О брадобритии и стрижении глав
1) Допускает ли христианский закон брадобритие и терпимо ли оно церковью и как считать брадобрийцев
Не допускает (Кормчая, гл. 47; 96-е пр. 6-го Вселенскаго Собора; Большой Потребите, л, 259; Соборник л, 375 об, ) Считать грешниками
2) Можно ли по нынешнему слабому времени допускать на общую молитву, принимать на покаяние, творить поминовение и кадить бреющихся, стригущих головы и делающих прически
Христианину следует убирать голову по обычаю христианскому, если же христиане нарушают этот обычай, таковым отцы духовные должны делать назидание, на основании учения Иоанна Златоуста в кн. Благовестник л,24, но от церкви не отлучать.
3) Как принимать брадобрийцев
Брадобритие церковью воспрещается, Христиане, бреющие бороду и желающие быть на общей молитве, должны прежде всего обращаться к своим отцам духовным, которые должны делать назидание на покаяние наедине и при собраниях. Если же этими кроткими мерами не уврачуются, тогда отцы духовные должны вразумлять таковых мерами, принадлежащими им по праву, но памятуя человеколюбие Божие: "не приидох спасти праведники, но грешники привести на покаяние".
4) Следует ли стричь волосы на лбу и на маковке
Такого обычая нет
О табакокурении
1)Считать ли христиан, крящих табак, еретиками или грешниками и к какому разряду грехов отнести табакокрение и можно ли с ними сообщаться
Табакокурение есть чрезъестественный грех. С явно - курящими не сообщаться.
2) Можно ли молиться с торгующими табак
Христианину не подобает торговать таким неблаговидным товаром.
Об употреблении водки, чая и других припасов
1) Можно ли считать еретиками, пьющих водку и налагать за это епитимию и тысячное правило и быть ли вкупе с наказующими так
Еретиками считать нельзя. С наказующими должно быть в общении, но следует внушить им, что нигде употребление вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех.
2) Можно ли за неимением виноградного вина пить водку и чай
За неимением чисто винограднаго вина в торжественных случаях можно употреблять умеренно водку и чай.
3) Погрешимо ли пить водку или вино после погребения во время поминального обеда, после панихид и проч.
Не следует.
4) Можно ли допускать на обшую молитву пьющих чай и водку
Что не запрещено, то разрешено. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать епитимиями
5) Можно ли допускать употребление вина. Не подпадут ли запрещаюище под суд с теми, которые называют Бога творцом зла
Умеренное употребление вина не принадлежит к ереси Маркиона.
6) Насколько велик грех употребления чая и сахара.
Относится к разряду излишеств
7) Можно ли считать поганым и не чистым картофель, чай, кофе, табак, вино, колбасу, телятину, налима.
Картофель, как пища незащищённая, допускается к употреблению. Колбаса, приготовляемая с кровью воспрещена. Телятину и налима употреблять не запрещено.
8)Можно ли употреблять в пищу сахарный песок и хлебные прессованные дрожжи.
Можно.
9) Как поступать с оскверненными сосудами или припасами, в которые попадает скверна.
Если гадина, попавшая в сосуд, не разложилась, то вынуть и омыть водой, покадить и пополоскать Богоявленской водой, которую вылить в чистое место или в реку.
10) Можно ли есть яблоки до Преображения Господня.
Яблоки воспрещено вкушать, как и виноград, до 6-го авг. ( Потребник Большей, гл. 43 л. 499 ).
11) Запрещено ли чаепитие для настоятелей.
Должны согласоваться со своей совестью.
12) Можно ли рабочему люду есть в среду и пятки рыбу и масло в рыбной стране
Нельзя, согласно Устава Церковнаго.
13) Как поступать с христианами, торгующими тайно в своих домах водкой и сдающими свои помещения под винныя лавки.
Тайная торговля водкой должна быть христианам запрещена. Сдача помещения под винную лавку, если того требуют обстоятельства владельца, не подлежит осуждению.
14) Можно ли есть убитое огнестрельным оружием или зарезанное жидом.
Можно. Жидовин, убивая скот как обычно, не оскверняет мяса.
15) Можно ли пить из непокрытых сосудов.
Осмотрительно, согласно книги "Сын церковный".
16) Может ли христианину служить соблазном его брат, употребляющий чай и вино, по Апостолу Павлу: "Аще брат соблазняется, не имам мяса ясти во веки".
Соблазном для немощнаго брата может быть только то, что запрещено (Беседы Апостольские, зач. 147, л. 836. нравоучение 25-е.).
|