Идеже бо в вас зависти, и рвения,
и распря, не плотьстии ли есте,
и по человеку ходите?
1 Кор. Зач.127
Уважаемые духовные отцы Всероссийского Собора! Уважаемые братие и сестры! Уважаемые гости Собора!
Прежде всего, хочу обратиться к высокому Собору с предложением – поддержать нас, староверов-поморцев Беларуси, о присвоении Собору порядкового номера 3, так как мы являемся действенными продолжателями Первого и Второго Всероссийских Соборов.
На территории теперешней Беларуси имеется более 30 общин староверов поморского согласия. Примерно в 30 общинах имеются хорошие и благоустроенные церкви, зарегистрированные и входящие в Объединение ДПЦ Беларуси. Более десяти общин не имеют даже молитвенных домов, а ездят молиться в другие общины. В трех общинах службу ведут женщины-настоятельницы, нет грамотных мужчин, беда! В Минской области – 4 общины; Могилевской – 6; Витебской – более 15; Гомельской – 3; в Гродно – одна община.
Общая численность поморцев – где-то более 50 тысяч, а может и в 10 раз больше. Хотя до 1917 г., по данным ученых, нас было более 3-х миллионов староверов разных согласий. На северо-западе преобладали федосеевцы, поморцы и филипповцы, на юге – белокриницкие и беглопоповцы. Теперь же федосеевцы полностью перешли в поморское согласие, филипповцев не видим, за исключением Минска, где можно встретить все согласия. Вот они и составляют часть общины, отошедших от поморцев и ожидающих построения нового старообрядческого храма для всех старообрядцев, находящихся сейчас под эгидой Московского Патриархата. Это единоверцы, беглопоповцы, спасовцы, поморцы, часовенные, федосеевцы и другие, не объединенные в общины. Но не об этом пойдет речь на сегодняшнем Форуме в моем выступлении…
В силу исторических событий, в силу почти 100-летия, прошедшего от предыдущих Всероссийских Соборов, поморскому Староверию нанесены многие невосполнимые потери от власть предержащих, от удаленности общин друг от друга, от потерь лучшей части верующих в годы коллективизации и войн. Выбиты и уничтожены крепкие остальцы веры. В Беларуси у староверов не было отцов и дедов, воспитавших нас, одни женщины поднимали нас. Они же встали и стоят на клиросах, они же держат веру, они же – полные хранительницы нашей веры. И только в силу того, что веру невозможно уничтожить, забыть, мы сохранили от прошлого, от бывшего – многое. Но время неумолимо. Нас осталось слишком мало тех, кто теперь стоит у духовного кормила. Одному духовному наставнику уже 85 лет, троим – по 70 лет, а остальным далековато до пенсий. Стаж наставничества – 5, 7, 10 лет. Прервалась нить поколений наставничества, нас некому учить в общине, все выучились из-за спин головщиц и причетников. Ездить на учебу взрослому человеку – это огромные денежные потери для семьи, воспитания детей и надзор за ними, это трудности с работой и прочее. Одним словом – рынок. Нет литературы, где бы было описано подробно, как вести ту или иную службу праздничную, где описаны все действия наставника, головщика, уставщика и т.д. Единое – а не поместное. Никто уже не помнит, откуда это, чье, почему правы те, у кого нервы покрепче, а голос – звонче. Что-то взято из Вильнюса, там была головщица, что-то из Риги, Даугавпилса, Витебска, совсем мало из Москвы и Питера. Такая отсебятина в общинах, что оторопь берет. Просто нужно Поморское Уложение для всех общин – от Владивостока до Бреста, как говаривали в свое время. Для этого уже созрели все условия, для этого существует Единый Международный Совет ДПЦ. А главное – во всех крупных староверческих общинах имеются кадры, которые могут выполнить эту миссию, тяжелую и нужную. И пусть это Уложение не везде и повсюду сразу же приживется, так как мы горды собственными знаниями, дескать, у нас с этим полный порядок, дескать, мы независимы от Москвы или от Питера, и у нас все сохранилось от Аввакума и Поморья в чистоте и преемственности. Но мы-то знаем, что придут молодые, и им это будет нужнее, чем нам. Мы так думаем и надеемся, что наши уважаемые мэтры от Староверия все сделают, чтобы было единство служб повсеместно и единообразно. Они это могут написать толково, понятно, что за чем идет, откуда что брать, с пояснениями, ссылкой на источники. Пусть это будут брошюры стоимостью в 5-10 долларов на каждую службу, но это будет руководство для всех, кто придет на смену нам в клироса. Устав церковной службы пока сложен, не для всех понятен в ряде мест и в ряде служб. Тяжело! Это у вас по 3 - 5 наставников на клиросе, у некоторых они на оплате, а у нас – вчерашний пономарь, головщица или уставщица, грамотный старичок. Не завтра, не скоро будут у нас свои наставники из молодых, а значит помощь нужна уже сегодня. Ведь не можем мы вызвать батюшку из севера в солнечную Белоруссию или еще откуда-то. Ведь ему нужна квартира, пропитание, а денежные средства общин не ахти какие. Нашим храмам по столетию. Им тоже нужен ремонт и уход. Наши пастыри самые нищие из всех конфессий. Мы – подвижники. На нас держится храм, приход, семьи и т.д.
И еще. Предлагаю при Едином Международном Совете ДПЦ создать Духовную Комиссию, которая бы разбирала жалобы, тяжбы, претензии с мест от наставников и прихожан. Теперь же народ грамотен – он не довольствуется решением духовного наставника или Высшего выборного органа. Они как и в миру у нас: его схватили за руку, а он подает в гражданский суд за моральный ущерб! Значит, нужен третейский суд!
Простите меня грешного, и вас Господь простит!
Опубликовано на сайте"Староверы в Рыбацком"
|