О замирщении
1) Что есть замирщение, ересь или грех. К какому роду законопреступлений отнести замирщение и следует ли замирщенных отлучать от церкви. Возможно ди допустить замирщение по нужде.
Мирщение есть грех, противный уложению церкви. Пребывающие по слабости в грехе должны быть наказуемы отцами духовными посильными епитимиями, согласно учению Федора Студита, ч. 2, стр. 610. Христиане, живущие в домах иноверных, состоящие на службе и находящиеся в других исключительных обстоятельствах, достойны снисхождения
О брадобритии
1) Можно ли допускать на общую молитву бреющихся, стригущихся наголо (по татарски) и делающих всякия необычныя прически, и как их принимать
Брадобритие Церковию воспрещено безусловно. ( Кормчая, гл. 47; 96 пр. 6-го Вселенскаго Собора; Большой Потребник л. 259; Соборник, л. 375 об.; Стоглав гл. 40
3) Допускает ли христианский закон брадобритие и терпимо ли оно церковию.
Брадобрейцев считать явно нарушающими закон Церкви. Христиане, бреющие бороду и делающие быть на общей молитве, должны прежде всего обращаться к своим отцам духовным, которые таковым должны делать назидание на покаянии на едине и при собраниях. Если же этими кроткими мерами не уврачуются, тогда отцы духовные должны вразумлять таковых мерами, принадлежащими им по праву, памятуя слова Апостола (зачало 297), и лишь в крайнем случае - отлучить, пока явно не оставят сего противозакония.
3) Считать ли бреющихся или подстригающих браду еретиками или грешниками.
Християнину следует убирать голову по обычаю христианскому. Если же христиане нарушают этот обычай, - то таковым отцы духовные должны делать назидание на основании учения Иоанна Златоуста в кн. Благовестник л. 24, но от церкви не отлучать.
О табакокурении
1)Считать ли христиан, крящих табак, еретиками или грешниками. К какому разряду грехов отнести табакокрение
Табакокурение есть чрезъестественный грех
2) Можно ли сообщаться с явно курящими и как их принимать в общение.
С явно курящими не сообщаться.
3) Можно ли общаться с христианами, торгующими табаком
Христианам не подобает торговать запрещенными Церковию товарами
Об употреблении водки, чая и других припасов
1) Погрешимо ли пить чай и вино (водку)
Чаепитие есть грех сластолюбия.
2) Можно ли называть употребление чая и водки ересью и отлучать за это. Можно ли допускать на общую молитву пьющих чай и водку
За умеренное употребление чая и водки не отлучать. Не гнушающихся чая и вина, но воздерживающихся, Собор похваляет
Об иноверцах
Федосеевцы и филипповцы
Вопрос о бракоборах на Соборе не решать, но пригласить их через особую депутацию к совместному обсуждению вопроса о браке.
Как принимать самокрестов: крещением или началом. Можно ли считать крещение самокрестов истинным. Можно ли сочетать браком христиан с самокрестами. Погрешают ли защищающие самокрестов христиане.
Самокресты, которые научились и приняли правило от нашего наставника, признавая нашу Церковь за истинную, крестились сами по нужде крайней, приемлются без повторения Св. Крещения. Тех же самокрестов, которые не признавали нашу Церковь Христовой и сами себя крестили, при приеме крестить
Как принимать в Церковь Христову рябиновцев и бабушкиных
Тех и других при приеме должно крестить, как неимеющих благодати Св.Духа и происшедших от иновернаго корня
О приходящих от Господствующей в России Церкви
Какой порядок приема от Господствующей Церкви
Чрез таинство Св. Крещения.
О Белокриницком священстве
Какую хиротонию имел митрополит Амвросий: православную или еретическую
Так как митрополит Амвросий получил хиротонию от еретиков, то Белокриницкую иерархию считать безблагодатной.
О ереси Г.Токарева
Как считать Токарева, сеящаго раздор и смуту в Церкви. Действительно ли крещение от Токарева и его последователей.
Гр.Токарев за ложное учение и непокорность Христовой Церкви отлучен на Самарском Соборе 1905г. и настоящий Собор "отлучение Токарева утверждает и подтверждает, а посему как Токарев, так и общающиеся с ним, должны считаться одинаково отлученными. Крещение от них неприемлемо.
На чем основано поклонение Отчу Образу
Смотри: 7 гл. пророка Даниила, Б.Соборник 1 неделя поста 4 слово Иоанна Дамаскина.
О секте средников
Как считать тех, которые празднуют Святую Пасху и воскресные дни в среду на основании изменений, внесенных Никоном в ключ грани.
Так называемые средники по 7-му пр. 2-го Вселенскаго Собора и по 7-му пр. Лаодирийскаго Собора подлежат приему, как еретики 2-го чина, т. е. должны быть крещаемы при приеме в Церковь Христову
Об уклонившихся в ересь
Как принимать христиан, уклонившихся в ересь и вновь приходящих в Церковь Христову
Истинное Крещение повторяться не может, поэтому обращающихся отпадших христиан не должно крестить, но принимать покаянием и епитимией. - Тех же, которых отпадший крестил, будучи в ереси, при обращении крестить (1-е пр. Василия Великаго; Никон Черногорец, ел. 63).
О порядке службы.
О пении и чтении
Какое пение правильнее: на он или наречное. Можно ли онное пение назвать еретическим и разделяться из-за этого
Пение на он и на речь предоставляется усмотрению прихода. Ни то ни другое не хулить и из-за этого не крамолиться и не разделяться.
О каждении
В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Св. иконы и братию, и всех ли.
Кадить крестообразно
Кто, кроме отца духовнаго, может кадить.
Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный.
Можно ли кадить замирщенных и отлученных.
Замирщенных и отлученных не кадить
Можно ли кадить иконы за стеклом.
За стеклами иконы кадить можно.
О крестных ходах
Можно ли простолюдинам носить Святые иконы и кресты в разныя места: на поле, кладбище, во время засухи. Можно ли совершать крестные ходы во Святую Пасху, Богоявление на воду и в день положения во Гроб.
Крестные ходы простолюдинам совершать можно: на кладбища, на поля во время бездождия, в Пасхальную заутреню. В других же случаях не следует
О Богоявленской воде
Можно ли простецам святить воду и колодези на Богоявление, а на Преображение - плоды.
Кадить воду и колодцы на Богоявление, плоды на Преображение, а на Пасхе хлебы - наши отцы духовные могут
Нужно ли и как и когда и в память чего употреблять богоявленскую воду. Какую воду считать святой: взятую ли из реки в полночь на Богоявление, или освященную отцом духовным за службой Богоявлению. Погрешают ли сомневающиеся в святости Богоявленской воды и не принимающие ее.
Брать воду на Богоявление в полночь из рек, прудов или колодезей есть древний и святой обычай. Воду эту считать святой и употреблять с благоговением в указанных в Писании случаях
О богослужебных книгах
Напечатать с одобрения Собора единый Устав Службы церковной.
Напечатать единый Устав Службы и Потребник, согласно с уставом Церкви и поморских отцов - весьма желательно. Поручить подготовку этого дела Духовной Комиссии для представления на утверждение будущему Собору.
Насколько исправны и приемлемы книги Уральской и Преображенской печати. Богоугодно ли совершать Богослужение по единоверческим книгам.
Книги единоверческой, Уральской и Преображенской печати, если они напечатаны исправно, не отвергать. Преимущество же отдавать книгам Преображенской печати.
Необходимо иметь свою типографию для печатания исправных книг.
Приложить все усилия, чтобы иметь книги своей печати
О старообрядческих училищах и учителях
Поставить духовной обязанностью иметь при каждом Обществе и Общине свои школы как для детей, так и для взрослых.
Желательно иметь свои школы. Подготовка учителей необходима
Ходатайствовать перед правительством и земством об отпуске средств на постройку и содержание наших училищ. Составить программу и учебник для преподавания Закона Божия старообрядцам.
Поручить особой Комиссии разработать эти вопросы
Погрешимо ли отдавать детей в иноверныя училища.
В силу необходимости учащиеся дети христиан в иноверных школах и родители их неповинны в нарекании какого-либо отступления от Веры.
Училище для отцов духовных и начетчиков
Необходимо учредить в Москве училище для приготовления настоятелей и начетчиков.
Поручить Духовной комиссии разработать этот вопрос
Об общинах
Разъяснить, что значит община.
Погрешимо ли устраивать общины, и не погрешимо ли существу Веры утверждение гражданской властью отцов духовных и молитвенных домов.
Можно ли разделяться и не иметь общения из-за Общины
Разъяснить Закон 17 Октября 906 года об Общинах и возбудить ходатайствооб изменении некоторых статей его согласно Каноническим правилам
Общинное устройство непротиво законам Церкви (Кн.Альфа, гл.24). Закон 17-го Октября 1906 г. и законопроект старообрядческой Комиссии Государственной Думы принять можно, кК охраняющие положение нашей Церкви в Государстве и не притиворечащие законам Церкви.
Гражданская власть не утверждает избрание настоятелей, а принимает лишь к сведению. Молитвенные дома утверждаются только, как постройки, а не по сущесту.
Из-за Общины разделяться нет законных причин. Нежелающие принять Общину могут управляться по-старому
Об учреждении союза поморских обществ и общин
В целях духовнаго объединения, взаимопомощи и благотворительности учредить Всероссйский Союз, в который вошли бы все наши Общества и Общин
Поручить разработку этого вопроса Совету Соборов.
О пророках и антихристе
Доклады сделают Ив.Ив.Зыков и Л.Ф.Пичугин
Доклады за недостатком времени не читать, но напечатать их в Деяниях Собора
О молении за Царя и власти и о присяге
Как молиться за Царя
За предержащую власть древняя Церковь в лице Апостола Павла повелела молиться, а потому и мы за царей наших молимся в подобающих случаях словами: «Спаси Господи и помилуй державнаго Царя нашего» и поем молебен Кресту.
Какую присягу принимать христианам при вступлении на военную службу, на верность Царю, на суде и прочие. Следует ли пр этом целовать Крест и Евангелие
Прочитанные формы присяги одобрить
О храмах, иконах и кресте
Какой внешний и внутренний вид должны иметь наши храмы и молитвенные дома: древне-русских церквей или простых жилых домов.
Строить, как кому желательно.
Можно ли покупать у мастеров: иконы, кресты, утварь, свечи, масло.
От иноверных писцов иконы и кресты не должны быть приемлемы, а также и меднолитые образа за исключением Федосеевских, которые можно покупать; за неимением своих мастеров простительно покупать утварь, масло и ладан у внешних. Для приготовления же свечей постановлено учредить в Москве Всероссийский свечной завод.
Богоугодно ли засвещать лампады гарным маслом.
Не богоугодно, ибо жертва должна быть чиста, а не как жертва Каинова
Желательно, чтобы иконы у иконоторговцев были засвидетельствованы в их правильности церковной печатью.
Желательно. Поручить Совету разработать способ осуществления. Учредить в Москве склад икон для снабжения провинции.
Можно ли поклоняться Кресту с изображением Св. Троицы и титлами IНЦI
Кресты, как меднолитые, так и писанные на дереве в восьмиконечном виде с приписью Нерукотвореннаго Образа, солнца, луны и архангелов и словами: "1с Хр Цр Славы сын Божий" Церковию приняты для поклонения. Других крестов не видим в древней Церкви.
Титла I H Ц I Пилат написал от себя, как сказано во Св. Евангелии словами Пилата: "еже писах - писах". Но не следует враждебно относиться к братьям по вере, которые по стародавнему обычаю принимают кресты с титлами и изображением Отчего Образа и Святаго Духа.
Можно ли ходить в еретические Церкви
Покланяться и лобызать находившияся в еретических храмах Святыя мощи и древния чудотворныя иконы признаваемыя Церковию не возбраняется
О праздничной работе
Можно ли за работу в праздники отлучать от Церкви. Погрешают ли земледельцы, начиная полевыя работы в 4-й день Святой Пасхи.
Работать в праздники без крайней нужды запрещается.
Об устройстве типографии и издании журнала
Необходимо иметь в Москве свою типографию для издания старопечатных богослужебных и богословских книг. Желательно издавать наш церковный журнал ддя укрепления Церкви и противодействия журналам иноверцев.
Желательно в будущем устроить свою типографию. Теперь же издавать ежемесячный журнал для обеспечения котораго объявить подписку. Необходимо, чтобы все Общества и Общины приняли в ней участие. Организацию поручить Совету.
Разные вопросы
Прославил ли Бог кого-либо из отцов Стоглаваго Собора нетлением мощей.
Таковые суть: члены Собора Гурий и Варсанофий Казанские Первосвятители и Святой Филипп, Митрополит Московский, бывший во время Собора игуменом.
Существует ли в наш плачевный век иноческий лик
Христианские монастыри существуют в Алтайских горах, по рекам Убе и Чарышу, в г. Чугуеве в Северо-Западном крае и других местах.
Постановлено обратиться ко всем христианам с просьбой указать адреса монастырей и заграничных обществ, чтобы приглашать их на будущие Соборы
О страховании храмов
Погрешимо ли страховать храмы и молитвенные дома.
Стены храмов страховать не возбраняется.
О торговле в храмах
Можно ли продавать во время службы в храме свещи и производить сбор денег на нужды храма.
В преддверии храмов можно торговать свещами, маслом и прочими жертвенными предметами.
Производить сборы во время службы в храмах не запрещается.
О процентах
Возможно ли содержать храмы на проценты с капиталов.
Содержать храмы на проценты с капиталов не запрещено.
Пересмотр постановлений прежде бывших соборов
Собрать деяния по возможности всех Соборов, бывших на Руси от времен Никона до наших дней и с одобрения Собора составить из них книгу правил
Поручить совету собрать Деяния Соборов и представить будущему Собору, а христиан просить прислать имеющиеся у них списки Соборных Деяний прошлых времен секретарю Собора в Москву
Гражданские ходатайства
О возвращении отобранного во времена гонений церковнаго имущества.
Об освобождении христиан от неподобающих им общественных повинностей ( напр, сторожить иноверческия Церкви ).
О воспрещении полиции вмешиваться в наши духовные дела.
О наделении землей старообряцев Северо-Западнаго края.
Передать в ведение Совета и поручить ему от лица Собора проведение их в жизнь
По обоюдному согласию с депутацией от Московских Федосиян постановлено:
Устроить в Октябре сего года братския беседы о браке с Федосеевцами в Москве.
Жалобы и прошения.
Оставшиеся неразсмотренными жалобы и прошения передать на решение Духовной Комиссии, которая для сего соберется в сентябре сего года в Москве и поставит по ним решения. Желающие, чтобы их жалобы и прошения были разсмотрены в Комиссии, должны представить их четко переписанныя в двух экземплярах с оставлением в каждом из них свободной страницы для написания решения. Один экземпляр остается в делах Комиссии, а другой будет выдаватья на руки. За каждую жалобу или прошение постановлено взимать по три рубля на содержание Комиссии.
Жалобы и прошения, неоплаченныя до 25 сентября сего года, разбираться не будут.
О времени созыва Комиссии будет заблаговременно оповещено всем христианам.
Председатель Собора Л. Ф. Пичугин.
Товарищи Председателя: И. И. Зыков, Т. А Худошин.
Секретарь Собора Н. П. Ануфриев
|