Старообрядчество в Придунавье. Измаил - Украина - История Староверия (по регионам) - Тематический каталог - Самарское староверие
Книжница Самарского староверия Вторник, 2016-Дек-06, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Старообрядчество в Придунавье. Измаил
Город возник в XVI веке и играл важную военно-стратегическую роль в придунайских владениях Османской империи. Старообрядческое население в Измаиле появляется после вхождения города в состав Российской империи (1812 г.). Именно сюда переселяются из-за Дуная казаки-некрасовцы в 1811-1812 и 1830-1833 годах. Российская администрация, желая получить их в союзники, предоставляет им значительные льготы и свободы, в том числе и относительную свободу вероисповедания.

Такое положение предопределило, что сюда начали переселяться и староверы из других мест - лица "великороссийской породы часовенного звания" (из Херсонской, Орловской, Киевской, Калужской, Курской, Тульской, Черниговской, Подольской, Рязанской губерний), пилипоны (из Херсонской, Калужской, Черниговской, Могилевской и других губерний России), а также липоване из Молдавии и Добруджи.
Под Измаилом (на территории современного села Дунайское Измаильского района) основывается Никольский старообрядческий монастырь (1812-1829 гг.). Обитель была основана при поддержке главнокомандующего Дунайской армии, генерал-губернатора Молдавии и Валахии П.В.Чичагова на основании просьбы игумена Серковского монастыря Оргиевского уезда Бессарабской области Евфимия. В монастыре была сооружена деревянная церковь во имя Святителя Николы. К 1817 г. здесь находилось 36 монахов и послушников. Монастырь существовал совсем недолго - в 1829 г. он был ликвидирован по инициативе Инзова, главным образом, из-за опасений обострения взаимоотношений местных старообрядцев с заграничными.

После ликвидации монастыря и на следующем этапе переселения некрасовцев в Измаил переводится храм из Сарикея (территория современного Тулчинского уезда Румынии). Получая на это высочайшее разрешение, старообрядцы имеют также возможность свободно отправлять в нём богослужения по своим обрядам. 7 июля 1831 г. старообрядцам разрешили соорудить каменную церковь Святого Николы Чудотворца на том же месте, где должны были воздвигнуть деревянную, и на тех же правах, поскольку деревянную церковь еще не успели поставить. В 1833 г. храм был сооружён до верхнего карниза, но строительство прекратилось по причине нехватки средств. Однако в этом же году попечитель Никольской старообрядческой церкви купец 3-й гильдии Никита Беляев посылает прошение измаильскому градоначальнику С.А.Тучкову на получение разрешения на освящение церкви священником этой церкви Матвеем и дьяконом Симеоном (Тимофеевым), а также на беспрепятственное отправление службы по старообрядческим правилам. Никольский старообрядческий храм в Измаиле действует и сегодня.

После отхода Южной Бессарабии в состав Османской империи (1856 год), старообрядцы региона оказались в одном государстве со своими единоверцами в Добрудже. Тогда же в Измаиле основывается архиепископская старообрядческая кафедра (17 октября 1861 г.). Церковь Святого Николы Чудотворца переименовывают в кафедральный собор. Здесь располагалась резиденция Измаильской епархии во главе с Аркадием Васлуйским.

В 1897-1898 гг. собор без утверждения проекта отремонтировали и расширили на юге и севере. Вблизи кафедрального старообрядческого собора в специально оборудованном флигеле существовал женский скит, основанный старообрядческим купцом Никитой Беляевым в 1868 г. В 1893 г. в ските было 12 монахинь, им управляла семидесятилетняя Елизавета. В 1906-1940-х гг. при храме также действовало старообрядческое 1-классное училище.

В 1860-х гг. в Измаиле строится ещё один храм - Рождества Пресвятой Богородицы. В 1895 г. этот приход был переведен на положение единоверия с притчем в составе священника и псаломщика. 2 октября 1896 г. была освящена деревянная церковь на каменном фундаменте. А через пять дней - 7 октября - церковь сгорает дотла. В 1897 г. усилиями миссионера Ф.Воловея была сооружена новая каменная единоверческая церковь во имя Рождества Богородицы. Действующий единоверческий храм Рождества Пресвятой Богородицы и сегодня (после реконструкции) украшает собой южную часть Измаила.

Во второй половине ХІХ - начале ХХ века в Измаиле также действовали небольшие общины беспоповцев и беглопоповцев. Они не имели своих молитвенных домов, богослужения совершались в домах наставников.

После вхождения Бессарабии в состав СССР Измаильская епархия упраздняется (1947 г.). В 1956 году разрушается Рождественская церковь, которая находилась на сегодняшней улице Кутузова. Никольский храм продолжает функционировать, и богослужения здесь ведутся вплоть до сегодняшнего дня.

На 2001 год старообрядцев в Измаиле насчитывалось более 3 тысяч человек.

Информационный портал г.Измаил
Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2011-Ноя-10)
Просмотров: 1182

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz