Книжница Самарского староверия Понедельник, 2017-Дек-18, 08:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Беларусь

Безгодов А.А, Белов А.Н. Кирилино: страница истории староверия в Беларуси
Старообрядческая община в деревне Кирилино является одной из старейших среди поморских общин на Белорусских землях. Само Кирилино - это, по сути, даже не деревня, а группа хуторов, расположившихся по берегам небольшой речушки Плесовицы в Браславском районе Витебской области.
 
 
 
Хутор в староверской деревне Кирилино
 
Основателями и первыми жителями деревни стали староверы, бежавшие в этот край из России в начале 18 века, скрываясь от гонений учиненных никонианами. Расселение ревнителей древлеправославия шло в основном из Новгородских пределов.

Первые известия о староверах на территории Белоруссии, входящей тогда в состав Великого Княжества Литовского, относятся к концу 17 века. Как известно, при новгородских митрополитах Питириме и Корнилии начались сильнейшие репрессии против древлеправославных христиан. В окрестностях Великого Новгорода Феодосий Васильев, происходящий из рода князей Урусовых, собрал общину, с которой укрылся в Польских пределах, в районе Невеля. Позже под покровительством Александра Меньшикова они переселились в Вязовскую волость (рядом с Великими Луками) и далее - в Ряпину мызу (ныне в Эстонии).

После ареста и гибели Феодосия Васильева часть его последователей в поисках спокойных и безопасных мест вернулись в польские пределы, где расселились на Браславщине. Таким образом одна из групп переселенцев основала деревню Кирилино, в которой, скорее всего, сразу же появилась и моленная.
 
 
 
Моленная в Кирилино
 
Интересна история Кирилинской старообрядческой общины еще и тем, что в ней на протяжении 250 лет верой и правдой служили древлеправославию представители рода Мастюлиных.
 
 
 
Перегородка в храме между мужской и женской половиной, такие еще можно встретить в храмах Беларуси
 
Из поколения в поколение в семье Мастюлиных передавалась легенда о таинственном прошлом фамилии. Со слов современников, предок Мастюлиных Фома Лукич, который приобрел землю и поселился в Кирилино в середине 18 века имел другую фамилию, но скрывал ее и на новом месте именовался Мстёнком. Свое прозвище он взял по названию реки Мста, что находится на Новгородчине и впадает в озеро Ильмень и откуда он был родом.
 
 
 
Свято-Троицкий храм в Кирилино - образец типичной архитектуры староверческих церквей в Западной Беларуси

Кстати именно на реке Мста находится село Морозовичи, из которого происходил Феодосий Васильев, а так же городок Крестцы (бывший Крестецкий Ям), один из крупнейших центров староверия в то время.

По семейному преданию, Фома Лукич был дворянином. Еще в общине Феодосия Васильева. по свидетельству современников и историков, было много представителей родовитых дворянских и боярских фамилий, среди которых Негановские, Нееловы, Елагины, Урусовы. Можно предположить, что Фома Лукич Мстёнок так же принадлежал к родовитой фамилии, а возможно даже, был родственником Феодосия Васильева, тогда становится понятным, что опасаясь преследования со стороны властей, он сохранил в тайне свою фамилию. Несмотря на это, первые поколения Мастюлиных сохраняли связи со столичным дворянством. Так, после восстания декабристов, у них в Кирилино скрывался некто Меркурьев, проживший в деревне всю оставшуюся жизнь, а в семейном архиве хранились рукописные записи А.С. Пушкина.

Сам Фома Лукич, а позже и его сын Филипп Фомич (1770-1840-е?) были духовными наставниками в Кирилинской общине, иногда подолгу отсутствовали, по делам общины бывая в Петербурге, в Москве и в других городах.

В дальнейшем наставниками в Кирилино служили: Савелий Филиппович Мастюлин (1810-1910) проживший долгую жизнь и бывший авторитетнейшим наставником, Игнатий Савельевич Мастюлин (1847-1920), Яков Илларионович Панков (1858-1933), Алексей Игнатьевич Мастюлин (1888-1975), Андрей Игнатьевич Мастюлин (1901-1994), в 1930-м году он окончил в Вильно старообрядческие курсы законоучителей и преподавал Закон Божий в Адамовской, Родевщинской и Кирилинской школах, после брата он так же стал наставником общины.

После присоединения Западной Беларуси к СССР и окончания войны, в 1945 году был составлен реестр старообрядческих общин. В Кирилинском Свято-Троицком храме в то время насчитывалось 1200 прихожан, книги и иконы были в достаточном количестве, в храме имелось паникадило.
 
 
 
Кирилинский наставник Т.А.Болтунов, прихожанка Буевщинской общины и А.Н.Белов

В настоящее время наставником в общине служит Тимофей Артемьевич Болтунов, председателем - Михаил Яковлевич Крюков.

В заметке использованы воспоминаниия  Марии Григорьевны Гамезо (внучки И.С. Мастюлина).

А.А. Безгодов, А.Н. Белов.

Категория: Беларусь | Добавил: samstar-biblio (2008-Июн-03)
Просмотров: 2180

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz