Книжница Самарского староверия Четверг, 2017-Окт-19, 19:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » ХХ в.

Денисов Н.Г. Отец Евгений Бобков: краткое жизнеописание
Отец Евгений Бобков (6 июля 1939 года, пос. Кучино Москов­ской области — 25 ноября 1985 года) - протоиерей Русской Православной Ста­рообрядческой церкви (белокриницкой иерархии) происходил из потомствен­ной семьи старообрядцев. Отец его А. Д. Бобков (по профессии юрист) в 60-е гг. XX в. являлся председателем Московской Рогожской общины, поль­зовался большим авторитетом среди старообрядческих священнослужителей.
 
В 1956 году Евгений окончил школу и поступил на юридический факуль­тет Московского университета. Учился на «отлично», принимал участие в под­нятии целины и имел за это государственную награду. Во время учебы, на 3-м курсе, выяснилось, что Евгений является верующим-старообрядцем, стихарным Московского Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религиозных убеждений, но Евгений категорически отказался это сделать. На­чалась травля.
 
На факультете (в здании бывшего Синодального училища) был устроен диспут на тему «Есть ли Бог?». Юноша твердо отстаивал свои взгля­ды и, подняв перед всеми Евангелие, твердо заявил: «Я верю в Его могуще­ство!» Эти события совпали с хрущевскими гонениями на церковь. Е. Бобков был отчислен из университета, на страницах многих газет появились злост­ные публикации: Р. Карпель, Ю. Некрасов: «Хамелеон», «Еще раз о хамелео­не» (газета «Московский комсомолец», 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. Реакция же на них последовала прямо противоположная: в деканат юридического фа­культета посыпались письма от читателей с поддержкой и восхищением взгля­дов и поведения Евгения. Руководство факультета вынуждено было их кон­фисковывать. В определенной степени это приостановило выход новых ста­тей в прессе.
 
 
  
Отец Евгений Бобков в сане диакона
 
После отчисления из МГУ Евгений работал в разных учреждениях, в том числе в Отделе рукописей Государственной библиотеки им. Ленина. Из­гнанному студенту оказывали поддержку священнослужители, ученые, друзья. В Москву на Рогожское стали специально приезжать люди из разных угол­ков страны, чтобы познакомиться с ревностным христианином, не побоявшим­ся бросить вызов господствовавшей в стране атеистической идеологии.
 
В 1960 г. Евгений окончил юридический факультет Всесоюзного заочного юридического института. В декабре 1963 г. он поступил в очную аспиранту­ру Юридического института. В 1964 г. был отчислен по доносу одного из бывших однокурсников юрфака МГУ. За три месяца учебы в аспирантуре он успел сдать два кандидатских экзамена. С сентября 1964 г. Евгений Бобков заведовал книгохранилищем  Московского  Рогожского  Покровского собора.
 
Рогожский собор Покрова Божией  Матери являлся первым  храмом, куда Евгения водили молиться родители. Здесь же епископ  Геронтий (Лакомкин) в 1948 г. в 9-летнем возрасте поставил его в чтецы. Мальчик сам  ходил  к нему с этой просьбой, родители узнали об этом позже. А 7 июля 1966 г. ар­хиепископ Иосиф (Моржаков) хиротонисал его во диаконы для служения в московском храме. Энергичность, эрудиция молодого диакона способствовали активизации  жизни  Старообрядческой  Церкви,  увеличению  числа  верующей молодежи. В этом  его поддерживали  отец и  архиепископ.  Однако  1 января 1968 г. отец скончался. 3 ноября 1970 г. скончался и архиепископ Иосиф. Ос­вященным Собором новым главой Церкви был избран епископ Никодим (Ла­тышев), который не обладал многими качествами своего предшественника. Ак­тивная   же   позиция   диакона   Евгения   в  Церкви,   его   общение   со   многими представителями столичной интеллигенции вызвали недовольство со стороны Совета по делам религий и особенно уполномоченного по делам религий по г. Москве А. С Плеханова. Они потребовали перевести  Бобкова в сане диа­кона в отдаленный  деревенский  приход. Однако епископ  Анастасий, без со­гласования с Советом по делам религий, 11 июня 1975 г. рукоположил Бобко­ва во священника  и  назначил  служить  в  г.  Гомель.  В  конце  1970-х  гг.  он стал   секретарем   епископа   Анастасия,   благочинным   Донской   и   Кавказской, Клинцовской и Новозыбковской епархий. 28 мая 1983 г. еп. Анастасий возвел его в протоиереи. Являясь фактически секретарем и архиепископа Никодима, отец Евгений решал все важные вопросы в жизни Старообрядческой Церкви. Начав свое служение в Гомеле, о. Евгений продолжал привлекать моло­дежь к церкви. Престольный праздник в честь Св. Пророка Илии в Гомель­ской общине превращался в своего рода молодежный слет, на который еха­ли верующие из разных приходов России, Украины, Молдовы, Сибири.
 
                                                            
Отец Евгений Бобков с диаконом из прихода г.Ржева о.Александром Свистуновым
 
Отец Евгений поддерживал тесные контакты с представителями духовно-административных руководств всех старообрядческих согласий. Особенно сле­дует выделить дружбу с Председателем Московской Старообрядческой Федосеевской Преображенской общины М. И. Чувановым, духовным наставником и председателем Рижской Поморской Гребенщиковской общины Л. С. Михайло­вым. Был он в контакте и со многими священниками и иерархами Патриар­шей Церкви. В их числе были: архиепископ Питирим (Нечаев), архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевский), митрополит Минский Филарет (Вахромеев). Кроме этого о. Евгений занимался изучением истории старообрядчества, творчества протопопа Аввакума, вел хронику Старообрядческой Церкви, со­бирал рукописи и старопечатные книги. На основании его собрания в 1984 году в Пушкинском Доме (г. Ленинград) был образован фонд Е. Бобкова. Но особенно он интересовался певческой культурой. Именно ему принадле­жат первые научные статьи: о «гуслицких» певческих рукописях и «ветковском» роспеве. Кроме этого он помогал музыковедам вести научную работу по собиранию рукописей, делать записи церковного пения в старообрядчес­ких общинах.
 
Вся активная духовная, научная и общественная деятельность о. Евгения проводилась им вопреки препятствиям и разным методам давления со сто­роны представителей гражданской власти. Он поражал своей несгибаемостью всех, знавших его.
 

Отец Евгений Бобков погиб в автокатастрофе. Погребение, которое состо­ялось в родном для него Московском Рогожском храме, возглавил епископ Анастасий в сослужении 19 священников. Похоронен о. Евгений на Рогож­ском кладбище рядом с отцом.

 
Н.Г.Денисов
 
Опубликовано: Н.Г.Денисов. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения - М.: Прогресс-Традиция, 2005
Категория: ХХ в. | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-01)
Просмотров: 1465

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz