочия правила зри ниже в 13 статье).

Аще случится, кто пойдет на брак иноверный или какой любо другий праздник и приобщится еретическому мудрованию и будет присудствовать в молитвословии и внимать тому, таковых принимать по правилу (Номоканон, правило 133, лист 36. Катехизис великий, Глава 3, лист 10. Потребите иноческий, лист 325, 326).

 

Вторый Бийский собор

 

Второе: бысть духовный собор в Бийске в лето 7415 ноября 26 и 27 лиц християнскаго старообрядческаго часовеннаго согласия,  настоятелей и других духовных лиц града Бийска  и из разных селений, деревень и заимок Вийскаго, Барнаульскаго и Кузнецкаго уездов Томской губернии. Мы, правоверноверующеи, по примеру предков наших имели суждение о духовных делах. По выслушании преди сего изложеннаго в 7411 году уложения единогласно одобряем и почитаем справедливым и непротивным святоотеческим преданиям. А засим к сему присовокупляем следующее в дополнение к вышеизложенным пунктам.

13. Мнози от правоверных нашего согласия християн не брегуще пьют вино или водку и чай, чем творят соблазн многим  християном и нарушают братнюю совесть, к тому же и громадную влекут за собою слабость, от которой истребляется християнская вера и нарушаются древния святоотеческий предания, то мы, бывшие зде, духовне присогласовали:

Воздержания ради вино и чай оставить, то есть не пить. Аще кто из братии нашей, случится, нарушит сие соборное повеление, то есть будет пить, то таковаго настоятели должны истязовать, принимать с отлучением на некоторое время. И если случится повторить, то ему дать заповедь тяжчае, если еще утроит и более раз преслушает, впадется, то чем более раз преслушает,  тем более и тяжчае наказовати. А за полное преслушание буди он яко язычник и мытарь (Номоканон, правило 153, лист 39. Зонара, правило 76, лист 48 и правило 112, лист 80. Маргарит, глава 13. Вера, глава 29. Никон Черногорец, слово 2. Иосиф Волокаламский, глава 13. Еуангелие, неделя всех святых).

В заключение етаго: для всех православных християн, в единении пребывающих с нами, сие Уложение почитать действительным. И кто не будет подчинятся бездоказательно, тот не будет признаватся за единомысленнаго християнина от всего нашего християнскаго собора, что единодушно и единогласно утвердили нашими подписями

Смиренный старец Генадий

Феодор Ючкаков, бийский настоятель

Михаил Лопарев, карагайский настоятель

Антоний Полясов, верхъпьянковский настоятель

Георгий Завьялов, деревни Абабковой

Полит Коркин, южаковский настоятель младший

Михаил Подосенов, города Бийска

Иосиф Бахтеев, южаковский настоятель старший

Максим Можаев, бийский житель

Киприян Долганов, ныне карагайский настоятель

Даниил Плотников

Тарасий Огнев

Василий Черепанов

Фока Балуев

Сава Яковлев

Симеон Соколов

Еуфимий Макаров

Терентий Пермяков

Иван Шмонин

Иван Малютин

Иван Толмачев

и прочиек, числом свыше ста человек, кои не пожалали подписать, а мнение было у всех едино и никто не противоречил. В лето 7416-е месяца генваря в 23 день бысть собор духовных  лиц по примеру, как и ранее, в деревне Южаковой, Вийской волости Бийскаго уезда, на коем было прочитано сие Уложение, каковое единогласно одобряем и почитаем справедливым и сходным с правилами святых отец, что единодушно и единогласно утверждаем своими подписями. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Настоятели и прочие лицы:

Ипполит Коркин

Иосиф Ивановичь Бахтеев

Степан Соколкин

Иван Матвеевичь Швалев

Андреян Александров Клячин

Малахий Подосенов

Артемий Килин

Георгий Яковлевичь Завьялов 

Иван Лялин, войска Донскаго исаул

Федор Прокопьевичь Колмаков

Евстратий Ефимовичь Подпятников

Михаил Ефремовичь Савельев

Максим Захариевичь Можаев

Дионисий Михалев

Григорий Пермин

Стефан Григорьев Беляев

Иван Третьяков

Иван Юдин

Ефим Полковников

Ефрем Прокофьев

Мартын Корелин

Александр Дернов

Никон Захаровичь Мелехин

Архип Степанов

Иван Ларин

Даниил Гурьяновичь Плотников

и прочие, числом свыше ста и 50-ти человек. Подписать хотя и не все пожелали, а мнение было у всех едино и никто не противоречил.

Основной список - Собр. ИИ СО РАН, № 4/85-г, Список Аф. ~ Там же, № 10/90-г, л. 149 об.-153 об.

Опубликовано: Духовная литература староверов Востока России XVIII - ХХвв. - Новособирск: Сибирский хронограф, 1999

Категория: 1902 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 1240 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz