Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Дек-19, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Сибирь

Краткая история старообрядчества в Якутии

Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление в Якутии представляет собой одну из актуальных и малоизученных проблем современности*).

Время, места ссылки и пути переселения первых Якутских старообрядцев, их имена, звания и сословия, толки и согласия, численность, взаимоотношение с местным населением, властями и господствующей церковью, влияние на экономику и культуру, причины и динамика миграции из якутской волости, а также многие другие аспекты старообрядчества требуют кропотливых и длительных архивных и полевых исследований.

Исходя из этого в настоящей статье представлены некоторые литературные, архивные и семейные материалы о старообрядцах Якутской волости.

Архивные данные свидетельствуют о том, что в Якутии старообрядчество имеет глубокие корни, поскольку языческая Якутская окраина приняла древнеправославную веру еще до раскола русской церкви.

25 сентября 1632 г. казачьи служилые люди под командованием сотника Петра Ивановича Бекетова в 70 верстах ниже от современного Якутска построили первый Якутский острог и первую в: «Якутской землице» часовню во имя Святой Троицы.

В апреле 1643 г. началось строительство нового острога, в котором были сооружены шатровый храм Живоначальной Троицы и деревянный храм во имя преподобного отца Михаила Малевина.

Немногие читатели, наверное, знают, что в 1640 г. якутская красавица Абакаядо Сючу крестилась и венчалась с известным землепроходцем Семеном Дежневым. Таким образом, прибывшие с казаками церковнослужители исповедовали тогда древнеправославную веру, и по ее уставу они крестили местное население не только в Якутском остроге, но и в различных отдаленных местах якутского края. Поэтому нет никакого сомнения в том, что предками многих современных якутян являются якуты- старообрядцы, принявшие эту святую православную веру еще до трагического раскола.

После раскола в Якутскую область прибыли миссионеры никонианской веры, которые стали насаждать здесь новые обряды. При поддержке властей никонианская вера в Якутии, как и повсеместно на Руси, получила господствующее положение: старики старообрядцы повымерали, священников старообрядцев ссылали в отдаленные места, и молодежь постепенно принимала новую веру.

С усилением репрессией против сторонников древней православной веры в России, Якутская область становится местом ссылки старообрядцев, наряду со скопцами, бродягами и уголовниками.

Обнаруженные в Якутском государственном национальном архиве сведения подтверждают царившую те времена страшную картину преследования, пыток, казней и ссылки старообрядцев, необоснованно обвиненных в расколе. «Раскольники», «воры», «конокрады», «бродяги»..., как только не называли борцов за исконно русскую древнеправославную веру, ссылая их в отдаленные места, в том числе и в Якутию.

На самом же деле такие «эпитеты» в полной мере можно отнести к организаторам и исполнителям реформ, а «воры», «конокрады», «раскольники» - это патриоты истинной русской церкви, наследники древлеправославной веры.

Однако статейные списки губернских судов в отношении старообрядцев, ссылаемых в Якутию, пестрят выше названными оскорбительными заключениями.

При этом, как видно из архивных материалов, в начале ссылали в Якутию старообрядцев с обвинениями: «за раскол», «за отступление в раскол», «как сектантов» или вредных «сектаторов». Так, например, в фонде 180 И., Оп.1, №819. Л 36-39 имеется Указ за 1846 год о направлении раскольников в Якутскую область: из Иркутской Губернии Верхнеудинского округа за оказание неповиновения при запечатании Куйтунской и Куновейской старообрядческих часовен, после наказания публично плетями по 10 ударов ссылаются на поселение Фрол Рымарев и Ефим Власов в Якутскую область.

...Власова сослать в отдаленный край для поселения отдельно от раскольников сыльно-поселенцев как вредного сектатора.

Далее находим: статейные именные списки раскольников по улусам Якутской волости за 1870 год (ф 154, Onl,№76, T1.2.)....

Намский улус - Иван Приданников, сослан за держание в расколе не только своих единомышленников, но и других крестьян.

Татьяна Николаевна, 38 лет. Старообрядка из Москвы, Ссылается за отпадение из Православия в раскол.

В дальнейшем формулировка обвинительных заключений меняется и старообрядцев ссылают уже как бы не за веру, а их называют конокрадами, бродягами и др. Это видно, например из списка ссыльно-поселенцев, прибывших для отбытия ссылки в Якутскую область с 22 ноября 1869 по 29 июня 1879 г. (ЯГНА,Ф 180 И, Опись 2):

Егор Иванов Лысенко. Мещанин Виленской Губернии. Старообрядец, женат на Ульяне Артемьевой, Их дети: Пимон, Тимофей, Ирина. Жена и дети следует за ссыльным конокрадом в Якутскую область.

Ссыльный мещанин Виленской Губернии Кирсан Кирилов Горкин веры старообрядческой. С ним жена Евдокия Родионовна и сын. Как конокрад ссылается на всегдашнее поселение в Якутскую область.

Из архивных материалов видно, что первые ссыльные старообрядцы были доставлены на поселение в Якутскую волость в 1846-50 г.г.

Ссылали старых, больных, в одиночку и семьями из самых разных мест государства российского и на самые различные сроки.

В частности, старообрядец Тимофей Евстафьев, 56 лет был переселен в Якутию в 1846 году из Верхнеудинского округа Тарабагатайской волости Иркутской губернии (Ф 349. Ед.х.6014 Л, 40) и только в 1873 г. его отправили из сурового края в Енисейскую губерню уже в преклонном возрасте.

Массовое переселение старообрядцев в Якутскую область началось с 1850 года для освоения Аянского тракта. В эти годы в Якутский край прибыли старообрядцы из далекой Ветки. Они просят поселить их вдали от городской суеты и шума.

В начале переселенцы останавливаются в урочище Нелькан Усть-Майского улуса, затем в других местах, а семьи Бутковских, Кушнаревых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселевых, Борисовых, Спиридоновых и др. основывают с. Павловск, которое на долгое время становится центром старообрядчества в Якутии.

По данным НАРС (Я) в Павловске в 1883 г. прибывало 97 старообрядцев, в 1902 г. - 182, в 1905 - 197, в 1909 - 219, а к 1917 г. число жителей села возросло до 243.

Старообрядцы - поповцы в Якутии свято хранили веру отцов, а в селе Павловске построили деревянный храм во Имя Рожества Пресвятой Богородицы, а старообрядец - кузнец П. Кушнарев воздвиг величавую часовню, на старообрядческом кладбище.

Первым священником в Павловском селении был поставлен священоинок Виталий, в мире Виталий Ефремов, крестьянин Енисейской губернии Курагинской волости деревни Богуртака.

За исповедывание древнеправославной веры его много лет держали в тюрьмах, а затем вместе с иконом Стефанием он был сослан с Павловск. Скончался о. Виталий 2 марта (с.с) 1897 году и похоронен на Павловском старообрядческом кладбище.

Эти сведения взяты из пометок, сделанных Моисеем Петровичем Кушнаревым на книге Святцы, которую по просьбе его отца - Петра Ивановича Кушнарева написал от руки в 1883 году старообрядец из Пермской губернии Верхотуровского уезда Алапатьевского завода Михайло Дмитриевич Палгуев, сосланный за веру в Якутскую волость.

Святки в настоящее время хранятся у Петра Моисеевича Кушнарева в г. Якутске.

По кончине о. Виталия павловские старообрядцы после долгих поисков с душевной радостью восприняли приезд сосланного в 1900 году из деревни Изындаевой, Шараповской волости Ачинского уезда Енисеевской губернии священника Эраста Захарова.(ЦГА ЯАССР, ф.№12, Onl Ед.х. 17482, Л1 - 13). Уже в наше время сын Эраста Захарова занимался строительством, построил много домов в п. Жатай, где в его честь участок поселка имеет название Захаровка.

Последним священником в Павловске был о. Никита (Никита Михайлович Сидых. (ЦГА ЯАССР, ф. 19 И. On 1, №306, записи от 1 сентября 1909 г.).

Отношение властей и руководства никонианской церкви к старообрядцам вообще и древнеправославному духовенству в частности, хорошо видно из документов, о многострадальном Владыке Мефодии, найденных в ЦГА ЯАССР (ф. 23. И, Опись 1, дело 2242, Л.2, ф.22 И, Опись 1, дело 2876, Л.5) которые будут приведены в одной из следующих статей посвященных истории старообрядчества в Якутии.

*)По материалам изданий В.Ф. Бутковский "Русь Православная" Якутск, 2006, Ю.В. Аргудяева, 2000., Ф.Ф. Болонев, 1991, И.В. Поздеева, 2001, В.В. Кобко, 2004, Ф.И. Мельников, 1999, И.Н. Грабовенко, Н.В. Бутковская, 2003, В. Тимофеев, 2005)

Категория: Сибирь | Добавил: samstar2 (2009-Янв-19)
Просмотров: 1713

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz