На утреннем заседании 13 (26) сентября участники II Всероссийского собора христиан-поморцев продолжили обсуждение вопроса о законности браков, совершенных вне церкви и о законности браков, совершенных в церкви неуполномоченными на то лицами.
Заседание девятое.
Сентября 13. Утро.
Председатель. Вчера остался неоконченным вопрос, как признавать брак, совершаемый вне Церкви. Обсуждение этого вопроса продолжается.
Грузинов, Л. И. В первыя времена христианства, если один из неверных супругов приходил в веру, то брак их признавался не законным, а только терпимым, и были случаи, что таковые браки расторгались. В то время сожительство верных с неверными считалось, как попущение, а не как закон. Действительно были такие браки, но 6-й Вселенский Собор положил запрещение. Поэтому мы не должны на основании закона допускать таковые браки. Конечно, мы не в состоянии расторгать их, но мы можем и должны не принимать таковых в общение церковное без запрещения за отступление от веры на 12 лет.
Тарасов, И. Д. Брак вне Церкви Христовой по согласию жениха и невесты и по благословении родителей чужд вере, но не противен закону и расторжению не подлежит. Как признать смешанный нехристианский брак, который есть порождение плоти и нарушение чистоты телесной, где брачущиеся выступают из воли родительской, отступают от истинной Церкви Христовой для сочетания брака тайно.
Как вам известно брак составляется по благословению родителей, а тут благословения родительскаго нет, а 38 пр. говорит: «без воли отца последовавшая мужу блудницей именуется».
Прошу вашего разсуждения, если настоятели такой брак считают законным и принимают исправлением начала и сочетают на молитву с верными и отлучать на время от Церкви считают простецам недарованным, то как признать таковых настоятелей, могут ли они быть настоятелями Церкви и отцами духовными?
Председатель. Вношу поправку Благословение отца — это обряд, это есть почесть отцу, но отец и мать не имеют права производить насилия, а должны руководствоваться законом Божием. До 25-летняго возраста только имеют родители власть над детьми. Если до 25 лет уговаривали, удерживали, останавливали дочь, она должна повиноваться, а как наступило 25, то вольна идти за кого хочет.
3агребин, А. П. Церковь внешние браки признавала и признает и никогда никаких дополнений им не делает. В программе поставлен еще вопрос: «браки совершаемые в Церкви, но не уполномоченными на то лицами» Кормчая говорит: (гл, 51, л. 523, оборот). «Венчание и благословение супружества в Церкви достоит совершаться пред людьми». У нас венчания нет, а только благословение церковное. Если благословят отец с матерью, это не достаточно, нужно церковное благословение, надо идти к настоятелю, если есть настоятель и церковь, благословиться надо, это законно. А брак христианина тайный вне Церкви я считаю незаконным, и вместе с тем по 26 правилу Василия Великаго я обязан принять их с запрещением блудодеяния.
Чуев, К. М. Прошу обратить внимание на те христианския общества, которыя в отношении брачных сочетаний находятся в великой нужде. Есть много обществ, разсеянных среди целаго моря иноверных, христиане множатся, подрастают женихи и невесты, а пары себе не могут найти по вере и по положению. И приходится таковым бедным идти к иноверным замуж или брать у них, а по душевному расположению они остаются христиане и не хотят оставить свою Церковь, приходят к ней с покаянием, со слезами. Так неужели же мы должны отпихнуть таковых, толкнуть их собственными руками в иноверие? Нет, таковых мы принимаем, но в закон не вводим, а делаем по снисхождению.
Богданов, В. И. Мы должны все меры употребить, чтобы не допустить какого-либо учения, противнаго Церкви православной, а если будем допускать на таких съездах и соборах, то, как в Евангелии сказано, будем язычники и мытари. Церковь не должна пропускать чрез ограду врагов, и допускать таких смешанных браков.
Синицын, И. И. Брак христиан вне Церкви православной считается всеми канонами незаконным и законным быть не может. Если и бывают по нужде такие браки, то это дело надо исправлять настоятелю, а без нужды такой брак не законен. Но расторгать эти браки, действительно, трудно, нужно дать какое-нибудь снисхождение и по исполнении эпитемии, принять на покаяние, но на общия моления не принимать.
Кондратьев, Ф. П. Горестное положение последних времен и соблазны мира колеблют умы некоторых христиан, а потому стоящим на страже охранения староверия необходимо приложить много трудов к устранению соблазнов, окружающих дорогих по вере братий, для спасения коих нужно возвестить, что мир и его увлечения так ничтожны в сравнении с будущею нескончаемою жизнию.
Если благ закон уст Божиих по словам пророка Давида, — паче тысяч злата и сребра, — то тем более дорог для нас этот закон, служащий нам светильником при шествии в настоящей жизни к жизни вечной.
Хранение и исполнение закона Божияго утвердит всех христиан на твердом основании исповедания Христова и исполнит нас изобильно той любви, которая содержит Закон и Пророки, и невольно заставляет носить друг другу тяготы греховных немощей, и полагать за други своя душу свою. Достигать в такое совершенство обязан каждый христианин, стремящийся о спасении не только своего, но и немощных братий. Поэтому, наши христиане собравшись при общей любви, разсуждая о делах христианскаго благолепия, стремились к сохранению Законов Св. Церкви и только снисходя к некоторым немощным, ставили исключенія* [*Примеч.- Которыя не ставятся в закон, а отстаются исключениями по снисхождению (см. Твор. Феод. Студит, ч. I, 182-183]. Эти исключения по вопросу о браках смешанных были выражены не так ясно, а потому, желая придти к общему согласию и любви, предлагаю Боголюбивому собранию следующее мое мнение, основанное на святоотеческих правилах:
Браки внешние считаются законными согласно 72 правила 6 Вселенскаго Собора. Браки же верных с неверными признаются незаконными, а потому Христовою Церковию недопустимы, согласно 52 правила книги Номоканона. — Браки совершенные вне Церкви до христианскаго Собора, вследствие крайней необходимости расторгать нет возможности, потому что они находятся вне Церкви, но если отступившая сторона приступит к отцу духовному, то он согласно Св. Писания должен принять ее на покаяние. Вследствие же крайней необходимости и печальнаго состояния при уходе христиан в иноверие, и по совершении там брака приходящаго по раскаянии в благоверие, принять согласно 14-го правила Четвертаго Вселенскаго Собора.
Браки совершенные без участия наставников, вследствие какой-либо крайней нужды, можно признать законными, согласно книги Кормчей листа 500, только при наличности уважительных причин.
Председатель. Я напоминаю Собору решение по этому же вопросу Перваго Всероссийскаго Собора, которое по моему мнению вполне законно и удовлетворяет требованиям современной жизни.
Предлагаю утвердить такое решение.
Собор утверждает постановление о смешанных браках Перваго Всероссийскаго Собора.
Браки христиан должны совершаться уполномоченными на то лицами, настоятелями и наставниками общин и приходов.
Решение принимается.
С сайта Староверие в документах