СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ
Соборне уложили:
О созыве ежегодных Соборов в Москве.
Созвать Второй Всероссийский Собор в Москве 1 Мая 7419 года. Устройство поручить Совету.
О существе церкви Христовой и ея Таинствах
Доклад по этому вопросу сделает Л. Ф.Пичугин.
Доклад, сделанный Л. Ф. Пичугиным о Существе Церкви Христовой, признать вполне основательным, законным и в высшей степени желательным для ознакомления всех по вере братии наших. Поэтому постановлено отпечатать таковой в Деяниях Собора для изучения и руководства всем христианам.
О настоятелях и духовных отцах.
Доклад по этому вопросу сделает Т. А.Худошин.
Доклад, прочитанный Т. А. Худошиным, признан полезным и ценным для Христовой Церкви. Определенно отпечатать таковой в Деяниях Собора
Порядок выборов, поставления и отрешения отцов духовных
Составить правила для выбора и доставления духовных отцов. - Установить форму ставленной грамоты для отцов духовных. - Кто имеет право судить, отлучать и извергать отцов духовных в случае совершения ими какого-либо противозаконного поступка. - Установить порядок перехода отцов духовных из одного прихода в другой. - Требуется ли преподать благословение помощнику отца духовного, когда он избирается в отца духовнаго. - Какой возраст должны иметь отцы духовные при поставлении.
Передать все эти вопросы на разсмотрение Духовной Комиссии, которая предоставит доклад на утверждение будущаго Собора, руководствуясь теми пожеланиями, которыя были высказаны на Соборе
Права и обязанноети отцов духовных
1) Установить соборне, как считать наших отцов духовных: духовными лицами или такими же простецами, как и миряне. Имеют ли они преемственно-передаваемую благодать Духа Святаго.
Отцов духовных не следует считать простецами, так как они получают, по избрании приходом и по благословении другаго отца духовнаго, преемственно-передаваемую благодать Духа Святаго на управление церковию.
2) Может ли быть отцом духовным: Двоеженец
Отцы духовные, обязанные двумя браками, не могут быть служителями церкви, на основании 17-го пр. Святых Апостол и 12-го пр. Василия Великаго
3) Вдовец
Вдовец может быть отцом духовным, если ведет достойный образ жизни
4) Имеющий иноверную жену
Отцом духовным не может быть имеющий иноверную жену на основании 14-го пр. 4-го Вселенскаго Собора
5) Двуобручник
Двуобручник, как и двоеженец, не может быть отцом духовным, так как обручение равно по силе бракосочетанию
6) Безграмотный или малограмотный
Неграмотный не может быть отцом духовным на основании книги Кормчей, л. 308.
7) Жена котораго впала в прелюбодеяние
Лицо, жена котораго впала в прелюбодеяние, не может быть отцом духовным.
8) Отлученный
Отлученный не может быть отцом духовным, на основании 10-го пр. Святых Апостол.
9) Женившийся на вдове или на оставленной без вины жене
Женившийся на вдове или на оставленной без вины жене не может быть отцом духовным
10) Может ли отец духовный, самовольно отказаться от отечества, быть избранным вновь в том же приходе, если того желает большинство прихожан
Отец духовный, отказавшийся от отечества самовольно не может быть избран вторично отцом духовным , на основании 9-го пр. 3-го Вселенскаго Собора; кн. Кормчей, гл. 54, вопр. 12; 17-го пр. Василия Великаго и Матвея Канониста, состав 5, гл. 28.
11) Можно ли давать и принимать плату за труды при совершении таинств
Давать или принимать плату за труды при совершении таинств не подобает отцам духовным, ибо сказано во Св. Евангелии: "Туне приясте, туне и дадите". (Евангелие от Матфея, зачало 34).
12) Можно ли отца духовнаго поставить на жалование от прихода
Отца духовнаго можно поставить на содержание от прихода согласно Посланий Апостольских: "Делающий священная от святилища ядят и служащие алтарю с алтарем делятся. Tajcoи Господь повелел проповедующим благочестие от благочестия жити" (Апостола Павла, зачало 142).
13) Следует ли установить для отцов духовных особую одежду в отличие от мирян
Отцам духовным не подобает одеваться в короткие одежды, но следует носить одежду скромную, длинную
14) Может ли отец духовный заниматься торговлей, вступать в мирския должности, ходатайствовать в судах, заниматься охотой и звероловством.
Отцам духовным не подобает заниматься торговлей, вступать в мирския должности, ходатайствовать в судах, заниматься охотой и звероловством, так как сие не совместимо с их призванием, на основании толкования Иоанна Златоуста на 142-е зач. посланий Апостольских (с. 589).
15) Может ли отец духовный сам не иметь отца духовнаго, уповая на одно скитское покаяние
Каждый отец духовный должен помнить слова господа "Врач исцелися сам" { Евангелие от Луки, зачало 14-е ), и прежде чем врачевать других обязан сам исповедоваться у своего отца духовнаго. Скитское же покаяние допускается лишь в крайности, когда нет вблизи отца духовнаго
О церковных наказаниях (епитимиях)
1) Напечатать с одобрения Собора епитимейник для руководства отцам духовным при назначении наказаний
Избрать для сего особую комиссию сведующих людей и поручить им выработать епитимейник, который и представить на утверждение будущаго Собора
2) Можно ли отлучать от церкви за грехи. Можно ли грешников отлучать от служб Божих (вечерний и заутрени)
Извергать из состава Церкви за грехи -нельзя, ибо грешников должно исправлять по правилам Святой Церкви и усмотрению отца духовнаго
4) Как считать тех, которые самовольно отделились от прихода за наложенныя епитимий и выбрали другого отца духовнаго. Действительны ли их таинства
Если наложенная епитимия незаконна, то деяние отделившихся - законно и таинства их действительны. Если же епитимия законна, то считать таковых согласно 1-го пр. Василия Великаго подцерковниками
О таинстве Св. Крещения
1) Доклад по этому вопросу сделает Ф.П Кондратьев
Доклад Кондратьева о Святом Крещении, прочитанный за его болезнью М. П. Манушиным, признан полезным. Постановлено напечатать доклад в Деяниях Собора
2) Существо. Сходит ли Дух Святый во время крещения, совершаемаго лицом неосвященным без употребления Св. миропамазания.
Спаситель мира и Зиждитель церкви Христовой в заповеди ученикам, бывшим при земной жизни Исуса Христа несвященниками, повелел учить все языки и крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. (Евангелие от Матфея, зачало 116. - Благовестное Евангелие, л. 235 об).
3) Чини. Напечатать с одобрения Собора чин Святаго Крещения для руководства отцам духовным
Желательно. Передать вопрос в Духовную комиссию
4) Во время Крещения должны ли присутствовать оба воспреемника или один
При крещении младенца необходимо должны присутствовать восприемники: мужчина и женщина. ( Катехизис большой, л. 371 об. и 372; О правдивой единости Захария Копыстенскаго гл. 35; Потребник Большой, гл. 16 в чине Крещения при отрицании сатаны; Номоканон пр. 209-е о двух восприемниках).
5) Может ли быть воспреемницей иноверная или замирщенная
Иноверные и замирщеные не могут быть восприемниками при христианском крещении ( Симеон Солунский, гл. 62, л. 85 об.; Севаст Арменопул, кн. 5, вопросоответ 32; Номоканон пр. 151).
6) Можно ли крестить тайно приносимых младенцев без согласия их родителей.
Младенцев тайно приносимых можно крестить только по вере их родителей или, при отсутствии последних, по вере восприемников ( Катехизис большой л. 371 об.; Номоканон пр. 151).
7) Может ли настоятель крестить сам своих детей
Отец духовный при отсутствии другого отца духовнаго может крестить своих детей ( Номоканон, пр. 208; Захария Копыстенскаго в книге о правдивой единости гл. 35).
Об именах крещаемых
1) Как поступать с младенцами, которым по небрежности настоятеля при крещении не дано имени.
Дать имя по дню рождения.
2) Можно ли давать имена: Маккавей, Инотарий и Феона - женщине.
Имена: Маккавей (фамилия известнаго иудейскаго рода), Инотарий ( чиновный письмоводитель) ни женскаго пола младенцам, ни мужскаго давать невозможно. Мужское имя Феона женщине давать тоже невозможно
О крещении иноверных
1) На каком основании мы перекрещиваем еретиков-погруженцев
Еретиков трехпогруженцев при переходе их в Христову церковь христиане не перекрещивают, но крестят согласно свидетельств Святых Апостол и Отец. ( Подробности в докладе).
2) Можно ли заменить погружение при крещении обливанием или кроплением, если крещаемый крайне ослаб от болезни или от старости и не имеется вблизи воды или купели
Ни в каком случае нельзя. (Подробности в докладе).
О таинстве покаяния
1) Доклад по этому вопросу сделает Ф. П. Кондратьев.
Доклад Ф. П. Кондратьева о покаянии признать полезным. Постановлено напечатать таковой в Деяниях Собора
2) Имеют ли право наши отцы духовные отпускать и прощать грехи.
Как завещание о научении, крещении и пастве овец стада Христова, так и ключи вязания и решения переданы не одним священникам, но всем верным и добродетелями укращенным христианам.
3) Принимать ли на покаяние вышедшую замуж за иновернаго или женившагося на иноверной, если они при этом не отступили от веры.
Таковые браки признавать терпимыми, если соблюдены степени родства и христианскую часть, приходящую на покаяние, на основании 52-го пр. Святых Апостол, на покаяние принимать, налагая епитимию по закону и по усмотрению отца духовнаго.
4) Принимать ли на покаяние явных блудников.
Обращающихся на искреннее покаяние и оставление греха отцы духовные обязаны принимать
5) Как должно пользоваться скитским покаянием, т.е. только по крайней нужде, если нет вблизи отца духовнаго, или во всякое время, если отец духовный есть, но неискусен или неприятен.
Отцу духовному следует приносить покаяние согласно Потребника (чин исповеди) и только при отсутствии духовника, покаяние приносить Единому Богу, но в то же время со тщанием искать искуснаго отца.
О крестном знамении и молитве Исусовой
1) Правильно ли учение, чтобы при крестном знамении слова молитвы Исусовой: "Сыне Божий" сносить на левое плечо.
Святая Церковь учит полагать крестное знамение так: полагая на чело, должно произносить: "Господи", на живот - "Исусе Христе", на правое плечо - "Сыне Божий", на левое плечо - "Помилуй нас" и творить поклон. Сносящие же слова молитвы: "Сыне Божий" на левое плечо поступают прфгивно Символу Веры, ибо не исповедуют Восшедшаго на небеса и Седящаго одесную Отца.
2) Может ли каждый христианин ограждать крестным знамением для освящения всякую сомнительную вещь и какую при этом произносить молитву.
Предоставляется по вере усердствующему, сотворить крестное знамение, где требуется, согласно учению Кирилла Иеросалимскаго (Огласительное слово 13-е ), хотя этого обычая во многих христианских обществах не имеется.
О таинстве брака
1) Существо. Разъяснить существо безсвященно - словнаго брака. Доклад по этому вопросу сделает Т. А. Худошин.
Доклад Т. А. Худошина о существе брака признан полезным; постановлено напечатать его в Деяниях Собора
.2) Напечатать с одобрения собора для руководства отцам духовным чин бракосочетания. Установить происхождение брачнаго канона Скачкова и обсудить, допустимо ли петь его при бракосочетании.
Поручить Духовной Комиссии выработать дая печати Потребника и представить его на утверждение будущаго Собора. Относительно допущения канона Скачкова в чине бракосочетания постановлено: предоставить это воле Общества и усмотрению отцов духовных и местному обычаю
3) Родство. Какими правилами руководствоваться относительно кровнаго родства: 54-м правилом 6-го Вселенскаго Собора, или 51-ой главой книги Кормчей, или Патриаршими определениями.
При разборе родства пред бракосочетанием должно руководствоваться и 51-ой гл. кн. Кормчей и 54-м пр. 6-го Вселенскаго Собора.
4) Допускать ли в крайней нужде совершение брака, если недостает одной степени родства
Браки по родству в 7-ой степени на основании л. 561 кн. Кормчей в крайней нужде допустить
Смешанные браки
1) Можно ли сочетать браком иноверных с православными без поучения, оглашения и крещения.
Смешанные браки Церковию воспрещены
2) Считать ли смешанные браки, совершенные в иноверной церкви, законными. Как принимать в общение лицо верное, сочетавшееся в иноверной церкви с лицом неверным. Расторгать ли при приеме в сообщение таковой брак
Если таковой брак совершится в церкви Христовой, т.е. если отец духовный совершит брак без присоединения еретической половины, то брак считать незаконным и расторгать. Если же при этом неверная сторона придет в веру, то брак признавать законным. Смешанные же браки, совершенные вне церкви Христовой, признавать терпимыми и не расторгать и христианскую часть на покаяние принимать.
3) Какому наказанию подлежат родители, соглашающиеся или благословляющие на брак детей своих q иноверными, делая это по нужде в виду тягостнаго нынешняго времени из любви к детям, уступая их настойчивым просьбам
Предоставить врачевание в этом случае усмотрению отца духовнаго, сообразно лица, и обстоятельств
О разводе и расторжении брака
1) В каких случаях допускается Церковию развод и расторжение браков
Развод брака может быть допущен только в случаях, предусмотренных законом (Матфей Властарь, кн. Синтагма буква Г, гл. 13, стр. 122 и 123), именно: если жена посягнет на жизнь мужа или если муж будет иметь злой умысел против государства
2) При самовольном расторжении брака самими супругами может ли невиновная сторона вступать в новый брак.
В случаях же самовольнаго расторжения браков супругами, если муж оставляет свою жену без вины или жена мужа, то судятся законами 9, 21 и 35-го пр. Василия Великаго. Невиновная сторона, как потерпевшая, пользуется правом вступить в новый брак на основании пр. 9, 21 и 35 Василия Великаго (толкования).
О погребении и поминовении усопших
1) Чин. Может ли простец петь погребение и читать разрешительную молитву умершему.
По принятому обычаю наших предков и в силу нужных обстоятельств наши отцы духовные могут петь погребение. Священническую же молитву простец не имеет права читать. Если же заблагоразсудится, то может читать: "Помяни Господи" и "Иже о вере и надежде".
2) Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, которые умерли в замирщении, не успев покаяться и которые скончались без покаяния с обритой бородой или остриженой догола головой.
Кто с еретиками общается по вере и смерть приимет без покаяния, то недостоит над ним петь погребение, ни творить поминовения. По христианам, умершим без покаяния с обритой бородой, не признававшим брадобритие за грех, погребения петь не следует. При этом для христиан, находящихся на военной службе, обритых по принуждению или по болезни, следует сделать исключение и погребение петь и поминовение творить. Если же покаявшийся брадобриец вскоре после покаяния умрет, то таковаго должно погребать и поминать.
3) Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, скончавшимся не своей смертью (самоубийцы, от вина, убитые в разбое, на месте преступления и прочие ).
Таковых не следует ни погребать, ни поминать
4) Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, умершим без покаяния случайной смертью (утонул, убился).
Таковых погребать и поминать должно.
5) Можно ли петь панихиды над гробом до погребения.
Предоставить это местному обычаю
6) Можно ли поминать на имя или на Вселенских панихидах непримиренных небрачников.
Тех, которые не хулили брака, на Вселенских панихидах поминать можно. При соборных же службах на имя поминать нельзя, но дома каждому христианину не возбраняется молиться за них, однако не должно забывать 14-е пр. Святых Апостол Петра и Павла.
7) Можно ли молиться за умерших раздорников, гордецов и прочих врагов Церкви.
За умерших, если они не примирились и не покаялись, молиться нельзя. За живых должно
8) Можно ли поминать христиан, умерших в ереси.
За таковых молиться нельзя
9) Можно ли на частных панихидах прочитывать несколько статей из Вселенскаго Синодика.
Не возбраняется.
10) Можно ли читать канон за единоумершаго, поминая на нем несколько имен
Согласно Устава Церкви Канон за единоумершаго должен читаться только за одно лицо, за двух или более - читать канон за умерших.
О христианских кладбищах
Могут ли иноверцы уничтожать старыя христианския кладбища, сжигая на них кресты и запахивая землю.
Согласно гражданских законов опустевшия кладбища не могут быть уничтожаемы.
|