Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-26, 18:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1909 г.

Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак 1909 г., Москва.
[ ] 2007-Ноя-06, 19:08
О таинстве брака в простолюдинском состоянии 

1) Разъяснить существо безсвященнословнаго брака.

О существе брака: Катехизис о 6-й тайне; Евангелие от Матфея зачало 78; Книга Апостол, зачало 31 и 36; Толк Святаго Златоуста и Козьмы Индикоплова.

Брак без священнаго лица: Кормчая л. 500; Матфей Правильник буква Г гл.2, Севаста Арменопула кн. 8, л. 296 об. (изд. 1898 г.).

 2) Можно ли совершать брак только по согласию родителей и брачущихся без брачнаго канона.

Следует употреблять молитвословие непременно

 3) Могут ли отлученные родители благословлять своих детей на брак в храме.

Могут

 4) Можно ли признать законным брак, совершенный тайно от родителей и как поступать с вступившими в такой брак.

Подобные браки на основании 38 пр. Василия Великаго воспрещаются, но если родители обеих сторон примирятся между собою, то брак получит законную силу, но с тем непременным условием, чтобы вступившие в такой брак вынесли установленную епитимию.

 5) Можно ли назвать браком одну запись в метрическия книги без молитвословия и обещания.

Нельзя, ибо такой брак, как чисто гражданский, церковь не приемлет и не благословляет.

 6) Можно ли сочетать браком лиц, не имеющих отцов духовных и живущих в слабости и замирщении.

Отцам духовным вменяется в обязанность учить приход свой страху Божию и приводить к покаянию. Лица, вступающия в брак, обязаны непременно быть на исповеди и отец духовный может наложить на них после исповеди посильную епитимию за небытие на исповеди и нерадение о покаянии, и брак совершить.

 7) Обязательно  ли  совершать  браки  в молитвенном доме.

Чин таинства брака должно совершать благолепным порядком в молитвенном доме или в храме

 8) Как поступать с прелюбодейными браками.

Согласно пр. 9, 21 и 35 Василия Великаго.

 9) Считать ли законным брак, неразрешенный отцом духовным и обществом,     совершенный    посторонним лицом.

Брак считать законным, но совершившаго такой брак без благословления настоятеля отлучить на известное время по усмотрению отца духовнаго.

 10) Можно ли насильно отдавать или брать в замужество.

Запрещено безусловно.

 11) Как поступить родителям, принявшим веру, с их сыном. оставшемся в еретичестве, при вступлении его в брак.

Родители-христиане могут дать еретику-сыну только согласие на брак, но отнюдь не благословление.

 12) Можно ли соединить браком жениха или невесту, находящихся в смертном грехе.

 Можно.

 13) Вменить в обязанность настоятелям требовать свидетельства относительно веры, родства и исповеди у жениха и невесты от их отцов духовных, если они из другого прихода.

Обязательно.

 14) Каких правил держаться о летах брачущихся: закон гражданский допускает браки только с 16 и 18 лет, а закон церковный с 12 и 14.

Следует       держаться       и        законов гражданских.

 15) Установить однообразный и приличный по по внутреннему содержанию и наружному виду чин бракосочетания. Допустим ли брачный канон Скачкова.

Предоставить на усмотрение Собора

 16) Можно ли совершать второй и третий брак

Можно. Чин один,  кроме Апостола и Евангелия.

                                       О родстве при бракосочетании

 1) Какими правилами руководствоваться относительно кровнаго родства: 54 пр. 6-го Вселенскаго Собора или гл. 51 Кормчей или патриаршими определениями.

Гл. 51 Кормчей и 54 пр. 6 Вселенскаго Собора.

 2) Можно ли допустить в крайней нужде брак, если не достает одной степени родства.

Предоставить на усмотрение отца духовнаго, на основании кн. Кормчей л. 561.

 3) Обязательно ли считать степени родства до 8-й степени между воспреемником и воспреемлемым.

Обязательно до 8-й степени, согласно 51 гл. Кормчей.

 4) Воспреемник, находившийся во время крещения не вблизи купели и не воспринимавший, может ли вести духовное родство с другим воспреемником и с воспреемлемым и можно ли быть вообще одному воспреемнику.

При крещении может быть и один воспреемник, но только в исключительных случаях (Кормчая л. 541 об. ). Не принимавшая же участия кума не может вести духовнаго родства ни с кумом, ни с воспреемлемым.

 5) Можно ли допускать к браку детей воспреемника с братьями и сестрами воспреемлемаго.

Нельзя до 8-й степени

 6) Какому наказанию подлежат те, которые самовольно совершают браки в запрещенных степенях родства, ссылаясь на нужду, и подлежат ли эти браки расторжению.

Брак, совершенный в 6-й степени самовольно, закон повелевает расторгать (Кормчая, гл. 52 ).

 7) Можно ли принять на исповедь и молитву отлученных 25 и более лет тому назад за содеянный без благословления церкви незаконный брак.

Брак   считать   незаконным.   Незаконно сочетавшиеся должны быть отлучены, пока  не растогнут брак (Кормчая л. 560 и 591.).  Родители   же   на   покаяние   могут   быть приняты, на молитву же нет.

 8) Как поступать с незаконными браками, совершенными по неведению.

Оставить на волю Божию.  Впредь же быть осторожными

 9) Может ли быть отцом духовным сочетавший незаконный брак.

Таковой отцом духовным быть не может (Пр.11 и 28 Святых Апостол и 24 пр. I Антиохийского Собора).

 10) Могут ли воспреемники соединять браком своих детей.

Не могут.

 11) Отец с сыном могут ли взять в брак двух сестер: плотскую и духовную.

Не могут

12) Можно ли жениться на падчерице

Не возможно

 13) Воспреемник со своим крестником могут ли взять в супружество родную  и ей же крестовую  сестру

Могут, родства нет

 14) Можно ли соединить браком сына плотскаго и сына духовнаго с двумя родными сестрами.

Можно

 15) Можно ли соединять браком брата зятя с племянницей.

Можно. Три рода

                                              Смешанные браки

 1) Можно ли совершать брак с иноверным и без поучения, оглашения и крещения и согласия родителей еретиков.

Следует научить и крестить и затем совершать брак. Согласие родителей еретиков не требуется по слову Божию ( Евангелие от Матфея зачало 116 ).

 2) Как   принимать   в   общение христианина,    вступившаго    в иноверным лицом, брак.

Брак не расторгается (Толкование Вальсамона на 72 пр. 6 Вселенскаго Собора)

Если христиане, вступившие в смешанный брак, снова обратятся к Церкви, то следует их врачевать епитимией, 40-ка дневным постом, согласно статьи 11-ой Христианскаго Поморскаго епитимейника. Отец духовный может войти в разсмотрение уложенной на таковых епитимий     Киприаном Карфагенским в Кормчей, гл. 70, л. 636. Если же христианин, вступивший в брак, был присоединен к еретической церкви через миропомазание, тогда епитимия увеличивается по усмотрению приемлющаго отца духовнаго. (14 пр. 4-го Вселенскаго Собора; 72 пр. 6 Вселенскаго Собора; 31 пр. Лаодикийскаго Собора; 9 пр. Карфагенскаго Собора).

 3) Иноверная жена после четвертаго брака присоединяется к христианству и  желает выйти замуж за христианина. Возможно ли допустить.

Невозможно, согласно кн. Потребник, л. 132.

                                  О разводе и расторжении брака

 1) В каких случаях допускается церковию развод и расторжение браков

Развод брака может быть допущен только в случаях, предусмотренных законом (Матфей Властарь, кн. Синтагма буква Г, гл. 13, стр. 122 и 123), именно: если жена посягнет на жизнь мужа или если муж будет иметь злой умысел против государства. В случаях же расторжения браков супругами, то-есть если муж оставляет свою жену без вины или жена мужа, то судятся законами 9-го, 21-го и 35-го пр. Василия Великаго

 2) Можно ли расторгать смешанные браки.

Не возможно, согласно повеления Апостола Павла (Книга Апостол, зачало 137).

 3) Можно ли оставленной без вины стороне вступить в новый брак, если другая ушла самовольно и приняла ересь.

Если жена оставила мужа без вины и уклонилась в иноверие, то муж может вступить в новый брак ( 35 пр. Василия Великаго и толкование).

 4) Как поступить с мужем, прогнавшим и не принимающим свою жену.

Увещевать таковаго церковным порядком чрез местнаго отца духовнаго. Если же не послушает отца духовнаго, то предложить на разсмотрение прихода, если же и его не послушает, то будет под запрещением по усмотрению отца духовнаго.

 5)  Если жена оставила мужа и он найдет свободную вдову или девицу и будет жить с ней, то в случае смерти законной жены, можно ли сочетать браком его с сожительницей.

Можно, на основании пр. 9 и 26 Василия I Великаго (толкование Аристина).

 6) При оставлении одним супругом другого, может ли служить оправданием пр. 35 Василия Великаго.

Если только одна сторона расторгает брак самолично без законных причин, то потерпевшай стороне может служить оправданием пр. 35 и толкование.

 7) Как поступать с родителями, принимающими своих дочерей ушедших от мужей и не отпускающими их по требованию мужа.

Родители за таковые неблаговидные поступки подлежат церковному наказанию, как нарушители церковнаго закона: "яже Бог сочета, человек да не разлучает" и "прилепится жена к мужу и да будут оба в едину". ( Евангелие от Матфея, зачало 78).

                                               Об обручении

 1) Установить обряд обручения, который считался бы ненарушимым.

К чину брака.

 2)  Может ли обрученная невеста или жених вступать в брак с другим лицом при жизни перваго и будет ли брак законным.

Не    может,    если   только    не   явятся уважительные причины

 3) На повивании молодых что петь: Хвалите имя Господне, или Бог Творец Всесильный.

К чину брака.

О погребении и поминовении усопших

 1)Наши духовные отцы разрешают от грехов кающихся своею властью или по положенным правилам Святых Отец

Согласно 52-го слова Никона Черногорца наши духовные отцы могут разрешать от грехов по нужде

 2) Может ли простец вычитывать возлагаемую молитву на умершаго и вообще петь погребение

Священническую молитву простец, не имеет права читать, если же заблагоразсудится, то может читать "Помяни Господи" и "Иже о вере и надежде". По принятому обычаю наших предков и в силу нужных обстоятельств наши духовные отцы могут отпевать погребения.

 3) Когда творить память по умершим: в 20-ю или 21-ю неделю по Пятидесятнице

В последнюю субботу перед Дмитровым днем, согласно русскому обычаю. Древняя же церковь имела только две вселенских Субботы: мясопустную и Троицкую

 4) Можно ли служить панихиды в воскресные и праздничные дни или накануне, или только по субботам.

Только по субботам, в праздники же можно служить панихиды если приходится сороковой день по преставлыпемся

 5) Можно ли читать псалтырь годовую или шестинедельную во время Великаго поста.

Чтение псалтыри по усопшим в течение постов года писанием не воспрещается и поэтому может быть разрешено

 6) Можно ли петь панихиды над гробом до погребения.

Это должно быть по обычаю каждой страны

 7) Можно ли на частных панихидах прочитывать несколько статей из Вселенскаго синодика.

Сего обычая в Церкви нет, а потому он не может быть ни позволен, ни запрещен.

 8) Можно ли читать канон за единоумершаго, поминая на нем несколько имен, и превращая его таким образом в общий.

В церкви положено петь канон за умершаго, как за одно лицо, за нескольких же лиц положено канон общий за умерших. Другого устава в церкви нет.

 9) Как считать время смерти.

С 12-ти часов ночи дня смерти

 10) Какия читать молитвы на ектениях и с какими поклонами при погребении и панихидах.

Отец духовный читает тропарь Покой Господи, а певцы Господи помилуй 40 раз.
Первый поклон кладут все присутствующие,   остальные   поклоны   в тропарь кладет только один отец духовный.

 11) Как правильнее читать на панихидах: Души или Душа усопших.

Душа.

 12) Читая общий канон за умерших, как должно произносить запевы Душа раб своих с именем или без имени.

Без имени

 13) При пении Блажени непорочнии, нужно ли повторять их.

Петь по однажды. Чтец сказывает стихи, певцы повторяют пением.

 14) Обязательно ли должна быть кутья из пшеницы и как ее святить и можно ли панихиду совершать без кутьи и сколько свещей ставить над кутьей.

Кутья должна быть из пшеницы с растворенным         медом,            освящается каждением. Без кутьи совершать панихиду невозможно. Свешей поставлять четыре вселенских и одну на частных панихидах.

 15) Можно ли подавать деньгами за упокой родителей.

Можно.

 16) После поминального обеда по "Достойно" сколько класть поклонов.

Двенадцать, согласно устава.

 17) Можно ли на поминках есть мясо.

Можно, но только в указанные дни.

 18) На память за умерших после кутьи следует ли класть три поклона.

Следует.

 19)На погребении запевы на стихерах говорить или петь.

Первыя стихеры 8-ми гласов, начиная от стихеры "Кая житейская пища", петь или читать с запевами.

 20)Должно ли поминать всех усопших родителей и православных христиан во Вторник на Фоминой неделе.

Не воспрещается

 21) Можно ли поминать на вселенских панихидах на имя непримиренных небрачников.

Предоставить собору.

 22) Можно ли молиться за умерших, которые признавали прелюбодийные браки за законные.

Можно, если только они перед смертью в этом покаялись.

 23) Можно ли поминать христианина, которого еретический поп насильно причастил перед смертью.

Можно, ибо причащение от иновернаго попа не по воле причащающагося не может служить знаком сообщения.

 24) Можно ли молиться за иноверную, пожелавшую креститься и вынесшую правило, но перед крещением умершую.

Оставить это в судьбах Божьих.

 25) Можно ли молиться за упокой по новому синодику.

Новый синодик не следует принимать.

 26) Можно ли отпевать младенца, крещеннаго по слабости бабкой с Богословскими словами или по неумению только с молитвой Исусовой.

Дитя,  крещенное по нужде бабкой во имя Отца и Сына и Святаго Духа, отпевать. Погружение    же    только    с    молитвой Исусовой за крещение не признавать.

 27) Можно ли поминать младенца, перекрещеннаго и погребеннаго в еретической церкви.

Невозможно.

 28) Можно ли молиться за раздорников и гордецов, отделяющихся по ненависти к некоторым людям от церкви.

 За живых молитья можно, если только не уклонились в иноверие явно.

29) Можно ли петь погребение и поминать христианина, жившаго в еретическом доме и в этом же доме принимать поминальный обед.

Можно

 30) Можно ли поминать хритианина, умершаго  в ереси, особенно если это родители или дети.

Поминать невозможно, если он отступил от веры, если же не отступал, но умер у еретиков, то молиться за него необходимо.

 31) Можно ли петь погребение или творить поминовение по христианам:

Которые умерли без покаяния в замирщении и жили слабо и в небрежении;

Таковых подобает отпевать и поминать , в силу нам неизвестнаго его конца жизни, на каковые случаи имеются свидетельства от Божественнаго писания ( Никон Черногорец ел. 52-е; Большой Соборник ел. 5-е, в субботу мясопустную.).

Которые умерли внезапно без покаяния, но не мирщились;  

 Можно

Которые умерли с обритой бородой или отриженной до гола головой, успевши и неуспевши покаяться;

Отложить до собора

Которые умерли не своей смертию (от вина,       самоубийства,        утонули      ), исполнявшие     христианский     долг       и  неисполнявшие.

Безразлично нельзя, ибо сами себе враги и убийцы ( Пролог, апрель 7 день).

 32) Можно ли молитья за утонувшую, небывшую семь лет на покаянии. В последнем году примирялась, но не исповедовалась.

Можно.

 33) Можно ли молитья за сына, умершаго от вина.

Нельзя

 34) Можно ли поминать казненных за политическая преступления или убитых на самом месте преступления и не раскаявшихся.

Нельзя.

 35) Можно ли считать христианами политических преступников.

Можно

 36) Не следует ли в Потребнике добавить к вопросу "изменник христианам не был еси", еще "не имел ли намерения противиться сущей власти и других не учил ли".

Добавить нельзя, а спрашивать можно.

 О замирщении

 1) Считать ли замирщение ересью или грехом и к какому роду законопреступлений отнести замирщение. Можно ли замирщенных отлучать от церкви.

Мирщение есть грех, противный уложению церкви. Пребывающие  по слабости в грехе должны быть наказуемы отцами      духовными  посильными епитимиями,    согласно   учению    Федора Студита, ч. 2, стр. 610

 2) Можно   ли   по   какой-либо причине допустить замирщение.

Христиане, живущие в домах иноверных, состоящие на службе и находящиеся в других исключительных обстоятельствах, достойны снисхождения. Если упорно стоящие в замирщении будут повиноваться отцам духовным и сознавать мирщение за грех, то средостение вражды из сего неблаговидного поступка прекратится и может быть общее соединение

 3) Считать ли припасы, купленные на рынке и приготовленные не единоверною прислугой, замирщенными.

Не считать. Все продаваемое на торжище освящается словом Божьим и молитвой ( 7-е пр. Анкирскаго Собора; толкование Валсамона; книга Апостол, зачало 146 ).

 4) Можно ли прощать замирщение при тяжкой болезни.

В болезни епитимий не полагается, и в случае смерти таковой должен быть поминаем, как верный.

 5) Считать ли замирщением питие и ядение еретическаго из своей посуды

Христианин     в     силу     естественной потребности   в   доме,    в   пути   и   при служебных обязанностях,  переливая или перекладывая пишу из еретических сосудов I в свои, обвинению не подлежит. Христиане I же,   которые  ходят в еретические дома, I гостиницы и прочия увеселительныя места 1 для удовольствия, принимая пищу даже из I своих сосудов, погрешают ( Беседа Иоанна I Златоуста на 14-е послание апостола Павла, | л. 2672 зачало 301 )

 6) Можно ли за замирщение положить начал и просить прощения перед иконами и наложить себе епитимию или идти к духовному отцу.

К духовному отпу.

 7) Можно ли сообщаться в ядении с небрачными

Нельзя, так как они принадлежат к числу раздорников

 8) Как поступать с замирщенными и приходящими в храм без начала

Если настоятель заметит таковое лицо,  молящееся в молитвенном доме,  то должен  сделать    таковому    замечание,    что   он  поступил неосторожно и далее поступить по своему усмотрению.

 9) Имеет ли смысл название посуды в наших домах "мирская чашка".

Для иноверных следует иметь отдельную посуду

 10) Считать ли замирщением совместное сидение с иноверными за трапезою, хотя последние вкушают из особой чаши.

Замирщения здесь нет.

 11) Можно ли допускать к общению христиан, находящихся в явном блуде или прелюбодеянии.

Нельзя, "С таковыми ниже ясти" ( книга Апостол, зачало 134)

 12) Можно ли лечиться у иноверных врачей и принимать лекарство, приготовленное еретиками.

Можно, на основании кн. Маргарит, житие Иоанн Златоуст, Беседы Апостольские, к Колоссаям нравоучение 8-е зач. 258; л. 971, зачало 154. Если же некоторые немощные христиане чуждаются ученых иноверцев врачей, то должны обратить внимание на толкование Вальсамона на 11-е пр. 6-го Вселенскаго Собора.

 13) Как принимать певцов, живущих в миру.

Наравне с мирянами

 14) Как принимать приходящих с военной службы.

Если не отступал от веры, то должен понести малую епитимию на основании 7 пр. Анкирского собора, толкование Вальсамона.

 15)  Класть ли приходные поклоны при входе в иноверные дома.

Не следует, так как икона может быть написана неправильно

 16)  Можно  ли  есть  и  пить   с  родными-иноверцами ради совести.

Невозможно, на основании Феодора Студита ч. 2 стр. 557.

 17) Какое положено наказание за молитву с еретиками ради корысти.

Подлежит отлучению на основании 10-го пр. Святых Апостол и 9 щ>, Карфагенскаго собора.   

 18) Одинаково ли наказуется мирщение с еретиками и идолопоклонниками.

Одинаково

 19) Как поступать отлученным, приходя в молитвенный дом.

Таковые кладут обычные поклоны и начал отдельно от братии и, стоя на указанном месте, слушают службу. По окончании Богослужения кладут начал и поклоны после братии.

 20) Можно ли христосоваться с еретиками или прощаться лобзанием.

Нельзя ( Никон Черногорец, ел. 3 ).

                                  

Категория: 1909 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 1984 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz