Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-26, 01:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Половинкин П.В. Памяти Т.С.Тулупова

Быстротечно прошел XX век. Сто сложных лет были омрачены репрессиями, трагедиями и различными природными катаклизмами. Благодаря летописям и другим сочинениям мы знаем о страданиях и подвигах Божиих угодников, подвижников благочестия древности. Примеры из житий святых и приснопамятных предков всегда помогали верующим справиться со всеми трудностями.

И в этом (уходящем) столетии многие христиане провели праведную жизнь, увековечили свои имена трудами и подвигами духовными, и мученически закончили свое земное существование.

К сожалению, память людская, как и сама жизнь, неблагосклонна ко многим замечательным деятелям Староверческой Церкви. Единственное периодическое издание Древлеправославной Поморской Церкви — «Старообрядческий Церковный календарь» в смутное время советского периода не смогло в полной мере зафиксировать биографические сведения о всех деятелях Церкви. Если бы сегодня все мы приложили душу и руку к написанию биографических статей о местных отцах и служителях, то в завершение века и тысячелетия можно было бы составить «Словарь — каталог отцов и деятелей Поморской Церкви», тем самым, сохранив их имена для будущих поколений.

В 1999 году Самарской общиной ДПЦ была выпущена брошюра стихов Ксенофонта Ивановича Болобкова (г. Самара). Цель данного издания — познакомить верующих с творчеством автора и сохранить память о замечательном деятеле Поморского Староверия первой половины XX века.

На сегодняшний день нам предоставилась возможность открыть еще одно забытое имя. При подготовке к изданию газеты «Столп Истины» (1997 г.), используя материалы журнала «Щит Веры» (г. Саратов, 1912-1916 гг.), мы встретили стихи Т. С. Тулупова. Эти прочувствованные, наполненные болью и тревогой строки, написанные в начале века, оказались актуальными и в наши дни:

Христос, Христос! Венцом терновым

Он спас людей от зла и тьмы.

Зачем же мы стремимся к новым

Грехам, забыв про страх тюрьмы?


Зачем мы забываем снова

Мученья Господа Христа:

Зачем торгуют Его словом

Людей преступные уста.


Зачем господствует Иуда

И торжествует фарисей?

Зачем коварство, зло повсюду

Царят опять среди людей?


19 сентября (2 октября по новому стилю} 1999 года на память святого мученика Трофима исполнилось 120 лет со дня рождения автора этих строк Трофима Сергеевича Тулупова.

Лишь в 1999 году нам удалось разыскать дочь Трофима Сергеевича — Веру Трофимовну (1908 года рождения) и узнать о жизни ее отца и нашего земляка, писателя во имя утверждения Староверческой Церкви.

Трофим Сергеевич родился в 1879 году в Саратовской губернии, в большой Христианской семье. Позднее семья переехала жить в г. Самару, где Трофим Сергеевич устроился работать на телеграф железной дороги. Из-за болезни легких некоторое время был на пенсии, а в начале 30-х годов поступил на работу начальником отдела радио и телефонного ния водного транспорта.

Судя по местам работы и занимаемым должностям, Трофим Сергеевич был довольно образованным и грамотным человеком своего времени. Его статьи, напечатанные в журнале «Щит Веры», с пояснительными лингвистическими комментариями — еще одно подтверждение наших выводов.
 
По характеру Трофим Сергеевич был спокойным и молчаливым человеком. Как хороший семьянин, он много времени уделял домашним хлопотам, детям Александру и Вере.

Нельзя умолчать о том, что Т. С. Тулупов принадлежал к федосеевскому согласию, более того, был одним из ведущих начетчиков, неоднократно в беседах с поморцами защищавшим федосеевское учение о браке, составившим весьма впечатляющую полемическую «Беседу о таинстве брака» (изд. с. Тушка, 1912 г.). Но все же во многих его выступлениях прослеживается его тяга к учению своих собеседников. Немаловажен тот факт, что его детей крестил поморский наставник о. Василий Иванович Суворов, и во второй половине жизни Трофим Сергеевич приобщился к «брачному» согласию, как и некоторые известные федосеевские начетчики.

В дом Тулуповых всегда приходило много народа, среди его знакомых и друзей были уже упомянутый самарский наставник В. И. Суворов и известный в Самаре начетчик Филипп Прокофьевич

По всей видимости, опасаясь за судьбу своей семьи, Трофим Сергеевич не делился с ее членами о церковных делах и своих сочинениях. В доме даже не осталось никаких его документов и трудов.

В ноябре 1937 года Трофим Сергеевич Тулупов был арестован органами НКВД. На письменные обращения близких о его судьбе ответов не было. Через некоторое время родственникам удалось узнать, что он был осужден «с попами», а несколько позже, что «он умер в феврале 1940 года в дальних лагерях он умер от упадка сердечной деятельности».

В начале 1956 года Т. С. Тулупов был реабилитирован. Его детей пригласили в КГБ. где перед ними извинились и сказали: «Ваш отец был честным тружеником». Жене была установлена пенсия, а в выданной справке написано: «Постановление тройки при НКВД по Куйбышевской области от 21.12.1937 г. в отношении Тулупова отменено, и дело прекращено за отсутствием состава преступления».

В журнале «Щит веры» за 1912-1916 годы напечатаны более пятнадцати стихов Трофима Сергеевича и следующие его статьи (по имеющимся у нас в наличии номерам издания):

1. О 500 червонцах.

2. Противообщинники в федосеевском согласии.

3. Об Австрийской, или Белокриницкой иерархии.

4.Путь жизни (Слова и речи).

5. К полемике с австрийцами.

6. Жизнъ первых христиан.

7. Обязанность исполнять данные обеты.

8. О разделении Русской Церкви

9.Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

10. О баптистах.

11. О почитании Св. Креста Христова и о крестном знамении

12. О падении греко-восточной церкви.

13. О клятве собора 1667 г.

14. Полемика с австрийцами.

15. Слово на праздник праздник Входа Господня во Иеросалим

16.Община по гражданскому закону от 17 октября 1906 года

Темы статей Т. С. Тулупова разнообразны. Как путешественники в своих путевых заметках описывали все, что они переживали на своем пути, так и Трофим Сергеевич посредством печати делился с читателями мыслями о том, что его волновало на жизненном пути христианина. В своих трудах, наполненных выдержками из Священного писания, он — проповедник слова Божия — дает разъяснения и наставления верующим по духовным вопросам.

Во всех его словах прослеживается призыв к сохранению мира и любви в христианских обществах. Разделение среди федосеевцев по поводу образования общин согласно гражданскому закону от 17 октября 1906 года положило начало ряду статей, призывающих к примирению раздорников.

Его большой полемический очерк «О разделении Русской Церкви» по своим объемам и грамотному обоснованию данного вопроса, основанному на Святом писании и многочисленных исторических данных, претендует на отдельное полноценное книжное издание.

В начале века проходило много встреч и бесед поморских и поповских начетчиков. Цикл исследовательских статей Т. С. Тулупова «Об австрийцах» был направлен на информирование староверческого поморского общества об истории возникновения и коренных отличиях старообрядцев-поповцев, приемлющих Австрийскую, или Белокриницкую иерархию (современное название — Русская Православная Старообрядческая Церковь). В 1923 году книгоиздательством В. 3. Яксанова в Саратове по материалам этих статей была выпущена книга «Об Австрийской или Белокриницкой иерархии». С приведенными в книге доказательствами она должна была послужить христианам-поморцам своего рода руководством в противостоянии натиску австрийцев.

Статьи «О баптистах» и «О почитании Св. Креста Христова...», также как и предыдущие, являются краткими пособиями, но только уже по ведению бесед с сектантами: баптистами и молоканами. В этих статьях рассмотрены и обоснованы выдержками из Священного писания и учения святых отцов такие вопросы, как: О святом предании; О необходимости не только веры, но и добрых дел и благодати в деле спасения человека; О крещении младенцев, и другие.

При использовании данных пособий защитники Веры могли четко, основываясь на Святом писании, отстаивать свою правоту в последовании учению апостолов и истинно Православной Церкви, обличая своих оппонентов в явном заблуждении.

«Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы» в сочетании со стихами «К Божией Матери» — своеобразное восхваление и обращение к заступнице рода человеческого:

Мира заступница, Матерь всепетая

Я пред тобою с мольбой:

Беднаго грешника, мраком одетаго,

Ты благодатью прикрой».

«Из тенета греха приведи нас к Твоему Сыну и попроси за нас, чтобы Он милосердый Владыка но лишал и нас заблуждьших Своего Божественнаго Царства».

Ты будь мне отрада,

Ты будь мне защита.

Душа благодатью

Твоею повита.

Как наш почтенный автор переживал за судьбу этого суетного мира и молился о благоволении Божии к нам недостойным, так и мы будем просить Господа и Пречистую Владычицу не оставить душу своего верного раба Трофима — труженика и страдальца, как не оставляли Они его в дни душевных томлений и мучениях, выстраданных им в этой жизни.

П. В. Половиннкин

(статья опубликована в Календаре Древлеправославной Поморской Церкви на 2000 год)


Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 2011

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz