Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Окт-17, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Сибирь

Мукаева Л.Н. Экологические ценности старообрядцев Южного Алтая
В освоении природных ресурсов Южного Алтая важную роль сыграли вольные старообрядческие сообщества, заселившие Бухтарминско-Уймонский регион с ХVIII в. Созданный крестьянами-раскольниками в алтайских горах новый хозяйственно-культурный тип во многом был обусловлен особенностями горного края. Здесь старообрядцам пришлось осваивать горно-степной, горно-таежный, высокогорный ландшафты Бухтармы и Уймона, сведенные в единый природно-экологический комплекс.
 
Оказавшись в замкнутых горных экосистемах, староверы максимально приспособились к довольно непростым природно-климатическим условиям. Это позволило им за предельно сжатые сроки основать комплексное и высокодоходное товарное производство. При этом многие отрасли горной экономики староверческих селений практически являлись безотходными и не наносили никакого вреда природе.
 
Со временем в старообрядческом социуме Южного Алтая накопились многовековые наблюдения о состоянии лесных, рыбных, растительных и других ресурсов окружающего их мира. Главным источником сведений о своеобразии природы и климата родного края были личные наблюдения, передача которых осуществлялась от поколения к поколению на основе устной традиции. Вместе с тем, некоторые представления и способы использования природных ресурсов староверы переняли от местных жителей, представителей кочевой и полукочевой культур.
 
В процессе хозяйственной эволюции раскольниками отбирались наиболее действенные способы природопользования. Несмотря на обилие естественных богатств, староверы создали систему очень бережного и наиболее щадящего использования природных ресурсов: пахотных, сенокосных, охотничьих, угодий, животного и растительного мира.
 
В староверческом социуме функционировал неписаный свод правил, регулирующих охоту, рыболовство. Порядок обработки почв, соблюдение севооборота, устные агротехнические правила и обычаи в староверческих деревнях демонстрируют заботливое и хозяйское отношение к родной земле. Созданные староверами ресурсосберегающие технологии обработки земли не нарушали ее естественного плодородия. Технику отгонного скотоводства и выпасов на подножном корму раскольники разработали до совершенства. Недаром, здесь процветало селекционное скотоводство.
 
Ориентируясь на своеобразие южно-алтайской природы, местному раскольничьему сообществу удалось создать горное пчеловодство и в дополнение к скотоводству совершенно новый промысел - мараловодство. Эти промыслы очень быстро превратились в самые доходные виды хозяйственной деятельности населения на территории Азиатской России.
 
Выгодными являлись охотничий и кедровый промыслы. Предпринимательская активность южно-алтайских раскольников в сочетании с богатыми природными ресурсами и социальными возможностями обеспечила им высокий уровень жизни.
 
Активно использовался растительный, животный и почвенный мир края. Важной составляющей растительного мира являлись лесные ресурсы. Из них наибольшую ценность для раскольничьих поселений представляли лиственные и кедровые леса. В жизни староверов лес занимал особое место. Он обеспечивал крестьян топливом, строительным материалом, был местом охотничьего промысла. Дома жители горных деревень строили из лиственницы и из кедра. До сих пор в Верхнем Уймоне сохранились староверческие кедровые дома-связи дореволюционной постройки.
 
Очень прочной была древесина лиственницы. Жилье из нее строилось практически на века.
 
Значительную часть алтайских лесов составляли ценные плодово-ягодные и лекарственные растения. Староверы за короткий срок выяснили целебные и пищевые свойства многих дикорастущих растений: грибов, ягод, кустарников и научились их использовать с большой выгодой для себя. Из леса возами возили ревень, колбу, ягоды, кедровый орех и т.д. Но всегда согласно старообрядческой этике практиковались только безвредные формы сбора лесного урожая грибов, ягод и ореха.
 
Что особенно поражало дореволюционных ученых и путешественников, так это прекрасное знание староверами географии и топографический условий не только окрестных, но и отдаленных от них мест. Отличаясь довольно широким кругозором, крестьяне-раскольники отлично разбирались в рельефе, водной и лесной системе Южного Алтая. Они безошибочно ориентировались в горах, досконально знали все горные тропы. Поэтому все заезжие путешественники охотно нанимали староверов проводниками. Им же хорошо были известны холодные и горячие минеральные источники, которых так много было в алтайских горах.
 
Так, открытые в 1848 г. берельским старовером Рахмановым горячие минеральные ключи до сих пор называются Рахмановскими. На ключах староверы лечились от всех болезней. Особенной популярностью источники пользовались при лечении ревматических и глазных заболеваний.
 
Поскольку в окружающих лесах в изобилии водились медведи, олени, волки, лисы, росомахи, горные бараны, то крестьяне- староверы прекрасно разбирались в повадках и в уловках зверей, птиц, хорошо знали остальных живых обитателей тайги, рек и т.д. Умели бороться с вредными насекомыми, и охранять от них домашних животных. Поведению животных, птиц, рыб и других обитателей тайги и гор приписывались человеческие черты. Недаром, все исследователи отмечали наклонность староверов к мифотворчеству и очеловечению природы. Так, они уверяли путешественников, что травы и птицы говорят, только человек этого не слышит. О рябчике у них в ХIХ в. существовало такое поверье, что он был размером с быка и «человека оглушал». Господь же его уменьшил, а белое мясо рябчика разделил между птицами.
 
Самым умным диким животным по понятиям староверов считался медведь. Староверы его называли черным зверем. Как они объясняли, медведь сначала был человеком. Но за свои пакости он был проклят Богом и обращен в зверя. На человеческое же происхождение медведя указывает его человеческая ступня.
 
Окружающий мир со всеми его обитателями для староверов был живым. Такое трепетное отношение к природе во многом способствовало тому, что староверы сохранили благоприятную среду обитания для будущих поколений.
 
Старообрядцы будучи жителями горных деревень говорили языком природы, конкретно выражая свои понятия, отличающиеся глубиной мысли и образностью. Староверческое название «белки» означало горы, покрытые вечными льдами и снежниками. Гляден - это гора, с которой открывается широкий вид, седло - горный перевал, россыпь - каменистые осыпи в горах, губа - гриб. Хвойный лес именовался чернью, кедрачом, пихтачом. Про речной исток староверы говорили, что голова реки выпадает. Когда туча висела над горами, то - это дождь зацепился за белок. Чистые реки назывались белыми, с темным цветом воды давали соответствующие названия. Например, река Белая, р. Черновая. Интересно, что Черный Иртыш на китайской территории староверы называли Тихим. Водоемы часто получали названия в зависимости от рыбы, которая в них водилась, так на карте Южного Алтая есть речка Хайрюзовка, озеро Тайменье и другие.
 
Конкретные и практические знания южно-алтайских раскольников природных явлений в то же время переплетались с мифическими и библейскими объяснениями. По их представлениям, Белуха, дающая начало двух большим рекам Бухтарме и Катуни, - это ледяная гора на Алтае, которая существует вечно от сотворения мира и будет стоять до скончания века. Староверы верили, что в горе есть бездонные трещины. Гром по поверьям староверов, происходит от того, что ветхозаветные пророки Енох и Илия ездят по небу и посылают дождь и огненные стрелы. Когда архангел Михаил дует в золотые трубы, то на земле получается ветер. Ветрами он очищает землю от всего плохого, в том числе и от грехов, которыми человек покрывает землю. Южно-алтайские раскольники были уверены в том, что если бы архангел Михаил не очищал периодически землю таким образом, то ее за людские грехи давно бы постигла кара небесная.
 
Такое понимание природных явлений приводило к тому. что любой природный феномен, незнакомый староверам мог повергнуть их в панику. Так, например, когда 19 мая 1910 г. на Бухтарме наблюдалось атмосферное явление, то многие раскольники сочли, что наступил конец света.
 
Необходимо отметить еще одну и давно используемую старообрядцами особенность южно-алтайских гор - их эстетическую ценность. Местные староверы очень высоко ценили красоту горных ландшафтов. Дореволюционный исследователь А.А. Бунге, побывавший на Уймоне в 1826 г., отметил красоту мест, где были расположены русские горные деревни. Как правило, староверческие поселения и пасеки располагались в наиболее живописных местах по берегам красивых рек и речек.
 
Раскольники-проводники, сопровождая сотрудника ИРГО А.А. Принтца во время его путешествия по алтайским горам в 1863 г., для ночлега и привала всегда выбирали «веселые места», то есть такие, откуда представлялся более или менее красивый вид. Во второй половине ХIХ в. зажиточные раскольники предпочитали строить двухуровневые дома с балконами. Последние предназначались для чаепития, во время которого полагалось любоваться открывающимся горным пейзажем. Такое могли позволить себе люди, жившие в большом достатке.
 
Жизнь в суровом, но вольном горном крае наложила глубокий отпечаток на облик староверов. Это были хорошо сложенные, подвижные и энергичные люди. Путешественники отмечали, что жители русских горных деревень представляют «трудолюбивейшее» население, все староверы «замечательно трезвые и чистых нравов». Благодаря влиянию гор они всегда уверенны в себе, отважны, мужественны, выносливы, полны мощной деятельной энергии и веры в собственные силы. На всех путешественников они производили приятное впечатление своей открытостью, бескорыстием, знанием окружающей местности.
 
Все эти качества были присущи и женщинам-староверкам. Они тоже были сильны, отважны, решительны и проворны, как мужчины. Недаром Н.М. Ядринцев назвал русские горные поселения царством амазонок. Все они являлись отличными стрелками, превосходными наездниками, к верховой езде приучались с раннего детства.
 
Таким образом, адаптационные механизмы жизнедеятельности позволили староверам основать в алтайских горах уникальный природно-экологический комплекс. В процессе хозяйственного освоения Южного Алтая староверы выработали свою систему неписаных правил, обычаев и традиций, регулирующих отношение человека к природе. Они создали оригинальную региональную модель использования природных ресурсов своего края, которая не приводила к их истощению.
 
Изучение многовекового опыта использования природных ресурсов южно-алтайским старообрядческим социумом поможет в современный период создать нужные ориентации на расширенную предпринимательскую деятельность с учетом природной действительности.
 
Мукаева Лариса Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Горно-Алтайского государственного университета
 
Статья была опубликована в журнале "Евразийцы", №2, 2006

Предоставлена автором
Категория: Сибирь | Добавил: samstar-biblio (2010-Апр-28)
Просмотров: 1287

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz