Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-26, 02:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Польша

Старообрядческая жизнь за границей. Польша (Статья из Старообрядческого календаря на 1930 год)

П о л ь ш а.

Общия сведения.

Население Польши, согласно переписи 30 октября 1921 г., равняется 27,192,000 человекъ. Изъ этого числа поляковъ во всей республике имеется 18,800,000 чел. Остальные 8,392,000 чел. расписаны следующимъ образомъ: на долю украинцевъ приходится 3,835,000 чел., белоруссовъ 1,022,000 чел., евреевъ около 2,000,000. Какъ видно по официальной статистике русскихъ (великоруссовъ) въ Польше не значится вовсе.

Права национальныхъ меньшинствъ специально оговорены въ конституции Польскаго государства, изъ которой вытекаетъ, что „каждый гражданинъ имеетъ право сохранять свою национальность, охранять свой языкъ и свои национальныя особенности.въ нихъ своимъ языкомъ и отправлять обряды своего вероисповедания" (§§ 109 и 110).

Въ связи съ предусмотреннымъ конституцией положениемъ вероисповедныхъ группъ, польское старообрядчество пользуется правительственной субсидией для подержания внутренняго распорядка своей конфессии.

Территория Польши равная 388,328 кв. килом. разделена на 16 воеводствъ и выделенную изъ нихъ Варшаву. Въ Русской Польше воеводства по большей части шире прежнихъ губерний. Воеводства делятся на уезды (повяты), которые приблизительно соответствуютъ размерамъ прежнихъ.

Государственный строй Польши - парламентарная республика съ двухпалатной системой - Сеймомъ и Сенатомъ.

Возглавляетъ тосударство президентъ профессоръ И. Мосцицкий.

Центральныя правительственныя учреждения въ Варшаве.

Президентъ Речн Посполитой (профессоръ И. Мосцицкий) -Замокъ.

Сеймъ - Вейекая ул. 4-6-8.

Сенатъ - Вейская ул. 4-6-8.

Советъ министровъ - Краковское Предместье 46 48.

Мянистерство внутреннихъ делъ - Новый Светъ 69.

Главное статистическое управление - Иерусалимская 32.

Министерство иностранныхъ делъ - Вежбовая 1. Консульский департаментъ (выдача визъ и разрешений на въездъ въ Польшу) - ул. Федры 1.

Военное министерство - Новозейская 1-5.

Министерство финансовъ - Рымарская 3-5.

Польский Банкъ - Белянская ул. 10-12.

Государственный Земельный Банкъ - Траугутта 11

Министерство торговли и промышленности - Электоральная 2.

Министерство почтъ и телегрэфовъ - пл Наполеона 8.

Мчнистерство юстиции - ул. Ллуга 7.

Верховный судъ - пл. Красинскихъ 5.

Министерство народнаго просвещения и ис-поведаний - ул. Багателя 12.

Министерство труда и социальнаго обезпе-чения - пл. Домбровскаго 1.

Министерство рбщественныхъ работъ - Кредитовая 9.

Министерство земельныхъ реформъ - пл. Домбровскаго 5.

Министеретво иутей сообщения - Новый Светъ 14.

Высшая палата государственнаго контроля - Журавья 44.
 

Краткий обзоръ деятельности Высшаго Старообрядческаго Совета въ Польше за 1929 г.

Истекший 1929 годъ является въ жизни старообрядцевъ Польши годомъ наиболее интенсивной и кропотливой работы центральнаго органа, объединяющаго всехъ старообрядцевъ Польши, - работы Высшаго Старообрядческаго Совета по приведению въ жизнь всехъ техъ предначертаний, правъ и преимуществъ, которые предоставлены закономъ 27 марта 1928 года Старообрядческой Церкви въ Польскомъ Государстве.

После придания стройности и организованности церковной жизни въ каждой отдельной общине, установления и устройства внутренняго распорядка между этими общинами въ деиахъ св. Церкви и во взаимоотношенияхъ между собою, Высший Старообрядческий Советъ занялся въ отчетномъ году проведениемъ въ жизнь очередныхъ делъ, связанныхъ еъ вопросами: 1) установления однородныхъ образцовъ печати во всехъ Церквяхъ Старообрядческихъ общинъ; 2) правильнаго ведения метрическихъ книгъ и порядка выдачи метрическихъ свидетельствъ, выдаваемыхъ общинами; 3) установления нормальнаго порядка ведения канцелярской переписки въ общинахъ; 4) организации церковнаго строительства и 5) наиболее широкаго развития школьнаго обучения детей старообрядцевъ, обучающихся въ правительственныхъ школахъ - Закону Божию.

Въ первой половине истекшаго 1928/29 учебнаго года число начальныхъ школъ, въ которыхъ дети старообрядцевъ изучали Законъ Божий, было крайне незначительно, и не превышало 43 школъ съ 620 учащимися, лишь къ 1-му января 1929 года оно едва достигло 69 школъ, съ числомъ учащихся не свыше 1000 учениковъ.

Обучение же детей Закону Божию, этому наиболее важному для каждаго верующаго христианина предмету, - велось безсистемно, хаотично, безъ общей для всехъ школъ однородной программы преподавания и подбора надлежащаго кадра законоучителей.

Только съ опубликованиемъ закона о предоставлении старообрядческой Церкви автономныхъ правъ и обязательнаго введения уроковъ преподавания Закона Божия въ начальныя школы и принятия Высшимъ Старообрядческимъ Советомъ школьнаго дела подъ свое руководство, съ назначениемъ особыхъ школьныхъ контролеровъ для наблюдения за преподаваниемъ Закона Божия на местахъ, - вопросъ обучения детей сталъ на твердую ногу и правильный путь.

Началась своего рода „школьная горячка"; съ каждымъ днемъ выростали все новые и новые разсадникй релнгиознаго образования старообрядческаго юношества; число правительственныхъ школъ, въ коихъ преподавался Законъ Божий, детямъ старообрядцевъ, словно путевыя вехи на снежномъ пути, росло и росло, и къ началу текущаго учебнаго 1929-30 года достигло уже весьма солидной цифры - 146 начальныхъ школъ при 3868 ученикахъ-старообрядцахъ.

Объезды правительственныхъ школъ, периодически устраиваемыерайонными школьными контролерами, собрание статистическихъ данныхъ о числе учениковъ, находящихся въ этихъ школахъ, и выборъ достойныхъ кандидатовъ на должности законоучителей, - значительно оживили дело религиознаго воспитания юношества и усилили интересъ родителей учащихся къ самой школе.

Кроме объездовъ районными контролерами школъ, последния посещены были въ отчетномъ учебномъ году и окружнымъ контролеромъ, О. М. Андреевымъ.

Вместе съ симъ Высшимъ Старообрядческимъ Советомъ спешно изданъ былъ целый рядъ учебныхъ пособий для детей старообрядцевъ по изучению Закона Божия и церковно-славянскаго чтения.

За отчетный годъ вышли въ светъ следующия иэдания:

1) Учебный часословъ,

2) Основныя понятия о вере Христовой,

3) Краткий Катехизисъ и 4) История Церкви Христовой.

Кроме сего въ продажу поступило на-дняхъ новое издание сего Совета - „Азбука по обучению детей начальному чтению по звуковому способу церковно-славянской и гражданской грамоте".

Въ этой азбуке заключающей въ себе свыше 5 печатныхъ листовъ текста, кроме материала для чтения и примеровъ гражданскаго письма и чистописания, помещены еще и повседневныя начальныя молитвы на церковно-славянскомъ языке.

Однако, культурно-просветительная деятельность Высшаго Старообрядческаго Совета не ограничивается изданиемъ только вышеназванныхъ учебныхъ пособий, - Советъ издаетъ и периодический журналъ, - „Вестникъ Высшаго Старообрядческаго Совета въ Польше", посвященный деламъ св. Церкви и жизни старообрядцевъ въ Польше. Журналъ выходитъ подъ редакцией П. И. Киселева и пользуется популярностью, какъ среди местныхъ старообрядцевъ, такъ и заграницей.

Второй существенной работой Высшаго Старообрядческаго Совета было возстановление разрушенныхъ войною храмовъ и церковныхъ зданий общинъ. Церковное строительство въ отчетномъ году приняло особенно энергичный характеръ. Въ течение всего года со всехъ концовъ Польши въ Советъ поступали прошения и ходатайства отдельныхъ приходовъ о разрешении постройки новыхъ храмовъ, ремонта разрушенныхъ войною церковныхъ зданий и оказания общинамъ денежной помощи на указанныя цели. Ходатайства, эти зачастую, сопровождались приездомъ депутатовъ съ местъ во главе со своими духовными наставниками и председатслями общинъ.

Все эти ходатайетва, конечно, связаны съ желаниемъ христианъ-старообрядцевъ возможно скорее ликвидировать те разрушения и беды, которыя яричинены были имъ въ периодъ войны, и которыя задержали возста-новление и приведение въ надлежащий видъ общиннаго церковнаго имущества.

Еще въ 1926 году многие изъ местныхъ прихожанъ старообрядческихъ общинъ пытались собственными силами и средствами приступить къ ремонту полуразрушенныхъ церковныхъ зданий, приходскихъ храмовъ и кладбищъ.

Однако, годы неурожая последнихъ летъ, а главное годы военныхъ лишений, сильно затормозили начатое ими доброе дело. Большинство же обшинъ изъ-за отсутствия материальныхъ средствъ вынуждено было приостановить свои добрыя начинания и работы по возстановлению.

Несмотря на неполучение отъ Правительства Высшимъ Старообрядческимъ Советомъ сметныхъ суммъ на указанныя цели, последний ассигновалъ изъ скудныхъ средствъ Совета 2000 злотыхъ для оказания помощи пяти наиболее нуждающимся общинамъ, а Председателемъ Высшаго Старообрядческаго Совета, А. М. Пимоновымъ, выданы были изъ личныхъ его средствъ пособия тремъ общинамъ.

Темъ не менее и этихъ ассигнований оказалось недостаточно; отсутствие надлежащихъ средствъ заставило многия общины вновь приостановить свои строительныя работы въ приходахъ и просить Высший Советъ о новомъ исходатайствовании имъ правительственной денежной помощи.

Идя на встречу симъ просьбамъ, Пред-седатель Высшаго Старообрядческаго Совета, А. М. Пимоновъ, летомъ посетилъ въ Варшаве Директора Департамента Вероисповеданий гр Ф. Потоцкаго, которому представилъ особую докладную записку съ просьбою объ оказании старообрядческимъ обшинамъ Польши денежнаго пособия со стороны Правительства на ремонты и отстройку храмовъ.

Въ настоящее время отстройка старообрядческихъ храмовъ происходитъ: въ г. Видзахъ, Лучае, Мостищахъ, Залесье и Юргелишкахъ. Кроме того, Гайской, Дукштанской и Свенцянской общинами возбуждены ходатайства о разрешении постройки новыхъ храмовъ, а Солькеникской общиной - ремонта храма.

Только Митрофановской общине удалось дружными усилиями прихожанъ и ма-териальной помощи Высшаго Старообрядческаго Совета - довести постройку своего храма до конца и въ день праздника Св. Николы Чудотворца таковой храмъ торжественно освятить.

На означенное торжество прибыли изъ Вильны Председатель Высшаго Старообрядческаго Совета, А. М. Пимоновъ совместно съ духовнымъ наставникомъ Виленской общины М. П. Шалкинымъ, съ певчимъ клиромъ и множество молящихся изъ окрестныхъ деревень,

После торжественнаго богослужения А. М. Пимоновымъ отъ лица Высшаго Старообрядческаго Совета въ Польше произнесено было приветствие Митрофановскому приходу и выражена благодарность за ихъ труды и братское усилие по созданию новой святыни, воздвигнутой на пользу св. Церкви Христовой. Богослужение закончилось крестнымъ ходомъ, по окончании котораго всемъ присутствующимъ въ храме председателемъ совета Митрофановской общины М. Лепехинымъ предложена была общая трапеза, устроенная на средства этой общины.

Новый храмъ построенъ на месте уничтоженнаго германскими войсками во время европейской. войны стараго церковнаго здания, основаннаго въ 1876 г.

Вотъ въ общихъ словахъ краткий итогъ той работы, которая выполнена была въ 1929 году Высшимъ Старообрядческимъ Со-ветомъ и связанными съ нимъ органами управления старообрядческой церковью въ Польскомъ Государстве.

Медленными, но верными шагами, развивается церковно-религиозная жизнь старообрядцевъ въ Польше, на благо св. Церкви и веры Христовой, создается на будущия времена стройность въ управлении Ея делами и полная гармония во взаимоотношенияхъ отдельныхъ общинъ между собою.

П. К-въ.
 
Старообрядческий церковный календарь на 1930 г.
Категория: Польша | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-12)
Просмотров: 2127

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz