Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Авг-23, 14:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Дальний Восток

Селезнев Ф.А. Дмитрий Сироткин и старообрядческая колонизация Дальнего Востока в начале ХХ века

Нижегородский купец Дмитрий Васильевич Си­роткин долгие годы являл­ся политическим лидером приверженцев старой веры. С его именем связано про­ведение всероссийских старообрядческих съездов, сыгравших большую роль в общественной жизни древлеправославных христиан начала XX века. Одним из важных, но практически неисследованных направ­лений общественной дея­тельности Д.В. Сироткина стала организация им пере­селения малоземельных крестьян-старообрядцев на Дальний Восток.

 

Отметим, что знамени­тый нижегородский пред­приниматель, как и абсо­лютное большинство дру­гих промышленников-ста­рообрядцев, происходил из крестьянской среды и нуж­ды деревни знал не понаслышке. Поэтому он очень внимательно следил за хо­дом решения аграрного во­проса и, как мог, старался уменьшить земельную нужду своих единоверцев. Первый случай для этого представился Сироткину в 1900 году, когда он возгла­вил делегацию I Всерос­сийского съезда старооб­рядцев, встретившуюся в Ялте с министром финан­сов С.Ю.Витте. Старооб­рядцы просили Витте по­мочь им передать свое про­шение о религиозных нуж­дах императору. Министр содействовал им в этом, а, кроме того, задал следую­щий вопрос: "Если бы… старообрядцам была даро­вана полная религиозная свобода на веки веков и по­кровительство  Государя Императора в Маньчжу­рии, при даровом проезде туда и нарезке земли, на­шлись бы среди них желаю­щие переселиться в Маньч­журию на линию строящей­ся железной дороги, для того чтобы оберегать там интересы России и воспре­пятствовать ассимиляции казаков туземным населе­нием?"1.

 

Витте в данном случае за­ботился о судьбе своего де­тища - Китайско-Восточ­ной железной дороги (КВЖД). Однако и для ста­рообрядцев перспектива, нарисованная министром финансов, представлялась весьма заманчивой. Дан­ный вопрос обсуждался на II съезде старообрядцев, со­стоявшемся в августе 1901 г. в Нижнем Новгороде, в доме Сироткина. После этого организатор съезда - Совет Всероссийского ста­рообрядческого попечите­льства - стал осаждаться со всех концов России запро­сами по поводу переселе­ния.

 

Интерес к переселению на Дальний Восток прояви­ли и заграничные привер­женцы Древлеправославного христианства. В ноябре 1902 г., по поручению III Всероссийского съезда, ста­рообрядческая депутация ездила в Австро-Венгрию для посещения митрополии в Белой Кринице и сооб­щила там о предложении СЮ. Витте. Сразу же австрийские подданные-старо­обрядцы, жалуясь на свою бедноту и малоземелье, начали просить и их пересе­лить в Маньчжурию, если там действительно  будет обеспечена свобода веры2.

 

В практическую плос­кость этот вопрос перешел в 1903 году.

 

6 и 7 февраля 1903     г. члены Всероссий­ского  старообрядческого попечительства - Д.В. Сироткин, М.И. Бриллиантов, А.Т. Комаров, Д.А. Вышегородцев, Ф.Е. Мельников имели продолжительный разговор о переселении с товарищем министра фи­нансов  П.М.  Романовым. Они заявили, что на обещанных условиях готовы

ехать не только русские, но и заграничные старообряд­цы. Романову, однако, при­шлось разочаровать старообрядческих попечителей. Выяснилось, что китайское правительство согласилось отвести для России лишь по 50 сажен земли по обе сто­роны КВЖД. Правда, П.М.Романов предложил другой адрес для переселения - Хабаровск. Он обещал, что

и там старообрядцы будут пользоваться полной свободой религии, на что последует Высочайшее соизволение.

 

В мае 1903 г. дело приня­ло новый оборот. В это время Общество КВЖД ку­пило у китайского правите­льства 200 тысяч десятин, значительно расширив свой земельный фонд. Поэтому министерство финансов вновь вернулось к вопросу о переселении старообрядцев в Маньчжурию. С.Ю.Витте составил всеподданнейший доклад о даровании там пе­реселенцам полной свобо­ды веры на все времена. Николай II этот доклад утвердил3 составленные Минфи­ном "Правила о во­дворении русских подданных на участках, принадлежащих обществу Китайско-Восточной же­лезной дороги" были обсуждены на IV съезде старо­обрядцев в августе 1903 года. Там же было решено послать в Маньчжурию специальную комиссию или, по крайней мере, одного человека для изучения условий жизни в местах предполагаемого переселе­ния. Однако вскоре начавшаяся война с Японией не позволила осуществиться этой поездке. Естественно, что и вопрос о колонизации старообрядцами Маньчжу­рии сам собой ликвидиро­вался.

 

Не исчезла, однако, зе­мельная нужда крестьян-старообрядцев. А после Указа 17 апреля 1905 г., да­ровавшего старообрядцам религиозную свободу, именно нехватка земли осталась единственной не­решенной проблемой ста­рообрядческого крестьян­ства.

 

Определенные надежды на решение аграрного во­проса старообрядцы связы­вали с Государственной ду­мой. На II чрезвычайном съезде старообрядцев в Мо­скве 2 января 1906 г. (по­священном предвыборной проблематике) решено было поддерживать только тех кандидатов в Государст­венную думу, которые будут выступать за дополнитель­ное наделение крестьян землей. Прирезку земли съезд предлагал осущест­вить за счет "государствен­ных, удельных, монастыр­ских и частных имений" "при помощи государства и при условии вознагражде­ния по справедливой оцен­ке частных собственников за те земли, которые будут подлежать передаче кресть­янам"4.

 

Вокруг вопроса о земле развернулись оживленные дискуссии, и он, по предло­жению председателя Совета съезда Д.В. Сироткина был передан для детального рас­смотрения в комиссию из присутствовавших на съез­де крестьян.

 

Обсуждался аграрный вопрос и после съезда, в ча­стности, на страницах изда­ваемой П.П. Рябушинским старообрядческой "Народ­ной газеты". Эта газета не являлась официальным ор­ганом старообрядчества (приданию ей подобного статуса резко воспротивил­ся на II чрезвычайном съез­де архиепископ Иоанн). Но ее вполне можно считать органом, отражавшим точ­ку зрения либеральной час­ти старообрядческой буржуазии (в лице инициато­ров создания газеты - П.П. Рябушинского и Д.В. Си­роткина). "Народная газета" в аг­рарном вопросе поддержала линию II чрезвычайного съезда - о необходимости отчуждения (за выкуп) ча­стновладельческих земель. Впрочем, авторы газеты по­нимали, что отчуждение помещичьих земель отнюдь не является панацеей. Поэтому уже в феврале 1906 г. на страницах "Народной газеты" предлагается уде­лить серьезное внимание переселению крестьян из многолюдных и поэтому малоземельных централь­ных губерний за Урал 5.

 

Эти идеи (в отличие от призывов к отчуждению помещичьей собственно­сти) находились в русле по­литики правительства, ко­торое именно с помощью колонизации окраин надея­лось решить аграрный во­прос. Особенно большое внимание переселенческо­му движению стало уделя­ться во время премьерства П.А. Столыпина. При этом власти стремились исполь­зовать и потенциал старо­обрядчества. 29 марта 1907 г. Главное управление зем­леделия и землеустройства в лице главноуправляюще­го князя Васильчикова на­правило в Совет старооб­рядческих съездов письмо с предложением обеспечить бесплатный железнодорож­ный проезд на Амур пред­ставителям старообрядцев, чтобы они выбрали удоб­ные места для переселения. Совет съездов оповестил об этом старообрядческие приходы, а 25—26 июля 1907 г. организовал в Моск­ве съезд крестьян-ходоков уполномоченных своими общинами для поездки на Дальний Восток. С целью подготовки ходоков к вы­полнению своей миссии Совет съездов пригласил выступить перед ними специалистов по переселенче­скому делу (Г.Ф. Чиркина, А.И. Орбелиани и А.Д. Ши-пова), чтобы объяснить вы­годы и возможные трудности обустройства в Амур­ском крае. Затем ходоки во главе со священником Дмитрием Смирновым от­правились в путь. Верну­лись они в декабре 1907 г., облюбовав для своих еди­новерцев земли на Зее и Се-лемдже (левый приток Зеи). Отчет Смирнова был ра­зослан Советом съездов по приходам и вызвал подачу множества писем от кресть­ян-старообрядцев с про­сьбой помочь в переселе­нии. Причем писали не то­лько из России, но и из Румынии,  Турции, Австро-Венгрии.

 

С переселенцами из-за границы у главы Совета съездов Д.В. Сироткина возникло особенно много хлопот. Те часто ехали без предварительного преду­преждения, и Совету съез­дов приходилось то и дело обращаться с ходатайства­ми к властям, чтобы зарубежных старообрядцев бес­препятственно пропускали и предоставляли  им  все льготы по переезду 6.

 

П

 

 

ереселение малозе­мельных крестьян на Дальний Восток было составной частью Столыпинской аграрной реформы. А эта реформа, как и политика П.А. Столы­пина вообще, вызывала резкое неприятие всех ле­вых, оппозиционных пар­тий — от кадетов до боль­шевиков. Логика левых была доходчиво объяснена епископом Иннокентием: "надо держать всех в Рос­сии, результатом чего будет мало земли — тогда будет в народе недовольство и, та­ким образом, скорее разра­зится революция"7. Но и среди старообрядцев име­лось немало сторонников оппозиции (интеллигенты-начетчики, часть духовен­ства), враждебно настроен­ных ко всему, что могло укрепить самодержавие. Поэтому леворадикальное крыло старообрядчества также отрицательно отно­силось к переселенческому движению и к участию в нем Д.В. Сироткина. Выра­зителем настроений этой части старообрядческих об­щественных деятелей стал нижегородский журнал " Старообрядцы".

 

Публицистов из этого из­дания крайне возмущало то, что Сироткин, "укло­нившись от своих прямых задач церковно-общественного характера, вздумал за­няться переселением старо­обрядцев на Амур"8. Авто­ры журнала предполагали, что это было вызвано любо­вью Сироткина к "шуми­хе", его стремлением "вы­ставить себя в Петербурге в качестве представителя не только церковно-общественных, но и экономиче­ских и политических инте­ресов старообрядчества", желанием "г. Сироткина попасть в тон правительст­венной политике"9.

 

Решающее столкнове­ние  сторонников  и противников пересе­ления  произошло на  IX Всероссийском съезде ста­рообрядцев,  работавшем 2—4 августа 1908 г. в Ниж­нем Новгороде, как обычно в доме Сироткина.

 

На нем Ф.Е. Мельнико­вым был прочитан доклад Совета съезда по переселе­нию заграничных старооб­рядцев на Дальний Восток. О своих впечатлениях от Амурской области расска­зали вернувшиеся оттуда ходоки из Румынии. Ходо­ки рассказали, что на Амуре "добрая земля", есть воз­можность заработать, и они сами получали до 5 рублей в день. На это священник Авив Бородин (сторонник кадетской партии) заявил, что жизнь в Сибири "слиш­ком хорошо рисуется". Т.С Бирюков (редактор враж­дебного Сироткину журна­ла "Старообрядцы") также утверждал, что доклад о пе­реселении "составлен од­носторонне"10.

 

Тогда Дмитрий Василье­вич поставил на закрытую баллотировку вопрос о до­верии съезду по переселен­ческому вопросу. Доверие было единогласно выраже­но (воздержался только Авив Бородин). Это стало крупной победой нижего­родского предпринимателя. Содействие переселенцам было продолжено.

 

В 1909 г. оно касалось в основном помощи пересе­ленцам из-за рубежа. Бла­годаря хлопотам Совета съезда, зарубежным старо­обрядцам, возвращавшим­ся в Россию, разрешено было вступать в русское подданство немедленно по прибытии их на переселен­ческие участки, а не ждать 5 лет, как это предусматрива­лось для остальных иностранных граждан. По хода­тайству Совета съездов ми­нистерство финансов раз­решило зарубежным старо­обрядцам беспошлинный ввоз своего имущества. Во­обще, благодаря стараниям Д.В. Сироткина, для старо­обрядцев-переселенцев все необходимые для въезда в Россию формальности были до предела упрощены.

 

Переселенцы из Австро-Венгрии и частично Румы­нии, а также из европей­ской части России в основном заняли места по реке Малой Пере, в 250 верстах от Благовещенска. Там имелись хороший лес и плодородные земли. Ста­рообрядцы-рыбаки из Ру­мынии заняли участки у устья реки Селемджи, в 400 верстах от Благовещенска, рассчитывая заняться там своим традиционным промыслом.

 

К переселенцам регуляр­но командировались упол­номоченные Совета съез­дов, которые, в случае не­обходимости, должны были ходатайствовать за них перед местными властями. Кроме Амурской об­ласти, уполномоченный Совета съездов посетил Са­халин, поскольку жившие там старообрядцы федосеевского согласия обрати­лись с просьбой направлять к ним на остров желающих переселиться старообряд­цев 16

 

География старообряд­ческой колонизации Даль­него Востока все более рас­ширялась. В 1913 г. В.Е.Мельников, команди­рованный Советом съездов на Дальний Восток, чтобы ознакомиться с хозяйст­венным бытом переселен­цев, получил поручение: на обратном пути заехать в Урянхайский край, обсле­довав его на предмет при­годности местных земель для переселения 17.

 

В 1907—1914 гг. благода­ря содействию Совета Съездов и лично Дмитрия Васильевича Сироткина на Дальний Восток пересели­лись тысячи старообряд­цев. Таким образом, он внес важный вклад в реше­ние проблемы малоземелья своих единоверцев. Сама старообрядческая колонизации стала важной состав­ной частью Столыпинской аграрной реформы.

 

1. Труды Девятого Всерос­сийского съезда старообрядцев  в  Нижнем  Новгороде 2—4 августа 1908 г. — Ниж­ний Новгород, 1908. — С.74.

 

2.   Там же. — С.75.

 

3.   Там же. — С.76.

 

4.   Труды VII Всероссийского съезда старообрядцев в Нижнем Новгороде 2—5 августа 1906 г. и II чрезвы­чайного съезда старообряд­цев в Москве 2—3 января 1906 г. — Нижний Новго­род, 1906. - С. 200-201.

 

7. Вишневски Эдвард Капитал и власть в России: Политическая деятель­ность  прогрессивных пред­принимателей в начале XX века. - М., 2000. — С. 137

 

10.   Труды Девятого Все­российского съезда старо­обрядцев... — С.74"98.

 

11.    Там же. — С. 28.

 

12.   Старообрядцы.   — 1908.-№4,5, 6.-С. 483.

 

13.    Там же.

 

14.    Труды Девятого Все­российского съезда старо­обрядцев... — С. 18-21.

 

15.    Труды Десятого Все­российского съезда старообрядцев,  приемлющих свя­щенство  Белокриницкой иерархии, в Нижнем Новго­роде   18—19 августа   1909 года. - М., 1910. - С. 89.

 

16.    Там же. — С.86.

 

17.    Церковь. — 1913. — №46. - С. 1102.

 

Ф. А. СЕЛЕЗНЕВ, д.и.н., 

доцент Нижегородского государственного университета

 

Старообрядецъ, 2008. № 42

 

Категория: Дальний Восток | Добавил: samstar-biblio (2008-Апр-11)
Просмотров: 1562

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz