Постановление собора Рамылскаго, происходившего в лето от воплощения Бога Слова 1890-го года месяца генваря 21-го дня на память преподобнаго отца нашего Максима Исповедника
Во славу святыя и единосущныя и неразделныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Камышловскаго уезда Рамылской волости, в деревне Рамыле в молитвенном доме Тимофея Кириловича, рамыльскаго уставщика. Собравшийся древлеправославныя християнския наставники и доверенныя от разных месностей имели суждение в присудствии пяти християнских наставников Ефима Семеновича Соснина, Евсея Михайловича Володимерова, Федора Ивановича Кобелина, Максима Кузмича Завьялова, Архипа Сергеивича Осипова.
Согласно Священному Писанию и по примеру претков наших, не исходя ис правил святых апостол и богоносных отец наших, заключили мир с последователями Андрея Федорова Каргаполова, бывшаго прежде на Кармаке настоятеля, которыя пребывали 30 уже лет с нами не в едином духе, имели разнство с нашими християнскими наставниками. Но сего 21-го генваря 1890-го года изволили явится на собор его ревнители Назар Абрамовичу щелконоговский наставник, и Моисей Ивановичь, рамылский наставник, доверенный Рамыльскаго общества Онисифор Ивановичь Поторочин, доверенный Карматскаго общества Федор Михайловичь Быков. Тогда же християнския наставники их душевно приветствовали и предложили им занять приличное место.
Они безпрекословно заняли места в присудствии и зашли в разговоры, как Назар Абрамовичь, тако и прочие его последователие, а Моисей Ивановичь сразу присудствовать отказался собору. Много его просили собором, чтобы занять ему место приличное и побеседовать от Святаго Писания, но он, невзирая на мольбу собора, отозвался сурьезно наконец.
Тогда потеряли к нему доверие его други Назар Абрамовичь и Онисифор Ивановичь, и6о смотрели на своего друга они, как на изменшика. Християнския наставники тогда предложили вычитать многочисленныя доводы от божественнаго Писания, прочитаемы были Василием Сидоровичем, яровским уставщиком.
Потом открыли свое желание последователи и ревнители Андрею Федоровичю и Кирияну Герасимовичю сотворити мир с християнским обществом. Сами доброволно изволили возвратится в недра своего отчества, в котором их предки пребывали и обещались получать от той струи благодатной учение, которое течет безпрерывно от самого Христа Спасителя.
Но толко им оказывалось у наших наставников недостатки за некоторыми наставниками. Присудствие християнских наставников им доказали, хотя в некоторых местех и были у некоторых наставников недостатки, но собор, иже в Теренкуле бывый, 1889-го, постановил строгия меры: выключить порочныя вещи, возшедшия в некоторыя места по небрежению настоятелей.
Тогда прочитаны были правила собора Теренкулскаго, по выслушании сих правил Назар Абрамовичь и прочия его собратия ети правила одобрили. И затем доказали: «Ежели уложенныя правила теренкулския будите держати в целости, и мы с тем условием соединяемся и с вами».
Християнския наставники им доказали: «Ети правила уложены не нами, а собором прошлаго года, такоже и мы сии правила сознаваем правилными. И заповедываем их держати свято и нерушимо всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь».
1-е правило. О крещении младенцев быть по-прежнему, какъ наши предки утвердили, они творили, тако и нам благословили. Роженице молитву от скверны читать (Номоканон, правило 203, лист 49 и 67). Кума, куму поставлять (Служебник, глава 55, лист 510. Потребник, в чину крещения в начале, лист 102).
О отрицании сатаны и обещании Христу. Потребник, лист 349. Еуангелие поучительное, лист 475. Ефрем Сирин, слово 106. Златоуст, глава 52, лист 138. Сын церковный, глава 4, лист 8.
2. Чин от ереси приходящих, у некоторых наставников во отрицаниях обретошася следующыя слова: «Проклинаю развратно творящих святое крещение, аще и во имя Отца и с приглашением святыя Троицы», и то проклинают. Но собор, в Теренькуле бывый, постановил ети слова оставить, понеже они зашедшия по небрежению от поморцев.
3. Кто был в солдатах или на чюжей стороне и приобщался еретической вере, таковому проклинать тую ересь, которой он приобщался (Потребник иноческий, глава 21,
лист 325).
4. С чайниками и винопивцами не сообщатся, и некак у таковых требы и нужды не исполнять, аще не отстанут того. Чайники и винопийцы из единой чаши с иноверными пиют. Приличны им те и правила о смешении со еретики (Книга Кириллова, глава 30, лист
269 на обороте. Номоканон, правило 153, лист 39. Зонара, правило 76, лист 48; правило 112, лист 80. Маргарит, слово 13. Вера, глава 29. Никон Черногорец, слово 2, лист 8. Иосиф Волокаламский, глава 13. Еуангелие, неделя всех святых, лист 165).
5. У беззаконных браков детей не крестить и самих не принимать. Ежели отец духовный тот брак благословит, то есть, 1-ю отгонит, а другую поймет, таковаго сана извергнуть (Кормчая, глава 21, правило 9, лист 228; глава 21, правило 35, лист 236; глава 15, правило 102, лист 158; глава 1, правило 48, лист 13; глава 44, правило 4, лист 361; глава 52, лист 560).
6. Ежели кто без воли родителсъкой поймет девицу, а пособщиков и потаковшиков отлучать, и брак которой сотворит, тоже отлучить. Таковых браков не принимать. А ежели отец духовной благословит таковой брак, таковаго сану извергнуть (Кормчая, глава 13, правило 27, лист 104; глава 17, правило 94, лист 204; глава 21, правило 24, лист 232; глава 32, правило 11, лист 270; глава 49, правило 27, лист 411; глава 52, лист 560. Номоканон, правило 177, лист 44. Еще Кормчая, глава 51, лист 522).
7. У которых родителей дочь будет более 25 лет и пойдет в замужество, а родители не будут согласны выдать свою дочь в замужество, то духовным советом тех родителей понудить, чтобы они выдали по воле дочери (Кормчая, глава 49, правило 12, лист 409, правило 15, 16, 24, лист 410).
8. Чтобы християном под питейныя дома не подписоваться, то у таковых людей детей не крестить и самих не принимать (Златоуст, слово 85, лист 248 на обороте; слово 91, лист 265 и [26]6).
9. Новобрачным людем на сырной недели не гулять и вина не покупать, такожде и на браках не гулять (Кормчая, глава 10, лист 83, правило 52; глава 17, лист 194, правило 50, 51. Беседы апостольские, лист 2103, 2107).
10. В великий пост посиденков женам не делать. А которые будут таковое творить, таковых отлучать (Кормчая, глава 1, лист 19 на обороте, правило 69; глава 8, лист 59, правило 18. Номоканон, лист 51, правило 213, 214 и 215).
11. Кто торгует табаком или сам употребляет: курить или нюхать, то у таковых людей детей не крестить и самих не принимать, дондеже отрекутся того не творить (Книга Законы Алексия Михайловича за выходом Иосифа патриарха).
12. Аще кто первую жену отгонит, а другую поймет и венчается в церкви никониянской, а при смерти будет каятся и обещание даст беззаконие свое оставить, то таковаго принять во общину християнскую. А который не пожелает то сотворить, таковаго не принимать и при смерти, а оставить на его волю (Кормчая, глава 21, правило 9, лист 228; глава 21, правило 35, лист 236; глава 15, правило 102, лист 148; глава 5, правило 48, лист 13; глава 44, правило 4, лист 361; глава 5, лист 36, правило 11; глава 52, лист 208, правило 11; глава 56, лист 590, 591. Потребник иноческий, глава 20, лист 317).
Сии правила уложены собором, иже в Теренькуле Исетском. На том соборе присудствовали три черноризца и 50 наставников, а прочаго християнскаго народа около трехсот человек.
На соборе Рамыльском сии правила пересмотрены и собор Рамыльский, сознав их правильными, и одобрив. В том и подписуемся.
Настоятели:
Ефим Соснин,
Евсей Володимеров,
Феодор Кобелин,
Максим Завьялов,
Архип Осипов,
Назар Черепанов.
Доверенныя:
Онисифор Поторочин,
Федор Быков. Уставщики:
Василей Шмонин,
Афанасий Черепанов.
Основной список - Собр. ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 161-167 об. Список Аф. — Там же, Ж 10/90-г., л. Ц0-Ц4 об.
|