Во славу святыя единосущный и неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
В лето 7395 месяца генваря в 11 день состоявшися съезд в городе Екатеринбурге лиц старообрядческаго происхождения, наставников и доверенных от обществ ниже поименованных Екатеринбурскаго уезда.
1. Города Екатеренбурга от обоих храмов наставники и служители и многия из прихожан.
2. Села Шарташскаго многия.
3. Завода Ревдинскаго и Красноярскаго.
4. Верхне-Ивинскаго.
5. Петрокаменскаго. .
6. Невьянскаго.
7. Курманскаго.
Красноуфимскаго уезда. Заводов.
8. Уткинскаго.
9. Шарташскаго.
10. Сылвинскаго.
11. Бисерскаго.
12. Иргинскаго.
13. Артинскаго.
14. Сергинскаго.
15. Суксунскаго.
16. Шамахинскаго.
Кунгурскаго уезда. Волостей.
17. Урминской.
18. Сосновской.
19. Тазовской.
Шадринскаго уезда. Волостей.
20. Смолинской
21. Водениковской.
22. Каргапольской.
23. Басмановской.
Камышловскаго уезда. Волостей.
24. Черкаринской.
25. Рамыльской.
Тюменскаго уезда.
26. Кулаковской.
Был тамо и отец Израиль. Ялуторскаго уезда.
27. Вратиев Колмаковых, с ними же были черноризцы отец Нифонт, отец Еремий. Сии отцы в то время жили в ихней дачи в лесах под покровителством их.
28. Ямуртлинской.
29. Шатровской.
30. Саламатовской.
31. Города Чалябы.
Кунгурскаго уезда. Заводов
32. Нижнитагилскаго.
33. Лайскаго.
В присудствии предстателей из вышепоясненных месностей, православно верующих, по примеру предков наших, в древнем благочестии и во единомыслии пребывающих, и почитающих едину святую соборную и апостольскую церковь, и лобызающих седмь вселенских и 9 поместные соборы, предание писаное и неписаное святоотеческое приемлющих. Ничто же смеющих отъяти или приложити, за великую нужду несамоохотне. В неприсудьствии иерея, имели смотрение и разсуждение. Положихом, насколко возможно, следуя и применяясь к Священному Писанию, и святоподобиям, и событиям. И по благословению, поданному нам другоприемне от преждебывших святых отец наших священноиереов, игуменов, иноков-схимников и иноков. И всех о Христе братии наших, подвизавшихся о словеси истином, на спасение рода человеческаго.
Первое.
Игумена, сиречь настоятеля, соборне избирать всем обществом, и со извещением духовнаго отца его для исполнения нужных и необходимых треб по примеру предков отец наших (Кормчая, гл. 42, стих 76, лист 330; гл. 44, лист 360).
2. Крестить: как нерукоположеному кроме священнических молитв и возгласов. Но кума и куму поставлять. И отрицание сатаны, и обещание Христу действовать. И прочая вся по принятому (у християн, не имеющих священства) чиноположению. Роженице молитву от скверны читать (Номоканон, правило 203, лист 49 и 67. Потребник, лист 349. Еуангелие поучительное, лист 475. Ефрем Сирин, слово 106. Златоуст, глава 52, лист 138. Сын церковный, глава 4, лист 8. Служебник, глава 55, лист 510. Потребник, в чину крещения, в начале лист 102).
3. Старча исповедь за нужду прията по вопросам, положенным в Потребнике. И поновление читать, кроме первоначалных и последи положеных разрешалных молитв (Номоканон, лист 730 и 71, 2. Зонара, правило 46, лист 16. Потребник иноческий, лист 49. Златоуст, 2 и 6 недели поста, лист 149. Кормчая, глава 61, лист 608. Никон Черногорец, лист 406 и 409).
4. О причащении действовать сообразно с Потребником, иже вборзе (глава 19, лист 240. Никон Черногорец, слово 53, лист 408 на обороте. Катихизис малый, лист 32 и 60. Потребник иноческий, глава 11, лист 169).
5. За исполнение треб взять что-либо воспрещается (Кормчая, лист 292. Номоканон, лист4 724, [7]37 и [7]46, правило 140, 1875).
6. Погребение петь при наставнике. Стихиры осми гласов, и на целовании кроме ектеннией и священических молитв (Потребник л. т об.иноческий, лист 211. Книга 6-я Нифонта, архиепископа Новгородского, глава 5-я, вопрос 8).
7. Волею отступивших от православныя християнския веры в какую-любо ересь и паки обращающихся принимать со отрицанием ересей по правилом положеным (в Номоканоне, правило 11, лист 677; Номоканон, лист 16А, а в Кормчей глава 21, лист 246, правило 81 и лист 36, правило 11). Потребник иноческий, глава 20, лист 317.)
8. О шестой тайне бракосочетания. За молебном по кондаке обручать кольцами. Апостол и Еуангелие брачное прочести. При отпусте родители со обоих сторон благославляют иконами с приглашением: «Буди благословение Божие и мое отчее или матернее на рабе Божием или на рабе Божией имярек отныне и до века, всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь». И поучителное слово к новобрачным прочести (Кормчая, глава 50 и 43, лист 500 и 336. Матфей Правильник, состав 3, глава 2 и 8).
9. Обратившихся из военной службы во отечество. Приемлются с разсмотрением: естьли хранят веру со исповеданием пред всеми, таковым токмо прощение и малая заповедь. А кто из них без зазрения принимал все требы во иноверных церквах и браду свою волею брел, той приемлется со отрицанием (Потребник иноческий, глава 21, лист 325).
10. О воде богоявленской: по отпусте, внегда пети тропарь «Слава и ныне», кондак - в то время вливать священную воду в приготовленный сосуд с водою. На развзятие воды разрешается по уставу на один час. На дальное разстояние на три часы. Во время пития поют «Во Иордане крещающготися, Господи». А по Трефолою и по месячной Минее поем стихиру глас 6 «Воспоем вернии» (Матфей Правильник, состав 5, глава 2 и 4, и состав от правил 15).
11. О малой спасовой воде. Прибавлять на концы утрени по славословии и по трисвятом; тропарь кресту поется 3-жды. И в то время вода священная в приготовленный сосуд вливается, и затем кончается утреня.
12. При службе церковной при соборе наставнику прощение: «А не ослаби остави» глаголати. При конце павечерни6 и полуношницы, а равно и по бдении на первом часе (Сын церковный, глава 8, лист 39. Симеон Солунский, глава 305, лист 199. Часослов, лист 29 на обороте).
В заключение всего вышеизложеннаго, как для присудствующих на собрании, так и не бывших лично, в единомыслии пребывающих с нами.
Впредь что-либо окажется вопреки Священнаго Писания и святей соборней Христовой церкви, просим покорно разъяснить и также может быть нарочитый съезд правоверных единомысленников. И затем настоящее сие постановление должно съчитать действительным. И аще кто не будет подчинятся бездоказателно, и той не будет признаватися за единомысленнаго християнина от всего нашего християнскаго собрания.
Чесо единогласно и единодушно, хотя и не писменно, но словесно утвердили. Конец.
Обаче сия точная копия с самаго соборнаго уложения: списана сокращенно, точию нужнейшая.
Основной список - Собр. ИИ СО РАН, № 4/85-г, л. 168-173 об. Список Аф. — Там же, № 10/90-г, л. Ц5-Ц9.
Опубликовано: Духовная литература староверов Востока России XVIII - ХХвв. - Новособирск: Сибирский хронограф, 1999
|