Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Авг-19, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Латвия

Колосова Т. Москвино - старообрядческий центр Восточной Латвии

В восточной части Латвии – Латгалии есть деревня со звучным названием Москвино. Предания гласят, что в начале 18 века здесь, на земле помещика Борха,  поселились пришельцы из Новгородской, Псковской и Тверской губерний. Это были староверы – федосеевцы. Местные жители явно называли их московскими Иванами, так как среди латышских вариантов названия деревни есть и «Маскъяни»( “Maskjāni”). Существует и второй вариант названия – Маскавиня – уменьшительное слово от Москвы (Maskava - “Maskaviņa”). Но для самих жителей этой деревни всегда роднее было название Москвино.

 

Москвинский старообрядческий храм находится в  в 5 км от г.Прейли. Старообрядческая община была создана в 1729 году.(1) Анализируя года появление ближайших старообрядческих моленных, можно сказать, что Москвинская община многие годы была единственным духовным центром для староверов в радиусе 60-80 км.  По воспоминаниям старожилов, в середине 19 века в Москвино была небольшая, но уже ветхая моленная. В 1852 году Витебский губернский секретно-совещательный комитет разработал рекомендации по переводу старообрядцев  в единоверие. В преамбуле указывалось, что Витебское губернское правление приняло постановление о закрытии ряда старообрядческих молелен. Среди них в списке оказалсь  и Москвинская моленная. (2)

 

В 1883 году был издан Закон, разрешающий старообрядцам иметь молельни, церковную утварь, старинные книги и рукописные тексты. Но не должно быть внешних признаков христианского храма, поскольку гонения на ревнителей старой веры еще продолжались.

 

В этом же 1883 году крестьянин Василий Антонов ( он же наставник общины) обращается в Канцелярию Витебской губернии об устройстве деревянной раскольнической моленной в деревне Москвино.(3)

 

 В 1887 году составляется протокол с описанием существующего здания, в котором находится моленная и в то же время пишется «проект на постройку деревянного дома для установления в нем раскольнической моленной». (4) Это означает, что происходит официальное оформление уже существующего второго дома Москвинской моленной. Многие информаторы упоминают как дату строительства нынешнего здания – 1874 год. В архиве же есть отчет Москвинской общины, где датой строительства моленной указан 1887 год.(5)

 

В 1887 году умирает наставник о.Василий. Его дело продолжают активные прихожане Филипп Минаевич Лукьянов и Василий Ларионович Друговейко.(6)

 

В 1891 году в Москвино начинает службу Иванов Михал Ульянович. Сегодня в  Москвинской старообрядческой моленной хранится книга, изданная в Виленской типографии в 1857 году. Открыв сию книгу, можно увидеть автограф : «Сия книга преднамерит Златоуст Москвинской общины 1891 мая 12 наставник Михаил Ульянович Иванов».

 

В Латвийском государственном историческом архиве в материалах переписи 1895 года я нашла запись по деревне Москвино : «Иванов Михаил Ульянов, 57 лет, раскольнический наставник, живет на общественной земле, образование домашнее, вместе с ним проживают Харитиния Ульянова, 45 лет, сестра; Травин Андрей Иванов, 13 лет, племянник, грамотный – училище Министерства народного образования; Иванова Анна Савельева, 15 лет, племянница. Все приписаны к Рокишской мещанской управе» (7). Михаил Ульянович Иванов в Москвино служит примерно до 1900 года. В книге «Материалы съезда старообрядческих наставников и прихожан Северо-Западного края и Прибалтики 1906 года в Вильно» в списке среди участников есть строка : «наставник Иванов Михаил – Ковенская губерния, Ново-Александровский уезд, Ракишская волость, д.Милюцы».(8). Скорее всего, что там он продолжил свое пастырское служение. Ныне это территория Рокишского района Литовской Республики .

 

Эти факты говорят о том, что москвинские староверы не были изолированы от других своих братьев по вере. Информатор Апполинария Емельяновна Филимонова, ныне проживающая в этой деревне, рассказала мне о воспоминаяниях свого отца Емельяна Федоровича (1889 г.р.) и дедушки Воробьева Феодора Феодоровича (1850 г.р.). Среди них упоминалось о том, что «в былые времена в Москвино часто съезжались разные попы. У них здесь были какие-то собрания». Наверное, не случайным оказались среди семейных снимков и фотографии конца 19 - начала  20 века, на которых изображены наставники разных толков. Есть фотографии сделанные в Двинске (ныне Даугавпилс), Пскове, в Житомире. Среди рукописных экземпляров также находятся интересные послания, возможно середины 17 - начала 18 веков, которым необходима экспертиза археографа.

 

В начале ХХ века наставником был о.Наум Ульянович Колосов из деревни Москвино. В 1906 году о.Наум вместе с руководителями общины  Ларионовым Григорием Авдеевичем и Прокофьевым Филатом Исаевич были делегатами съезда в Вильно.(9) Прожив долгою жизнь длиною больше 110 лет, о.Наум уходит на вечный покой, оставив без пастырей свою общину. На самом высоком холме на Москвинском старообрядческом кладбище, на месте упокоения духовного отца, прихожане поставили ему гранитный памятник.

 

В своем служении о. Науму пришлось пережить первую мировую войну. По территории деревни проходили траншеи, стояли боевые орудия. В доме напротив моленной находился штаб. Старожилы помнят, что погибших воинов хоронили на Москвинском старообрядческом кладбище. В 1915 году, из-за военных действий первой мировой войны, из моленных эвакуировали церковную утварь и архивные документы. Так и из Москвинского храма были вывезены документы и колокол, который  успел своим набатом недолго созывать прихожан. Говорят, что колокол появился в Москвино после 1906 года. Возможно на нем была надпись «Москвинское старообрядческое общество». Все это было эвакуировано вглубь Росссии. К сожалению, назад в 1929 году вернули только колокол, да и тот был другим. Надпись на нем  гласит : «1885 год. Вылит сей колокол к церкви села Киреева иждивением почетных граждан Николая Феодоровича и Веры Степановны Мамонтовых. Завод Дмитрия Николая Самгина. Вес 36 пудов.» По кругу размещены образки с изображением св.Николы, Богородицы Смоленской, свмм. Веры, Любови, Надежды и матери их Софии.

 

Недавно перелистывая старый журнал «Наше наследие», я обратила внимание на статью Маргариты Кирилловны Морозовой, урожденной Мамонтовой. В ней она пишет: « Мой отец, Кирилл Николаевич Мамонтов, был одним из многочисленных братьев Мамонтовых. У моего деда Николая Федоровича и бабушки Веры Степановны была многочисленная семья, многие умерли и осталось их, судя по большому семейному портрету, одиннадцать человек. Мамонтовы были купеческой семьей. У старших братьев моего отца была фабрика лаков и красок, за Пресненской заставой» (10)

 

Каким же было мое удивление и потрясение! Я ищу информацию о тех, кто на свои деньги заказал колокол, привезенный в Москвино в конце 20-х годов прошлого века. А материал–то под руками! Информационный сайт «google.ru» дал мне следующую информацию: «Мамонтов Николай Федорович до 1840 переселился в Москву. Открыл фабрику сургуча, лаков и красок. В 1854 году паевое общество «Братья А. и Н.Мамонтовы» принадлежало его сыновьям. Дочь Вера в 1865 году 20 лет, двоюродная сестра Саввы Ивановича Мамонтова, жена Третьякова Павла Михайловича.»

 

Это значит, колокол, собирающий Москвинских староверов в свой Храм, незримой нитью связывает нас с Московским краем, со знаменитыми представителями русского купечества и меценатсва. Остается пока неизвестным местонахождение села Киреева (-о) и судьба того храма, откуда был снят ныне наш колокол.

 

В 1923 году в Москвино появляется новый наставник. Это Трифон Филатович Семенов. Об этом мы узнаем из общинных книг записей о крещении.Первая его подпись появляется в книге за 1923 год. (11) К сожалению, несколько лет назад никто ничего не мог вспомнить об этом духовном пастыре. Имя «Трифона отца» было найдено в нескольких поминаниях москвинских прихожан. Как-то в руки попал мне сборник «Старообрядцы Литвы. Материалы и исследования. 1996-1997 года». В статье Пятраса Блажявичюса “Староверы Рокишского края” упоминается имя Трифона Семенова, который с 1910 по 1922 года был наставником Манеевской старообрядческой общины. (12) Следующим источником был государственный исторический архив Латвийской Республики. Здесь находится документ о разрешении подданному другого государства служить наставником в Москвинской старобрядческой общине. В документе пишутся следующие данные: “Семенов Трифон Панфилович, родился в 1852 году в Виленской губернии Дисненского уезда Богинской волости. Подданный Польши. Образование домашнее. На территории Латвии находится с 29 июня 1915 года (13) . Далее, в сборнике “Стоглас Староверов” №3 за 2000 год в статье В. Михайлова “Голоса  намолчавшихся. Изустная история жизни Неонилы рожденной Семеновой” читаем: “Добра, што дет Трифон к старысти вярнулся с Трифынихый дамой к сыну – нашыму папашки. Филатьивич наш наставничыл где-та кыла Литвы ти Латвии гараст долга. Ён в маленный трудничыл и ны зямли у рядовку с другим хазяиным рыбатал. Там, у маленный было 17 актарыв зямельки, вмести с Трифынихый яны тую землю и паряткывыли. Вышенный был дет, видный, 101 гот пражыл. У маленный, бывала, как начнет чытать ти петь уси бягом у маленную: голыс яму был дадиный – аш душа калотитца: кажныя славина ны слуху, как ны листу написаныя” (14)

 

Последнюю информацию я нашла в книге В.Барановского  «Вековые святыни»:  Трифон Филатович Семенов служил с 1904 по 1911 г.г. в Руденской (Руданской) старообрядческой общины.(15)

 

В конце апреля 2004 года в Риге проходила международная конференция. На заключительном заседании моим соседом оказался литовский ученый и издатель В.Михайлов. Я обратилась к нему с просьбой помочь мне найти информацию об одном из наших наставников. Он, перебивая меня, говорит о том же, но найти надо его прапрадеда Трифона Филатовича Семенова! “Я уже опросил 5 наставников из латгальских приходов, просмотрел книги в этих общинах – ничего!” Я рассказала ему о своих находках. Взамен, от счастливого праправнука, получила фотографию бывшего когда-то духовного наставника Москвинской общины, который к тому же крестил моего отца. 9 октября 2004 года Вениамин Сергеевия Михайлов, приехав в латвийский город Прейли на международную конференцию, посвященную 275-летнему юбилею Москвинской общины, вместе с причтом храма, отслужил праздничную службу в моленной, где с 1922 по 1926 г.г. нес пастырскую службу его прапрадед.

 

Я уже упоминала, что Москвинская община была посещаемым местом. В конце 30-х годов ХХ века здесь побывали выдающиеся деятели старообрядчества: известный археограф, этнограф, общественный деятель Иван Никифорович Заволоко, депутат всех четырех Сеймов Латвии Мелентий Каллистратов, член Центрального Совета по делам старообрядцев Латвии Григорий Елисеев и создатель и руководитель Старообрядческого хора при Кружке ревнителей русской старины Порфирий Фаддеев.  Не обошел стороной староверов и президент Латвии Карлис Ульманис. Во время своего посещения города Прейли, он побывал в крестьянском хозяйстве у москвинского старовера Михаила Андриевского.

 

 В 30-е и 90-е годы прошлого века здесь выступали старообрядческие хоры из Риги. А недавно мне рассказали, что Иван Никифорович Заволоко часто бывал в гостях у Москвинского старовера, клирошанина и руководителя хора Порфирия Иванова.

 

 С незапамятных времен и до 1940 года существовала воскресная школа. Многие и сегодня помнят вероучителей Петра Феодоровича Воробьева, Авдея Иосифовича Екимова, Порфирия Агафоновича Иванова. Поэтому в Москвинской моленной до второй мировой войны было много грамотных клирошан и знатоков солевого пения.

 

Во время второй мировой войны Москвинская община вновь чуть не осталась без колокола. На этот раз его хотели снять немецкие власти. Только благодаря находчивости и отваги председателя обшины Григорьева Федора Ивановича, колокол остался на месте. Не раз пришлось ездить ему на встречу с немецким комендантом в Двинск. Федор Иванович предложил староверам собрать цветного металла по весу нашего колокола. В ход пошли и самовары и драгоценности, даже мясо и самогон были приняты взамен.

 

Москвинская община в конце 19 и начале 20 веков была одной из многочисленных  сельских общин в Латвии. В 1928 году число прихожан составляет 2422 человека, в 1939 году – 3237. Большой урон общине принесли 2-я мировая война, репрессии 1949 года: староверы погибали на фронтах сражений, вывозились в Германию и Сибирь. Среди не вернувшихся был и Ларионов Григорий Авдеевич, участник съезда в Вильно в 1906 году, член ЦС по делам старообрядцев, председатель общины. В 1949 году его 79-летнего старовера вывезли в Омскую область, где через 8 лет он умирает, приобретя покой в чужом для него крае.

 

Из Москвинских староверов, кроме уже вышеназванных о. Василия Антоновича и о. Наума Колосова, стали наставниками еще 7 староверов. Они служили в приходах Прейльского и Екабпилского районов.

 

Опрашивая сегодня староверов о прошлом нашей общины, часто слышу теплые слова и воспоминания о духовном наставнике Авдее Иосифовиче Екимове. В 2004 году мы отметили 130 летие со дня рождения видного старообрядческого деятеля, духовного наставника,  издателя прекрасного по содержанию Старообрядческого церковного календаря, председателя Центрального Совета по делам старообрядцев Латвии. Он родился  в религиозной семье мелкого крестьянина в деревне Пельши Прейльской волости. В молодые годы служил  штатным певчим в Ельцах и Пскове ( Росссия), работал корректором  в горбуновской типографии в Москве при Преображенском старообрядческом богадельном доме. По возвращению на Родину в 49-летнем возрасте избирается наставником Лубанской сельской общины, но вскоре получает приглашение и поступает наставником в Даугавпилскую 1-ю старообрядческую общину. Его перу принадлежит книга «История Церкви Христовой», изданная в 1929 году. Долгие годы А.Екимов возглавлял Духовную комиссию староверов Латвии. С1931 по 1939 г.г. о. Авдей окармляет  Москвинский приход. Позже Авдей Иосифович служит в Нидеркунской и Старофорштадской общинах города Даугавпилса. 

 

Обратясь вновь к работе Пятраса Блажявичюса “Староверы Рокишского края”, мы находим информацию о Круглякове Евлампии Григорьевиче. C1937 по 1938 г.г. он  упоминается как наставник Бобришской старообрядческой общины. С 1932 по 1950 г.г. Евлампий Григорьевич  являлся духовным отцом Сипайлишской моленной.(16) В 1955 году  Е.Кругляков приезжает на службу в Латвию, он духовно окармляет Москвинскую старообрядческую общину. Об этом свидетельствует запись в кассовой книге Москвинской общины от 22 мая 1955 года: “Дано 400 руб. На перевозку попу своих вещей из Вильнюса в Москвино”.(17) В течение 11 лет, в трудное советское время, о. Евлампий выполняет свой пастырский долг. О.Евлампий был примерным наставником, отличался безупречным поведением, хорошим знанием св.Писания и духовным прилежанием в служении. В 1966 году он был награжден грамотой Высшего Старообрядческого Совета.В этом же году он переходит на службу в Рижскую Гребенщиковскую общину. В декабре 1968 года внезапно тяжелая болезнь прекратила его служение. Свой жизненный путь он окончил в родной семье в г.Вильнюсе. 27 июня 1971 года на 81 году жизни скончался долголетний служитель Христовой Церкви, прослуживший на своем посту 45 лет. Похоронен о.Евлампий Григорьевич на Вильнюсском кладбище.(18)

 

В 1978 году в Москвинскую старообрядческую общину приезжает на службу Макаров Фалилей Исидорович. В книге В.Барановскго «Вековые святыни» упоминается, что Фалилей Исидорович Макаров служил какое-то время в Зарасайской общине, вероятнее, это было после Москвино. (19) Москвинские староверы вспоминая о. Фалилея, говорят о его искренности и человеколюбие, которые  притягивали и располагали любого человека, а умение петь и толковать Святое писание снискали уважение и авторитет среди многих прихожан и наставников. Фалилей Исидорович избирался членом Высшего Старообрядческого Совета. После Москвино о. Фалилей продолжил службу в Даугавпилсе. Там же ныне покоится на одном из старообрядческих кладбищ.

 

Наставники и прихожане Москвинской общины неоднократно избирались в высшие органы старообрядчества ( Григорий Ларионов, Максим Ефремов, о. Авдей Екимов, о. Фалилей Макаров и др.). В Москвинской моленной крещены : депутат 4-го Сейма Латвии Тимофей Ефимович Павловский (1890-1964), кавалер военного ордена Лачплесис Никита Иванович Иванов (1900-1963), известнейший композитор Латвии Иван (Янис) Андреевич Иванов (1906-1983),  ученый-геолог, исследователь Сибири Димитрий Феодосьевич Егоров (1925-1976) и многие другие известные ныне староверы..

 

Надо отметить, что  москвинские староверы постоянно поддерживали сотрудничество с Рижской Гребенщиковской общиной. В конце 19 – начале 20-х веков многие причетники проходили стажировку в Риге. А сегодня наши староверы возглавляют Гребенщиковскую общину – это председатель Совета  Николай Ефимович Антонов и кассир Мина Анфиянович Ефимов.

 

Подводя итоги собранному материалу, хочу обратить внимание, что сбор материалов по истории Москвинской старообрядческой общины начат мною лишь в 90-х годах прошлого века. До этого, к сожалению, сбором материалов и написанием истории Москвинской старообрядческой общины никто не занимался. Моя родословная тесно связана с историей этой общины : прапрадед Наум Ульянович Колосов был наставником храма, прадед Тихон Ульянович был старостой и звонарем. Дед Аким Тихонович, поднимая возвращенный колокол на звонницу, надорвал свое здоровье. Сейчас я собираю материалы о том. как Колосовы попали в Москвино и каким образом земля, на которой находится моленная стала их собственностью. Известно, что с 1878 года Наум Ульнович Колосов уже владел участком земли в деревне Москвино.(20) В 1897 году, во время переписи населения его сын Тихон Наумович  с семьей проживает в доме рядом с моленной.(21) Здесь родился мой отец Евграф Акимович (Георгий Ефимович так было записано в новом документе после освобождения из лагеря в 1953 году и так потом звали его в гражданской жизни). Сюда же он привез свою семью  с Дальнего Востока. Здесь прошла часть моего детства. Здесь крещена моя дочь Мария. За эти годы была не только составлена целая родословная, но и восстановлены, потерянные когда-то, родственные связи.  Вместе с поиском материалов о родословной, я находила интересные сведения о Москвинской храме и его прихожанах. Зная, как необходимо помнить о тех наставниках, кто в нелегкие для староверов времена, ежедневно молился за свою паству, хочу закончить это сообщение перечислением еще раз всех поименно.

 

 В 1859 году наставником был местный старовер о. Василий Антонович (или Антонов). В 90-х годах 19 века духовный наставник был из Ковенской губернии ( ныне территория Литвы) – о. Михаил Ульянович Иванов. С начала 20-го века до 1920 года общину окармлял о.Наум Ульянович Колосов. С 1923 по 1927 гг. в Москвино служил о.Трифон Филатович Семенов, с 1927 по 1931 гг. – о. Иоаким Никандрович Вылев, с 1931 по 1939 гг. – наставник о. Авдей Иосифович Екимов, с 1939 по 1953 гг. – о. Исаакий Корнеевич Васильев, с 1955 по 1964 гг. – о. Евлампий Григорьевич Кругляков, с 1965 по 1974 гг. – о.Ермолай Изотьевич Гаврилов. С 1978 по 1988 г.г. в Москвино служил о. Фалилей Исидорович Макаров.  С 1990 года с небольшим перерывом и по сей день наставником служит о. Иоаким Болдавешко.

 

Сегодня в общине насчитывается около 150 прихожан. Несмотря на трудности, с коими в советское время приходилось сталкиваться староверам, и ныне существующие проблемы, Москвинский старообрядческий Храм всегда был открыт для своих прихожан.

 

Недалеко от моленной находится старообрядческое кладбище, которому более 250 лет.

 

  

Источники:

 

1.  ЛГИА, ф.7046, о.1, д.46

 

2.   НИАРБ, ф.1430, оп.1,д.24331, л.2-5

 

3.   ЛГИА, ф.656, о.1, д.44

 

4.   Там же

 

5.   ЛГИА, ф.7046, о.1, д.46

 

6.   ЛГИА, ф.656, о.1, д.44

 

7.   ЛГИА, ф.2706,о.1,д.8, л.101

 

8.   Материалы съезда старообрядческих наставников и прихожан Северо- Западного края и Прибалтики 1906 года в Вильно.

 

9.   Там же.

 

10.  журнал “Наше наследие», 1991, № 6.

 

11.  Москвинская старообрядческая община. Книга записей о крещении. 1923- 1926г.г.

 

12.  Староверы Литвы. Материалы и исследования.1996-1997 года.  “Vilniaus universiteto leidykla”, 1998, стр.175 .

 

13.  ЛГИА, ф.1370, о.1, л.9.

 

14.  «Стоглас Староверов», «Древлеправославие. Слово и книга» Литва, Вильнюс,  2000, №3, стр.9.

 

15.  В.Барановский . Вековые святыни.Зарасай, 2004, стр. 65.

 

16.  Староверы Литвы. Материалы и исследования.1996-1997 года. “Vilniaus universiteto leidykla”, 1998, стр.173, 174.

 

17.  “Maskvinas vecticībnieku draudzes kases grāmata”, 1936-1962

 

18.  Старообрядческий церковный календарь, 1972, стр.78.

 

19.  В.Барановский . Вековые святыни. Стр.78.

 

20.  ЛГИА, ф.1679, о.170, д.2696, л.18.

 

21.  ЛГИА, ф.2706, о.1, д.84, л.96

 

22.  Материалы личного архива Т.Колосовой

Категория: Латвия | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1388

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz