Кистанов Р. И. Собеседник наш, разбирая приведенное мною свидетельство Феодора Валсамона об обручении, не опроверг нашего убеждения, что обручения, совершенныя без молитвословия, признаны недействительными. Поэтому это мое доказательство остается в полной своей силе.
Повторяю, что мы не спорим, что безсвященнословные браки раньше бывали, как бывали и иныя браки, но все они Церковию не признавались законными, за исключением тех, которые совершались по учению и закону Церкви. Если разные браки были, то еще не значит, что они все признаны законными. Собор соединения так постановил:
"Смотри сие божественное правило, яко разнствует от Василия Великаго, их же в последния яже таковыя, и ина елика такова, и друзии блазни и сквернии разпрострошася в брацех. Якоже и соединение собор глаголет, и по тонку все очищает, и опасство и вины бывающих, якоже и предрекох, в последних временех, егда соборныя церкви восприят исправление веры, и всяка ересь отступи, и избавися от соблазн всех. Тогда собор сей бысть соединение сице глаголемый, заеже соединитися церкви в таковых, первое раздране суще растления ради браков, и речию известно управи о сих, исправив первее многобрачие и о третьем браце, потом же глаголет, яко не точию же, но ни второй ни первый кроме утверждения уставляем, но и оны повелеваем сице составлятися, яко же ни едину имети лукавую вину, или от восхищения, или от предваршия тайныя тли покойно и чистым сущим от таковых сквернений и блудных нечистоты" (Тактикон, слово, 34 л. 183).
На Соборе наших собеседников Л. Ф. Пичугин сказал: "Мы совершаем браки только по согласию жениха и невесты и по благословению родителей по указанию св. Писания" (Деяния Собора стр. 34).
Такое новое учение, что таинство брака совершается только по согласию жениха и невесты и с благословения родителей идет уже против учения Церкви и подлежит осуждению, в книге Кормчей изреченному (л. 641):
"Вся яже чрез церковнаго предания и учительства и воображения святых и приснопамятных отец новосотвореная и содеяная или по сем содеятися хотящая, анафема".
Еще наш собеседник приводил свидетельство из Книги Кормчей о ненаписанных браках и извратил его смысл своим толкованием. Здесь говорится о внешнем порядке, о приданом и о наследстве, о совещании родителей по этим предметам, а не о совершении браков. Разница между совещанием, советованием и совершением, я думаю, всем понятна. Одно дело совещание родителей и родственников о приданом и других гражданских предметах, а иное дело совершение брака священником. Здесь о совершении брака ничего и не установлено, как его совершать, в каком виде. Свидетельство это принадлежит царю Леону, мнение котораго о совершении брака путем венчания, имеющееся в Кормчей, говорит совсем иное.
И Фотий патриарх указывает на царя Леона, что он установил церковное венчание браков чрез посредство священников, а не через 5 друзей.
О незаконности безсвященнословных браков приведу еще свидетельства из книги Григория митрополита Новгородскаго (Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь. Ч. I., Москва 1874 г. стр. 196).
"Всероссийский митрополит Иона признавал брачное совокупление без церковнаго благословения жизнию погибельною. Именно в послании к Вятчанам он писал: "Се слышание мое, сынове, что деи… у вас на Вятке чинится Богу спротивных и ненавистных дел вельми много, к крестьянской погибели: многые деи христиане с женами незаконно в невенчании живут"…
Фотий митрополит Всероссийский Новгородцам писал: "которыи не по закону живут с женою, без благословения поповска понялися, тем опитимия три лета, как блуднику, да паки совокупити их".
Макарий председатель Стоглаваго Собора в своей грамоте в Вятскую пятину писал: "Да в ваших местах… многие люди от жен своих живут законопреступно с жонками и девками, также деи и жены их живут от них с иными людьми законопреступно без венчания и без молитвы: и вы б всех тех наказывали, чтоб жили законно с своими прежними женами, а которые не жонаты, а живут с жонками и с девками по любви снявся, и те б отроки с девицами венчалися"…".
Итак, безсвященнословный брак – незаконен и отвержен и требует очищения священною требою.
Тот чин, по которому совершаются браки в обществе наших собеседников, не идет от Церкви Христовой, но самочинно составлен их учителями Павлом Любопытным да Скачковым в 1803 году и подлежит, как нововведение, клятве по Кормчей (л. 641) и 116 пр. Карфагенскаго Собора с толкованием Зонары:
"Да совершаются всеми утвержденныя на соборе молитвы… и отнюдь да не приносятся никогда вопреки веры, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны". Зонара. "Итак… собор определил произносить уже утвержденныя молитвы, а не новыя, как вводится некоторыми в противность вере; ибо что не испытано отцами, сомнительно; является при этом страх, чтобы не оказалось чего-нибудь и нечестиваго и противнаго вере; посему собор и отвергает новое" (стр. 691).
Румянцев Ф. Ф. Собеседник мой не привел до сего времени доказательств о беззаконности безсвященнословнаго бракозаключения, да таковых и не имеется во всем Писании.
Собеседник мой сказал, что наш брачный устав незаконен и даже предал его анафеме. Можно подумать, что у них имеется свой законный устав, что они так яростно отвергают наш. Но у Федосеевцев никакого устава бракозаключения нет и сочлены их собрания предпочитают безпорядок порядку. Здравомыслящему человеку не придет в голову такая странная мысль отвергать и проклинать порядок и одобрять и благословлять безпорядок.
Что наш устав составлен после 1666 г., очень понятно и естественно, так как до 1666 г. действовал священнический чин браковенчания, когда же совершился в церкви роковой переворот, то и потребовался новый устав службы и тайнодействий, каковые и были составлены блаженной памяти предками нашими, в том числе и устав бракозаключения без иерея.
Новые уставы службы крещения и исповеди приняли и наши собеседники, а только устав брачный отвергли без всяких оснований. Если отвергать новый безсвященнословный устав бракозаключения, то нужно отвергать и устав безсвященнословнаго крещения и исповеди.
Возражения собеседника на приведенное мною место из Кормчей о ненаписанных браках (л. 500) я считаю жалкими. Там слишком ясно говорится о браке, о женитве, о совершении брака, а не о приданом, о котором там и помину нет. Разве составлять брак значит составлять приданое, разве приданое несут в церковь благословения ради? Это может быть вы считаете брак и приданое за одно, а мы эти два предмета различаем. Далее слова: совет, совещаться, здесь значат, как видно из греческаго текста, "согласие", "соглашаться", а не "совещание", "советывать", как вы убеждали нас по своей совести. Нельзя же так вводить в заблуждение слушателей. Действительно, толкование Валсамона на 85 правило 6-го Вселенскаго Собора говорит, что нужно получить церковное благословение на брак, но ведь мы и не отвергаем церковнаго благословения, но требуем его, как видно из брачнаго устава нашего.
Я надеюсь, что в нашем христианском обществе ни один брак не заключался без благословения церкви, без молитвословия. В этом нас упрекнуть нельзя. Л. Ф. Пичугин на первом Всероссийском Соборе (стеногр. отч. с. 33-34) именно это и подтвердил, но к существу брака молитвословие не отнес.
Грамота митр. Макария в Вятскую пятину, которую привел мой собеседник, как раз подтверждает, что в те времена греческий обычай церковнаго заключения браков в Росии еще далеко не был всеобщим; большинство русских людей заключали браки домашним образом. Замеченные безпорядки в отношении брачной жизни заставили митр. Макария обратить на это внимание местнаго духовенства. Впрочем, свидетельство это не имеет никакого отношения к предмету нашей беседы. Мы не проповедуем прелюбодеяния, но также, как и митр. Макарий, считаем законопреступным и думаем даже, что прелюбодейному сожитию не помогут ни молитвы, ни венчание; мы также стараемся, чтобы каждый брак был заключаем в молитвенном доме при наставнике с молитвословием.
Далее мой собеседник приводил много однородных свидетельств из книги никонианского митрополита Григория, каковыя свидетельства не могут служить руководством и оправданием нашим собеседникам, неимеющим священных чинов, как и мы.
Еще такое же неуместное свидетельство мой собеседник привел из Тактикона (л. 183), где нет ни слова о безсвященнословном браке, а говорится о скверных и беззаконных браках, как то, о браке одного с двумя сестрами, о многобрачии и др. Нельзя же, не имея свидетельств по предмету беседы, хватать все, что попадется, лишь бы там стояло слово "брак". Ведь это недобросовестно. Но слушатели это оценят. Теперь перехожу к заключению моих речей. Брак по существу есть Богом установленное при сотворении человека таинство, совершителем котораго является сам Бог, невидимо, а действителями брачующиеся, видимо. Брак, как вечное Божие благословение человечеству не может прекратиться, пока люди существуют в телесной оболочке. Прекращение священства не имеет никакого значения для брака ни по существу, ни по форме его заключения, потому что брак совершается не от священнословия, а от молитвословия. Если мы священнословия не имеем, то имеем молитвословие. Утверждения же моего собеседника, что брак стоит в зависимости от священника, приводит к тому выводу, что брак также, как и священство, прекратил свое существование и что род человеческий обречен на безбрачие. Поэтому прошу еще раз моего собеседника показать, на каком основании он считает брак прекратившимся по существу.
Кистанов Р. И. Собеседник наш не опроверг мои доказательства, что Церковь никогда безсвященнословные браки не признавала законными и имеющими силу таинства. Затем он приравнял таинство брака к таинству крещения. Речь ведь идет у нас только о таинстве брака, а не о крещении, поэтому я не могу и не должен давать объяснения по такому вопросу.
Родительское благословение или соизволение не есть еще совершение брака, как думает наш собеседник, ссылаясь на 38 пр. Василия Великаго. О языческом и иноверном браке можно сказать, что он совершается верою, но вот вопрос: какой верой? Вера вере рознь! Я уже доказывал из Большого Катихизиса, что таинств церковных у нехристиан нет, а христианский брак есть таинство церковное и потому не может быть у язычников и иноверцев. Они верят по своему, что их брак законен, для них, но не для всех прочих. В настоящей речи я, по условию беседы, не имею права приводить новых доказательств и поэтому напомню вам вкратце все то, что я на беседе доказывал. Наши собеседники сами на своем Соборе признали, что безчинный брак есть безобразие (Устав Брачный стр. 109). Все те места приведенныя мною из Кормчей, в защиту нашего убеждения, остались в полной силе.
Тоже самое должно сказать о свидетельствах из Малаго Катихизиса, из книги Матфея Правильника.
Наш же собеседник в свою защиту ничего решительно не привел и поэтому браки их, совершаемые не по церковному преданию, без священническаго благословения - ничтожны и греховны, и те, кто сходятся на такой брак, на грех сходятся и требуют очищения покаянием. С моей стороны собеседнику поставлены были вопросы, на каком основании они, простецы суще, совершают свои безсвященнословные браки по своему своеобразному чину? На это я не получил яснаго и определеннаго ответа. Наш собеседник все указывал, что они руководятся первоначальным Божиим благословением: "растится и множитеся", но по нашему убеждению этого для совершения таинства брака не достаточно, так как оно было только прообразом новоблагодатнаго благословения церковнаго, посланнаго Богом будушей Церкви новоблагодатной, как говорит пр. Феодор Студит (ч. I, 300): "от этого благословения произошло всякое благословение однобрачнаго сочетания". В новоблагодатной же Церкви должно руководиться тем законом, который установила Св. Церковь.
Поэтому мы, не дерзая нарушать этот закон, остаемся в том положении, в которое привели нас обстоятельства. Лишившись пастырей освященных и не видя в Св. Писании основания, чтобы простец мог совершать законное таинство брака, мы остаемся, по нужде, при браке, который считаем беззаконным, прося помилования от Господа Бога и надеясь на Его милость.
Румянцев Ф. Ф. Наконец-то мой собеседник признал, что и у них есть брак, но только беззаконный, а во все время беседы он же утверждал, что не может быть брака без священнословия. Если без священнословия нет брака, то и их брак не беззаконный, а просто блудное сожительство, за которое человек лишается даже исповеди и причисляется к неверным. Значит и все общество Федосеевскаго согласия, живущее в таком нечестии и беззаконии лишено христианскаго звания. Собеседник мой упорно хочет, чтобы именно в браке не было никакого чина или порядка, он считает, что безпорядок и безчиние гораздо выше и чище порядка и чинности.
Между тем о чине брачном вот что говорится в Большом Катихизисе: "якоже Адам и Евва прежде падения и без плотскаго смешения прав и истинный брак иместа, и есть сопряжение мужа и жены по законном чину в сожитие нераздельное" (л. 391).
По какому же законному чину заключен был брак наших праотцев? Конечно, не по чину венчания, который начало имеет с 6592 лета, а по Божиему благословению. До чина венчания, положеннаго в Потребнике, было много разнообразных чинов бракозаключения: по писанному соглашению, которое для крепости утверждалось или служителем церкви, как лицом уважаемым и первенствующим, или перед свидетелями, наконец, обращение к Церкви было с 6592 года сделано в греческой империи обязательным по новелле Алексея Комнина, со временем обычай этот перешел и в Россию, где еще во время Макария (XVI в.) не получил общаго распространения. Церковию же вселенской чин священнословнаго венчания не был сделан обязательным. Поэтому мы имеем право заключать браки в наше время, когда священнословия, т.-е. священнодействия, в Церкви не стало, с молитвословием подобно тому, как совершаем службу, крещение, покаяние и прочия церковныя дела.
Прямых указаний о безсвященнословном бракозаключении нечего искать в книгах, составленных для священнословия. Когда были священники, какая-же была нужда в безсвященнословии? А когда священство прекратилось, явилась и нужда в безсвященнословном браке. Если служба, крещение, исповедь совершаемыя нами по новым безсвященнословным уставам, законны, то и безсвященнословный устав бракозаключения тоже законен, ибо составлен и употребляется по той же нужде и причине.
Мы исповедуем, что брак есть таинство, которое не прекратится до скончания мира, что заключаемые нами браки также законны и святы, как и венчанные в прежния времена в церквах, что порядок и чинность в составлении браков быть в Церкви Христовой в предупреждение скверных и беззаконных сочетаний. Жен данных нам при браке мы считаем законными женами и детей детьми и никогда не последуем извращению наших собеседников, чтобы жен считать блудницами и любовницами, а детей приблудными, незаконными.
Такого нечестия и извращенности, какую проповедуют наши собеседники, не видно во всей истории христианства.
Я кончил и приношу мою сердечную благодарность собеседнику и собранию за внимание и порядок. Если кого оскорбил прошу простить. Простите Христа ради.
Кистанов Р. И. Наш собеседник бросил нам упрек за мои слова о беззаконном браке, но ведь и у наших собеседников брак не лучше и не законнее нашего.
Действительно, брак вечен и безсмертен, как говорит Матфей Правильник, но для освящения брака необходимо нужен закон и священная треба, т.-е. священническое венчание, без котораго брак должен почитаться скверным. Мы не можем здесь ничего переделать, ибо боимся впасть в грех и даже ересь. Как младенец не приемлется в общение без освящения св. Крещением, так брак не приемлется без освящения, без покаяния и епитимии и запрещения.
Итак, я доказал св. Писанием, что безсвященнословные браки Церковию Христовой не признавались законными. Да и наши собеседники сами свои браки таинством не считают и считают их, следовательно, беззаконными. Мы же их браки вместе с Церковию Христовой признаем незаконными, больше того, беззаконными и ничтожными.
На том и кончаю.
Председатель. Высокочтимое собрание! За ваше внимание, за ваши труды и любовь приношу вам глубокую благодарность и прошу вознести молитвы о соединении нас. Настоящее собрание объявляю закрытым.
Молитва.
С сайта Староверие в документах
Разбор учения о браке федосеевского и филипповского согласий Собор решил оставить до будущего Собора.
|