Вопрос |
Уложение Собора |
О канонизации святых мучеников: епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и с ним сожженных иерея Лазаря, диакона Федора и инока Епифания, пострадавших за Святую Веру. |
ДПЦ безусловно почитает память страдальцев за благочестие и несомненно верует в их святость, однако в настоящее время как безъиерархическое церковное общество следуя благорассуждению прежде бывших поморских пастырей и учителей не дерзает произвести причисление их к лику Святых. Предлагаем христианским обществам праздновать дни памяти мучеников служением соборных панихид. |
Можно ли совершать службу по книгам на русском языке? |
Соборная служба совершается на церковно-славянском языке по книгам, напечатанным церковным шрифтом. В домашней молитве в случае малограмотности допустимо использовать тексты служб на церковно-славянском языке, написанные гражданским алфавитом. |
Можно ли читать литературу с двумя /ИИ/, когда пишут Исус Христос? |
Следует читать незазорные святоотеческие книги.
9 пр.7-го Всел. Собора. Кормчая, л.212. |
Можно ли открывать счет для строительства храма в банке? |
В церковных правилах запрещения для этого не видится. |
В настоящее время много смешанных гражданских браков. Можно ли крестить детей, если один из супругов иноверный? Можно ли молиться за здравие за иноверных в подобных семьях? |
Детей крестить и воспитывать в благочестивой Вере нужно. За иноверного, не называя имени, молиться можно, особенно за его обращение и спасение.
Зонар, л.82. |
Можно ли допускать в причт певчих со смешанным браком? |
Церковнослужители не должны быть соблазном для прихожан, поэтому не следует допускать в причт живущих в нехристианских браках. Ранее допущенных по нужде служителей оставить в причте как исключение.
14 пр.4-го Всел. Собора, Кормчая, л.99. |
Можно ли допускать христиан к общей молитве, не имеющих духовного отца? |
Не следует допускать к общей молитве христиан, утверждающих, что не имеют нужды в покаянии у духовного отца.
115 пр. Карф. Соб., Кормчая, л.162, Катехизис малый, л.27, Ап., зач.57. |
Могут ли незамирщенные родители принять начал от замирщения у своих детей? |
С согласия духовного отца совместно живущие могут. |
Допустимо ли вкупе покадить молящихся? |
Допустимо.
Поморский Устав, л.16. |
Может ли женщина быть настоятелем, духовным наставником, духовным отцом? |
Не может.
В общинах, где отсутствуют мужчины, одна из женщин по благословению духовного отца ради нужды исполняет обязанности старшей служительницы.
Ап. зач.147 |
Может ли женщина принимать на исповедь? |
Как и всякому христианину в нуждных случаях допускается.
Ап. зач.57. |
Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших? |
Допустимо при погребении вдовам и девицам с согласия духовного отца.
Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра. |
Можно ли читать при соборных службах Евангелие женщине; мужчине /христианину/, не входящему в причт? |
Не следует.
Кн. Никона Черногорца. Слово 29, лист 211. |
Можно ли читать Евангелие на службах в домашних условиях женщине; мужчине /христианину/, не входящему в причт? |
Благоговейным мужам и женам разрешается чтение Евангелия при келейных службах. Чтение же Евангелия для назидания в вере себя и близких является обязательным для каждого христианина.
Кн. Никона Черногорца. Слово 29, лист 211. |
Класть ли рукописание (подорожную) в руку усопшего? |
По местному обычаю, в неподписанном виде. Рукописание есть разрешительная молитва иерея, читать которую над усопшим и подписывать наши духовные отцы не имеют права.
Книга 1-го Всероссийского Собора, л.8. |
Можно ли разрешать фотографировать иноверным внутренний вид храма, молящихся, производить запись службы? |
Нельзя. |
Можно ли молиться молебен в дому, где имеется собака? Или курят табак? |
Проводить любые соборные службы в таких помещениях недопустимо. |
Можно ли в комнате, где находится собака, где курят табак, держать икону, совершать молитву? |
Молиться Богу возможно в любом месте. Держать же икону в таких помещениях нельзя. |
О именовании «крестом», «крестным знамением» двуперстного перстосложения. |
Поскольку в древнерусской церковной книжности часто двуперстное перстосложение таинственно называется «крестом», «крестным знамением» считать ранее принятые решения о невозможности такого названия не имеющими достаточных оснований. |