ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБОРА
В городе Самаре
В лето от сотворения мира 7413
По Рожестве Христове 1905
Месяца сентября в 14 и 15 день
Во имя Святыя Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во имя любви и единения о Господе Исусе Христе
Мы, нижеподписавшиеся христиане законобрачного согласия, съехавшиеся из различных мет России Соборне уложили:
Именуемых феодосиян и филипповцев, которые ныне отвергают богопреданный брак для умножения рода человеческаго, непрочно определяющих свои противные мнения, что антихрист ниспроверг священство без котораго не может состоять брак, подтверждая таковое мнение 43 главы книги Кормчей, новой заповедь. Алексия Комнина, каковое мнение феодосиян и филипповцев нам показалось не только что не точным, но даже противным Божию обетованию, данному на роде тварей, созданных Богом для существования их на лице земном: а из таковых обетование первое принадлежит на роде человеческом, в лице праотцев наших Адама и Еввы.
При настоящем соборном суждении и прении сторон возник существующий вопрос, на случай обращения феодосиян и филипповцев в лоно Христовой Церкви, которую мы ныне чисте всепоследнейшие исповедуем, чрез какое посредство принимать раздорных феодосиян и филипповцев: так как за последнее время от некоторых християн возникло сомнение по отношению феодосиян и филипповцев, не иначе принимать в Церковь Христову, как только через посредство новаго для них крещения.
Посему Собор по многом испытании и прении сторон решил:
Феодосиян и филипповцев, приходящих ко Святей Соборной Апостольской Церкви, принимать с письменным отречением их заблуждения, согласно толковании на 95 правило VI Вселенскаго собора, 1 правила Василия Великаго, VIII Карфагенскаго собора правил 47 и 57 и человеколюбиваго приема еретиков иконоборцев Церкви Христовой, что и приемлемо было на VII Вселенском соборе, приходящих от ересей иконоборцев без повторения крещения, что и видно из жития Святаго Тарасия Патриарха Царя Града, председателя VII Вселенскаго собора (Четия Минея февраля 25 дня) и Апокалипсиса 2 главы и по обычаю отцами нашими до сего устроенному, по принесении ими раскаяния, отречения от их заблуждения и исповедания всех догматов, содержимых Святою Христовою Церковью, и для сего должны они засвидетельствовать сие целованием Животворящего Креста Господня и Святаго Евангелия, и через такой порядок приемлются они к стаду Христовой Церкви, епитимисуя их сорокадневным постом и тысячным правилом.
Мнение же некоторых християн, чтобы феодосиян и филипповцев подвергать перекрещиванию, когда таковые заявили бы они желание присовокупиться к Церкви Христовой, собор не принял.
Конец.
При том Святый Собор испытал Григория Евдокимовича Токарева Городецкаго, в поклонении иконы Господа Саваофа, пишемаго по Данилову видению, Отца по снисхождению и Сына в будущей восприятой плоти, нашел его мнение еретическим, так как Токарев всему собору заявил:
«Это он мнит, что четыре тайны он видит у Даниила и двух лиц Сына и Духа».
Собор нашел его мнение еретическим, близким к латинству, Образ же Отч по видению, а не по существу утвердил писанием Даниил, глава 7 Соборник большой в неделю 1 Святаго поста, слово 4, Кириллова, лист 56, Иероним, часть 7 страница 109, часть 10, страница 24, Епифания Кипрскаго часть 4 страница 240.
Затем Собор просил Токарева покаяться в этом хульном и противном Церкви мудрствовании троекратно, однако Токарев остался при своем упорстве, тогда собор единогласно объявил Токарева отлученным от Церкви.
Отлучение объявил по поручению отцов Собора
Петербургский настоятель християн города Петербурга, с амвона молитвенного дома по следующей форме:
«Григорий Евдокимович Токарев за свое упорство против представленнаго ему учения Божия Церкви Писания и непокорства увещанию всего Собора, а тем более за его ересь: «четыре тайны и Сына и Духа в видении ветхаго деньми и яко Сына человеча идуща к ветхому деньми» объявляется от Церкви отлученным!»
Собор единогласно воскликнул: «Аминь»!
А потому християнам всероссийским это отлучение Токарева да будет известно, в чем и подписуемся:
Председатель Собора Иван Иванович Зыков
Подписи 84 членов Собора
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о сим Соборе
Именем Всемогущаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа,
Мы, нижеподписавшиеся християне города Самары, сим объявляем к сведению всех християн обширнаго нашего Отечества, богоспасаемой России.
По благоволению Божию, в городе Самаре собрался наш християнский Собор, единоверной братии, приемлющих законныя браки, господоименитом нашем молитвенном доме, как во множестве отцов духовных, так и защитников нашея христианския веры.
По рассмотрении о именуемых феодосиянах и филиповцах положили: принимать феодосиян и филипповцев, если таковыя пожелают придти к соединению с нами, посредством отречения от заблуждения их суеверия и безчиния и постом сорокодневным, уложили о сем и соборне утвердили своим подписом.
Между тем получилось, что несколько лиц, приехавших из Сибири, во главе Григория Евдокомова Токарева, к решению Собора не подписались, а между тем, тайным образом написали личное свое мнение, в частном доме, где квартировал Сибирский Ипатий Наумович Мякинин, и тайно, как сами, так и некоторых подговорив, подписали какой-то нам неизвестный приговор.
А потому и доводим до всеобщаго сведения всероссийских християн, что как бы не называли эти сибирские люди свой тайный документ, объявляем его подложным!
А соборный акт, скрепленный руками всех собравшихся отцов духовных и главных деятелей сего великого святаго Собора, принимать за истинный.
Настоятель християн города Самары Афанасий Харитонович Покашляев
Попечители Самарского Молитвенного дома:
Алексий Константинович Ушанов
Иван Иванович Еделев
Изложение и Постановление Собора, бывшаго в Самаре 1905 г. 16 сентября
На разсмотрение Собора християн поморцев брачных в Молитвенном доме г.Самары сделано предложение «О самокрестах» : села Винновки и Федоровки, сужденных различными Соборами: Первым в городе Нижнем Новгороде, бывшем в 1867 году, принявших этих двух поименованных мест: Винновки и Федоровки.
За тем возникло у некоторых християн сомнение о начальном произшествии этих самокрестов, и в городе Саратове на частных соборах, бывших еще в 1872 и в 1881 годах, постановлено не принимать винновских и Федоровских, именуемых самокрестов.
В таковом же духе был Собор в Самаре в 1896 году.
Таким образом, и настоящий Собор, в заседании 16 сентября года положил: винновских и федоровских самокрестов за темное их по вере происхождение отнести для исправления, если которые из них пожелают к законам церкви: 73 правила карфагенского Собора, 85 правило шестаго Вселенскаго Собора и 203 ст.Номоканона, пусть крестятся таковые в истинной церкви християн поморцев: да не двоедушия ради лишатся божественнаго просвещения.
|