Постановление собора
Во славу святые единосущныя и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. В лето 7392-е месяца майя в 1 день в городе Екатеренбурге в доме Григория Гордеича Щербакова в присутствии отцев черноризцев Нифонта, Иеремии собрашася от разных уездов, заводов и селений представители християнских обществ, именно:
(Екатеренбурскаго уезда:)
1. Града Екатеренбурга.
2. Селения Шарташскаго.
3. Заводов Верхьнейвинскаго.
4. Рудянскаго.
5. Невьянскаго.
6. Бынговскаго.
7. Таволоцкаго.
8. Каслинскаго.
9. Курманскаго.
10. Обуховскаго.
(Красноуфимскаго уезда:)
11. Уткинскаго.
12. Шайтанскаго.
13. Нижнесергинскаго.
14. Артинскаго.
15. Иргинскаго.
(Верхотурскаго уезда:)
16. Нижнетагильскаго. (Нижнетагильцы хотя и были на соборе, но прибыли неприглашенными. - примечание в рукописи).
17. Города Челябинскаго.
18. Камышловскаго уезда.
19. Ялуторовскаго уезда
разных волостей и селений понудихомся за велию нужду иметь суждение с указанием священных правил святых апостол и святых богоносных отец наших и святаго божественаго Писания. В прежде бывших случаях, действовавших в неприсутствии иерея, что видится в Священном Писании и исторических сказаниях, все приемлемо церковию Христовой во время гонительное: смотрение и советы, в правоверных християнех быша. И нужда со свободой не равнялась. Тако при сем нашем собрании со упованием на Всевышняго Господа Бога нашего Исуса Христа и с помощию Пречистыя Владычицы и Заступницы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и за молитвы всех святых соборне положихом — ничто же, кроме Святаго Писания и отеческаго Предания, писаннаго и неписаннаго, самоволне превращать или разрушать, а последовать повелению единой церкви Божий и единомудренно желающим быть и иметь союз единомысленно в текущих делах наших и необходимых во спасение роду человеческому.
Первое. Игумна или настоятеля соборне избирать всем обществом для исполнения нужных всем и необходимых треб.
Второе. Крестить со отрицанием Сатаны, как нерукоположеному, кроме ектений и священнических возгласов и молитв.
Третие. Старча исповедь за нужду приемлется.
Четвертое. За исполнение треб взять что-либо законом воспрещается.
Пятое. Погребение петь над умершим настоятелю со служители, кроме ектений и священничех возгласов и молитвы.
Шестое. Волею отступивших от православныя веры в какую-любо ересь и паки обращающихся принимать со отрицанием по правилом, яко же в Номоканоне.
Втораго заседания 2 майя
Седмое. Шестую тайну, брак, за молебном по кондаке Апостол и Евангелие брачное прочести и при отпусте новобрачныя обручаются кольцами с приглашением: Аз тя посягаю в мужа моего, и родители благословляют святыми иконами и хлебом и солью, и настоятель прочтет поучительное слово новобрачным.
Осмое. О поискании правильной хиротонии. Поискать со тщанием, не отступая от правил святых апостол и святых богоносных отец. При сем читаны история о приеме священства предками нашими из книги отца Максима по этому предмету. Апостол Толковой, зачало 108-е. И по выслушание всего единогласно постановили - поискать хиротонию по вышесказанному. А кому за этем ехать, оставили на волю Екатеренбурскаго общества.
При сем собрании присутствовал смиренный черноризец Нифонт. Тако же лично был черноризец Еремий. К тому дополняю, что хиротонию в России, как смешанну с обливаемою, а без порока трудно найти. Конец.
(Сие дополнение написано рукою черноризца Нифонта, истиннаго последователя и ревнителя наших убеждений, но только в весма кратчайшем виде и, можно сказать, даже темном и неудобь разумеемом порядке, которое последователи иных убеждений могут критиковать или по-своему перетолковывать)
Повторим же сущность дополнения, что хиротонию в Росии как смешанную со обливаемою. Ведомо убо, яко хиротония ни обливаемая, ни трехпогружательная не бывает — но разве крещение трехпогружательное с обливателным ныне уже в Росии всеконечне смешано, так что даже никто не может это защитить. А посему вменяется получивший обливательное крещение, не имея на себе еще первыя тайны крещения. Как же от таковых епископов принимать хиротонию, еже есть рукоположение? По сему-то отец Нифонт и сказал в дополнение: «Без порока найти трудно» или даже невозможно, а естли и найдут, то уже порочную и сомнения подлежащую.
Надсловие сего постановления.
С перваго и до седмаго подтверждения сего собора не противны нам и не подают ни малейшаго даже повода или намека к разъединению с ними. Но осмое странно и страшно. Наши предки еще не забыли и тех беглых попов, и их поступки, к коим ездили для венчания браков в последния годы их бытности. Видели их обращение, видели их немилосердие, что несколько не похожи были они на законных пастырей и представителей Божиих. А более похожи были они на грабителей и хищников, о чем ниже речется. Окончание сего дела приидет к концу по которому-либо из трех сих предположений, так как уже решено собором и искать уже будут.
Первое предположение. Естьли найдут истинную и безпорочную хиротонию, то бы это дело было благо и душеспасительно, коего и нам не должно избегать. Но это даже немыслимо, что в толь последнее время обряшут таковую.
Второе предположение. Аще ли не найдут, то останутся поневоле с нами единомысленными.
Третие предположение. Аще ли найдут по предсказанию В. М. Бородина какую-нибудь гнилую главу, то совершенно от нас отторгнутся, ибо они еще только вознамерились искать оную, и нас за одно только несоизволение на их замышленное дело называют не стыдяся богомерским названием ересиархов. Но забыли уже прибегать к тому разсмотрению, каким руководились ранее в бытность отца Максима ихние предки (ибо тогда еще беглыя попы были лицем к лицу и наши прародители их не принимали и под руку к ним не шли, выставляя на вид основательныя причины, и оне, заводские поповцы и отец Максим, за то их еретиками не называли, как это делают нынешний сии продерзатели). А и беглых попов тогда заводские принимали ставленых только от тех епископов, которые были сами те ставлены до собора, бывшаго в 1666 году, на котором положено крещеных обливательно и окропительно принимать вторым чином вопреки Соборному изложению Филарета, патриарха Московскаго, и всем святых апостол и боганосных отец правилом. А потом от епископов российских, которые ставлены были после оного собора, принимать не стали, а принимали только ставленых от грузинских епископов до лет присоединения Грузии к Росии, а после того неоткуда их было взять, и беглое священство пресеклось.
А ныне эте умныя богатые капиталисты где же хощут отыскать истинное священство? А говорят ныне о тех, которые приемлют беглых попов. Что о крещении, какое бы оно не было, даже и слова не говорят, хотя бы и сам он был настоящий обливанец, они сего ради порочить не намерены. Нас же да избавит Господь Бог наш Исус Христос и да соблюдет и покроет своею милостию от таковаго священства до последняго нашего издыхания. Аминь.
ТФ ГАТО, Собр. рукописных книг, № 253, л. 5-24 об.
Опубликовано: Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной России. (Археография и источниковедение Сибири, вып. XVI.) Новосибирск, 1992, с. Ц8-159.
|