Комиссия, основываясь на правилах Святых и Богоносных отец и Священнаго Писания, постановила :
1) При входе в храмы молитвенные, каждый истинный христианин должен творить прощение после земных поклонов настоятелю и на обе стороны братии в пояс, и со смирением становиться на свое место, а ежели кто давно не был в храме и примирщивши, то вызвать наставника и в притворе положить установленный начал: это считается наше краткое покаяние, согласно книге «Сын Церковный», глава 31-ая и 50-ая, и оно нужно каждому христианину и христианке, а .в особенности в настоящее плачевное время для того, чтобы многие уже и во весь год не приходят к своим наставникам, не каются им и не очищают свою совесть пред Богом, то хотя в эти минуты, когда мы, по желанию или случайно, являемся в храмы, — то хотя здесь, в церковном притворе, мы должны принести это краткое покаяние и войти в храм молитвенный со страхом и благоговением и стать на молитву.
2) В храмах должны быть избраны во всех приходах распорядители и блюстители порядка. Блюстители обязаны следить за всеми порядками и тишиною в храме, а также на их обязанности лежит строго следить за входящими в храм, а главное обращать внимание на лиц входящих в храм в нетрезвом виде и явных нарушителей порядка в храме, чтобы не отвлекать настоятеля и молящихся от молитвы и отнюдь не допускать в клирос табашников, брадобривцев и пьяниц, потому что у табашника и пьяницы ум всегда помраченный, а от помраченнаго никакая молитва не восходит к Богу: явные табашники и брадобривцы, если имеются налицо из христиан прихода и войдут в храм то должны только стоять со смирением и не молиться вместе. (Кормчая гл. 3 пр. 10).
3) О одежде: хотя одежда по нашему мнению и второстепенная вещь, но о ней тоже сказано в Писании, а в особенности Сам Господь Бог через пророка Софонию о ней говорить, что «и будет в день жертвы Господней и отмщу на князи и на вся оболченная во одеяния чуждая и отмщу на вся превратныя в той день наполняющих храм Господа Бога своего, со всяким насилием и лестью» (гл. 1, ст. 8), и Апостол зач. 282-е: «Да молитвы творят мужья и жены во украшении смиренном, со стыдением украшати себя, не в плетении, ни златом или бисером или ризами многоценными, но якоже подобает женам обецевающимся благочестии делесы благими». Вот ясно сказано, каким нам нужно быть и приходить в свои храмы молитвенные на молитву, - не со стриженными затылками и бритыми брадами, как у татар и язычников, и не с короткими юбками и вырезанными плечами, как у вавилонских и ассирийских блудниц, а нужно иметь в таком месте только одно духовное уврачение и молитву.
Текст о брадобритии из Священного Пнсания, и правила Святых Отец: 1) Господь заповедал чрез Моисея всему сонму сынов Израилевых еще в Ветхом завете (Библия, Левит, глава 19, ст. 27) 2 «…Не сотворите обстрижения от влас глав ваших ниже бритие брад ваших. Азъ Господь, Бог ваш." 2) Книга Судей, гл. 13. ст.5: „Явися Ангел Господень жене Маккавеев - глаголя: се ты неплодна и не рождаешь, но зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется главы его, потому что младенец сей будетъ Назорей Божий." Аще зри книги Вера, гл. 15, лист 128: Большой Потребник. гл. 71. лист 12, Стоглав - 40-я и Иезекиль гл. 71, ст. 20.
4) О приличии в храмах: в молитвенных храмах нужно вести себя тихо и прилично, зная, что здесь дом Божий для собрания верующих христиан, а в особенности, когда совершается пение молитв и чтение Божественнаго Писания, - в это время и кашлять, нельзя, а не то что выходить и пропускать службу. Таковые будут осуждены с Иудою Искариотским (книга Златоуст, слово 83-е.лист 246-й). Нужно стоять на одном месте, ни
кого не стеснять и не спихивать. Согласно книги Сын Церковный, гл. 23 и 46, - всячески оберегать себя от всяких сетей дьявола, так как в настоящее время дьявол ходить, как лев, рыкая, ища кого поглотити (Соборное послание Петрово, зач. 63, ст. 8).
5) К читателю: уважаемый читатель и читательница, Духовная Комиссия не задалась навязать вам насильно сии правила из Священнаго Писания; как Христос говорить в Евангелии толковом, лист 61-й, неделя 3-я поста: «Не томлю, рече, ниже понуждаю кого, но всякаго оставляю властителя изволению своему». — и поэтому мы, как духовные безпристрастные врачи, поставленные Вселитовским Старообрядческим Съездом на служение духовному делу и хорошо зная ваши немощи и слабости к новшеству настоящаго века, просим вас и молим Христа ради, если вы истинные христиане и дорожите своим древним и истинным христианством и религией, поморской старообрядческой, которая религия выявилась с очень отдаленных времен, а именно - в Выговской пустыне, и как кристалл очистилась от разных нововведений и ересей, и кровию мученическою венчалась, где погибло многое множество христиан, ратовавших за веру Христову, вы, как истинные христиане древняго благочестия, должны хотя отчасти подражать им и выполнять то, что они оставили нам в наследие для нашего же собственного спасения. За что-нибудь да они страдали, шли на смерть и устилали путь своею кровью. Поэтому и просим вас мы, худые, грешные и недостойные ваши наставники, словами апостола Павла: «Братие, повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтесь; тии бо бдят о душах ваших, яко слово имуще воздати» в день Страшнаго Суда Божия о вас и о всех ваших делах духовных (Апостол, зач. 335). И другой текста говорит: «Братие, помните наставников ваших, и, взирая на скончания их жизни, подражайте веру их: Исус Христос вчера и днесь, Той же и вовеки: в научении странна и различна не прилагайтесь.»
Бог мира и любви да будет с вами и наша любовь со всеми вами, ныне и присно, и вовеки веком, аминь.
Духовная Комиссия Центрального Ковенского Старообрядческого Съезда.
|