Виленская старообрядческая Община, находящаяся в столице Литовской ССР, в старинном городе Вильнюс, хотя и является одной из молодых Общин среди старообрядческих приходов в Лит. ССР, но история ея заслуживает особого внимания, ввиду того огромного значения, которое Община эта представляла и представляет ныне для всего старообрядчества, живущего не только в пределах Литовской ССР, но и других соседних Советских Республик Прибалтики.
Как известно, старообрядцы, гонимые при царизме за свои религиозные убеждения, далеко от своих родных мест, в далекие окраины Государства Русского и даже в чужие соседние страны. Значительное число старообрядцев, ушедших «за рубеж» из центральных губерний России, осело в северных пределах Польши, занимая свободные земли вдоль восточных и западных границ б. Польского Государства. Так в начале 18 века, старообрядцы стали поселяться в ближайших окрестностях гор. Вильно, а в 1825 году, 8 многолюдных семейств поселились уже в самом городе и на его предместьях.
Недоброжелательное отношение царской власти к старообрядцам, было причиной того, что только в 1830 году последовало разрешение правительства на постройку дома молитвы на пригородном участке городской земли, обращенным затем в кладбище, которую старообрядцы-купцы Новиков Алексей Яковлевич и Иван Аждебургский купили и передали в дар возрождавшемуся Виленскому приходу.
Первым духовным наставником Виленского прихода был Осип Авдеевич Андреев, который долгое время, втайне от царских властей, совершал богослужения и духовные требы. Легальное же совершение богослужений началось с 1835 года, когда исходатайствование было разрешено на право совершения молитв в доме, где, однако, даже изображение креста на доме приказано было снять, чтобы не было никакого признака молитвенного дома.
Виленская Община все же быстро возрастала и уже насчитывала сотни прихожан. В 1882 году, местному прихожанину, рижскому купцу Григорию Семеновичу Ломоносову, удалось получить от царских властей разрешение на постройку большого каменного здания при Общине для богадельни. Втайне имелось намерение устроить впоследствии в этом доме молитвенный храм. Благодаря пожертвованиям первого председателя Общины Ломоносова, а также и других прихожан, здание это было построено, но только в 1901 году, уже после смерти Ломоносова, новый председатель Общины Аристарх Моисеевич Пименов исходатайствовал разрешение от властей на устройство одной из комнат богадельни для молитвы.
Благодаря щедрым жертвам и заботам всех прихожан, перестройка богадельни в молитвенный дом окончательно была закончена к 1-му октябрю 1901 года. В этот день было совершено торжественное освящение нового молитвенного храма. На торжество прибыли в Виленскую Общину известные в Старообрядчестве - наставник Дионисий Васильевич Батов, начетник Худошин Т. А., наставник Егупенок С. Ф. и многие другие наставники.
Одновременно с освящением храма в новом здании состоялся 1 Поместный Съезд духовных наставников. На означенном съезде было рассмотрено и одобрено 38 вопросов канонического характера, получивших затем обязательное значение для поморских христианских-старообрядческих приходов.
В Виленской Общине впервые было осуществлено заветное желание старообрядчества об объединении верующих старообрядцев в одну дружную семью. 25 января 1906 года состоялся в гор. Вильно, р. храме Виленской Общины, Старообрядческий Съезд, на котором присутствовало 378 уполномоченных от старообрядческих приходов Прибалтийского, Привисленского, и Северо-Западного края. Съезд под председательством Аристарха Пименова выработал ряд обязательных для Общин постановлений канонического характера, установил однородность некоторых обрядов, разработал проект основного Устава внутреннего распорядка в самих Общинах.
В дальнейшем, в истории Виленской Общины, до начала русско-немецкой войны не было особых событий, но в 1915 году отмечено, что когда немцы забрали Вильно, все постройки старообрядческого прихода немецкими войсками были забраны для военных надобностей, а деревянное здание храма обращено в конюшню для лошадей военного обоза, кладбище же было все осквернено немцами — могильные кресты и памятники поломаны и разрушены, а могилы загрязнены.
С приходом в гор. Вильно Польской власти в 1919 году, Виленская Община по установившейся традиции стала служить объединяющим центром и постепенно выявилась необходимость создания центрального органа по устройству и разрешению дел. касающихся Старообрядческой Церкви и Общин, заходящихся на территории Польши.
Мысль эта приняла реальную форму благодаря энергичной деятельности всех членов Совета Общины и в день храмового праздника Покрова Пресвя-тыя Богородицы, 1-го октября 1925 года, состоялся созыв Первого Всепольского Старообрядческого Собора, который открылся в гор. Вильно, в храме Виленской Общины под председательством Арсения Моисеевича Пименова. Результатом трехдневной работы Собора, явилось создание Устава Старообрядческой Церкви в Польше, закона, регулирующего юридическое положение Церкви в Польском Государстве, избрание высшего органа по управлению Старообрядческой Церковью в лице Высшего Старообрядческого Совета в Польше.
Внутренний вид Виленского старообрядческого храма
Таким образом Виленская Община вновь обратилась в центральное место по объединению всего старообрядчества, проживавшего в Польше. И в Виленском молитвенном храме состоялись следующие Соборы а именно: в 1930 году II Всепольский Старообрядческий Собор и в 1936 году III Всепольский Старообрядческий Собор.
С приходом Советской власти в г. Вильнюс Виленская Община осталась по-прежнему Центром объединения старообрядчества, в виду того, что в Виленской Общине находится Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР.
Виленская Община в настоящее время насчитывает около 5000 прихожан. В Виленской Общине настоятельствовал известный в старообрядчестве наставник Егупенок Симеон Федорович, умерший в 1934 году.
В настоящее время настоятелями Виленского молитвенного храма состоят широко известный в старообрядчестве отличный знаток Св. Писания маститый, смиренный старец, глубокопочитаемый верующими старообрядцами не только в Литовской ССР, но и во всей Прибалтике - духовный наставник Кузнецов Федор Силович, избранный еще на Первом Всепольском Соборе в 1925 году и избираемый последующими Соборами заместителем председателя Высшего Старообрядческого Совета и председателем Духовного Суда Старообрядческой Церкви, а в настоящее время избранный уже председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
Имя второго настоятеля Виленского молитвенного храма, духовного наставника Шалкина Марка Парфеновича также широко известно в старообрядчества как отличного знатока «солевого пения». С 1925 года и по сие время о. Марк состоит членом Духовного Суда Старообрядческой Церкви и является членом Управления Старообрядческой Церкви в Литовской ССР.
Причт Виленского старообрядческого храма в 1948 году: в центре - духовные наставники о.Ф.С.Кузнецов и М.П.Шалкин, в этом же ряду: слева - головщик левого клироса И.И.Козакевич, справа - головщик правого клироса П.М.Антонов.
Пережив все ужасы немецкой оккупации и сохранив все же от разграбления гитлеровских фашистов церковное имущество Виленского храма - много ценных древних икон и книг, а также металлические предметы и даже паникадило и колокола. Прихожане Виленской Общины, преисполненные благодарности Советской Армии, освободившей народ от немецких оккупантов, теперь свободно во множестве посещают молитвенный храм (к неописуемой радости верующих старообрядцев), уцелевший от разрушения после взрыва немецкими варварами при их отступлении. Теперь храму сделан довольно большой ремонг. вновь вставлены стекла и рамы, починена крыша, окрашены стены и заштукатурены выбоины.
Крестный ход вокруг Виленского храма на праздник Покрова 1 (14) октября 1948 года
Наставники Общины, члены Церковного Совета, во главе с председателем Правления Общины Толкачевым Феодосием Тимофеевичем, заслужившим в сей избираемой приходом должности всеобщее уважение прихожан, и прихожане Виленского храма, все стараются у благоустроить свой храм.
Богослужения в храме совершаются торжественные и все христиане старообрядцы, посещающие храм Божий, возносят горячие молитвы Всевышнему Богу, наслаждаясь также пением отличного церковного хора, который, в особенности в дни великих Праздников, под управлением головщиков: известного в старообрядчестве знатока древнего солевого пения Антонова Пахома Михаиловича и молодого отличного головщика Козакевича Илариона Иосифовича, замечательно красиво исполняют древние церковные песнопения, а звон больших колоколов далеко разносится по старинному историческому городу Вильнюс, возвещая свободу веры и призывая к молитве.
И.И.Егоров
|