Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-25, 11:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Литва

Егоров И.И. Виленская Старообрядческая община (Статья из Старообрядческого церковного календаря на 1949 год)
Виленская старообрядческая Община, находя­щаяся в столице Литовской ССР, в старинном го­роде Вильнюс, хотя и является одной из молодых Общин среди старообрядческих приходов в Лит. ССР, но история ея заслуживает особого внимания, ввиду того огромного значения, которое Община эта представляла и представляет ныне для всего старообрядчества, живущего не только в пределах Литовской ССР, но и других соседних Советских Республик Прибалтики.
 
Как известно, старообрядцы, гонимые при цариз­ме за свои религиозные убеждения, далеко от сво­их родных мест, в далекие окраины Государства Русского и даже в чужие соседние страны. Значительное число старообрядцев, ушедших «за рубеж» из центральных губерний России, осело в северных пределах Польши, занимая свободные земли вдоль восточных и западных границ б. Поль­ского Государства. Так в начале 18 века, старообрядцы стали по­селяться в ближайших окрестностях гор. Вильно, а в 1825 году, 8 многолюдных семейств поселились уже в самом городе и на его предместьях.
 
Недоброжелательное отношение царской власти к старообрядцам, было причиной того, что только в 1830 году последовало разрешение правительства на постройку дома молитвы на пригородном участ­ке городской земли, обращенным затем в кладбище, которую старообрядцы-купцы Новиков Алексей Яковлевич и Иван Аждебургский купили и пере­дали в дар возрождавшемуся Виленскому приходу.
 
Первым духовным наставником Виленского прихо­да был Осип Авдеевич Андреев, который долгое вре­мя, втайне от царских властей, совершал богослуже­ния и духовные требы. Легальное же совершение богослужений началось с 1835 года, когда исходатайствование было раз­решено на право совершения молитв в доме, где, однако, даже изображение креста на доме приказа­но было снять, чтобы не было никакого признака молитвенного дома.
 
Виленская Община все же быстро возрастала и уже насчитывала сотни прихожан. В 1882 году, местному прихожанину, рижскому купцу Григорию Семеновичу Ломоносову, удалось получить от цар­ских властей разрешение на постройку большого каменного здания при Общине для богадельни. Втайне имелось намерение устроить впоследствии в этом доме молитвенный храм. Благодаря пожертвованиям первого председателя Общины Ломоносова, а также и других прихожан, здание это было по­строено, но только в 1901 году, уже после смерти Ломоносова, новый председатель Общины Аристарх Моисеевич Пименов исходатайствовал разрешение от властей на устройство одной из комнат бога­дельни для молитвы.
 

Благодаря щедрым жертвам и заботам всех при­хожан, перестройка богадельни в молитвенный дом окончательно была закончена к 1-му октябрю 1901 года. В этот день было   совершено   торжественное освящение нового молитвенного храма. На торже­ство прибыли в Виленскую Общину известные в Старообрядчестве - наставник Дионисий Васильевич Батов, начетник Худошин Т. А., наставник Егупенок С. Ф. и многие другие наставники.

 
Одновременно с освящением храма в новом зда­нии состоялся 1 Поместный Съезд духовных наставников. На означенном съезде было рассмотрено и одобрено 38 вопросов канонического характера, получивших затем обязательное значение для поморских   христианских-старообрядческих   приходов.
 
В Виленской Общине впервые было осуществле­но заветное желание старообрядчества об объеди­нении верующих старообрядцев в одну дружную семью. 25 января 1906 года состоялся в гор. Вильно, р. храме Виленской Общины, Старообрядческий Съезд, на котором присутствовало 378 уполномоченных от старообрядческих приходов Прибалтийского, Привисленского, и Северо-Западного края. Съезд под председательством Аристарха Пименова выработал ряд обязательных для Общин постановлений кано­нического характера, установил однородность неко­торых обрядов, разработал проект основного Устава внутреннего распорядка в самих Общинах.
 
В дальнейшем, в истории Виленской Общины, до начала русско-немецкой войны не было особых со­бытий, но в 1915 году отмечено, что когда немцы забрали Вильно, все постройки старообрядческого прихода немецкими войсками были забраны для военных надобностей, а деревянное здание храма обращено в конюшню для лошадей военного обоза, кладбище же было все осквернено немцами — мо­гильные кресты и памятники поломаны и разруше­ны, а могилы загрязнены.
 
С приходом в гор. Вильно Польской власти в 1919 году, Виленская Община по установившейся традиции стала служить объединяющим центром и постепенно выявилась необходимость создания цен­трального органа по устройству и разрешению дел. касающихся Старообрядческой Церкви и Общин, за­ходящихся на территории Польши.
 
Мысль эта приняла реальную форму благодаря энергичной деятельности всех членов Совета Общи­ны и в день храмового праздника Покрова Пресвя-тыя Богородицы, 1-го октября 1925 года, состоялся созыв Первого Всепольского Старообрядческого Со­бора, который открылся в гор. Вильно, в храме Ви­ленской Общины под председательством Арсения Моисеевича Пименова. Результатом трехдневной работы Собора, явилось создание Устава Старообрядческой Церкви в Поль­ше, закона, регулирующего юридическое положение Церкви в Польском Государстве, избрание высшего органа по управлению Старообрядческой Церковью в лице Высшего Старообрядческого Совета в Польше.
 
 
Внутренний вид Виленского старообрядческого храма
 
Таким образом Виленская Община вновь обрати­лась в центральное место   по   объединению  всего  старообрядчества, проживавшего в Польше. И в Ви­ленском молитвенном храме состоялись следующие Соборы а именно: в 1930 году II Всепольский Ста­рообрядческий Собор и в 1936 году III Всепольский Старообрядческий Собор.
 
С приходом Советской власти в г. Вильнюс Виленская Община осталась по-прежнему Центром объединения старообрядчества, в виду того, что в Виленской Общине находится Высший Старообряд­ческий Совет в Литовской ССР.
 
Виленская Община в настоящее время насчиты­вает около 5000 прихожан. В Виленской Общине настоятельствовал известный в старообрядчестве на­ставник Егупенок Симеон Федорович, умерший в 1934 году.
 
В настоящее время настоятелями Виленского молитвенного храма состоят широко известный в ста­рообрядчестве отличный знаток Св. Писания масти­тый, смиренный старец, глубокопочитаемый верую­щими старообрядцами не только в Литовской ССР, но и во всей Прибалтике - духовный наставник Куз­нецов Федор Силович, избранный еще на Первом Всепольском Соборе в 1925 году и избираемый по­следующими Соборами заместителем председателя Высшего Старообрядческого Совета и председателем Духовного Суда Старообрядческой Церкви, а в на­стоящее время избранный уже председателем Выс­шего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
 
Имя второго настоятеля Виленского молитвенного храма, духовного наставника Шалкина Марка Парфеновича также широко известно в старообрядчества как отличного знатока «солевого пения». С 1925 года и по сие время о. Марк состоит членом Духовного Суда Старообрядческой Церкви и является членом Управления Старообрядческой Церкви в Ли­товской ССР.
 
 
Причт Виленского старообрядческого храма в 1948 году: в центре - духовные наставники о.Ф.С.Кузнецов и М.П.Шалкин, в этом же ряду: слева - головщик левого клироса И.И.Козакевич, справа - головщик правого клироса П.М.Антонов.
 
Пережив все ужасы немецкой оккупации и со­хранив все же от разграбления гитлеровских фаши­стов церковное имущество Виленского храма - много ценных древних икон и книг, а также метал­лические предметы и даже паникадило и колокола. Прихожане Виленской Общины, преисполненные благодарности Советской Армии, освободившей на­род от немецких оккупантов, теперь свободно во множестве посещают молитвенный храм (к неописуемой радости верующих старообрядцев), уцелевший от разрушения после  взрыва немецкими варварами при их отступлении. Теперь храму сделан довольно большой ремонг. вновь вставлены стекла и рамы, починена крыша, окрашены стены и заштукатурены выбоины.
 
 
Крестный ход вокруг Виленского храма на праздник Покрова 1 (14) октября 1948 года
 
Наставники Общины, члены Церковного Совета, во главе с председателем Правления Общины Тол­качевым Феодосием Тимофеевичем, заслужившим в сей избираемой приходом должности всеобщее ува­жение прихожан, и прихожане Виленского храма, все стараются у благоустроить свой храм.
 
Богослужения в храме совершаются торжествен­ные и все христиане старообрядцы, посещающие храм Божий, возносят горячие молитвы Всевышне­му Богу, наслаждаясь также пением отличного цер­ковного хора, который, в особенности в дни вели­ких Праздников, под управлением головщиков: из­вестного в старообрядчестве знатока древнего соле­вого пения Антонова Пахома Михаиловича и мо­лодого отличного головщика Козакевича Илариона Иосифовича, замечательно красиво исполняют древ­ние церковные песнопения, а звон больших колоко­лов далеко разносится по старинному историческо­му городу Вильнюс, возвещая свободу веры и при­зывая к молитве.
 

И.И.Егоров

 
Категория: Литва | Добавил: samstar-biblio (2008-Мар-10)
Просмотров: 3137

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz