Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Дек-18, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Дораскольные храмы [1]
Архитектурные особенности [8]
История отдельных храмов [18]
Староверы - храмоздатели [4]
Домостроительство [2]

Главная » Статьи » Зодчество, храмоздательство » История отдельных храмов

Алексей Наумов. Старообрядческие храмы Хвалынска (Саратовская область)
Вознесенская церковь (единоверческая), бывший старообрядческий храм
 
 
 
 
Была построена в 1814 году стараниями первого городского головы Хвалынска Кузьмы Михайлова и на средства его тёщи Екатерины Дементьевны Мыльниковой. Церковь былаипоставлена «на месте, предназначенном по Высочайше конфирмованному плану для православного храма». Строи­лась она из цельных сосновых брусьев и крыта тёсом, была оштукатурена и не выкрашена. Вокруг неё построен навес. Храм был обнесён оградой с флигелем и дворовы­ми строениями; при нем была крестильня, четыре кельи и сторожка, где жили до 20 человек чтецов и певиц вместе с семьями.
 
Усилившиеся гонения на старообрядцев и перевод Иргизских монастырей в единоверие сказались и на Хвалынских старове­рах. В 1841 году храм был опечатан. С церкви спилили крест, который выкупил купец Буянов. Колокола разобрали прихо­жане, часть сохранилась в кладовой у Кузьминых-Михайло­вых.1
 
В 1842 году церковь была незначительно перестроена и передана единоверцам. 
 
В 1932 году церковь по решению городского совета была разобрана на строительные материалы.2
 
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая Белокриницкой иерархии)  ныне - Крестовоздвиженская (РПЦ МП)

 

 
 
 

 

После издания указа императора Николая II о веротерпимости 17 октября 1905 года, у хвалынского старообрядчества появилась возможность осуществить давнюю мечту — построить в городе храм. До этого службы проходили в молитвенном доме, построен­ном в 1870-х и официально разрешённом в 1881 году. Главными строителями молельни были: С. Ф. Кузьмин, Л. Г. Шакин и С. Ф. Лукичев.3

 

Получилось так, что Хвалынск стал первым в губернии городом, который получил право на постройку старообряд­ческого храма. Это было связано с тем, что хвалынцы про­сили разрешить им перестроить старый молитвенный дом, пришедший в ветхость. Время подачи прошения совпало с объявлением указа о веротерпимости.4 Воспользовавшись ситуацией, хвалынские старообрядцы переделали план, который уже 19 декабря того же года был утвержден в строительном комитете саратовского губернского правления. Автором проекта был младший инженер строительного Отделения Юрий Николаевич Терликов5 — архитектор Никольской церкви женского Крестовоздвиженского мона­стыря в Саратове и других построек губернского города. Место для нового храма было пожертвовано Е.Ф.Беспало­вой на пересечении улиц Дворянской (Ленина) и Винновской (Достоевского), напротив городского сада, рядом с домом купцов Михайловых.6

 

В 1906 году в Саратовском губернском правлении регистрируется «Хвалынская старообрядческая община Белокриницкой Митрополии» — это была первая официально зарегистрирован­ная старообрядческая организация в городе. Председателем общинного собрания был избран потомственный почетный гражданин Хвалынска Николай Михайлович Михайлов — один из представителей известнейшего в Поволжье и на Урале старо­обрядческого рода. Церковь строилась на средства общины, в состав которой входили купцы II гильдии Егор Николаевич Буянов, Максим Степанович Кузьмин (родственник Михайлова), Василий Семенович Абакумов, а также представители других сословий — мещан и крестьян из соседних староверческих деревень.7 В том же году был организован большой хор любителей, для  обучения которого был выписан учитель Лобанов с Рогожского кладбища — московского центра старообрядчества. Заве­щал хором И. М. Слепцов.8
 
В 1907 году в проект уже строящейся церкви вносятся незначительные поправки: приземистую звонницу было решено заменить высокой колокольней и возвести дополнительную главку над алтарем. Исправления были одобрены в строитель­ном отделе.9
 
 
 
Священник Иоанн Исаичев 
 

 

В 1914 году возведение церкви было завершено, 31 марта был освящен алтарь. Священником храма стал настоятель обшины Иоанн Карпович Исаичев, рукоположенный 22 фев­раля 1899 года старообрядческим епископом Саратовским и Астраханским Паисием. Дом священника находился рядом с церковью и выходил на Дворянскую улицу. И. К. Исаичев родился в селе Сосновая Маза в 1870 году. Обучался на дому церковному пению и чтению. Переехав в Хвалынск, он воз­главил благочиние, состоящее из 12 сёл уезда. Сделал нема­ло и для организации хора и для появления частной школы чтения и пения, действующей обычно во время каникул; пре­подавали в ней старухи-мастерицы. После постройки нового храма школа была переведена в старый молельный дом. Вторым священником был так­же уроженец села Сос­новая Маза Григорий Неклюдов, рукополо­женный епископом Па­исием в 1893 году.10
 

 

После революции Хвалынск покидает большая часть купе­чества, дворянства, ин­теллигенции. В 1918 году из города уезжает Н.М.Михайлов, ставший к тому времени городским головой. Но в списках верующих — прихожан Покровской церкви — за 1924 год значится имя его жены Лидии Павловны Михайловой.11 Можно только представить, каким мужеством должен был обладать человек, лишённый практически всего имущества и рисковавший в любое время угодить в тюрьму. Судьба этой женщины, как и всего рода Кузьминых-Михайловых,  неизвестна. В годы советской власти их семейные склепы на старообрядческом кладбище были разграблены и уничтожены: сохранилась пара вросших в землю надгроб­ных камней. Плодами же их праведных дел хвалынцы пользуются до сих пор.
 

С 17 октября 1922 года священником в церкви служил Иван Миронович Морозов.

 

Весной 1931 Покровская была закрыта были снесены колокольня и купола. Здание церкви стало ис­пользоваться под склад консервного комби­ната. 

 

Во время войны в храме стали прохо­дить тайные службы и только в 1946 году здание было офици­ально передано право­славной (РПЦ МП - прим. "Самарского староверия") общине го­рода и переосвящено в честь Воздвижения Честного и Животво­рящего Креста Господ­ня.12

 

 
Христорождественская церковь (старообрядческая, беглопоповского согласия)
 
 
 
 

Церковь была построена на улице Камышинке между Московской (Советской) и Дворянской (Ленина) в 1910 году13, на месте молитвенного дома беглопоповской общины. Возводилась она на средства богатой купеческой семьи Кривошеиных, отчего в народе получила название Кривошеинской. Храм был каменным, с такой же колокольней, крыт железом, распи­сан не был.

 

Первым священником Христорождественской церкви был Федор Георгиевич Луцкий, служивший до этого в сельской православной церкви Вольского уезда. В 1913 году Луцкий был лишен сана священника14, но так и осталсяя жить в Хвалынске вместе со своей семьей. После в церкви служил священник Василий Иудович Царев, который в 1918 году был расстрелян большевиками. Свидетелем ужасного события стала девочка Елизавета Серова, рассказавшая эту историю через много лет: «Стою на улице, красноармеец священника ведет, дулом в спину ему тычет. Священник босиком и в подштанниках, идёт согнувшись, руки назад. Навстречу другой красноармеец, конный-«Ты куда попа?» «Врасхо-од!» — а сам на ногах еле держит­ся, такой пьяный. Мы, дети, бежали за ними до самой Вол­ги, плакали, просили, чтобы не убивал. А он велел ему в воду зайти по пояс... Священник говорит: «Развяжи руки, дай хоть крестное знамение положить перед смертью». А он его — матом. И застрелил. Как выяснилось, ко всенощной зво­нил. Тогда нельзя уже было звонить»15

 

Последним священником Христорождественской церкви был Петр Иванов.16

 

Весной 1931 года по решению районного исполнительного комитета с Кривошеинской церкви были сняты и переданы на переплавку колокола. В мае того же года храм был закрыт, а 5 ноября было решено разместить в нем детский сад.17 Вскоре цер­ковь была разрушена.

 

Сейчас на улице Малой Пролетарской (Камышинке), где стоял храм Божий, построены жилые дома под №№ 20 и 22, во дворе одного из которых сохранился старинный колодец, находивший­ся ранее в церковной усадьбе

 

 

1. Швецов К. Хвалынская старообрядческая община. //Церковь, 1909, № 45,  С. 1117.

 

2. ГАСО Ф.Р.522. Оп.1 Д.151,л.350

 

3. Швецов К. Указ. соч. с 1117
 
4. Там же
 
5. ГАСО Ф.656 Оп.1 Д.1072 л.27
 
6. Швецов К. Указ. соч. с.1118
 
7. ГАСО  Ф.2 Оп.1 Д.8973 Л.1 об.
 
8. Швецов К. Указ. соч. с.1118
 
9. ГАСО  Ф. 656. Оп. 1. Д. 1072. Л. 9.

 

10. Швецов К.  Указ. соч. С. 1118.

 

11. АСХР Ф.Р.1 Оп.1 Д.20 л.23
 
12. Там же, л.16
 
13. ГАСО. Ф. Р. 522. Оп. 1. Д. 151. Л. 43.

 

14. АСХР- Ф. Р. 1. Оп. 1. Д. 20. Л. 17

 

15.  ГАСО. Ф. 2. On. 1. Д. 11021. Л. 1-2.

 

16.  Из воспоминаний Серовой Е.К.

 

17.  Из воспоминаний Мантузовой А. Н.

 

18.  ГАСО. Ф. Р. 522. Оп. 1. Д. 151. Л. 44

 
 
Алексей Наумов (опубликовано с незначительными сокращениями)
 
Наумов А. Земли Хвалынской храмы - Саратов: Текст, 2004
 
Категория: История отдельных храмов | Добавил: samstar2 (2008-Июн-25)
Просмотров: 5753

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz