Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Авг-23, 14:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Украина

Епископ Савва Куреневский
Яркой страницей истории Куреневского мужского монастыря является жизнь и пастырская деятельность епископа Саввы (в миру - Сафрона Ивановича Суржикова). Его духовный подвиг пришёлся на бурное время становления советской власти в нашем отечестве.
 
Родился Суржиков Сафрон Иванович в слободе Пилипоновке (предместье м. Бершади) Ольгопольского уезда Подольской губернии приблизительно в сер. XIX в., в крестьянской старообрядческой семье. Пилипоновка издавна была заселена старообрядцами, которые всегда отличались твердостью веры и незыблемостью отцовских преданий. Примером тому может служить основание, что за все время существования этого селения нам не известно ни одного случая принятия местными староверами единоверия. Немаловажную роль в этом отношении играл Куреневский мужской монастырь - твердыня русского старообрядчества.

Отец Сафрона, Иван, занимался землепашеством и садоводством. Семья, как и многие другие пилиповчане, арендовала землю и сады у помещиков, выращивая бахчу и подсолнечник. Отец Сафрония еще до своей кончины сумел приобрести каждому из своих детей по кусочку земли для постройки домов. Сафроний женился, имел четырех детей. Однако судьба не сложилась у него гладко. Вскорости заболела жена и в 38 лет умерла. При больной жене очень часто Сафроний не ночевал дома. Она упрекала его, что покинул ее больную, подозревала, что он стал ходить к другой женщине. Однако подозрения жены оказались тщетными, и это открылось вскорости после ее смерти. По ночам Сафроний Иванович уходил в слободскую церковь и долго молился, ключи у него всегда были, так как он был пономарем. Отец дал обет, что жениться не будет, а когда вскормит и определит детей, уйдет в монастырь. Таким образом, еще задолго до революции он постригся в иноки Куреневского монастыря, что в 25 верстах от ел. Пплипоновки Бершадской.

Вскорости братия монастыря стала настойчиво приглашать его принять священство, но он всячески отказывался, при этом говоря: "Я хочу сам за себя молиться; а для того, чтобы быть священником, нужно с Евангелием провести каждое свое чадо и представить пред Богом на страшном суде, и за все их грехи тоже ответить". Все же его удалось упросить и возвести в сан священноинока.

Трагическими в истории Куреневских монастырей были годы коллективизации, когда иноки вынуждены были разбежаться, а тем, которым некуда было идти, даже погибнуть. Покинул ли епископ Савва монастырь, нам неизвестно. Судя по всему, да. Ведь он остался жив, и мы его видим уже в 30-е гг. возле Голованевска (ныне Кировоградская область) у своих единоверцев, на баштанах. Там, в поле, имея походный иконостас, он служил литургии, исповедовал, крестил, совершал другие требы. Слух о старообрядческом епископе скоро достиг "нужных инстанций", за ним началась погоня буквально по пятам, тем более, что в это время он был единственным старообрядческим епископом на весь юг Украины.

Татьяна Ивановна вспоминала, что, скрываясь от преследователей из НКВД, он пробегал лужком, где пасся скот. Видя, что ему не удастся скрыться, а силы покидают его (Савве было около 85 лет от рождения), он присел возле сидящих у костра мальчиков- пастушков. Замечательно, что ни мальчики, ни преследовавшие его гонители не заметили сидящего у костра епископа Савву. А на вопрос гонителей: "Не видели ли вы здесь пробегавшего с бородой старика?" те ответили, что не видели. Таким образом, еп. Савве удалось спастись, но дальнейшая его деятельность носила уже полулегальный характер.

Известно, что в 1931 г. он смог вымолить у Господа душу от смерти и продлить жизнь на 3 года. Евдокия Евсеевна из г. Балты (Одесской обл.) пишет, что епископ Савва рассказывал ее маме о таком случае. Заболела мать у детей и умерла, осталось трое малюток-сирот. Он сам много плакал, что такое горе случилось, говорил: "Почему не сказали мне, я бы попросил Бога, чтобы она еще не умирала".

Дряхлый старик работал в Куреневке посыльным, совершенно справляясь с работой. Он часто бывал в Балте, а путь его пролегал через Чечельник (ныне райцентр Винницкой обл.) и Пещану (село Одесской обл. на пути к Балте). Как правило, приходилось добираться пешком. "Однажды, - вспоминал епископ Савва, - когда я вышел из с. Пещаны под горой в сторону Балты, силы начали покидать меня, и тут вдруг явился святитель Никола, взял меня на руки и понес".

Как-то в Балте, сидя за столом у своих родственников, еп. Савва начал плакать. Его спросили: "Отчего плачешь, о. Савва?". Он ответил: "У меня в Куреневке очень важные похороны, а я здесь сижу". "Откуда ты знаешь?". Он отвечает: «Ангел трубой в ухо сообщает, а покойник очень важный, надо было мне там быть». Еще один случай описывает Евдокия Евсеевна. Хоронили в Куреневке одного христианина. Еп. Савва видел, чего удостоился он, спросил одну из инокинь: "Что ты видишь?". Она отвечает: "Много цветов летает над гробом". Еп. Савва говорит ей: "Молись больше, больше увидишь!". Значит, он видел много больше, чем видела матушка.

Из посещений Пилипоновки Бершадской известен случай, также описанный Евдокией Евсеевной. "Мамина сестра Елизавета жила на Пилипоновке, очень добрая была, милостивая, очень жалела сирот". Она пекла хлеб и раздавала сиротам. Еп. Савва бывал у нее, много рассказывал и молился. Видимо, её милостыня была угодна Богу, а молитвы еп. Саввы дошли к Господу, потому что сколько ни брала Елизавета муки из дежки в чулане, и каждый раз она не убавлялась и "снова так само, как было сначала, и так все время".

Но наиболее примечательно воспоминание о пребывании еп. Саввы в подземелье. Как-то в Куреневке, в земле на месте монастыря люди увидели дыру, посыпали вокруг нее песком-пеплом и думали, что живет в ней какой-то зверь, но со временем следов зверька так и не обнаружили. Еп. Савва решился проверить отверстие. Договорился еще с одним священником вместе посетить подземелье. Они молились, постились, исповедались, причастились и решили лезть туда. Первым отправился еп. Савва, но продвижение было очень трудно. Он окликнул следовавшего за ним священника, но возгласа последнего не услышал. Испугавшись, хотел было возвратиться обратно, однако ходу назад вовсе никакого не было. Поэтому ей. Савва, вынужденный лезть вперёд, "лез, отдыхал, утомился, и вот якобы при отдыхе предрешил и слышал пение церковное, да такое славное, что открыл глаза и видит, что он сидит на краю вроде какой-то комнаты; поднялся, подходит и видит в ряд выстроенные гробы и надписи над каждым гробом, кто и откуда, а дальше горит лампада и стоит Евангелие, и подошел, и прочитал Евангелие, помолился, обошел ряды с покойниками, прочитал все надписи и пошел к выходу, к отверстию".

Еп. Савва не заметил, сколько времени пробыл в пещере. Однако, когда выполз из отверстия, то увидел испуганные лица людей, знавших о его исчезновении. По словам Татьяны Ивановны, он пробыл в подземелье без еды и питья трое суток, притом, замечает она, назад ему было возвращаться значительно легче. Когда епископ вылез из дыры, то там ждал упомянутый священник. Последний тут же обнял Савву и говорил ему: "Ты жив, а я думал, что ты уже погиб, или зверь разорвал, или задохнулся". Еп. Савва спрашивает его: "Почему же ты вернулся и не полез за мной?". Священник отвечает: "Я - туда, а меня воздухом вышвырнуло назад, я пытался снова и то же самое было, значит, я не достоин там быть" Савва говорил, что у него есть грех, который он скрыл. Тот плакал, молился и исповедывался Савве.

Известно, что еп. Савва побывал несколько раз в упомянутых пещерах. Когда же он посетил их в последний раз, то увидел среди гробов новый, прибывший из России. Евдокия Евсеевна упоминает и о дедушкином брате Нифонте, который долгие годы был дьяком в Пилипоновке. Когда тот умер, "пришел о. Савва к нам и говорит: "Глубоко закопали вы Нифонта?". Бабушка отвечает: "Глубоко!", а тот говорит: "А он к нам в Куреневку пришел в мощах". Когда же во время погребения пришел священник брать у пего "рукописание", то покойник ему не отдал, а только отдал, когда его забрал священноинок. Чем же угодил этот Нифонт Господу, что удостоился в мощах лежать в Куреневке? Будучи уставщиком, при Покровском храме с. Пилипоновки, он всегда в Великий пост ходил ночью с Псалтырем в руках в монастырь, в Куреневку (двадцать пять верст в одну сторону). Клал несколько камней в горбу на плечи и с молитвой шёл всю дорогу. Причем Псалтырь он знал весь наизусть. Приходил в монастырь, молился, поклонялся и к утру он опять в Пилипоновке. "Вот Бог давал ему силы через лес ночь идти с молитвой туда и назад".

Замечательны и последние годы жизни еп. Саввы. Еще перед Великой Отечественной войной он жил в небольшом домике в Куреневке. Присматривала за ним уставщица нового женского Успенского монастыря инокиня Верения. Она и поведала родственникам о последних минутах жизни епископа. Во время войны еп. Савва еще служил в восстановленном во время оккупации Успенском храме старого женского монастыря. Умер он в Куреневке в ночь с 3 на 4 декабря 1946 года. Прожил сто лет. Смерть он предчувствовал. Когда пришёл час, попросил Верению постелить на пол, нагреть водичку, составить тайну и побыстрее дать причастие. После чего тут же скончался. Еп. Савва похоронен в Куреневке, на кладбище мужского монастыря.

Сведения получены от Суржиковой Татьяны Ивановны, жительницы г. Бершади, Винницкой области и Процеповой Евдокии Евсеевны, жительницы г. Балты, Одесской области.

Материал подготовил С. Таранец

Белая Криница, 7510 (2002), № 2-3

Категория: Украина | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-30)
Просмотров: 1212

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz