Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Ноя-22, 01:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Поташенко Г. Староверы Литвы: вехи истории (вторая половина XVII - начало XXI вв.). Часть 1

I. Первые староверы в Литве

 

Начало эмиграции старообрядцев на территорию современной Литвы (часть ВкЛ) относится к концу 1670-х гг. Согласно "Дегуцкого летописа", бывший стрелецкий десятник Трофим Иванов был одним из первых старообрядцев-эмигрантов, поселившихся в 1679 г. северо-восточной части Литвы. Первый достоверно известный старообрядческий храм на ее территории был сооружен в 1710 г. в деревне Пуща около Кряунос (ныне Рокишкский район). Первым наставником Пущанской общины был Афанасий (Антоний) Терентьевич из Лигинишек (ныне Даугавпилс). Надо полагать, что в 1679-1710 гг. поселения старообрядцев на территории современной Литвы были еще малочисленными.
 
II. Федосеевский период (1710-1823)
 

Возникновение в XVIII в. в ВкЛ, наряду с общинами поповцев в восточной части государства, организованного федосеевского общества стало следствием массовой эмиграции старообрядцев, которая была связана с переселением и волнениями крестьян и посадских людей в России. Начало массовой эмиграции россиян в северо-западную и западную часть ВкЛ относится к 1710-1720-м гг. Главные мотивы эмиграции: религиозное гонение и дискриминация староверов в России, социальное притеснение крестьян и посадских людей, распространение слухов и сведений о предоставлении убежища и напряженное эсхатологическое чувство и порыв, побуждавшие староверов избегать общества и государства, в котором, по убеждению многих из них, воцарился антихрист. Кроме того, религиозная терпимость, демографический кризис в начале XVIII в. и экономическая заинтересованность землевладельцев ВкЛ способствовали массовой эмиграции россиян (не только староверов) в эту страну. В таких условиях в северной и северо-западной части ВкЛ в XVIII в. формировалась и росла сеть староверческих поселений и общин. Староверческие духовные отцы утверждали среди русских эмигрантов беспоповское федосеевское учение (не признавали священства, отрицали никоновские новшества, церковный брак и пр.). Под влиянием специфических черт этого религиозного учения складывался и своеобразный образ жизни старообрядцев в ВкЛ, характеризующийся большой степенью проникновения религиозности в культуру, модель семьи, способ хозяйствования. Главными чертами этого образа жизни были идеал безбрачия, целомудрие, пост, молитва, благотворительность, опрятность, трудолюбие и трезвость (не забудем и о пересечении народной культуры с идеалами федосеевских наставников, о взаимодействии фольклорной традиции с утверждающейся церковной культурой).

 

В первой половине XVIII в. численность поселений старообрядцев в ВкЛ постоянно росла. В это время русские эмигранты жили в восточной и северо-западной, а также в западной части ВкЛ. До 1760 г. лишь на территории современной Литвы действовало не менее 8 старообрядческих общин. Староверы в ВкЛ были, главным образом, выходцами из южной части Псковской провинции. Немало их переселилось из северной части Псковской, Тверской (Торопецкий и Ржевский уезды) и Новгородской провинций. Отдельные старообрядцы пришли в ВкЛ из Смоленского уезда, Москвы, Устюга, Серпухова, а также из Галицкого, Суздальского и Воротынского уездов. Большинство переселявшихся старообрядцев в социальном отношении были помещичьими крестьянами. Менее значительную группу составляли посадские люди и купцы. Среди них были духовные лица, а также представители боярских родов. В 1760-1790-х гг. эмиграция старообрядцев в северо-западную и западную часть ВкЛ продолжилась и даже усилилась. В это время на территории современной Литвы было сооружено еще 9 староверческих храмов.

 

Таким образом, в конце XVIII в. на ее территории действовало не менее 17 старообрядческих общин (по числу моленных). Основные центры русского староверческого населения в северо-восточной, отчасти центральной и южной Литве (в Рокишкском, Зарасайском, Аникшчяйском, а также в Йонавском, Тракайском и Кайшядорском районах, которые существовали до недавнего времени или существуют до сих пор), сформировались уже в 1770-1790-е гг. Эмиграции старообрядцев в ВкЛ и формированию на его территории федосеевского общества способствовала религиозная терпимость к старообрядцам со стороны правительства, местного дворянства и католической Церкви. Церковное положение старообрядцев (прежде всего поповцев) в Польше и Литве довольно рано - уже в конце XVII в. - было легализовано государством. Относительная свобода вероисповедания для старообрядцев сохранялась по сути на протяжении всего XVIII в.

 

С социально-правовой точки зрения староверие в Речи Посполитой можно рассматривать как отдельное сословие. По своему социальному положению большинство староверов были свободными людьми. До 1772 г. на территории Речи Посполитой могло проживать от 100 до 180 тыс. староверов. Такое же количество предполагается (на территории после 1-го раздела) на 1791 г., что могло составлять 1,1-2 процента от всех 8,79 млн. жителей этого государства.

 

После 3-его раздела Речи Посполитой Россия приобрела оставшуюся после 1-го и 2-го разделов часть ВкЛ, Курляндию и Пилтенский округ. В 1808 г. правительство решило сохранить социально-правовое положение старообрядцев в Литовской губернии, но с того времени они должны были быть подчинены строгим антистарообрядческим законам. Однако в период правления Александра I антистарообрядческая политика в России, в том числе и в Литве, была смягчена. В первой четверти XIX в. в Литве основано еще не менее 8 староверческих общин.

 

Распространение федосеевства
 

Если первые старообрядцы-эмигранты придерживались общих для раннего староверия взглядов, то с начала XVIII в. среди них и вообще русских эмигрантов в северо-западной и западной части ВкЛ распространялось главным образом федосеевство. В 1699-1708 гг. Феодосии Васильев, основатель федосеевства, с группой своих последователей жил в Речи Посполитой, где под Русаново близ Невеля устроил мужскую и женскую обители. Окончательно федосеевцы на территории современной Литвы утвердились в середине XVIII в. В 1752 г. Польский собор в Гудишках принял широко известный в истории федосеевства устав, закрепивший учение Феодосия Васильева и принявший строгие правила относительно новоженов. Кроме того, федосеевцы в 1752 г. соборно утвердили разделение с поморцами (выговцами) в молении и в общении, чего не было до того. Однако, несмотря на радикализацию федосеевства и споры с поморцами по вопросам о титле, молении за царя, старых браков и отдельных моментов богослужебной практики, оба главных беспоповских общества не утратили общих догматических положений о пришествии антихриста и отсутствии "истинного" священства. Федосеевцы и поморцы признавали церковное Предание и держались идеала русского дониконовского православия. Гудишкская обитель (ныне Игналинский район Литвы), существовавшая с 1728 по 1755 (1758) гг., была важным религиозным центром федосеевцев в ВкЛ и Курляндии, в значительной мере повлиявшим и на развитие раннего федосеевства в России. После разорения Гудишкской обители во второй половине XVIII в. на северо­западных землях ВкЛ возник другой духовный центр беспоповцев -Дегуцкая община (1756-1851).

Наряду с развитием федосеевского общества в 1679-1823 гг. шло формирование его церковной организации. Не приняв священства, федосеевское общество в Речи Посполитой складывалось как древлеправославная Церковь, не имеющая трехчинной иерархии. Одной из особенностей церковной жизни беспоповцев было постоянное участие мирян и наставников в религиозной жизни общин и общецерковной организации. Основу церковной организации федосеевства составляли автономные общины. В федосеевстве еще в конце XVII в. выделился особый институт наставника, или духовного отца. Положение, права и обязанности наставника были определены религиозными правилами на Гудишкском соборе (1752). В истории федосеевского общества в ВкЛ с 1679 по 1823 гг. существовала еще одна форма церковного управления -собор. Из всех федосеевских соборов, состоявшихся на территории ВкЛ и Курляндии, наиболее известны Ступилишкский (1735) и Гудишкский (1752).

 

В 1823 г. в Дегуцкой общине были приняты метрические книги для записи бракосочетавшихся. Полемика между федосеевцами и поморцами, начавшаяся во второй трети XVIII в., привела к тому, что в начале 1820-х гг. федосеевцы в Дегучяй приняли учение о бессвященнословном браке, а их наставники начали венчать беспоповцев по специально составленному церковному обряду (чину). Дегуцкая община была, видимо, первой беспоповской общиной в Балтии, принявшей браки.

 

Категория: Литва | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-18)
Просмотров: 4537

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz