Север России всегда был и остается одним из оплотов Старой Веры. Залогом этому является в том числе и духовная цитадель Архангельского края – Поморская Церковь. Издавна в северных обителях и скитах из поколения в поколение передавались старинные российские традиции, черпались духовные силы потомками древлего благочестия.
Старообрядческое, древлеправославное вероисповедание на Kрайнем Севере европейской части России имеет глубинные историко-социальные корни. История освоения заполярного Крайнего Севера еще в царские времена была связана с развитием северного морского судоходства, созданием торгово-промысловых путей. Как следствие этого, в нескольких километрах от нынешнего города Нарьян-Мара в 100 километрах от устья реки Печоры на берегу озера Пустое в 1499 году возник первый русский город зa полярным кругом – Пустозерск. Он стал форпостом Московского государства на его северо-восточной окраине. Условия жизни в Пустозерске, расположенном на Крайнем Севере, были суровыми, поэтому-то и было это городище затем использовано царскими властями в качестве острога, для ссылки в него неугодных для государства людей. Так, в 1667 году в Пустозерском остроге оказался и ссыльный, ныне известный всему миру, Аввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, выдающийся русский писатель XVII века, активный противник церковных реформ патриарха Никона.В остроге, находясь в осыпной земляной тюрьме, Аввакум продолжал писать с присущим ему древнерусским церковным красноречием: послания, письма, толкования библейских книг. Его сподвижники распространяли их затем по всей России. В них нередко «звучал укор высшему духовенству и царю за причиненный урон Древлему Православию и за произошедший раскол веры на Руси. Самым значительным автобиографическим произведением Аввакума, дошедшим до наших дней, является «Житие протопопа Аввакума», в котором он подробно изложил взгляды на церковь, власть и общество.
14 апреля 1682 года по указу царя Федора Алексеевича были сожжены в Пустозерске в едином срубе протопоп Аввакум, священник Лазарь, дьякон Федор, инок Епифаний. как тогда повелевалось «за великие на царский дом хулы».
Для всего старообрядчества и Поморской Церкви место трагической гибели протопопа Аввакума в бывшем городище Пустозерске давно стало святым местом. На хранящей безмолвие, пустой территории бывшего городища и предполагаемого места гибели Аввакума установлен памятный крест. Паломничество же к кресту стало, как бы, своеобразным причащением к святому духу ушедших от нас всех защитников Староверия, которые помогают нам идти по истинно правильному пути, освещенному светом правды и боголюбия.
Известно, что после раскола веры на Руси, последовавшей за церковной реформой патриарха Никона в 1654 году, некоторые ревнители старой дониконианской веры бежали из центральной части России и поселились на относительно свободных Северных землях. Так, к примеру, в середине XVI века в верховье знаменитой северной реки Печоры старообрядцами, выходцами из Ростова и Великого Новгорода было основано село Усть-Цильма. Сегодня это старинное поселение – один из районных административных центров Коми Республики, граничащий с Ненецким автономным округом.
В советский период, с 30-х годов XX столетия, во времена коллективизации и атеистического притеснения религиозных взглядов народа, стал наблюдаться новый сход старообрядцев. На этот раз уже с нажитых ими веками верхнепечорских мест: сел и деревень Усть-Цильма, Росвино, Бугаево, Ермица и других. В основном этом были настоящие крестьяне – хозяйственники, приверженцы старообрядчества. По душе вольные люди, они стремились самостоятельно расселиться на свободных землях низовья реки Печоры. Те же, кто потерял при этом все имущество на прежнем месте, шли наемными рабочими на начавшееся тогда строительство центра Ненецкого национального округа города Нарьян-Мара, на расположенный там же Печорский лесопильный завод.
Именно с 30-х годов XX века идет отсчет стихийно сформировавшейся старообрядческой общины Нарьян-Мара, которая объединила вокруг себя одноверцев.
В годы Советской власти для соблюдения треб и пения «панафид», «чина погребения» (отпевов) староверы собирались в доме одного из одноверцев. Нарьян-Мар тогда представлял собой ряд небольших поселений. Дома староверов, где они собиралась на молитву, были в тех самых поселениях: Калюше, Кармановке, Качгорте и Захребетной. Именно там проживали знающие, грамотные молитвенники. Они, их дети через многие годы, став старцами и старушками, до сих пор составляют костяк нарьян-марской старообрядческой общины.
Вплоть до декабря 1998 года местные старообрядцы не имели своего молельного дома. В 70-90-е гг. прошлого столетия они постоянно собирались в доме Марфы Селиверстовны Михеевой в поселении Качгорт, которая и сегодня считается самой «знающей» из местных старообрядцев.
Прежде своих одноверцев старообрядцы на Крайнем Севере хоронили на отдельных кладбищах – погостах за поселениями. В Нарьян-Маре до сих сохранилось одно из таких кладбищ в районе бывшего поселка Захребетная.
Прихожане – староверы с большим уважением относятся к памяти известного в наших местах старца Степана Анфиногеновича Носова. Среди староверов до сих пор живы воспоминания о нем, его наставления в вере и «видения». Он был неформальным, по зову сердца, духовным наставником местных староверов с конца 50-х годов. Уроженец деревни Загривочная Усть-Цилемского района, Степан Анфиногенович с 1934 по 1965 гг. проживал в Ненецком округе, в городе Нарьян-Маре. Степан Носов всегда усердно изучал религиозную литературу, старообрядческие календари, старославянскую грамоту. Истинная вера Степана Носова укрепляла его физически и духовно. Особо он прочувствовал это, когда в 1955 г. смог преодолеть постигшую его тяжелую болезнь. Этот случай подвиг его к еще большему благочестию и духовному служению.
Обращение к старообрядческой идеологии и культуре определило Степана Носова и как писателя. Эпистолярное наследие последнего печорского книжника совсем недавно было запущено в научный оборот.
Горьки и печальны страницы истории Пустозерска в XVII–XIX веках – смертельным костром завершилась жизнь великого русского писателя протопопа Аввакума и его соузников. Кажется, позиции ревнителей старины в крае должны были пошатнуться в связи с событиями 1682 года — карательной экспедиции Ивана Лешукова, так как местные староверы лишились своих вождей, однако идеи древлего благочестия продолжали жить и сохраняться в Пустозерске и его окрестностях. Как нам известно из истории Северного края, они смогли пережить в народе все тяжелые времена воинствующего атеизма и с новой силой ведут к подлинному возрождению старообрядчества в наше время.
Так, староверы, проживающие в городе Нарьян-Маре с его основания, разрозненные на отдельные группы, в ноябре 1998 года решили создать свое объединение – общину.
19 декабря 1998 года в честь святителя Николы Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Госпожи Богородицы в городе Нарьян-Маре был открыт молитвенный дом общины и освящен духовным отцом Василием Федотовичем Нечаевым, членом РС ДПЦ. Жители города и округа, приверженцы старообрядческой веры, приходя в этот Храм, имеют возможность удовлетворить свои духовные потребности. Здесь проходят все праздничные и воскресные соборные службы и совершаются церковные таинства.
14 октября 1999 года объединение старообрядцев получило официальный статус и государственную регистрацию и именуется сегодня: местная религиозная организация «Старообрядческая Поморская община» города Нарьян-Мара Древлеправославной Поморской Церкви. Вероисповедание – православная церковь старого обряда. Находится под опекой и духовным руководством Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.
Предполагается, что старообрядцев, людей, крещеных в канонических устоях Древлеправославной Веры в г. Нарьян-Маре более 500 человек. Это, в основном, люди пожилого и старшего поколения. Сейчас, по решению Совета общины, ведется перепись в городе Нарьян-Маре всех крещеных в Старой Вере. С учетом же всех их, пусть и не принимающих пока участия в соборных службах, численность прихода со временем может кратно увеличиться. Немало приверженцев старообрядчества проживает и в населенных пунктах Припечорья.
В наше время с возрождением традиций Древлеправославия на Крайнем Севере деятельность нашей общины с каждым годом становится все более востребованной – и не только людьми пожилого возраста, ревнительными приверженцами Старообрядческой Веры, но и представителями среднего поколения, и молодежью. Последние (что отрадно) тоже имеют намерения и посильно участвуют в работе по сохранению традиций старообрядчества, культуры, основ христианской морали и нравственности.
Так, 17 декабря 2003 года в окружном выставочном зале г. Нарьян-Мара была впервые открыта выставка «История, культура, традиции старообрядчества в Ненецком автономном округе». В экспозиции выставки были представлены документы, фотографии, предметы из истории Пуетозерска, быта и истории жизни старообрядцев на Крайнем Севере. Выставку посмотрело более 500 человек, в том числе и учащиеся школ города, у которых она вызвала искренний интерес.
В целях воспитания детей и подготовки прихожан и служителей, для изучения общецерковных знаний 23 марта 2003 года в общине произошло знаменательное событие – открылась Воскресная школа для детей и взрослых. В программе школы – лекции, беседы на историко-культорологические темы, изучение основ религии, церковной грамоты. Здесь следует отметить, что нас, стариков, особо радуют плоды Воскресной школы. Первые слушатели воскресной школы становятся уже церковнослужителями, псаломщиками и сами начинают учить других.
Под руководством Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви три года подряд слушатели Воскресной школы принимают участие в слете (съезде) молодежи ДПЦ, который проходит в г. Санкт-Петербурге при Невской Старообрядческой Поморской общине, и потом дети отдыхают в лагере молодежи ДПЦ в Псковской области в Невельском районе в деревне Подмолодье.
19 декабря 2001 года в приспособленном и вновь отремонтированном здании Храма прихожане отметили пятилетие МРО «Старообрядческая Поморская община» г. Нарьян-Мара. Почетным гостем на праздновании был член РС ДПЦ, духовный наставник Невской Старообрядческой Поморской общины Санкт-Петербурга о. Владимир Викторович Шамарин. По его отзывам, у него сложилось хорошее впечатление как о городе Нарьян-Маре, так и о взаимодействии правления Совета общины с администрациями Нарьян-Мара и Ненецкого автономного округа. Хорошая связь с местными властями у нас действительно наладилась с самого начала образования общины. По мере возможности, властями нам оказывалась и оказывается и материальная помощь. Так, буквально в начале образования общины, администрацией города нам был передан небольшой, нежилой одноэтажный деревянный дом, который мы, с Божьей помощью, и приспособили для проведения служб и дальнейшей деятельности общины.
Для проведения служб и в целом деятельности общины на должном уровне все мы занимаемся самообразованием, чтением специальных церковных книг. Так же совершали с пользой для дела поездки и занимались на духовных курсах уставщиков и наставников в Невской Старообрядческой Поморской общине Санкт-Петербурга. На них (сроком от одного года до 3 лет) обучались Ляпунов А.И., Татаринова Л.Н, Сирик А.П.
4 января 2006 года, в канун высокоторжественного праздника Рожества Христова, в столице Ненецкого автономного округа состоялся Первый молодежный слет христиан-поморцев г. Нарьян-Мара.
В апреле 2007 года исполняется 325 лет со дня гибели в городе Пустозерске (мученического сожжения в 1682 году) протопопа Аввакума, священника Лазаря, дьякона Федора, инока Епифания. На первом слете старообрядческой молодежи было принято решение – к этой юбилейной знаменательной дате провести в городе Нарьян-Маре научно-практическую конференцию, посвященную истории Пустозерска и Старообрядчества на Крайнем Севере.
Так же, в исполнении решения Слета, издана листовка «Потомкам Аввакума» «О древлеправославной (старообрядческой) и новоправославной (никонианской) верах», составленной на основе беседы Кирила Яковлевича Кожурина, преподавателя Воскресной школы Невской Старообрядческой Поморской общины, который выступил с ней перед прихожанами нарьян-марской общины во время своего пребывания в Нарьян-Маре в начале 2006 года.
Для обеспечения нормальной деятельности общины ее руководство с привлечением заинтересованных сторон на протяжении ряда лет занималось реконструкцией приспособленного здания нынешнего Храма, а также решались вопросы проектирования строительства «Церковного комплекса Старообрядческой Поморской общины». Предполагаемое строительство нового Храма для старообрядческой общины – дело дорогостоящее. Поэтому для привлечения финансовых средств в конце 2003 года, для дальнейшего развития старообрядческой поморской общины г. Нарьян-Мара и для претворения в жизнь планов строительства нового Храма был создан «Ненецкий региональный общественный благотворительный фонд “Древлеправославие”». Проведена большая работа по письменным обращениям к жителям города и округа, крупным предприятиям и нефтяным компаниям, работающим на территории нашего края, с просьбой оказать помощь в финансировании строительства нового Храма. Дело это, как вы знаете, трудное и в одночасье не исполнится. Но мы надеемся на благодать и милость Божию. Пока же мы довольствуемся великодушием самих прихожан, которые несут каждый в силу своих возможностей свои – от чистого сердца – денежные пожертвования на Храм. Мы их фиксируем в специально заведенной для этого книге, на память потомкам об их благородных прародителях.
Видится, настала пора для обучения молодежи церковной грамоте и ведению на должном уровне церковных служб, и в этом есть необходимость создать духовное училище на базе Невской Старообрядческой Поморской общины Санкт-Петербурга, под началом Российского Совета ДПЦ.
Хотелось бы, чтобы Российский Совет ДПЦ вышел с предложением к Правительству РФ на законодательном уровне решить вопрос о пенсионном обеспечении церковнослужителей преклонного возраста и получивших инвалидность.
Настала необходимость разработать специальное положение и о социальных гарантиях для церковнослужителей, преподавателей воскресных школ, закрепляющее их право на оплату больничных листов по временной нетрудоспособности и ежегодных отпусков.
Большим подспорьем для развития местных общин могло бы стать создание Российским Советом ДПЦ единой целевой программы поддержки общин в части действенной помощи им в аккумулировании средств, поиске благотворителей, проектно-сметным работам по ремонту имеющихся и строительству новых храмов, а также в решении других жизненно важных проблем. В эту программу можно было бы включить и пункт об издании столь необходимой сегодня специальной литературы. Так, было бы крайне важно иметь: напечатанный крупным шрифтом Устав по ведению службы, методический сборник о правилах совершения церковных таинств, требоисполнений – с вопросами и ответами на духовные темы.
Мы обращаемся с ходатайством к Российскому Совету ДПЦ и просим обратиться ко всем старообрядцам-безпоповцам России, Балтии и Беларуси, Украины, Польши – выйти с предложением о канонизации святых мучеников, пострадавших за Святую Веру: епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и с ним сожженных иерея Лазаря, диакона Федора, инока Епифания.
Благодарим за помощь в нашей совместной деятельности во славу Божию наших отцов–наставников из Невской Старообрядческой Поморской общины и Российского Совета ДПЦ. Работу Российского Совета ДПЦ предлагаем отметить как удовлетворительную.
Еще раз пожелаем делегатам Собора плодотворной работы на благо укрепления истинной Святой Апостольской Древлеправославной Поморской Церкви.
Доброго Вам здравия, Бог Вам в помощь!
Текст и фото - с сайта "Староверы в Рыбацком"
|