Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Мар-28, 16:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
1694 г. [1]
1705 г. [1]
1709 г. [1]
1710 г. [2]
1723 г. [1]
1752 г. [1]
1779 г. [6]
1783 г. [1]
1784 г. [1]
1789 г. [1]
1805 г. [2]
1809 г. [1]
1810 г. [1]
1840 г. [0]
1846 г. [2]
1847 г. [0]
1859 г. [1]
1861 г. [2]
1863 г. [5]
1864 г. [2]
1865 г. [1]
1867 г. [1]
1868 г. [1]
1871 г. [1]
1872 г. [1]
1873 г. [1]
1874 г. [3]
1875 г. [0]
1876 г. [1]
1877 г. [3]
1878 г. [1]
1879 г. [0]
1880 г. [0]
1881 г. [0]
1882 г. [0]
1883 г. [1]
1884 г. [3]
1885 г. [3]
1886 г. [0]
1887 г. [0]
1888 г. [0]
1889 г. [0]
1890 г. [1]
1895 г. [1]
1896 г. [3]
1897 г. [1]
1898 г. [3]
1899 г. [1]
1900 г. [0]
1901 г. [2]
1902 г. [2]
1903 г. [2]
1904 г. [1]
1905 г. [2]
1906 г. [3]
1907 г. [1]
1908 г. [2]
1909 г. [14]
1910 г. [3]
1911 г. [2]
1912 г. [27]
1913 г. [1]
1917 г. [5]
1918 г. [1]
1922 г. [1]
1923 г. [4]
1924 г. [5]
1925 г. [1]
1926 г. [4]
1927 г. [2]
1928 г. [3]
1930 г. [2]
1953 г. [1]
1955 г. [1]
1956 г. [2]
1966 г. [1]
1974 г. [2]
1976 г. [1]
1978 г. [1]
1983 г. [1]
1988 г. [2]
1990 г. [1]
1992 г. [2]
1993 г. [1]
1996 г. [2]
1997 г. [3]
1998 г. [1]
1999 г. [1]
2000 г. [2]
2001 г. [1]
2002 г. [1]
2004 г. [2]
2005 г. [9]
2006 г. [19]
2007 г. [8]
2008 г. [10]
2009 г. [7]
2010 г. [12]
2011 г. [9]
2012 г. [10]
2013 [14]
2014 [5]
2015 [5]

Главная » Книжница » Материалы соборов и съездов » 1805 г.

Постановления Иргизского собора 1805 г.
[ ] 2007-Ноя-06, 11:18

Саратовской губернии Волской округи Иргизских старообрядческих трех монастырей Верхняго Успенскаго и Средняго Николскаго, и Нижняго Воскресенскаго.

 

Собравшееся вкупе настоятели с братиею в Верхнем Успенском монастыре, и немалое разсуждение и разглагольствие имели; в разсуждении о нынешних последневременных обстоятельствах, поелику усматривая, что многия от нас отщепились и православной веры отступили самоворно, а которыя за страх, и присоединились в разныя секты. Которыя к Великороссийской Церкви, то есть к новообрядцам, а инии приступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, якоже и мы, которыя и содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, а со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии и за грех сие не вменяют. Такожде и из наших православных християн за слабость и небрежение многия нами усмотрены, что имеют совокупление в ястии и питии, а инии и в молении с еретики и со отлучившимися от нашей Православной Церкви, того ради взявшее на сие осторожность, дабы и нам не погрешить против правил святых отец и церковнаго предания. На что и написали сие положение в согласность преданий святых отец, якоже пишет в книге «Кормчей».

 

[далее приводятся следующие святоотеческие каноны и поучения:  Пр.6,7 III-го Всел.Соб.; IV-го Всел.Соб пр.103;  VI-го Всел.Соб. пр.1;  VII-го Всел.Соб. пр.1; св.Кирила Иеросалимскаго пр.8 (ссылка: «Кормчая», гл.34); св..Иоанна Златоустаго нравоучение 11, на посл. К Ефесеом св.ап.Павла; Иоанн Зонара, гл.111; кн.»Альфа и Омега», гл.9; св.Каллист (без ссылки)]

 

Сего ради мы, смирении, видевше такия страшныя от проповедников Христовых апостол и святых отец наложенныя клятвы на небрегущих евангельских и апостольских преданий и святых отец правил, ужасни быхом и все наши чювствы поколебашася. Принуждены от лица Святыя Церкви внушить и объявить; на что и сообщили сие положение в подтверждение всем православным християном, дабы всячески огребались плевел еретических и злоугрызительных ядов их. Ибо есть ли ж отныне кто из наших православных християн, от Святой Соборной Апостольской Церкви совсем отступит, и приступит ко иной какой церкви другаго исповедания, которая с нами не согласует, то таковаго следует неоднократно поучать и увещавать от святаго Писания. Потом ежели не исправится и не послушает святой Церкви, то иметь его яко язычника и мытаря и ктому уже не иметь с ним всем нашим православным християном никакого сообщения, как в молении, так и в ястии и питии, ни в церкви, ни в дому.

А есть ли же кто из наших православных християн с таковыми или другими какими не нашей Православной Церкви исповедания, будет сообщение иметь в молении или в ястии и питии, или в их будет церковь ходит и вкупе с ними молится, или в дому у кого их, или будет к ним в восприемники ходит и кумится с ними, или к себе будет кого их них в восприемники брать к своим детям или родственникам своим, такожде и в бракосочетании с ними кто будет иметь, еже своих дщерей за их детей отдавать, или за своих детей от инославных брать без их истиннаго раскаяния и без исправы и присоединения ко святей Церкви. Такожде и приходящих вновь, следует жениха или невесту научать их Православию, под исправу по правилом святых отец, потом и к бракосочетанию привесть. А естьли кто сие правильное положение будет пренебрегать, то таковаго церковною властию по правилом святых апостол и святых отец, естьли от священнаго чина, то всего священнаго достоинства лишаем, а естьли же изо мнишескаго чина или мирскаго человека, то от Церквы отлучаем, дондеже в правду раскаяние и смирение принесет, и тогда приемлем будет, по правилам святых отец.

 

Часть 2-я

 

И сие такое положение мы не от своего умышления вам православные християне определяем, но готовыя от святых богогласных апостол и вселенских учителей и преподобных отец положенныя, или церковныя и соборныя правилы предлагаем. [далее вновь приводятся святоотеческие каноны и поучения: свв.апостол пр.10,45,60,70,71,9,11,12; Лаодикийскаго Соб.пр.9,32,33; кн.Иоанна Зонара, гл.112,76; кн.»Просветитель» преп.Иосифа Волоцкого, сл.10; кн.»Альфа и Омега», гл.23; поуч.св.Антония Великого; соборн.посл.св.ап.и ев.Иоанна Богослова, зач.75; посл. К Титу св.ап.Павла; «Маргарит» св.Иоанна Златоустаго, сл.13]

 

Видите ли православнии и разуместе ли коль страшно и боязнено слышать, подтверждают нам богогласныя святи апостоли и вселенския учители и преподобныя отцы, о еже со еретики и со отступники сообщении и дружества не иметь. Того ради  просим и молим вас всячески  огребатися  и наблюсти себя еже от сообщения и дружества со инославными, дабы за то не принять нам вечнаго осуждения.

 

Божиею же благостию и неизследованными Его судьбами всякому видится и известно, что немалое количество душ человеческих, разнаго исповедания, вер и разнаго секту приходят и ныне к нашей Православной Церкви с немалым усердием, и вместо испадшаго куколя, наполняется многоплодною пшеницею. И Церковь Христова всюду прославляется, и стадо православных овец время от времени более умножается, зане кроме Церкви Божии нигде несть спасения. Якоже бо при потопе вси елицы с Ноем в ковчеге не бяху, истопоша, тако и в день Судный вси, иже ныне в Церкви Святей не будут, тии во езеро оное огненное ввержени будут, Церковь же Свою Сам Христос спасает. Якоже святыи Павел апостол возвещает глаголя: «Христос есть глава Церкве и Он есть Спаситель Тела.

 

А иже не пребывает в сей Соборной Церкви, тех Христос не спасает, и Духа Святаго сицевии не имут. И якоже во «Евангелии» рече: «Яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою и врата  адова не одолеют ей, и се Аз с вами есмь во всядни до скончания века».

 

Часть 3.

 

Но как мы разсматривая и соображая что дошло к нашему сведению, ибо в некоторых местах и странах нашей святой Церкви исповедания православныя христиане вновь приходящих или отступивших и паки возвращающихся приемлют разными чинами и противно святоотеческим правилом, и сие взошло или от небрежения, или за слабость. Того ради за нужное мы поставили сие положение правилно утвердить в согласность предания святых апостол и вселенских учителей и преподобных отец правил, и сообразит и совокупит всех православных християн  нашего единения, дабы во всех местах было согласно, и вновь приходящих, или отступающих, и паки к нам обращающихся, и нашей Православной Церкви принимать в согласность святых отец  правилом, и по единому чиноположению, которыя каким правилам подлежат, о чем ниже сего полагаем.

 

Глава 1-я

 

Аще кто приидет от великороссийской церкви священник или диакон или клирик, к нашей Православной Церкви, а оныя крещены в три погружения и посвящены от великороссийскаго русскаго архиерея, которой архиерей и сам крещен тож в три погружения, таковых подобает приимать по второму чину, то есть по чистом ево раскаянии и проклятии ересей да помазуются святым миром якоже новокрещеныи и потом всяк во своем чину да пребывает.

Глава 2-я

 

А естьли же кто приидет от священнаго чина и посвящены от рускаго епископа приходящия крещены обливанием, таковых приемлем якоже  еллинов и подобает совершенно крестить, и потом священнодействия оныя лишаются и вменяются простолюдины.

 

Глава 3-я

 

Естьли же кто приидет от священнаго чина, которыя крещены в три погружения и посвящены архиереом, которой крещен обливанием, то таковых приемлем по второму чину, то есть под проклятие ересей и святым миром помазуются. А священнодействия совершенно лишаются, и приемлются якоже простии.

 

Глава 4-я

 

Естьли же кто приидет  вновь от простых от великороссийской церкви или отщепенцов, то есть называемых старообрядцов, а иныя называют их якобы благословленными, которыя крещены в три погружения. Таковых приемлем по второму чину, то есть по проклятии ересей помазуем святым миром, якоже новокрещеннаго.

 

А есть ли же приидет  кто и крещен обливанием, таковаго совершенно да крестим.

 

Глава 5-я

 

Естьли же которой от священнаго чина, быв при нашей Православной Церкви, и отступит самовольно, и приступит к ереси, а потом возвратится и покается чистым сердцем, таковаго принять по третьему чину с проклятием ересей. И дать ему за преступление заповедь, а священнодействия всего лишен да будет, и иметь ево за простолюдина, но токмо в сидении давать ему почесть и благословит трапезу.

 

Глава 6-я

 

Великий же Афанасий к Руфияну  в епистолии пишет, иже священником нуждею приобщившиися, яже Ариева мудрования и покаявшееся правилно убо исправляются, места же священнаго не изгонятся, но пребывают во своем степени.

А наипаче аще помысл никако имяху о нем, сослагающися покрышася страхом еже не растлитися церквам. А иже хоша и нуждею привлечении быша отвергошася, но яко отвергшися и власть некую приемше, помогаху нечестию. Аще обратившеся покаются, помиловати их убо, но не дати же им место внити в причет, но обнажени убо священства в людских счиняются, но только в сидениях почесть им давати.

А иже от еретическаго епископа, православных иерей, или диякон священства лишен, но той преосвящен есть, занеже правомысляху и вероваху, за то приятии им паки снова свой чин [на поле ссылка: «Кормчая», гл.12, л.90, пр.3]   

 

Глава 7-я

 

Аще же от священнаго чина были при нашей Православной Церкви, и отступили от нас самоволно ко отщепенцом, называемым присоединенцам к великороссийской церкви, которыя и служат по старопечатным книгам, а благословение и миро получают от великороссийской церкви: и естли потом паки к нам обратятся и прибегнут с чистым покаянием, таковых с милованием принять по третьему чину с проклятием ересей. А священнаго чина лишении да будут и вменяются за простолюдины, а естьли же по нужде, то приемлем и на первыя степени да определяются, якож писано в шестой главе.

 

Глава 8-я

 

Аще ли же от священнаго чина были определены от русскаго архиерея и от него поставлены, ко оным отщепенцам называемым старообрядцам, и естьли из них кто к нашей Православной Церкви приидет святым покаянием, таковаго приемлем по второму чину с проклятием ересей и помазуем святым миром, потом определяются кто в каком чину был, по свядетельству духовннаго отца.

 

Глава 9-я

 

Аще кто от православных отступит от нашей Православной Церкви самовольно или за страх, и приступит к великороссийской церкви, или ко отщепенцам оным, и у них его возведут во священный чин или сына его, который у нас родился и крестился, такожде внука и правнука его, и потом пожелает обратиться паки к нашей Православней Церкви, то таковаго приемлем по третьему чину, с проклятием ересей. А священства всего лишается, и вменяется яко простолюдин.

 

Глава 10-я

 

Аще кто отступит самовольно или за страх от нашей Православной Церкви к великороссийской церкви, или ко отщепенцам оным, и от него родившихся и тамо крестившихся детей, сына или внука его, посвятит архиерей российский во священный чин, какой ни есть, и оный приидет  с чистым покаянием и нелицемерною верою к нашей Православней Церкви, таковаго приемлем по второму чину, с проклятием ересей, и святым миром помазуем, потом определяется по свидетельству духовнаго отца, в первой его чин, кто в каком был.

 

Глава 11-я

 

Аще изо мнишескаго чина или из простых людей отступит самовольно, или за страх, от православных исповедания и приступит к великороссийской церкви или ко отщепенцам, что называются старообрядцами, и потом обратится паки к нашей Православной Церкви, и таковх приемлем по третиему чину, с проклятием ересей, и дав им заповедь духовной отец.

А которой отпал за страх, тому полегче, как повелевают правила святых отец.

 

Глава 12-я

 

Аще же кто от простых отступит, самовольно или за страх, со всем семейством своим от нашей Православной Церкви, и приступит  к великороссийской церкви или ко отщепенцам и присоединенцам, и живши тамо еще детей народит и в ереси крестят, а потом вдруг пожелают возвратится со всем семейством своим, к нам к Православной Церкви, таковых приемлем, которыя у нас прежде были, то по третьему чину, которыя во отступлении народившеся и тамо крестившеся, тех подобает принять по второму чину, с проклятием ересей, и святым миром да помазуются. Понеже они быша помазаны неправославным миром, и духовныи отец даст заповедь по правилом святых отец.

А которыя отступивше Православия самовольне и безо всякой нужды, таковыя по обращении каются два надесять лет, якоже пишет Первыи Вселенски Собор и Великий Василий.

А иже во отступлении и протчим правоверным быша гонителие, таковым казнь налагается весма тяжко.

Но притом еще во многих местах из наших православных християн бракосочетания творят и младенцов крестят в великороссийской церкви; овии страха ради, а друзии за слабость и небрежение. Таковых надлежит правилно исправлять и епитимиями наказывать, по разсмотрению духовнаго отца, кто чево следует.

Отныне естьли кто из наших християн от своего произволения или за слабость и небрежение, или за далностию православного священника и не хотя употребить траты излишния, пойдет в великороссийскую церковь, или ко отщепенцам, называемым старообрядцам, венчатся, или младенца своего от таковаго попа крестит кто, таковых, во-первых, родителей духовному отцу наказывать епитимиею, следующею святых отец правилом.

А жениха и невесту, естьли в совершенном оба разуме, тому же наказанию подлежат. А естьли в совершенный разум еще не приидоша, таковым пол сего.

Да при том бракосочетании будет кто из наших православных християн производство творить, то есть дружкою или другим каким родом, и тако вси тому же наказанию подлежат. А естьли же в великороссийской церкви венчатся или младенца крестить будут, по нужде и страха ради, таковых следует духовному отцу с разсмотрением обложить епитимиею, но с милостию, ибо они не от своего произвола приступиша, но за страх и боязнь.

Священник, аще приимет жертву еретическую, или крещает детища их, или яко приемника детищу возмет и или друга жениха на брак, да извержется, кая бо часть верному с неверными, или кое общение свету ко тме [ссылка  на поле: «Номоканон», пр.151, л.38]. Сему в согласность и мы церковною властию запрещаем отныне каких-либо Таин от еретиков принимать и сообщения с ними иметь. А не хранят сего положения, от священнаго чина, ко извержению сами себя подвергают, а из простолюдинов ко отлучению. Того ради должно всякому православному християнину крещение, исповедь, святых Таин причащение, бракосочетание и ко очищению молитв и протчия получать от православного священника. Такожде при крещении восприемников навсегда иметь кума и куму из православных християн, а иного исповедания, или хоша и у нас находящихся, а еще совершено в Православие не пришедших, и таковых не следует при крещении восприемниками иметь, или исповедывать и приобщать святых Таин, или при бракосочетании быть дружкою или другим каким. А колми паче инославных не подобает ни х какой тайне призывать и примешивать, ибо и в дружестве и сообщением ястием и питием, велено всячески от них удаляться, а кто из правоверных со еретиками или со отлученными будет в чем-либо сообщение иметь, на таковых страшныя клятвы и запрещения от святых апостол и вселенских учителей и преподобных отец положены и таковых от Церкви отлучать и соединения с православными.

И тако за помощию Божиею сие положение написахом и утвердихом  не от своего умышления или пристрастия, но от богопроповедников святых апостол, и вселенских учителей, и преподобных и богоносных отец, соборных преданий и церковных правил. А есть ли кто сие положение будет пренебрегать определению и утвержению свтоотеческому сему, таковаго естьли  от священнаго чина, то церковною властию лишен будет своего степени и всего священнодействия, и причтен будет в число простолюдинов. А естьли же от мнишеского чина или от простолюдинов, то таковых отлучаем церковнаго соединения, дондеже в правду чистосердечно принесет раскаяние. Аще ли же не удобь отторжении имут своих обычай, ниже по Евангелию житие не приемлют, никоеже нам к ним слово, мы убо в людех непокоривых и пререкающихся научихомся глаголати, еже «спасаяи, спаси душу свою». Не восхощем убо со грехи чуждими погибнути, но убоявшеся, тяжкаго суда и страшныи день пред очима имущее, с таковыми погибнути не изволим, но засвидетельствовати день и нощь, в народе и особь, должни есмы, соотводитижеся лукавством и небрежением их не восхощем, прилежати же паче приобрести их и изяти лукаваго. Аще же се не возможем, потщимс поне своя душа от вечнаго осуждения спасти.

На подлинном положении, всех трех монастырей настоятелей, уставщиков, головщиков и соборных старцов руки приложены.

Категория: 1805 г. | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 1494 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz