Книжница Самарского староверия Вторник, 2018-Дек-11, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XIX в.

К.А.Перетрухин. Некролог из журнала "Старообрядецъ", 1907, № 3
                                    

22 февраля текущего года скончался отъ рака гортани одинъ изъ выдаю­щихся старообрядческихъ деятелей начетчиковъ, Климентъ Анфиногеновичъ Перетрухинъ, послуживъ защите церкви Христовой более двадцати пяти летъ. К.А.Перетрухинъ родился въ 1856 г., въ ноябре месяце, въ бедной семье, пo вере принадлежащей к  безпоповскому часовенному согласию. Родина его была село Камеликъ, Клевенской волости, Николаевскаго уезда, Самарской губ. Перетрухинь рано лишился родной матери и детство провелъ подъ наблюдениемъ мачехи. Родитель его, имея любовь къ чтению священнаго писания,  постарался вселить это и въ своего сына. Съ ранней молодости К.А. почувство­вал стремление къ изучению каноновъ церкви и творений св. отцовъ. Не смотря  на скудость средствъ и на обременение тажелыхъ полевыхъ работъ, молодой пыт­ливый юноша находилъ возможнымъ добиться какую-нибудь книгу св. отцовъ и прочитать её. На девятнадцатомъ году своего рождения онъ женился на дочери одного зажиточнаго крестьянина соседняго  села Журавлихи. В это время Перетрухинъ случайно познакомился с последователемъ Белокриницкаго священства, Ф.И. Муравлевымъ. Муравлевъ слылъ среди николаевцевъ за начетчика и вел собеседования съ миссионерами и безпоповскиии наставниками. Онъ-то и убедилъ молодого искателя истины въ правоте священства, произшедшаго чрезъ Митрополита Aмвpocия.

На двадцатомъ году  его жизни состоялось присоединение къ старообрядческой церкви. Скоро здесь. К. А. приобрелъ навыкъ вести беседы и обнаружилъ на нихъ свои способности. Поэтому онъ не смотря на свои годы, какъ прекрасно умевший вести собеседования съ массионерами и безпоповцами, былъ замеченъ Казанскимъ епископомъ Пафнутиемъ, который и выдвинулъ его на более широкую деятельность въ проповедничестве и въ тоже время принялъ его къ себе въ услужение - въ качестве секретаря. Распростившись съ своими односельчанами, молодой защитникъ церкви зимой 1882 года переселился на Черемшансшй скитъ для отправления своихъ обязанностей.*  Сь момента вступления на должность особенно плодотворна была деятельность г. Перетрухина. Въ течение своего трехлетняго служения у епископа Пафнутия, имъ было произведено огромное число плодотворныхъ беседъ съ никонианами и безпоповцами. Особенно замечательны собеседования въ гор. Уральске съ „знаменитымъ" сннодальнымъ миссионеромъ о. Ксенофонтомъ Крючковыми Они тянулись целыхъ шесть дней, каждая изъ бесЬдъ продолжалась не менее двенадцати часов в сутки. Многие из старообрядцевъ, бывшие очень склонны къ еднноверию, после этнхъ беседъ остались въ старообрядческой церкви. За это время, благодаря проповеди Перетрухина по Саратовской губернии, было очень много обращено в старообрядчество из беспоповцев, беглопоповцев, единоверцев и последовавших господствующей церкви.

Такъ въ селе Мазе беглопоповцы, после беседъ  К. А. рекой потекли къ присоединеннию въ церковь Христову. Въ селе Теликовке безпоповцы, благодаря темъ же беседамъ въ количестве 250 душъ обратились въ правую веру, а единоверцы этого села совершенно перестали ходить въ свою церковь. Въ селе Бекове, Пяше и Баланде и мног. др. сел. Саратовской губернии, Перетрухинъ успешно велъ религиозныя состязания съ миссионерами, по окончании которыхъ единоверческямъ попамъ въ своихъ церквахъ ничего не оставалось делать:

Своею начетнической деятельностью, кроме губернии Саратовской, Самарской, Оренбургской К. А. очень часто ездилъ по Казанской eпapxии. Въ глухихъ деревушкахъ Вятской губернии, вместе съ епископом Герасимомъ, имъ основывались старообрядческие приходы. Въ г. Глазове, Вятской губернии, они были арестованы и находились подъ арестомъ въ течении шести мъсяцевъ.

Вь конце своего служения у еп. Пафнутия, Перетрухину снова пришлось иметь громкое "дело" съ Крючковымъ. На этотъ разъ - въ г. Оренбурге. Крючковъ, совративъ старообрядческаго священника оренбургскаго прихода Iоанна Елистратова, произвелъ этимъ разстройство въ приходе. Изъ подражания многие перешли въ единоверие. Богатейшие старообрядцы - купцы Зубовы выстроили едвноверческую церковь в все помыслы имели на стороне единоверия. По просьбе архиепископа Савватия,  К.А. поехалъ для собеседований въ Оренбург съ Крючковым.  Въ огромномъ здании Зубовыхъ состоялись диспуты, которые велись четыре дня. На беседахь присутствовало до двухъ тысячъ народу. Результаты были блестящие. Зубовы и многие другие  остались въ старообрядчестве. Последняя беседа перваго периода начетнической деятельности Перетрухина была особенно изъ выдающихся. Это собеседование въ селе Балакове, Николаевскаго уезда, Самарской губернии. Богатое село Балаково, населенное большей частью старообрядцами, было взволновано проповедями, направленными противъ старообрядчества, шумевшаго въ то время на Волге миссионера Б. А. Голубева. Своимъ довольно ехиднымъ разглагольствованиемъ, Голубевь производилъ довольно сильное впечатление на балаковцевъ. (Многие и очень многие изъ приверженцевъ старины усумнились въ правоте своихъ воззрений. Вызвали Климента Анфиногеновича. По приезде его устроены была беседы, которыя велись два дня. Происходили 6еседы довольно оригинально. Первый день въ течение шести часовъ говорвлъ Голубевъ, не давая возражать своему противнику. На второй день первую и последнюю речь пришлось говорить Перетрухину. Речь продолжалась около осми часовъ при громадномъ скоплении народа. Обширный храмъ не могь вместить всехъ слушателей, не смотря на страшную давку. Подвергнувь критическому разбору все положения,  приведенные Годубёвымъ на предшествующей беседе, К.А. изъ стороны обороняющейся, перешелъ въ нападающую. И  прославленный Голубев оказался не в состоянии отразить правдивыя указания противника.  Среди слушателей были и никонианы.   Они подняли шумъ, начали галдеть и грозить по адресу Перетрухина за его раскрытие о положении единоверцевъ.  Голубевъ закрылъ беседу, радуясь такому благоприятному для себя исходу беседы.  Кое-какъ протиснувшись сквозь живую стену, окружённый тесныиъ кольцомъ своихъ единоверныхъ братьевъ, Перетрухину кое-какъ удалось благоприятно выбраться изъ храма.          

Въ 1886 году К. А. пригласили занять место секретаря Московскаго Духовнаго Совета. Ни одно дело Совета, конечно, не миновало секретаря. Энергичный и решительный, новый секретарь съ головой ушелъ въ свою работу. Въ новой должности онъ быстро завоевалъ себе симпатии всехъ видныхъ москвичей. Особенно пользовался расположениемъ о. Петра Драгунова и К. Т. Солдатенкова. Исполняя секретарския обязанности К. А. не бросалъ начетчиской деятельности. Въ это время имъ не мало было произведено беседъ. Изъ нихъ особенно замечательны беседы съ баптистами на Дону, после которыхъ произошло раскаяние  двухъ совратившихся туда старообрядческихъ свяшенниковъ и многихъ прихожанъ старообрядцевъ, ушедшихъ было въ баптизмъ. Затемъ беседы съ Шутовымъ въ Бронницахъ и Орехове-3уеве при огромномъ стечении  слушателей и мног. др.

Не мало приложено также стараний къ примирению съ неокружниками. Для зтой цели К. А. написалъ сочинение: „Миръ ко внешнимъ". Противъ никонианъ был составленъ имъ многонашумевший въ старообрядческомъ мире «Мечъ духовный», разошедшийся въ количестве трехъ тысячъ экземпляровъ.

Обыкновенно противъ всякаго человека, стоявшего на видномъ посту, строятъ темныя силы козни, такъ и противъ Перетрухина возникла скрытая упорная борьба: въ органе Касецкаго - "Русскомъ.Листке" и въ миссионерскомъ журнале "Братское Слово" продажными писаками лились на него гнусныя инсинуации, некоторыми изъ старообрядцевъ, духовныхъ и мирскихъ лицъ, претендующихъ на общественную деятельность, распространялись неизвестно по какимъ мотивамъ клеветы. Все это заставило К.А. отказаться отъ должности секретаря, которую онъ занималъ въ течении семи летъ. Въ 1893 году Перетрухинъ переселился въ свой родной городокъ Николаевскъ. До 1899 года имъ не занималось официально никакой должности.

Живя въ своемъ городе, К. А. снималъ землю и занимался земледелиемъ,  изредка выезжая на собеседования съ миссионерами и безпоповцами по просьбе своихъ единоверныхъ старообрядцевъ. Въ Николаевске онъ утвердилъ свою братию въ вере, и выхлопоталъ въ Министерстве Внутреннихъ Делъ разрешение на постройку общественнаго молитвеннаго здания.  

Въ 1899 году по вступлении на первосвятительский престол apxепископа Iоанна, Перетрухинъ вновь был призванъ къ духовной  деятельности.   Со дня поступления въ качестве начётчика в московской архиепископии и до самой кончины Перетрухинъ числился въ этой должности. Иъ беседъ за этотъ период деятельности особенно знамениты были его беседы в Донской области.

Наконец, у него заболел пищепровод и ему приходилось с трудом принимать пищу. Тяжелая болезнь с этих пор началась развиваться все сильнее в сильнее, пока не привела его къ концу. Во время пребывания  своего въ Николаевске Перетрухинымъ была написана книга, состоящая въ 2-хъ частяхъ противъ никониан подъ заглавиемъ „Врачевание братии недогующей въ вере" и много другихъ мелкихъ сочинений и статей. Въ воскресенье 25 февраля, тело знаменитаго ратоборца за веру было опущено, при огромноиъ скоплении народа, въ холодную сырую могилу.

Изъ возложенныхъ   венковъ на гробъ К. А. были особенно заметны отъ Николаевскаго общества и отъ Правления Союза старообрядческихъ начетчиковъ.

Миръ праху твоему,  добрый  стражъ  Христовой   церкви, неутомимый борецъ за веру отцовъ-веру благодатную и спасительную.

*Казанский епископъ Пафнутий имель резиденщю на «Черемшане»

Р.  С.

Старообрядецъ, 1907, №3

Категория: XIX в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-24)
Просмотров: 1060

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz