Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2017-Дек-17, 22:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

Наумов А. Старообрядческий храм в селе Сосновая Маза
Старообрядческий храм в селе Сосновая Маза
 
 

 

Село Сосновая Маза с давних пор было одним из центров старообрядчества «австрийского» согласия белокриницкой иерархии, даже с появлением Черемшанских монастырей значение этого села не упало. Достаточно сказать, что влиятельнейший старообрядческий род купцов Михайловых-Кузьминых происходил из этого села. В годы гонений оно становилось убежищем для древлеправославных священников, монахов и пр. К началу XX века в селе было четыре церкви, одна православная и три храма старообрядцев разных сект.2

 

Весной 1911 года старообрядцами австрийского толка в селе была заложена церковь.
 
 
 
Священник Авраамий Сафонов

 

Ровно через год был выстроен   новый деревянный храм. На праздник Вознесения Господня, 3 мая, состоялось торжественное архиерейское богослужение и освящение вновь построенной Церкви. Богослужение совершил Преосвященный Мелетий, епископ Саратовский в сослужении с благочинным хвалынского округа Иоаннном Исаичевым, местным священником Авраамием Сафо­новым и ещё семи священников, двух дьяконов и трёх стихарных.

 

Накануне торжеств, 2 мая 1912 года, около полудня народ собрался у новоустроенной церкви для встречи Вла­дыки. В одном из старообрядческих журналов так описы­валась эта встреча: «... Через час показалась подвода, на ко­торой ехал Владыка. Все заволновались, с колокольни послы­шался весёлый, торжественный перезвон. Местный хор под управлением Кондратия Григорьевича Нефёдова, как только Владыка подъехал к церкви, запел стихиру: «Сей день Госпо­день». ..»1

 

Спасо-Вознесенская церковь простояла до пожара 1922 года.2 В том же году скончался священник о. Авраамий. Несколько лет под церковь был занят обыкновенный жилок дом, к которому пристроили алтарь. В 1920-е годы в Сосно­вую Мазу была перенесена деревянная церковь из Черемшанского женского монастыря, священником в которой служил о. Василий Илларионович Макаров. В 1930-е годы церковь была закрыта, а затем разобрана. Материал был использован при строительстве корпуса МТС, о. Василий репрес­сирован.3
 
 
 
Крестный ход к роднику в честь освящения храма в с.Сосновая Маза. 1990-е

 

Так вышло, что с началом духовного возрождения Сосновая Маза стала первым селом Хвалынского района, котором открылся приход и молитвенный дом, случилось это в 1995 году, когда на одном старинном кирпичном особняке постройки начала XX века был установлен крест. Планировалось пристроить алтарь, установить купола и колокольню, но до сих пор это не воплощено в жизнь, сказываются и материальные трудности, и вырождение старообрядчества в целом. Своего священника в приходе нет, церковь приписана к саратовскому храму. Ежегодно для совершения треб приезжал саратовский священник Георгий Гилев.4

 

 

1. Отрепьева Е. Указ. соч.
 
2. АСХР.ф.Р. 1.0п. 1.Д.2.Л. 17.

 

3. Из архива старообрядческой общины с. Сосновая Маза. 
 
4. ГАСО. Ф. Р. 456. On. 1. Д. 974. Л. 11.

 

 
Алексей Наумов
 
Земли Хвалынской храмы - Саратов: Текст, 2004
Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar2 (2008-Июн-25)
Просмотров: 2232

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz