Книжница Самарского староверия Четверг, 2021-Май-13, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1912 г.

Материалы II Всероссийского Собора христиан-поморцев. Заседания тринадцатое, 17 (30) сентября 1912 г.
[ ] 2007-Ноя-06, 21:33

Вторым на  тринадцатом заседании II Всероссийского Собора 17 сентября 1912 года был поставлен вопрос об увековечении памяти поморских отцов.  Речь шла о Выголексинском общежительстве, куда накануне Собора по поручению Ярославской поморской общины были командированы И.Д.Еремичев и С.П.Смолин.  Они осмотрели то, что осталось к 1912 году от Выгорецкой обители, застали живущих в бывшей келье настоятелей-большаков старца и двух старушек. В 1912 году  на месте обители живущими там старыми людьми еще правилась служба, хранились иконы и богослужебные книги, оставшиеся со времени существования обители.

К Собору был также подготовлен доклад Ф.А.Каликина "Выгорецкий монастырь в настоящее время"         

Выгорецкий монастырь в настоящее время. Доклад Ф.А.Каликина


Нынешним летом, проезжая по Олонецкой губернии, я был в Повенецком уезде на месте некогда знаменитого Выгорецкого общежительства.

Там удалось мне видеть полуразрушенные остатки Данилова монастыря. Считаю не лишним по этому поводу сказать следующее. Прискорбно видеть место опустевшее, где, еще не так давно жили великие вожди и учители староверчества! Эти люди отмечены историей, как устроители крупного общежительства и начальники поморского христианства. Прошло время, людей не стало, место опустело...

Вот что мы теперь там застали. Из обширных построек уцелели на Тихвином бору: часовня и колокольня (кое-как еще стоит); в Гапсельге часовня; в Данилове часовня и колокольня разрушены, но там есть еще в целости два шатровых крестика с распятиями и иконами в рост человека, но уже полинявшие от времени. Первый крестик находится у кельи «Большаковой» в мужской ограде, а второй на «женской улице» в женской ограде, но оград уже ни той ни другой не существует. От мужской ограды, где были главные врата, сохранились одни развалины. Из других же построек уцелела одна только келья «Большакова», построенная по свидетельству истории Ивана Филиппова около 1710-15 гг. для настоятеля Андрея Денисовича. Из кельи «Большаковой» я пошел на кладбище. Тут увидел я множество чудных надгробных памятников или «намогильничков». Это граненые столбики в два аршина вышины с затейливо снизу доверху вырезанными разнообразными узорами. Сверху столбик покрыт крышкою под князек; под крышку на верхний конец столбика врезывался либо медный с мироносицами крест, либо деревянный вырезной крестик. В большинстве же случаев это были художественно вырезанные в колонках с церквами и башенками или в кругах - осьмиконечные кресты, под которыми помещаются так же вырезанные тексты - летопись о погребенном. Было немало и таких столбиков, на которых вместо вырезанного креста стояло иконописное изображение распятия с предстоящими, а внизу подпись - краткая биография погребенного. Как столбики, так и кресты были раскрашены краскою по вырезанной на них орнаментации. Все эти художественные произведения в настоящее время лежат на земле, частью уже погибли или погибают безвозвратно. Небольшие часовенки, построенные на могилах и носящие местное название «гробницы», развалились, столбики попадали и гниют кучами. Ограда кругом кладбища разрушилась, по кладбищам ходит скот, уничтожая последнюю память о славных скитах.

Вот что сохранилось до наших дней от обширных монастырей, давших целый ряд деятелей, которым так много обязано все староверчество. При виде всего этого невольно напрашивается вопрос: что же сделало общество по отношению к памяти своих отцов-патриархов? Увы, как ни прискорбно, но приходится засвидетельствовать, что со стороны старообрядцев не сделано ровно ничего для увековечения памяти своих отцов и для сохранения вещественных памятников их обихода. Между тем, известно, что вещественные памятники Выгорецкого монастырского обихода имеют не только материальную ценность, но и научное значение: книги Даниловского письма ценятся не одними старообрядцами, а вследствие художественного исполнения и интересного содержания сочинения Поморских отцов приобретаются государственными книгохранилищами и любителями. Даниловскими иконами и резными крестами-намогильничками украшаются лучшие русские музеи и частные собрания. В заключение остается только выразить этим учреждениям признательность и сказать большое спасибо за их теплое участие в деле сохранения памятников старообрядческой старины. А самим старообрядцам пожелать, чтобы и они взялись за это благое и при том нравственно обязательное для них дело. Правда, многое уже безвозвратно погибло, но лучше поздно взяться за это дело, чем совсем о нем не думать.

По этому вопросу Собор принял следующее решение:

IX. Увековечение памяти поморских отцов.

«Собор единогласно признает, что сохранение от расхищения и разрушения остатков Выголексинского общежительства, сооруженного блаженной памяти отцами нашими, в Поморье Северном подвизавшимися, есть непременная обязанность Церкви. Собор поручает советам Второй Московской и С-Петербургсой общин: 1) собрать сведения о настояще положении Выголексинского общежительства и выяснить, что в настоящее время осталось в целости от строений и от других движимых имуществ общежительства, кому эти имущества юридически принадлежат и кто ими заведует, и 2) на основании собранного материала возбудить от имени Собора ходатайство перед Министром Внутренних Дел, или где надобность укажет, о передаче Выголексинского общежительства (богадельни или больницы) вместе с кладбищами в ведение советов Второй Московской и С-Петербургской общин.

Для покрытия расходов по ходатайству и по содержанию общежительства, если ходатайство будет удовлетворено, сделать сбор по всем приходам».

Категория: 1912 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 789 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2021Бесплатный хостинг uCoz