Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Дек-16, 04:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Молдова

Смилянская Е.Б. Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: к истории возникновения и развития

Места компактного проживания русского населения на территории Молдавии и Юго-Западной Украины своим возникновением, как правило, обязаны миграции в XVIII-XX вв. русских старообрядцев за пределы Российской империи, где переселенцы могли беспрепятственно строить молитвенные дома и отправлять службу по дониконовским книгам и традициям. На основании рукописного «Сказания о староверцах живущих в земле Молдавской... 7232 / 1724 г.» М.И. Лилеев сделал заключение о том, что «начало поселения здесь [в Бессарабии. - Е.С.] русских старообрядцев относится во времени господарствования Михаила Раковицы... 1704-1727 гг-»1 и что с самого начала старообрядческого заселения (с 1720-х гг.) Бессарабия была тесно связана с Ветковским центром 2.

Русских старообрядцев в Бессарабии и на Буковине стали повсеместно называть липованами (название большинством принимается как производное от «филипповцы» - «пилиппоны»3. Постепенно липованское религиозно-культурное единство, самоназвание «липованин» стали определяющими для довольно пестрой массы старообрядцев в Юго-Восточной Европе.

До нач. XIX в. в Молдавии русские старообрядцы «могли жить спокойно и безопасно», и еще в 1804-1805 гг. молдавский господарь Константин Муруз и молдавский митрополит Вениамин подтверждали данные ранее права: «... мы же нашли за лучшее, чтобы и теперь сами они [старообрядцы. - Е.С.] и их церкви и скиты, их попы и монахи, что при церквях, не были обезпокоиваемы никем ни в чем, что касается их веры, но чтобы они не были вольны ни в коем случае принимать хоть одного человека из православных христиан в их среду», «кроме тех, которые одного закона и веры с ними» 4. Аналогичные права имели и липоване на Буковине в Австро-Венгрии с 1783 г.5.
 
В числе первопоселенцев и основателей ряда населенных пунктов (прежде всего в Подунавье) исследователи называют и казаков-некрасовцев, начавших свое движение с легендарным атаманом Игнатом Некрасовым с Дона через Причерноморские земли Османской империи после разгрома Булавинского восстания в 1708 г. Известно, что в Османской империи игнат-некрасовцы получили определенные привилегии за их службу против России, в частности при охране рубежей Османской империи в XVIII в. Однако в ходе Русско-турецкой войны 1806-1809 гг. часть некрасовцев Добруджи оказала помощь русской армии, и, стремясь заручиться в будущем их поддержкой, главнокомандующий М.И. Кутузов и генерал-майор С.А. Тучков добились указа Александра I, определявшего условия возвращения «некрасовских казаков» в Россию и их расселения «близ Измаила» (25 июля 1861 г.) 6. Недалеко от Измаила, действительно, возникли поселения с названием «Некрасовка», однако исследователи до сих пор спорят, насколько указом Александра I могли воспользоваться игнат-некрасовцы и не могли ли под их именем из Добруджи на левых берег Дуная переселиться неказачьего происхождения липоване 7.

После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. тысячи старообрядцев пришли в междуречье Прута, Днестра и Дуная и с общим потоком крестьянской миграции из центральных губерний России в земли Новороссии 8. В приграничных землях Бессарабии даже в самые тяжелые для старообрядчества периоды продолжали действовать монастыри и церковные приходы, и это было немаловажным фактором притяжения сюда старообрядческого населения из Центральной России.

Старообрядческая миграция на юго-запад продолжалась три века. В междуречье Днестра, Дуная и Прута сливались миграционные потоки из Центра России, с Ветки, с Дона и в противоположном направлении: из-за Дуная в земли Бессарабии. Бессарабия стала своеобразным «плавильным котлом», где региональные традиции смешивались, образуя некую липованскую общность, в которой обнаруживаются черты и казачьей культуры, и центральнорусские особенности, и влияние соседних национальных культур.
 
Но важнейшим скрепляющим эту общность признаком является конфессиональная принадлежность к старообрядчеству. Примечательны в этой связи наблюдения румынского православного еп. Мелхиседека, сделанные в бо-е гг. XIX в. в Добрудже. Думаю, что эти наблюдения вполне приложимы и к бессарабским старообрядцам: липоване «останавливаются на время там, где они могут устроить себе молитвенный дом или церковь, около которой они сами группируются и остаются здесь до тех пор, пока могут свободно совершать свои обряды и богослужение, но всегда, однако, готовы переходить дальше в случае, если секта в чем-либо заподозрена. Все это для сохранения неприкосновенности [выделено мной.-— Е.С.] их сект... Они оказывают друг другу помощь и всегда вовремя: дают приют новым беглецам из соседних государств и защищают общие интересы их собратьев, откуда бы ни были последние»9.

Очевидно, что длительная и сложная миграция в междуречье Днестра и Дуная не могла не создать в липованских общинах определенных трений, особенно между старообрядцами, придерживающимися разных направлений. Однако серьезных раздоров между поповцами и беспоповцами или сторонниками малых деноминаций внутри этих направлений Бессарабия до кон. XIX в. не переживала. Возможно, свою сплачивающую роль здесь сыграла близость Белой Криницы, определившая безусловный успех поповского белокриницкого направления в Бессарабии. В 1892 г. учитель из Измаильского уезда Василий Праведный написал: «Благодаря близости заграницы, и Белой Криницы в частности, этого Нового Иерусалима, как называют Белую Криницу современные липоване-австрийцы, раскол староверов в Бессарабии находится в девственной крепости» '".

Белая Криница на Буковине возникла еще в последней четверти XVIII в. (1784 г.) в урочище Варница, принадлежавшем монастырю Путна, но едва ли при основании белокриницкого монастыря можно было предполагать, какую роль суждено было ему сыграть в судьбе всего старообрядческого поповства и в истории старообрядцев Бессарабии. В 1846 г. именно в Белой Кринице во главе с босно-сараевским митрополитом Амвросием была создана старообрядческая церковная иерархия ". В 1840-1860-е гг. возникает и растет число старообрядческих епархий в России и за рубежом. В Москве центром архиепископии белокриницкой иерархии стало Рогожское кладбище, с XVIII в. превратившееся в общероссийский центр поповского направления в старообрядчестве. 19 июня 1850 г. в одной из богаделенных палат Рогожского кладбища первым еп. Софронием (Жировым), который был рукоположен белокриницким митрополитом Кириллом для старообрядцев России, была тайно отслужена первая архиерейская литургия 12.

Появляется епископская кафедра и на территории Молдавии и Валахии: в 1861 г. во главе этой епархии стоял славский еп. Аркадий (Дорофеев, 1809-1889), а затем его сменил еп. Виссарион (ум. 27 января 1881 г.), избравший своей резиденцией Измаил на Дунае в Бессарабии.

Память об основании Белокриницкой иерархии, обраставшая легендами, и поныне является живой. В устном изложении она может звучать так:

«КАК НАШИ ЦЕРКОВЬ ПОЛУЧИЛИ? Австрийский министр был, и поехал он на низ, в Румынию. Не было машин тогда, как фаетон такой — он ехал, и напали на него разбойники. А наши старообрядцы у дороги в поле работали, и они прогнали разбойников. А наших тогда не трогали, потому что сильно отважные были. Он и расспросил, кто вы такие, я вас наградить хочу. Они говорят - не надо, наш крестьянский долг спасти человека. А их тогда от российских властей преследовали сильно. Он спрашивает: что вам нужно, я могу сделать. Они говорят: нас тут пять населений, мы обсудим. И решили - давай будем просить, где нам построиться. Хо-чим построить свою церковь, чтоб восстановить епископа. Дошло это до российских властей. Спрашивают, кто это дал им разрешение. Говорят - император Франц Иосиф разрешение дал епископа сделать. Стали они думать, где такого епископа найти, который остался непоколебим. В Палестине, в Италии есть еще священники живые, только мировать маслом нужно. Нашли одного, в отставке, в Константинополе, в Греции был. Они тогда были под властями турков. Как теперь колонизация. Как американцы теперь. Он был грек, или болгар? — грек! Он был в городе Боснии. Турецкие власти начали на него клеветать, строгие турки в те времена были.

И вот пришли к нему просить, чтобы он совместно служил, но без пенсии. Вот так, вот так рассказали всё, а сын его Андрей переводит ему, это, мол, русские люди, они в забытии давно, и нужен им священник. А он был 23 поколения с поповичей, грамотный человек. Они говорят, что об-ливанци католики сбили, отклонилась вера.

Ну, он согласен. Выехали сюда, Дунай переехали, в Австрию привезли. В Белую Криницу. Правители разрешили. И подвели его под мир, помазание священное. Старое еще было масло, пока найдут, еще запасалось, а священники на исходе были.

Царю доложили - открыли митрополию в Австрии. Он тогда сказал - пойду войной. Он испугался, вызвал его из Криницы, а тот поставил уж два или три священника. Он ему предложил - или вернись в Константинополь, из двух - одно, или в вечную ссылку. Он сказал - в ссылку, я осознал верную веру. Он там жил, не выежал, в тюрьме был. В тое время границы не охранялись, пробирались всяко. И дьяконы.

Звали его Амбросий. Там он и умер» 14.

С учреждением в сер. XIX в. белокриницкой иерархии Бессарабия смогла значительно усилить свое влияние в старообрядческом мире, оказавшись своеобразным перевалочным пунктом и для паломников в Белую Криницу, и для представителей зарубежных старообрядческих центров. В частности, по данным, приводимым И.В. Табак, «сношения российских старообрядцев, в том числе и старообрядцев Бессарабии, с единоверцами в Австро-Венгрии проходили через местечко Новоселица Хотинского уезда. Из Новоселицы обычно добирались через границу до города Черновцы, откуда путь лежал в Белую Криницу.
 
Одним из центров встреч старообрядцев Бессарабии с единоверцами из запрутской Молдовы и Добруджи был г. Галац. На территории самой Бессарабии часто проходили „съезды" старообрядцев». Вскоре после принятия Белокриницкой иерархии направленный в 1848-1849 гг. с секретной миссией в старообрядческие поселения Бессарабии чиновник (а затем и писатель) И.С. Аксаков нашел здесь «крепко организованное в своих частях общество, тесно сплоченное возбужденными извне преследованиями в одно твердое целое, проникнутое ложным, но сильным убеждением и фанатизмом, ежечасно разгорающимся, дружное, не дремлющее... Огромные капиталы состоят в его распоряжении... Раскольничье народонаселение со всех стран теснится в Бессарабию» 1б.
 
О росте старообрядческого населения Бессарабии говорят и позднейшие источники 17. Весьма приблизительные подсчеты православной миссии в Кишиневе в 80-хгг. XIX в. определили численность старообрядцев Бессарабии примерно в 20 тыс. человек, причем половина старообрядческого населения проживала в это время в Измаильском уезде 18. В 1912 г. епархиальный миссионер Феодосии Воловей располагал сведениями о 22 959 бессарабских старообрядцах. В миссионерских отчетах приведены и сведения, позволяющие судить о существовании внутри старообрядческого населения разных течений. По данным того же Ф.Воловея, в 1912 году в Бессарабии насчитывалось 790 человек лужковцев (согласие, выделившееся в 1822 г. из беглопоповства) - в Кишиневе, Измаил и Сокирянах, 231 человек беглопоповцев преимущественно в Кишиневе, 1352 человека поморцев в Единцах, слободке Русянах и Измаиле, 87 человек федосеевцев в Хотине, и "несколько душ" самокрестов в Сокирянах. Но более всего было последователей белокриницкой иерархии - 20155 человек Правда, в 1860-х гг. белокриницкие разделились на "окружников" и "неокружников", и в 1912 г., когда в большинстве приходов России дебаты вокруг "Окружного послания" удалось прекратить, в Бессарабии все еще 9282 человека, преимущественно в Измаильском и Хотинском уездах, называли себя последователями "Окружного послания" 19, а 10873 человека считали себя "неокружниками". Переходов липован в православие или единоверие миссионеры в Бессарабии почти не отмечали.20
 
На территории Бессарабии (так же, как и в других местах, например на Украине, в Добрудже, на Буковине) старообрядцы селились компактными группами.21 С XVIII-первой пол. XIX в. появляются старообрядческие семьи в  городах Кишиневе, Бендерах, Бельцах, Оргееве 22, Теленештах 23, Хотине, Сокирянах, Измаиле, Килие, посаде Вилково 24, в селах Грубно 25 и Белоусовка Хотинского уезда, в с. Кунича 2б (с 1723 г.) Сорокского уезда, Сырково Оргеевского уезда, в селах Старая и Новая Некрасовки Измаильского уезда 27. В 50-х гг. XIX в. выходцами из Подольской губернии было основано с. Покровка Сорокского уезда, где в 1870 г. была освящена церковь 28. Во втор. пол. XIX в. возникли два старообрядческих села близь Бендер - Стурдзены и Звездочка, в кон. XIX в. несколько сел в Белецком уезде 29. Во всех отмеченных населенных пунктах жили либо исключительно поповцы, либо старообрядцы-беспоповцы составляли меньшинство населения.

Известно, например, что в XIX в. в Измаиле наряду с половцами жили и «беспоповцы», причем «безбрачных» было больше, чем «брачных» (возможно, под «брачными» в 1870-х гг. имели в виду беглопоповцев). По приводимым П. Сырку (на основании наблюдений румынского еп. Мелхиседека) данным, в Измаиле существовала община беспоповцев, руководимых неким купцом Иваном Ивановичем, в прошлом «простым сапожником» («но с тех пор, как [Иван Иванович. — Е.С.] сделался главою секты безбрачных, (он) нажил себе хорошее состояние и стал крупным капиталистом» 30. Единственный крепкий приход поморцев, существующий и поныне, появился в Бессарабии только в 1850-е гг. в волостном центре Хотинского уезда Единцы и в близлежащей слободке Русяны. Это были староверы-беспоповцы федосеевского согласия, прибывшие из Динабурга (Пруссия)31; но в 1901 г. эти федосеевцы перешли в поморское брачное согласие 32 и сумели построить себе молитвенный дом «наподобие церкви с колокольней и колоколами» 33.

В нач. XX в. продолжился процесс расселения старообрядцев белокриницкого согласия по территории Бессарабии: так, в 1904-1905 гг. выходцами из с. Грубно были основаны села Новое Грубно и Старая Добруджа 34, в 1918-1922 гг. переселенцами из Куничи основаны села Валя-Радоая и Сакаровка, а переселенцы из Покровки и Грубно основали села Егоровка и Новые Пынзыряны.

В разное время на территории Бессарабии и в Буковине возникали и действовали монастыри старообрядцев-поповцев: старейшие из них появились еще в XVIII в. в Сырково (Серково) Оргеевского уезда (разрушен в 1845-1846 гг.35) и в Белой Кринице. Иноками Сырковского монастыря был в 1812 г. основан Никольский старообрядческий монастырь близ Измаила в Старой Некрасовке. В 1817 г. в этом монастыре соорудили деревянную церковь, там находились 36 монахов и послушников. По данным, сохранившимся в Измаильском архиве, в монастыре было 6 келий, 15 землянок и мельница Зб. Однако в 1829 г. Никольский монастырь был закрыт 37.

В нач. XIX в. в с. Кунича также появился мужской монастырский скит, в 1884-1886 гг. здесь значился уже монастырь с ю насельниками (разорен в i886 г.). Обнаруживались скиты и в других старообрядческих поселениях 38.

Наиболее крупные монастыри возникли в Придунавье в XIX в. в связи с тем, что местные старообрядцы, жившие в российско-османском пограничье, даже в николаевские времена имели значительно больше свобод в отправлении культа. Так, основанный близ Измаила в Новой Некрасовке (или Кагарлыке) Архангело-Михайловский монастырь, как отмечает П. Сырку, был отстроен на средства купца Беляева еп. Аркадием Васлуйским и архимандритом Сельваном: «Скит расположен в западной части предместья на месте, подаренном жителями Некрасовки, он обнесен рвом в виде четырехугольника, внутри его по двум сторонам параллельно рву идут два ряда строений и по 12 келий в каждом, а по двум другим идут службы, посередине стоит маленькая, совсем простенькая церковь. В келиях нет другой мебели, кроме кроватей из досок, небольших рундуков, над которыми висят маленькие иконы и лампады, русских печей с лежанкой, на которых можно было бы спать. Монахи занимаются земледелием и обработкою виноградников, место для которых подарено им раскольниками» 39.

К нач. XX в. на территории Бессарабии кишиневский миссионер Феодосии Воловей отмечал монастыри белокриницкого согласия («окружников»): мужские — Архангело-Михайловский в Кагарлыке (в 1904 г. в нем было 30 иноков), Петропавловский близ Вилкова на острове в дельте Дуная (в 1904 г. в нем было 40 монахов 40), женский во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предотечи — в с. Муравлевка 4, а также скиты в Измаиле и с. Подковка (ныне Васильевка). В 1929 г. в Куниче на месте старого мужского монастыря возник женский монастырь Казанской Божьей Матери (с 1990 г. он снова возрождается).

Исторические драмы XX в., немало затронувшие Бессарабию, сравнительно слабо повлияли на активность и численность старообрядческих общин. Исчезли только общины малых конфессиональных групп, зато сохранились почти все приходы старообрядцев белокриницкого согласия (около 30-ти) и община поморцев в Единцах.

После Первой мировой войны старообрядцы Бессарабии с 1918 по 1940 г. и потом еще на 3 года с 1941 по 1944 г. - оказались в составе Румынии и были почти отрезаны от контактов с Россией 42. Все поповские приходы этой местности были переподчинены с Московской на Белокриницкую митрополию, находившуюся в Румынии.
 
В Румынии, в Добрудже и на Буковине насчитывалось к этому времени более 60 мест с весьма многочисленным старообрядческим населением 43. В Румынии не прекращалась издательская деятельность старообрядцев 44; кроме того, сюда эмигрировали и здесь трудились крупнейшие писатели-полемисты белокриницкого согласия — с 1920 г. еп. Иннокентий (И.Г. Усов, 1870-1942, перед смертью возглавивший белокриницкую митрополию), с 1930 г. — Ф.Е. Мельников (1874-1960).
 
В 1937 г. - на старообрядческом соборе в г. Васлуе был принят Устав старообрядческой церкви в Румынии. Устав 45, в частности, отмечал, что «румынские старообрядцы почитают короля Великой Румынии, повинуются ему, а также поставленным от него властям, молятся за него как за главу государства и несут все гражданские и государственные повинности, в том числе и военную службу... совершают религиозные службы во все дни национальных праздников Румынского государства» (отд. I. § 4, 5). При этом вмешательство румынских властей в дела старообрядцев в довоенные годы было достаточно ограниченным, и Устав подтверждал как независимость старообрядческой церкви в Румынии от старообрядческих церквей других государств (прежде всего имелся в виду СССР и рогожская архиепископия), так и «каноническую и административную власть старообрядческой церкви в Румынии на все религиозные и культовые учреждения, принадлежащие старообрядческой церкви» (отд. II. § 10). Требование румынских властей о переходе в богослужебной практике старообрядцев на григорианский календарь, а также повсеместная борьба с русским языком не только в быту, но и в богослужении стали в военные годы наиболее серьезным ударом по канонической власти старообрядческой церкви в Румынии 4б.

После Второй мировой войны с. Белая Криница отошло к СССР, войдя в состав Черновицкой области Украины, и резиденция белокриницкой митрополии в Румынии была перенесена в г. Браилу. Приходы же Молдавии, оказавшись на территории СССР, вновь вошли в юрисдикцию Московской старообрядческой архиепископии, стали налаживать более тесные связи с Рогожским центром в Москве. На «московских» стали ориентироваться и в церковном пении, и в богослужебной практике 47. Из Москвы на Молдавскую епархию был назначен уроженец нижегородских керженских мест еп. Иосиф (Моржаков)48, являющийся, без сомнения, одним из самых выдающихся архиереев в истории старообрядчества XX в. Прошедший школу служения еще до революции, не избежавший репрессий в советское время, еп. Иосиф во многом способствовал и тому, чтобы настороженность липован в отношении «московских» удалось смягчить. В 1961 г. еп. Иосиф вернулся в Москву, чтобы на десять лет возглавить белокриницкую старообрядческую иерархию, а его кафедру занял долго состоявший при Иосифе диаконом уроженец Бессарабии еп. Никодим (Латышев).

Еще более укрепились связи белокриницких старообрядцев Бессарабии и Москвы, когда Никодим 49 после смерти Иосифа с 1970 по 1986 г. занимал московский первосвятительский престол. При этом архиеп. Никодим много времени проводил по-прежнему на своей родине в с. Старая Добруджа близ г. Бельцы (с 1981 г. он вообще не приезжал в Москву), здесь же по его завещанию он и был похоронен.

Усилению не только церковных, но и культурных и бытовых контактов со старообрядцами в Центральной России, на Урале и в Сибири способствовали и частые поездки старообрядцев Бессарабии с торговыми экспедициями в Россию. Но культурное своеобразие старообрядцев Бессарабии сохранялось В 1990 г., когда бессарабские приходы посещал возглавлявший тогда Русскую православную старообрядческую церковь митрополит Алимпий (Гусев, 1929-2003), липоване все еще испытывали значительные затруднения как в совместном богослужении, и особенно пении с «московскими», так и в «правильном» церковном наряде (в Куниче, например, отсутствовал обычай всем женщинам закалывать платок под подбородком булавкой, и его пришлось спешно осваивать).

После 1991 г. приходы старообрядцев, принимающих Белокриницкую иерархию, оказались на территории двух независимых государств — Украины (Нижнедунайские поселения в Одесской области и Белая Криница в Черновицкой области) и Молдовы, и епархиальное подчинение у них оказалось разное. Украинские общины входят в состав епархии Киевской и всея Украины, молдавские общины входят в состав епархии Кишиневской и всея Молдовы.

С 1991 г. после распада СССР и в связи с военными действиями в Приднестровье усилились и контакты старообрядцев междуречья Прута, Днестра и Дуная с румынскими общинами и со старообрядческой митрополией в Румынии. Особую роль здесь сыграло и так называемое «дело кишиневского еп. Зосимы» (Еремеева) 50, в октябре 2003 г. перешедшего в каноническое подчинение румынской Браиловской митрополиии. Вскоре во время Освященного собора Русской Православной старообрядческой Церкви в февраля 2004 г. еп. Зосима написал заявление о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии, но от кишиневской кафедры решением Освященного собора в Москве он все-таки был отстранен, а затем направлен на старообрядческую епископскую кафедру Донскую и Кавказскую. Тем не менее и в 2006 г. старообрядческая Молдавия оставалась расколотой на сторонников и противников Зосимы, а вероятно, и глубже — на сторонников и противников прорумынскои ориентации старообрядческой белокриницкой епархии Кишинева 51.
 
Каким путем пойдут старообрядческие приходы Бессарабии в XXI в., усилится или, наоборот, ослабнет здесь «московское» культурное влияние, сохранится ли «липованское» своеобразие культурной традиции — предугадать едва ли возможно. Можно только присоединиться к мнению организаторов научно-практической конференции «Русское население Молдавии: история и современность», заключающих: «Первое, с чего начался процесс объединения русского населения и его самоидентификации — с объединения его вокруг традиционных русских православных твердынь» 52. Такими «твердынями» для липован Бессарабии всегда были старообрядческая книжность и церковное пение. О них и пойдет речь в следующих главах.

1.Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Киев, 1895-Вып. I. С. 2б2.

2. Там же. С. 263.
 
3. Другие версии см.: Кириллэ Ф. Русская липованская община в Румынии // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, I992- С. 269-270; Русская народная песня в Молдавии / Сост. Р.А. Богомольная. Кишинев, 1968. С. 5; Липинская В.А. Самоназвания русских старообрядцев, проживающих в Румынии // Старообрядчество: история, культура, современность. Тезисы. М., 1997- С. 211-212; Пригарин А.А. Народная этимология «некрасовцы» и «липоване» в контексте устной истории группы // Липоване. Одесса, 2005. Вып. 2. С. 110-116.

4. Сырку П. Наши раскольники в Румынии и отношение к ним румынского правительства // Христианское чтение. 1878. Ч. I. С. 666-667.

5. О правах, полученных по патенту Иосифа II, а также краткую библиографию исследований, посвященных буковинским липованам и Белой Кринице, см.: Бон-дарюк Б.М., Чучко М.К. Краткие замечания о липованах Буковины одного трансильванского румына в начале XIX в. // Липоване. Вып. 2. С. 45-50; Гостюк А., Чучко М. Обстоятельства появления и динамика численности старообрядцев-липован на Буковине в кон. XVIII — нач. XX в. // Липоване. Вып. I. С. 33-40
 
6. Указ опубликован по копии Государственного архива Одесской области: Пригарин А.А. Возникновение старообрядческих общин на Дунае в XVIII — первой трети XIX в. // Липоване. Вып. I. С. 16-17.

7. О «некрасовском» компоненте в культуре русских старообрядцев междуречья Днестра, Дуная и Прута современными исследователями приводятся различные точки зрения. Не исключая роли некрасовцев при основании ряда населенных пунктов (прежде всего в Подунавье), Д.В. Сень, например, высказывается в пользу мнения об уходе всех некрасовцев в турецкую Анатолию уже в кон. XVIII — нач. XIX в., утверждая, что к i8i6 г. казаков-некрасовцев в Европейской Турции уже не было {Сень Д.В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: Исторические пути казаков-некрасовцев (1708 — конец 1920-х гг.). Краснодар, 2002. С. 129). Противоположную позицию занимают, например, СИ. Феноген и А. А. Пригарин (Феноген СИ. Казаки-некрасовцы на Кубани и в низовьях Дуная // Липоване. Вып. I. С. 5-ю; Пригарин А.А. Переселение некрасовцев из Добруджи в Бессарабию: 1830-1835 // Культура русских старообрядцев в национальном и международном контексте. Бухарест, 2oo1; и др.), доказывающие существование значительного числа некрасовских семей и в Добрудже, и в Бессарабии XIX-XX вв.

8. См.: Зеленчук B.C. Расселение и численность русского населения в Бессарабии XVIII-XIX вв. // Проблемы географии Молдавии. Кишинев, 1969. Вып. ф С. 115-127; Он же. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Кишинев, 1979-С. 172.
 
9. Сырку П. Наши раскольники в Румынии // Христианское чтение. 1878. 4.2. С. 441
 
10. Кишиневские епархиальные ведомости. 1892. № и. С. 258-259
 
11. Субботин Н. История Белокриницкой иерархии. М., 1874 - С. 114—154. Сайко М.Н. Возникновение старообрядческих поселений на Буковине (70-е — 8о-е годы XVIII в. — XX в.) // Старообрядчество. История, традиции, современность. М., 1994-№ I. С. 31-50. Основание старообрядческой митрополии в Белой Кринице на Буковине и пребывание св. митрополита Амвросия в Австрии //Духовные ответы. М., 1998. Вып. 9, С. 80-131.
 
12. Юхименко Е.М. Старообрядческий центр за Рогожской заставой. М., 2005. С. 25.

13. То есть принимать через чин миропомазания.

14. Записано i8 августа 1986 г. Е.М. Сморгуновой в с. Кунича у И.И. Карасева.
 
15. Табак И.В. Русское население Молдавии. Численность, расселение, межэтническиесвязи. Кишинев, 1990-С. 33- 34

16. Записка И.С. Аксакова о Бессарабских раскольниках // Русский архив. 1888. № 11. С. 437- 440- О поездке И.С. Аксакова см.: Румянцев Е. Особое поручение чиновника И.С. Аксакова // Старообрядцев Молдавии живое слово. Кишинев, 2003. С. 192-201.

17. Ежегодные отчеты о количестве старообрядцев в Бессарабии в XIX в. см. также: Национальный архив Республики Молдова (далее: НАРМ). Ф. 2. On. 1. Д. 1073, 1264, 2041, 2231, 2642, 2492, 2493, 3711, 427,, 4279, 4538, 469, 4885, 5169, 5229, 5556, 5758, 5б20, 6030, б033, 6698, 6862, 7065, 7073; ф 208- Оп. 2. Д. 580; On. 3 Д. 712, 759 (здесь и далее пользуемся сведениями о документах НАРМ, предоставленными П.А. Донцовым).

18. Состояние раскола и сектантства в Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. 1888. № 7. С. з22- Ср. с официальными данными Министерства внутренних дел на 1 января 1912 г. по Бессарабской губернии о 26 026 старообрядцах, имевших 24 храма и 2 молитвенных дома, 4 монастыря, 10 школ и 4 богадельни — Статистические сведения о старообрядцах (к 1 января 1912 г.). М., [1912]. С. I.
 
19. «Окружное послание», имевшее целью наладить диалог старообрядцев с официальными властями Российской империи, было принято в 1862 г.
 
20. Воловей Ф. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность в Кишиневской епархии в 1912 г. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1913-№ 22/23. С. 1-3. О дроблении на мелкие группы внутри последователей белокриницкой иерархии в начале XX в. некоторые сведения приводит И.В. Табак (Русское население Молдавии. С. 51)
 
21. Сведения о старообрядческих селах, численности населения, некоторые замечания о состоянии хозяйства см., например: Егунов А.Н. Бессарабская губерния в 1870-1875 годах. Перечень населенных мест. Кишинев, 1878. См. также: Карта Бессарабской области с показанием мест, где живут раскольники. РГИА. Ф. 1293- On. i66. Д. I. 1865; Липинская В.А. Названия селений в Румынии // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1993- Вып. 3-С 31-35
 
22. См. переписку с оргеевской городской полицией о закрытии «раскольнического молитвенного дома» в г.Оргеев (НАРМ. Ф. 2. On. I. Д. 433) и Дело об удалении из Оргеева кишиневского мещанина Давыдова, «препятствующего оргеевским раскольникам принять православную веру» (Там же. Ф. 2. Оп. I. Д. 6560).
 
23. См. переписку 1843-1845 гг- с Бессарабским правлением и Оргеевским земским судом о борьбе с раскольниками в селах Теленешты и Сиркове Кишиневского уезда (НАРМ. Ф. 108. Оп. 3 Д. 99)
 
24 Подробнее о численности старообрядческого населения в городах Бессарабии: Абакумова Н. Старообрядцы в городах Бессарабии (XIX в.): расселение и численность // Старообрядцев Молдавии живое слово. С. 103-111.
 
25. Например, в 1842 г. мещанин из г. Бельцы Игнатов открывает старообрядческую часовню в с. Грубно (НАРМ. Ф. 2. On. i. Д. 3769)- В 1843 г. в с. Грубно скрывается «раскольнический поп Марк» (НАРМ. Ф. 2. Оп. I. Д. 4309)
 
26. О Куниче, Вилково и Килие подробнее см. далее, а также: Смилянская Е.Б. Белокриницкие приходы в Молдове (книжность и культура с. Кунича) //Традиционная
духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. С. 179-185.
 
27 О размещении некрасовцев (или, как считают некоторые, под именем «некрасовцев» липован неказачьего происхождения), возвращавшихся из пределов Османской империи, близ Измаила, в частности в Старой и Новой Некрасовках, см.: Табак И.В. Русское население Молдавии. С. 24-25; Бачинский А.Д. Некрасовские поселения на Нижнем Дунае и в Южной Бессарабии // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Одесса, 1971- Вып. -]. С. 159-163
 
28. Маргаритою С. Старообрядцы северной части Бессарабии // Кишиневские епархиальные ведомости. i893- № 3- С. 60-64. О стремлении старообрядцев с. Покровка сразу после переселения открыть молитвенный дом говорят архивные сведе
ния 1857-1863 гг. (НАРМ. Ф. 2о8. Оп. 2. Д. 3285; Ф. 6. Оп. 3- Д- 1023). Иные данные об основании с. Покровка в 1828-1831 гг. см.: Русская народная песня в Молдавии. С. 4; Табак И.В. Русское население Молдавии. С. 28.
 
29. Табак И.В. Русское население Молдавии. С. 28-29.
 
30.Сырку П. Наши раскольники в Румынии // Христианское чтение. 1878. 4.1. С. 684.
 
31. На основании лингвистических исследований И.В. Табак считает, что в Единцах старообрядцы появились еще ранее — до вхождения в состав России в 1812 г., см.: Табак И.В. Русское население Молдавии. С. 19.

32. Отчет православной миссии Кишиневской епархии за 1903 г. // Кишиневские епархиальные ведомости. 1904. № 4- С. 2.

33. Воловеи Ф. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность в Кишиневской епархии в 1912 г.

34. Р.А. Богомольная приводит иную дату основания сел Новая Грубно и Старая Добруджа — 1920 г. (Русская народная песня в Молдавии. С. 4), а И.В. Табак — 1919 г. (Русское население Молдавии. С. 72). В 2006 г. старообрядцы с. Старая Добруджа рассказывали, что село было основано переселенцами не из Грубно, как считалось ранее, а из Покровки, находящейся к северу от Старой Добруджи

35.См.: Переписка 1843-1845 гг- (<°б укрывательстве Серковским старообрядческим монастырем лиц без письменного вида на жительство» (НАРМ. Ф. 2. Оп. I. Д. 4052); Дело об обложении земскими сборами иноков старообрядческого Сер-ковскогомонарстыря, 1841-1849(HAPM. Ф- 6. Оп. 10. Д. 6); Переписка 1841—1849rr-об упразднении старообрядческого Серковского монастыря (НАРМ. Ф. 2. Оп. I. Д. 3722; Ф. 6. Оп. 9- Д. 372).

36. Федорова А.И. Старообрядческие общины Южной Бессарабии в середине XIX века // Липоване. Вып. I. С. 52.

37. Пригарин А.А. Возникновение старообрядческих общин на Дунае в XVIII — первой трети XIX в. // Липоване. Вып. I. С. 18-19.

38. Об этом можно судить, например, по делу 1841-1845 гг. «о раскрытии раскольнического скита в с. Дивизия Аккерманского уезда» (НАРМ. Ф. 2о8. Оп. 6. Д. г; Ф. 2. On. 1. Д. 3721).

39. Сырку П. Наши раскольники в Румынии // Христианское чтение. 1878. Ч. I. С. 686.
 
40. О монастыре также далее в главе 4-2.

41. Н.Ф. Кучерявенко датирует основание монастыря в Муравлевке 1892 г. (Липоване. Вып. I. С. 68-69). По сведениям старообрядческого журнала «Церковь», постройка монастыря в Муравлевке началась в 1908 г. на горе над озером Китаем. В ign г. в монастыре было 35 монахинь («Церковь», ign. № 39 С. 947) В I981 г., когда экспедиция МГУ работала в Муравлевке, здесь жили 3 монахини.

42. Подробнее об этом: Шорников П. Старообрядцы и оккупация. I941-I944/ Старообрядцев Молдавии живое слово. С. 78-89.

43. Кирилэ Ф. Русская липованская община в Румынии. С. 271. О старообрядцах в Румынии см. также: Культура русских-липован (русских старообрядцев) в национальном и международном контексте. Бухарест, 1996

44. Из старообрядческих изданий этого периода в собрании имеются, например, листовки 1930-х гг., связанные со скандалом вокруг измаильского еп. Феогена (№ 2311/1; 2311/12); кроме того, известно об издании сборников духовных стихов, певческих крюковых и нотолинейных книг в Кишиневе протодьяконом Аниси-мом; в Кишиневе вышли в I935-1937 гг. важнейшие труды Ф.Е. Мельникова.
 
45. ОРК и Р НБ МГУ. № 2310; здесь и далее номер обозначает шифр рукописи Бессарабского собрания МГУ.

46. Подробнее об этом см.: Шорников П. Старообрядцы и оккупация. 1941-1944 // Старообрядцев Молдавии живое слово. С. 78-89; Шорников И. Война режима Антонеску против русского языка в Бессарабии. 1941-1944 // Нить времен (Русское население Молдавии: история и современность). Кишинев, 2оо6. С. 105-ш; Михайлов П. «На нашем национальном церковном языке...» // Там же. С. 97~101; Болуненкова А. События военных лет в истории старообрядчества // Там же. С. 14-152.

47. Вместе с тем после присоединения к Рогожскому старообрядческому центру произошли некоторые изменения даже в порядке совершения богослужений. Так, до подчинения Московской архиепископии (ныне митрополии, как и до сих пор в старообрядческих приходах Румынии) старообрядцы согласно Уставу от праздника Воздвижения до Благовещения всенощную, часы и литургию служили подряд, начиная с 1 часа ночи. По московской (или российской) традиции старообрядцы Бессарабии с послевоенного времени на протяжении всего года стали служить всенощную вечером, а часы и литургию утром (примеч. Н.Г. Денисова).

48. Иосиф (Иван Михайлович Моржаков, 1880-1970) — архиеп. Московский и всея Руси с 1961 по 1970 г- См. о нем: Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря / Сост. С.Г. Вургафт, И.А. Ушаков. М., 1996, С. 123-124.

49. Никодим (Никита Тимофеевич Латышев, 1916-1986) — архиеп. Московский и всея Руси с 1971 по 1986 г. См. о нем: Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. С. 192.

50. См., например: Чистая вода Белой Криницы // Духовные ответы. 1998. № 9- С. 67-79.  О конфликтах, которые осложняют жи
Категория: Молдова | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-09)
Просмотров: 2714

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz