Указом 17 октября 1906 г. в России были введены в действие Временные правила о старообрядческих общинах. В отношении к этим правилам у староверов всех согласий единой позиции не было. Именно в это время в старообрядческой среде появляются общинники и необщинники (противообщинники). Первые регистрируют свои общества и получают предоставленную законом возможность строить храмы, вести метрические книги и т.д. Вторые выступают против регистрации общин и вообще против каких-либо официальных отношений с властью.
В поморском обществе законодательство о регистрации общин было принято большинством приходов. К моменту проведения II Всероссийского Собора было зарегистрировано уже более 500 поморских общин. Вопрос о регистрации общин поднимался на I Всероссийском Соборе в 1909 году, причем, тогда регистрация общин не вызвала принципиальных возражений у отцов Собора. Но к 1912 году выяснилось, что некоторые приходы все же не могут примириться с законодательством об общинах и выступают против регистрации. Поэтому Собор решил вернуться к этому вопросу и обсудить, насколько канонична регистрация поморских обществ, не является ли она отступлением от церковных традиций в духовном плане. Этот вопрос обсуждался на девятом (вечернем) заседании 13 (26) сентября 1912 года.
Но у обсуждаемого вопроса была еще одна сторона. Правила об общинах недаром назывались временными. С 1906 года шло их обсуждение в Государственной Думе и в Государственном Совете. Вскоре после Собора предполагалось новое обсуждение правил в Государственной Думе. Поэтому староверы-поморцы решили подробно рассмотреть правила, обсудить, что устраивает и что не устраивает их во Временных правилах, какие поправки к закону следует поддержать, а против каких стоит выступить. Обсуждению этого вопроса был посвящен весь день - одиннадцатое (утреннее и вечернее) заседание.
Дискуссия на одиннадцатом заседании Собора интересна не только для историков и юристов. Как ни странно, вопросы, обсуждавшиеся при рассмотрении законопроекта об общинах, весьма актуальны и сегодня. Должны ли наставники заниматься хозяйственными вопросами или на них лежат только духовные обязанности? Могут ли иметь право голоса на церковных собраниях женщины? Стоит ли допускать к управлению делами общины молодежь, или она вносит только нестроения и светский дух в церковный порядок? Допустимо ли членам общины выяснять свои разногласия в светском суде? Вопросы эти занимают старообрядцев и сегодня...
Христианские общины. Доклад П.В.Ершова. Текст в формате * djvu (211.74 Kb)
Заседание девятое (вечер) и одиннадцатое. Дискуссия об общинах. Часть I. Текст в формате * djvu (2.27 Mb)
Заседание девятое (вечер) и одиннадцатое. Дискуссия об общинах. Часть II . Текст в формате * djvu (2.0 Mb)
По вопросу об общинах Собор принял следующие решения:
VII. Разбор временных правил о старообрядческих общинах (изданных 17 октября 1906 г.) с канонической стороны.
1. Общинное устройство христианских приходов заповедано Церковью к вечному сохранеию. Порядок устройства общины, правилами 17 октября 1906 года установленный, не противен церковному порядку. Посему приходы, принявшие общинный порядок на основании закона 17 октября 1906 года, как и не принявшие его, одинаково находятся в теле Церкви Христовой и не должны порицать один другого.
Собор поручает Совету принять меры к выполнению постановлений об общине.
-
По приходскому распорядку
1. Допускать на церковные собрания и к церковной деятельности юношей, дев, жен и вдов с 18-летнего возраста, если они ведут чистую христианскую жизнь.
2. Обратиться к христианам с увещанием, чтобы не доводили общественных внутренних дел до светского суда, а стремились бы к единению на основах любви и братства.
-
По церковно-общественным вопросам
Постановлено ходатайствовать:
а) Об изменении ст.3,6,7, 29 и о дополнении ст. 4 и 5 временных правил 17 октября 1906 года о старообрядческих общинах
б) Об отмене удаления наставников от исправления духовной должности в виде наказания по уголовному уложению.
в) Об отмене всех запрещений и ограничений, установленных для перехода в старообрядчество.
|