Книжница Самарского староверия Четверг, 2017-Окт-19, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Житие священомученика и исповедника Мефодия
Летом 2005 года в духовной жизни якутян произошло важное событие. В старообрядческий храм во имя Верховных апостолов Петра и Павла торжественно были доставлены на вечное хранение и поклонение частицы мощей Святого Владыки Мефодия, а часть мощей перевезены в Московскую древлеправославную старообрядческую митрополию.

Уже только за это время по молитвам Святого Мефодия произошло два чуда исцеления. Во время освидетельствования святых мощей получил исцеление от тяжкого недуга один из присутствующих, а у прихожанина старообрядческого храма Владимир X., сопровождающего частицы мощей в Москву, без медицинской помощи быстро зажила сложнейшая травма ноги, случившаяся у него накануне отъезда в Москву.

По приезду из Москвы травматологи константировали у него чудесным образом заживший сложный перелом костей и разрыв связок голеностопного сустава. Доктора не поверили, что больной не обращался к травматологам и не подвергался хирургической операции, без которой в обычных условиях пациенты не обходятся. Рентгеновские снимки Владимир хранит для показа не верующим.

Так кто же он - Святой Владыка Мефодий?




Епископ Мефодий (Михаил Екимов), умер в Вилюйске в 1898 г., перезахоронен тайно единоверцами на старообрядческом кладбище с. Павловска в 1908


Родился он в 1824 году в Томской губерни. Служил священником, был рукоположен в епископы Пермской старообрядческой кафедры, а потом возглавлял Томскую и Иркутскую епархии.

Служил он в истинной христианской старообрядческой Церкви в то время, когда за исповедование старой веры священников и епископов преследовали, арестовывали, пытали, заковывали в кандалы, садили в тюрьму или ссылали в глухие отдаленные места.

В 1890-1891 г.г. владыка сидел в тюрьме по доносу единоверческого священника, который обвинял его в венчании семи единоверческих прихожан.

В апреле 1891 года он был оправдан и выпущен из тюрьмы под надзор полиции.

В 1893 году его вновь арестовали, обстригли, заключили в тюрьму, обрядив в арестантскую одежду. После долгих издевательств в тюрьме владыку Мефодия за присоединение одного православного к старообрядчеству приговорили к лишению всех прав состояния (как какого - то разбойника) и к ссылке в Восточную Сибирь.
Закованного в кандалы старца-святителя по этапу гнали три тысячи верст до места ссылки в Киренский округ.

В 1895 году он прибыл в с. Куйтун Иркутской области, где продолжил свою святительскую деятельность, совершал там архиерейские службы и поставил в старообрядческие священники А. Борисова.

Из архивного дела №2319 от 4 апреля 1896 г. канцелярии Иркутской губернии стало известно, что переехавший из Томской губернии в Киренский округ, а затем - на постоянное жительство в г. Иркутск раскольнический лжеепископ Мефодий в конце сентября 1895 г. прибыл в село Куйтун Верхнеудинского округа и около трех недель совершал архиерейские служения. Поставил в лжесвященники крестьянина Кутуйского селения Акиндина Борисова. Возбуждал местных раскольников против православных миссионеров. Так извещает тайный советник, сыщик Победоносцев в канцелярию Иркутской губернии и просит принять меры в защиту православных от "вредных влияний" епископа Мефодия.

За эти действия по доносу архиепископа Иркутского и Верхоленского Тихона его в 1896 году вновь арестовывают и заключают в Иркутскую пересыльную тюрьму, где держат вместе с уголовниками.

Несмотря на то, что 9 апреля 1897 года по определению Иркутского губернского суда дело «Лже - Епископа» Мефодия было прекращено, Иркутский Генерал губернатор 6 июня 1897 г. отдает распоряжения № 4144 о ссылке больного Владыки в Якутскую область.

По Лене-реке плыли на барже Акепсима Кушнарева. 28 июля 1897 г. Владыка прибыл в Якутск. 30 июля того же года прибывшему в Якутск Иркутскому генерал-губернатору Горемыкину Михаил Екимов написал прошение, в котором старообрядческий епископ Мефодий, ссылаясь на преклонный возраст и по состоянию здоровья, просил поселить его в селе Павловске среди единоверцев. Но Мефодия под конвоем отправили в Вилюйск. По дороге он хворал. 16 августа прибыл с казаками в Вилюйск. Таким образом, Владыка вместо удовлетворения своей просьбы получил более суровые условия отбывания ссылки.

Эти данные найдены в ЦГА ЯАССР (ф. 23 И, опись 1, дело 2242, Л2 и Ф.22 И, Опись 1, дело 2876).

Преследования, издевательства, тюремные нары, длительная, тяжелая дорога из Иркутска верхом на лошадях, а затем, таким же способом в Вилюйск подорвали здоровье многострадального Владыки.

Вот, что говорят архивные записи П.А. Квасникова, заседателя Вилюйского округа: Владыка Мефодий из Якутска выбыл в июле 1897 года верхами в сопровождении казаков. Во время тяжелой изнурительной дороги он тяжело страдал. На Вилюй приехал в первых числах августа, совершенно больной. Поселили его в юрте Бубякина, где он занимал одну боковую комнату. Спал на постели из оленьей шкуры, укрывался подрясником владьжа болел, окончательно слег в начале лета 1898 года и больше не вставал. Ухода за ним никакого не было. 11 мая (с.с ) 1898 г. владыка Мефодий скончался.

Похоронили его в Вилюйске, на старом кладбище около нового собора. После смерти его имущество было описано земским заседателем 11 мая 1898 г. Вместе с наличными деньгами в сумме 305 руб. имущество было оценено в 328 руб. 60 коп., а также найдены письма из Якутска от Кушнаревых.

22 февраля 1901 г. Вилюйское окружное полицейское управление отправило в Якутское областное правление донесение об открытии наследства ссыльнопоселенца М. Екимова по определению мирового судьи Вилюйского округа от 10 декабря 1900 г. Есть отметка, что Екимов "прибыл в Сибирь один, и ни детей, ни жены у него нет".

19 марта 1901 г. Якутское областное правление приказало отослать названную сумму в Якутское уездное казначейство для зачисления в экономический поселенческий капитал.

Своим донесением от 25 июня 1901 г. Вилюйское окружное полицейское управление уведомило, что деньги, вырученные от продажи имущества после смерти ссыльнопоселенца Михаила Екимова, в сумме 23 руб. 32 коп. отосланы в Якутское уездное казначейство. Вещи, принадлежащие Михаилу Екимову и относящиеся к богослужению, а именно: запасные святые дары, чаша, несколько просфор, пропитанных кровью христовой которые были взяты на хранение в церковную кладовую. Павловчане-староверы, узнав об отказе на просьбу епископа Мефодия у Иркутского генерала-губернатора Горемыкина в поселении в с. Павловске, после смерти епископа решили перевезти труп на старообрядческое кладбище Павловска.

Вот так вдали от родины, оторванный от родных и близких тяжело страдал и принял мученическую кончину за древнеправославную старообрядческую Веру владыка Мефодий.

Еще вначале своего священства после арестов, пыток и уговоров он мог бы отказаться от родной православной церкви, мог стать архиереем новой никонианской веры. Страдая в далекой морозной ссылке, имея денежные средства, мог бы нанять себе прислугу, купить теплую одежду, продукты и прочее.

Но этим временным земным благам он предпочел мученическую кончину за истинное православие и жизнь вечную.

Якутские старообрядцы всегда помнили о Святом Владыке и неоднократно, но безуспешно обращались к Иркутскому и Якутскому губернаторам с просьбой разрешить ему переезд в село Павловск. Эти прошения были удовлетворены только через 10 лет после кончины Владыки.

29 мая 1908 г. крестьянин с. Павловска Петр Иванович Кушнарев подал Якутскому губернатору прошение о разрешении перевезти тело умершего старообрядческого епископа Мефодия в с. Павловск и в тот же день получил разрешение.

29 июня 1908 г, на основании предписания Якутского Губернатора от 30 мая №6979, при большом стечении народа было произведено вскрытие могилы Владыки Мефодия. При этом гроб был найден в целости, а тело оставалось нетленным. Гроб немедленно был помещен в прочный плотно запаянный металлический ящик, который на пароходе «Громов» был привезен в с. Павловск и 8 июля 1908 г. предан земле на старообрядческом кладбище, а на месте захоронения была возложена каменная надгробная плита и установлен восьмиконечный крест.

Это произошло в присутствии православных русских крестьян на старообрядческом кладбище, без молитвы, так как, по церковному обряду, молебен покойнику должен оглашать вышестоящий по церковному чину, в крайнем случае - равный по чину епископ.

В 1930 г. Советская власть официально запретила деятельность православной старообрядческой церкви. Церковь переоборудовали под сельский клуб. Русские крестьяне - павловчане из-за отсутствия церкви молились в сторону старообрядческого кладбища и просили у епископа Мефодия прошения у Господа Бога благополучия в их земной жизни. Все церковные даты отмечали в Кушнаревском склепе-часовне на старообрядческом кладбище.




Владыка Всея Сибири Силуан удостоверился в перезахоронении епископа Мефодия в с. Павловске. 17 августа 1998 г.

И вот спустя еще 90 лет в 1998 году во время приезда в Якутск епископа Новосибирского и Всей Сибири Владыки Силуана в присутствии Представителей Павловской администрации и членов Якутской старообрядческой общины, братьев Бутковских, могила была освидетельствована.

Убедившись в подлинности надгробного камня, отодвинув его, начали раскопку. Могильная земля через 90 лет снова выбрасывалась лопатой наружу. Все присутствующие находились в напряженном состоянии. Вдруг на глубине 150-160 см железная лопата могильщика ударилась о какой-то железный предмет. Могильщик сообщил: "Нашел угол железного ящика". Кто-то тихо воскликнул: "Кладовая". Стоявшие у могилы оживились...

Могильщик продолжал выкидывать землю наружу. Железная лопата четко скоблила землю с железной поверхности зарытого ящика. Сомнения прояснились. По церковным приметам владыка Силуан опознал епископа Мефодия - Михаила Екимова (Акт вскрытия могилы от 17 августа 1998 г.). Спустя 100 лет со дня смерти Михаила Екимова служители церкви впервые исполнили погребальный молебен по умершему. В завершение владыка Силуан попросил у Господа Бога прощения за столь позднее беспокойство умершего.

После исполнения церковного ритуала епископа Мефодия похоронили в третий раз. Надгробный камень с надписью поставили на прежнее место. На обратном пути с кладбища епископ Силуан освятил фундамент установленных свай строящейся павловской школы. После опознания могилы Мефодия - Михаила Екимова с 1998 г. владыка Силуан несет службу на павловском старообрядческом кладбище. Отпевает молебен за упокой души умершего Михаила Екимова и за всех других, навечно лежащих на кладбище древнерусской христианской православной веры трудолюбивых павловчан.

В 2000 г. специальная комиссия повторно удостоверила захоронение Мефодия - Михаила Екимова, епископа Сибири, на кладбище староверов в с. Павловске в Якутии.
На могиле Мефодия - Михаила Екимова установили православный христианский крест, оформили постамент надгробного камня.

В сентябре 2003 года на основании этого и других документов стойкий и многострадальный исповедник православной веры Владыка Мефодий на Освященном Соборе русской древлеправославной старообрядческой церкви был перечислен к лику Святых.

Покоясь на Вилюйском, а затем Павловском старообрядческом кладбище, Святой Владыка Мефодий хранил наших предков от бед и напастей, а теперь его мощи являют чудеса исцеления.

Каждый четверг, а в посты по субботам в Якутском храме во имя Верховных апостолов Петра и Павла проводятся службы священомученику Мефодию, теплому и сильному молитвеннику о благосостоянии Якутской земли.

Кто знает, возможно по его молитвам, Господь сберегает нашу Якутию от различных бурь и напастей. И вот сейчас в сложный экстремальный исторический период настало наконец время, когда старообрядцы и все нуждающиеся в помощи Святого Мефодия могут поклониться его мощам, поведать ему свои нужды, печали получить утешение и помощь.




Старообрядческий Епископ Новосибирский, Всей Сибири и Дальнего Востока Владыка Силуан с группой старообрядцев и жителей с. Павловск у Поклонного креста. Июль 2004г.

Думается, что по его молитвам Господь поможет нам обрести дорогу к истинной вере и душевному спасению.

- Священомучиниче Христов и Исповедниче Мефодие, моли Бога о нас!

По материалам:

Д.С. Тимофеев "Российская дорога на востоке Якутии", Якутск 2007;

В.Ф. Бутковский "Русь Православная" Якутск 2006
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar2 (2009-Янв-19)
Просмотров: 1323

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz