Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2018-Ноя-18, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Сибирь

Перевозчиков М.С. Староверы (фрагменты из книги). Часть 3

О-ох, если бы только монастыри... Ему уклончиво сообщили, что верующие были переселены в п.Ярцево. Какая благость! Переселены - вот и весь сказ; понимай, как хочешь, только не возникай. Это же полуправда, чем пичкают нас многие десятилетия, полуправда, замешанная на лжи. Вроде верно, "были переселены", но - как, сколько?.. По утверждениям очевидцев, их было около ста человек, из них тридцать три привезли в Красноярск, долгие девять месяцев томили в следственных изоляторах закрытой тюрьмы.

Представьте, что испытывали эти таежные люди, оказавшись в камерах-казематах по сути без свежего воздуха и нормальной пищи, запуганные охраной и следователями. Они, живущие по канонам священных писаний, скорее всего боялись не выдумок, к чему их склоняли и принуждали, страшились кары господней; не чувствуя за собой вины, они доверчиво и откровенно рассказывали обо всем, возмущались только нелепостям обвинения. Какая организация и агитация? Мирских людей не встречали годами, общались только между собой. Да, богу служили, от этого не отказываются, но что от антихриста - не принимают! Ага, значит, "антихрист" - это Сталин? - домысливал следователь. Так и запишем. Ну и писали, именем власти накручивая обвинения, сталкивали их наговорами друг на друга. Кому-то, видать, из ничего хотелось раздуть громкое дело по ликвидации антисоветской группы. Это же карьера! Очередное звание, ордена, желаемый пост и власть над коллегами...

Да и надо было как-то оправдывать затраты на трехмесячную командировку солдат и офицеров, отчитываться за расходы на самолёты, экипировку, вообще за всю операцию. Словом, выбили показания, насочиняли, заставили всех покорно признаться в участии несуществующей организации, которая подрывала устои партии и правительства, посему установлено, что:

"На территории Западной Сибири и Красноярского края длительное время скрывалась контрреволюционная организация старообрядцев, которая скрывалась от органов Советской власти, действовала на нелегальном положении в монастырях: двух мужских и четырех женских, располагавшихся в радиусе 40-50 км по рекам Дубчес, Дунчес, Теульчес в глубокой тайге на расстоянии 400-500 км от ближних населенных пунктов. Руководителем (настоятелем) контрреволюционной организации старообрядцев, проживающих в 6-ти монастырях, являлся Лаптев Сафон Яковлевич и его заместителем и настоятелем женских монастырей - Людиновсков Афанасий Михайлович.

Упомянутая выше контрреволюционная организация возникла в первые годы Советской власти в Колыванской тайге Западной Сибири. До 1930 года руководителями контрреволюционной организации' старообрядцев являлись Забзеев и Мягков, а затем руководство принял С.Я.Лаптев. В связи с освоением Колыванской тайги и опасностью обнаружения монастырей органами Советской власти в 1937 году по инициативе и прямому указанию руководителя контрреволюционной организации Лаптева участники этой организации переехали в тайгу Ярцевского района Красноярского края, где и расположились в шести монастырях до дня задержания в апреле 1951 года.

Контрреволюционная организация среди своих соучастников, среди населения окружающих сел проводила антисоветскую агитацию, направленную на отрыв граждан от участия в общественной жизни Советского государства, уход их на нелегальное положение, срыв проводимых партией и правительством мероприятий в советской деревне. Возводила клевету на Советскую власть и проводимую ей политику на колхозы, совхозы, потребительскую кооперацию, граждане призывались не вступать в колхозы, не работать в государственных учреждениях, предприятиях, уклоняться от службы в Советской Армии.

Наряду с проведением устной антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков, руководитель антисоветской организации Лаптев С.Я. изготовлял и распространял с помощью своих соучастников антисоветские рукописи, в которых возводилась клевета на различные стороны советской действительности. На протяжении всего существования контрреволюционная организация использовала религиозные предрассудки, проводила враждебную Советскому государству деятельность..."
 
Ну и т.д. и т.п. в этом же стиле, что предваряет сам приговор, объявленный именем Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

А теперь наберитесь терпения, может быть, кто-то из родственников вспомнит знакомые имена, жертвы взывают к памяти.

Выдержки из приговора даю в кратком изложении. "ЛАПТЕВ Сафон Яковлевич, 1895 года рождения, уроженец дер.Жидки Петуховского района Тюменской области, гр-н СССР, из крестьян-кулаков, русский, грамотный, беспартийный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий, до ареста проживал в тайге Ярцевского района Красноярского края, содержится под стражей с 15 апреля 1951 года. За период нахождения на нелегальном положении с 1918 года по 1951 год изготовил ряд рукописей антисоветского содержания. В этих рукописях в разной форме возводил клевету на Советскую власть, ВКП(б), проводимую политику. Лаптев вместе с другими членами организации на заимке, а также непосредственно в монастырях принимал граждан, проживающих в ближних селах и деревнях, в присутствии которых проводил антисоветскую агитацию, клеветал на Советскую власть и проводимую ею политику. Вина Лаптева / признается материалами предварительного расследования... На основании ст.ст. 58-11, 58-10 ч.2 УК РСФСР и применением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года "Об отмене смертной казни" подвергнуть Лаптева С.Я. к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком на двадцать пять (25) лет, с конфискацией всего принадлежащего ему имущества и поражением избирательных прав сроком на пять (5) лет.

ЛЮДИНОВСКОВ Афанасий Михайлович, 1886 года рождения, уроженец д.Быстрая Минусинского района Красноярского края, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, грамотный, беспартийный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет с конфискацией,., поражением избирательных прав на пять (5) лет.

ГОЛДОБИН Александр Григорьевич, 1890 года рождения, уроженец д.Мишкино Макушинского района Курганской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ПОТЕГОВ Ефим Григорьевич, 1915 года рождения, уроженец дер.Балдыки Таловского района Удмуртской ССР, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий..., на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением , прав на пять (5) лет.
 
ХАРИН Анисим Абрамович, 1926 года рождения, уроженец д.Мостовая Чаинского района Челябинской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, беспартийный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЗЕМЕРОВ Иван Евграфович, 1914 года рождения, уроженец д.Велижанка Панкрушинского района Алтайского края, гр-н СССР, из крестьян-кулаков, русский, грамотный, беспартийный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

СОЛДАТКИН Денис Сафонович, 1909 года рождения, уроженец д.Черно-Источинская Сисимского района Свердловской области, гр-н СССР, из торговцев, русский, грамотный, беспартийный, судимый в 1928 году Особым совещанием при 'коллегии ОГПУ. по ст.58-10, ст.123, 140 УК РСФСР к трем годам лишения свободы, наказание отбыл, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

РУСИНОВ Анатолий Алексеевич, 1902 года рождения, уроженец дер.Марикуши Фокинского райоА Молотовской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, беспартийный, одинокий, несудимый, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с поражением... конфискацией...

ПАУТОВ Матвей Семенович, 1905 года рождения, уроженец села Реши Петрокаменского района Свердловской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, малограмотный, беспартийный, несудимый, холостой, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией, поражением прав на пять (5) лет.

НОВОСЕЛОВ Назар Киприянович, 1908 года рождения, . уроженец д.Старая Нерпа Утровского района Тюменской области, гр-н СССР, из крестьян-середнякев, русский, малограмотный, беспартийный, был судим в 1943 году военным трибуналом войск НКВД по ст. 193-10 п."а" к 10 годам, в 1945 году освобожден по амнистии, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ГОРБУНОВ . Павел Тихонович, 1920 года рождения, уроженец д.Горбуновка Парбинского района Томской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, малограмотный, беспартийный, судим в 1943 году по ст.193-10 п."а", 193-13 в 1945 году, из ИТЛ МВД сбежал, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ГОРБУНОВ Иван Тихонович, 1922 года рождения, уроженец д.Горбуновка Парбинского района Томской области, гр-н СССР, малограмотный, беспартийный, несудимый, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЛЮДИНОВСКОВА Татьяна Михайловна, 1886 года рождения, уроженка гор.Киштым Челябинской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЧЕРЕПАНОВА Агафья Ивановна, 1906 года рождения, уроженка д.Черепановой Старо-Ачинского района Уфимской губернии (ныне Сажинского района Свердловской области), из крестьян-середняков, русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий, на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЧЕРНОВА Мария Леонтьевна, 1910 года рождения, уроженка Томской области (деревню и район не знает), гр-ка СССР, из крестьян-середняков, русская, малограмотная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ИНОЗЕМЦЕВА Анна Лаврентьевна, 1893 года рождения, уроженка д.Солобоево Исетского района Тюменской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лег.

КОНЬКОВА Мария Федоровна, 1902 года рождения, уроженка д.Кедровка Шалинского района Свердловской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ГОРБУНОВА Татьяна Тихоновна, 1911 года рождения, уроженка д.Горбуновка Парбинского района Томской области, гр-ка СССР," русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, без определённых занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

КОРОВИНА Мокрина Наумовна, 1911 года рождения, уроженка д.Большие Кусты В.- Усинского района Молотов-ской области, гр-ка СССР, из крестьян-кулаков, русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ШАБАРШИНА Татьяна Кондратьевна, 1895 года рождения, уроженка села Петрокаменское Петрокаменского района Свердловской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ТЮРИНА Вера Григорьевна, 1893 года рождения, уроженка д.Бымзовая Осинского района Молотовской области, гр-ка СССР, из рабочих, русская, малограмотная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

КОПЫЛОВА Евдокия Ермиловна, 1898 года рождения, уроженка села Николасвки Кривошеинского района Томской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, русская, малограмотная, беспартийная, несудимая, неимущая, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.
 
СОЛОБОЕВ Василий Федорович, 1892 года рождения, уроженец села Солобоево Исетского района Тюменской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, грамотный, беспартийный, несудимый, семейный, живет в г.Красноярске, под стражей с 7 апреля 1951 года. Вину признает... осужден на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЛАПТЕВ Кирилл Яковлевич, 1907 года рождения, уроженец д.Жидки Петуховского района Тюменской области, гр-н СССР, из крестьян-кулаков, русский, малограмотный, беспартийный, несудимый, семейный, без определенных занятий... на двадцать пять (25) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ГЛУХОВА Татьяна Ларионовна, 1921 года рождения, уроженка д.Большие Кусты, Б.-Усинского района Молотовской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, малограмотная, русская, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на десять (10) лет, с конфискацией всего ее имущества, поражением избирательных прав на пять (5) лёт.

КАТАЕВА Секлитинья. Анисимовна, 1924 года рождения, уроженка д.Хохловка Парбинского района Томской области, гр-ка СССР, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на десять (10) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

ЯКУНИНА Стефанида Евлантьевна, 1926 года рождения, уроженка д.Дряхлы Фокинского района Молотовской области, гр-ка СССР, из крестьян-середняков, малограмотная, беспартийная, несудимая, одинокая, неимущая, без определенных занятий... на десять (10) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

КРОПАЧЕВ Антип Варфоломеевич, 1892 года рождения, уроженец д.Кирсаново Исетского района Тюменской об- , ласти, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, беспартийный, одинокий, несудимый, неимущий, без определенных занятий ... на десять (10) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

КРОПАЧЕВ Кирсантий Варфоломеевич, 1886 года рождения, уроженец д.Кирсаново Исетского района Томской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, беспартийный, несудимый, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на десять (10) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.
 
МАЛЬГИН Григорий Лукич, 1930 года рождения, уроженец д.Роголево Пудинского района Тюменской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, малограмотный, беспартийный, несудимый, одинокий, неимущий, без определенных занятий... на десять (10) лет, с конфискацией... поражением прав на пять (5) лет.

МАЛЬГИН Сергей Лукич, 1925 года рождения, уроженец села Канаши Шадринского района Курганской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, малограмотный, беспартийный, судим в 1944 году по ст.193-10 п."а", в 1945 году освобожден по амнистии, женатый, без определенных занятий... на десять (10) лет... поражением прав на пять (5) лет.

ИНОЗЕМЦЕВ Илларион Иванович, 1886 года рождения, уроженец д.Солобоево Исетского района Томской области, гр-н СССР, из крестьян-середняков, русский, беспартийный, малограмотный, судим по ст.61 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы, наказание не отбыл, сбежал, одинок, неимущий, без определенных занятий. До ареста проживал в тайге Ярцевского района Красноярского края, под арестом содержится-с 7 апреля 1951 года. Вину признает... осужден на десять (10) лет, с конфискацией...- поражением избир'атель-ных прав на пять (5) лет..."

Как видите, всех наказали чохом и при закрытых дверях (4-9 января 1952 года), суд - чин по чину: председатель Дунаев, народные заседатели Лесниченко и Михайловский, прокурор Мамонченко. Присутствовала и защита, назначенная судом, адвокаты Будимова, Гольберг, Антоничева и Коваленко. Свой хлеб они отработали, в юридическую консультацию с каждого осужденного решено взыскать по 300 рублей.

У меня нет доказательств, как и о чем на шести заседаниях говорили судья, прокурор, защитники и обвиняемые. Судя по приговору, где отмечены номера дел предварительного расследования, о таежниках может быть не менее десяти пухлых томов. Вот бы куда заглянуть! Собственно с этой надеждой и ждал ответа КГБ, однако месяц спустя - вот:

"В архиве нашего Управления действительно имеются некоторые материалы по интересующей Вас тематике. Это уголовное дело по обвинению бывшего настоятеля старообрядческого монастыря Лаптева С.Я. и других его единоверцев, осужденных 9.01.1952 года Красноярским краевым судом по ст.ст.58-10 ч.2, 59-11 УК РСФСР к длительным срокам заключения... К сожалению, по действующим в настоящее время инструкциям ведения архивного делопроизводства мы не можем ознакомить Вас с указанным выше делом". Гласность, конечно, открыла множество тайн, но этой солидной конторе, видимо, есть что скрывать. За минувшие годы ведомство ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ себя запятнало, однако честью мундира сотрудники все-таки дорожат. Каются, правда, за некоторые репрессии бывших чекистов, на смену пришли грамотные и более милосердные люди, их винить вроде бы не в чем, но все же, все же... Ну кому, например, это надо, чтобы оберегать дела о таежниках сорокалетней давности?..

Участники этой драмы жили и действовали по -своим убеждениям, как диктовала вера и совесть. Однако, как ни суди, бытием и поступками в первую очередь управляет совесть и доброта, заложенные в нас любовью родителей, что проявляется в зависимости от морали общества и культуры. Вот и хотелось узнать, какими качествами в той операции обладал человек, который, судя по письмам, очень болезненно помнится очевидцами по сей день.

Он красноярец, живет в центре города, пенсионер. Еще подрабатывает в гараже большого учреждения как привратник, закрывает и открывает ворота. Имя не называю, все-таки фронтовик, был ранен, женатые сыновья. По телефону от разговора долго отнекивался, ссылаясь на занятость и выпытывая причину, чем интересен писателю, в конце концов согласился. Желая, видимо, показаться, одел темный пиджак с колодками орденов и медалей, встретил приветливо. Худощавый, подвижен, еще не бросает курить, хотя возраст уже под семьдесят. Живет в достатке. Трехкомнатная квартира ухожена, есть машина и дача; в уютной комнате, куда пригласил, заполненный книгами шкаф, цветной телевизор, ковры...

Не ждал от него откровения, просто хотел посмотреть в глаза, убедился: он "выполнял поставленную руководством задачу"; как старший группы захвата разрабатывал и готовил таежную операцию, лучше других знал обстановку и местных жителей. Всей операцией командовал капитан Щербань, других не помнит, ни подчиненных, ни арестованных. Единственное, что сохранила память, - кожа таежников, якобы шершавая, как рыбная чешуя.

- Вы что, их раздевали?

- Да нет, просто... трогал. Фанатики! Ютились в каких-то норах, как первобытные, ничего не хотели знать, не признавали...

- Не признавали советскую власть?

- Да они, кержачье, никого, кроме Бога, не чтили...

- Вас, поди, за эту операцию чем-то отметили?

- А-а, лучше не поминать. Оформили всех к орденам, да вскоре Сталин умер, расстреляли Берию... Помнится, выдали по окладу, в ресторане посидели, ну и все...

- А что с арестованными было дальше?

- Судили.

- А потом?

- Не знаю, не интересовался...

Словом, откровенного разговора не получилось. Интуитивно, видать, он уловил мой интерес. Бог с ним, совесть ему судья. Да предсмертное письмо-жалоба отца Симеона, после суда скрытно отправленная по адресу Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.М.Шверника, привожу дословно:

"... от осужденного на 25 лет лишения свободы и к 5 годам поражения в правах по статьям 58 пункт 10,59-11 от 9 января 1952 года Лаптева Сафона Яковлевича за то, якобы я и братия, руководствуясь враждой к правительству, Советской власти и народу вели борьбу среди мирян путем письменной агитации и запугивания их суеверными страхами.

Суть дела. В 1917 году, когда мне было 22 года, я жил в деревне Жидки Петуховского района Тюменской области. Отец и мать занимались сельским хозяйством, ребятишек в семье было четверо, мы бедствовали. В это время я познакомился с Мягковым Александром Михайловичем, старообрядцем. Он рассказал, что его дядя вот уже с 1873 года живет отшельником в монастыре, т.е. все свои сорок лет. Я был набожным, читал священную литературу и писания, все что касалось религии. Жил я в строгой староверческой семье и смог понять, что самое светлое дело, это дело служения высшей идее - Богу! Для этого я был готов на все муки и испытания.

Расспросив Мягкова о том, как живут отшельники, я стал готовить себя к жизни в монастыре. Так в 1917 году я принял решение, которое определило всю мою дальнейшую жизнь вплоть до 1951 года, т.е. до дня ареста.

В 1919 году я ушел как бродячий монах в леса. Как видите, в 1917 году Советской власти еще не было, в 1918 году по Сибири бродил Колчак, и в начале 1919 года у нас по таежным селам никто еще не знал, что будет представлять собой Советская власть. Поэтому никто ничего о ней не говорил, ни плохого, ни хорошего.

Здесь злой нарок следователя, обвиняющего меня, будто в 1917-1918 гг. я писал книги и выступал против коопераций и Советской власти. Из тех времен я видел лишь одно, что крестьяне вскладчину покупали и продавали товар в лавке, увлекаясь, торговали в воскресенье. На что я говорил им, что торговать в воскресные дни - грех. А следователь этих грешных торгашей превратил в кооперацию, а мой сердечный рассказ о своей жизни нечестно использовал против меня, превратив увещевание этих торгашей в антисоветскую пропаганду.

Вот первое ошибочное и ненужное обвинение. В 1919 году я ушел в пустыню от грешного мира в леса Колыванской тайги и был послушником в числе братии отца Саввы по фамилии Мягков, который пятый десяток лет проводил в отшельничестве, молился богу со своей братией, а монастырь отшельнический возник за 100 лет до отца Саввы и никакого направления, кроме служения богу, не имел. Так и в мою бытность послушником, вплоть до 1928-29 гг., никаких разговоров о властях земных не велось, Советская власть нам не мешала, а мы тем более не мешали никому, живя в одиночестве и питаясь тем, что давала тайга.

После смерти отца Саввы, примерно в 1937 году, я стал настоятелем этого монастыря и продолжал несение службы до 1951 года.

Как мы жили и что делали?

Прежде всего, в основу всего ложилось усердное богослужение, пение церковных песен и молитвы, обращенные к богу. Остальное время собирали ягоды, грибы, орехи и делали другие хозяйственные работы. Так день за днем и год за годом.

Беседы, которые велись мной, и разговоры среди братии не выходили за рамки богослужения, не осуждали и не оправдывали никаких мирских властей, ни малых, ни больших, ни Советских, никаких, ибо это - мирские вопросы, не касающиеся нас, не входящие в наши интересы, в высшей степени непозволительные и грешные. Зачем же нам, несущим по многу лет (от 10 до 35) лишения во всем, отказавшимся от мира, брать на души грех хулением того, чем мы сами не дышим и не живем? Ведь на все воля божья, и если он воздвиг чего, он и разрушит, и не наше дело смертных судить было о чем-то, да и знали мы о Советской власти немного. Свидетельством моих слов является то, что, обвиняя меня и мою братию в антисоветской агитации, мне говорили, что вы агитировали друг друга. Чему же? Не вступать в колхоз, бороться с мероприятиями партии и правительства - где примеры этому? Именно: где и кому мы мешали или пытались мешать? Таких случаев нет и не может быть, следователь только смеялся этому. Какой колхоз мы подорвали или пытались подорвать? Никакой! Какой колхозник поставил в пример наше присутствие, как осуждение его принадлежности колхозу, - тоже никакой!

Итак, все следствие и дело основано на словесах, без свидетелей этих слов.

Запуганная братия, избитая при аресте и напуганная на допросах, чистосердечно рассказала все, и вместо того, чтобы отразить все как было, все эти рассказы были искажены, исковерканы, а лица были принуждены подписать все, как и подобает смирению, подписали все, что ни предложили.

В 1937-38 гг. я решил уйти в Красноярскую тайгу, как более спокойную и глухую, чего и сделали, поселившись на реке Дубчес, это около 1000 километров от Красноярска и около 500 километров от населенных пунктов, где и жили 12 лет, не мешая никому и нас никто не трогал, занимались сельским хозяйством, сбором растений, ловлей рыбы и прилежными молитвами. Мне говорят, что я укрывался от Советской власти. Нет! Отшельник остается им, пока он в отшельничестве-пустыне, и какая бы власть ни была, мы одинаково уходим от мира, как это делалось со дня основания монастырей.

Теперь я должен описать несколько отдельных пунктов нашего обвинения, моего в особенности, ибо от него идет и обвинение общее.

Так, по обвинению, составленному заместителем начальника следственного отдела Красноярского МГБ полковником Ковалевым, якобы я в годы Отечественной войны активизировал свою антисоветскую работу и занимался устной и письменной пропагандой. Это, конечно, неправда. Я писал действительно священные строки в виде небольших книжек, но они служили для поучения моей братии, и в мир, за пределы монастыря, не уходили никогда. Да и содержание написанного не имело в себе, кроме рассуждений о религии, ничего более. Власти мы никакой никогда не касались, хотя тут же обвиняют нас, что в своей агитации мы использовали суеверие мирян. Нет! Во-первых, за 35 лет моего жития в монастыре я ни единого случая запугивания мирян не знаю. В деле, кроме пустых слов, об этом ничего нет; нет ни одного лица, кто подтвердил бы это обвинение.

Далее обвиняют нас в связи со старообрядцем Солобоевым В.Ф., проживающем в Красноярске. Это тоже неправда! Один из жителей Ярцевского района Иноземцев ездил к своему другу или кем ему является Солобоев, я не знаю, этого мы не знали, потому что Солобоева увидели впервые только на суде. Иноземцев же пришел к нам в 1949 году и просил принять его, а у Солобоева он был в 1946-47 годах, и позднее не бывал ни сам и никто другой. Таким образом, ясно, что связь с Солобоевым мы в 1946-47 гг. не могли поддерживать, что подтверждают и Солобоев, и Иноземцев, и - как? Николаю Михайловичу Иноземцеву дали 10 лет, но он хоть мало, но с нами был, а Солобоеву за знакомство с ним - 25 лет! Когда ясно, что уж действительно Солобоев ни в чем не виновен. Как я сам не знал его до ареста. За что же, спрашивается, осудили безвинных людей? Обвинения по рукописям.

1. "Против австрийцев" - это чисто библейские церковные доказательства и рассуждения о крещении первого австрийского митрополита Амвросия. Рукопись написана в 1928 году.

2. "Краткая запись" - о предтечах антихриста и судьбе Рима. Написана в 1930 году.

3. "О пришествии пророков" - доказательства против сектантов. Написана в 1932 году.

4. "Познание о твари, творца и Правителя Вселенной" - краткое понимание сути творцов. Написана в 1933 году.

5. "О воскрешении Исуса Христа из мертвых" - написана в 1935 году.

6. "Воинствующая церковь Христова на земле" - о мученичестве и великих подвигах и страданиях древних христиан. Написана в 1936 году.

7. "Церковь Христова на севере" - поучение о труде и жизни из священного писания и древних проповедей. Написана в 1949 году.

8. "О сотворении мира и учении Коперника" - написана в 1950 году.

Из перечисленных рукописей в деле легко понять, что обвинение, будто они контрреволюционны и клевещут на печать, народ и органы Советской власти, - неправда!

Ведь все можно растолковать по-разному: самое светлое можно сделать самым грешным, но зачем же это? Зачем религию перевертывать на политику? А святые письма, начертанные века назад, обрисовывать как антисоветские, приспосабливая их к сегодняшнему дню по своему разумению? Но следствие признает, что все это было в пределах монастыря. Вот и посудите: 35 лет на мою братию не обращали внимания и даже не знали, что есть вредная сила, а арестовав, утверждают, что мы наносили вред. Но фактов опять же нет. И в чем же я был .вреден своей братии? Выходит, один из нас вел агитацию, затем и другой вставал и агитировал первого и т.д. Не похоже ли это на взаимособеседование, а какую форму носили беседы в монастыре, я уже рассказывал. Кроме того, что мы говорили на следствии сами, нам ничего не предъявлено, а то, что мы рассказали, - облекли в вульгарную форму и принудили нас подписать. Напуганная, непривычная к дерзкому и жестокому обращению, братия оказалась беспомощной, да и сам я впервые столкнулся с подобными фактами и не мог оказать должного влияния на ход дела.

Обидно это все, очень!

Еще я обвиняюсь в агитации против колхозов, особенно в период Отечественной войны. Да, был случай, когда несколько раз миряне обращались ко мне по вопросам веры, но не более, и мои ответы были лишь в рамках защиты веры.

Тут же обвиняюсь, что пропаганду эту я вел с 25-го по 38-й годы в колыванской тайге, и приводятся шесть человек, которых мы привели в доказательство, с кем мы вели беседы. Так это же были старики, из них пятерых давно уже нет в живых. А обвинение громко заявляет по поводу этих людей, якобы "следствием вскрыто". Все это на деле опять же ничем не подтвержденное и взято с наших же слов, переделанных в вульгарно-политическую ересь. Кроме того, умерли старики, как мне помнится, в начале тридцатых годов, когда колхозы только-только начали создавать в северной тайге Сибири.

Далее я обвиняюсь с братией в том, что в 1939-40 годах в Ярцевском районе провел четыре собрания на антисоветские темы. Неправда! Это были только моления и были мне от мирян вопросы по молебствиям и о труде в воскресенье. Я сказал, что это грешно - работать в воскресенье. Мне жаловались старики-миряне, что в колхозе заставляют работать по воскресеньям. Это и был тот случай, когда я подтвердил греховность такого действия, как гласит вера. Но и только. И никто ничего не показывает по этому поводу. А следствие избежало допроса свидетелей и снова заставило нас подписать всю ложь. Но ведь даже и наше признание, что мы небо украли, еще не доказывает, а тем более мы и не признавались, а просто с нами обошлись как с живыми кулаками без сердца и души человеческой.

Николай Михайлович, простите старика и всю братию мою, но обратите внимание, что последствий или следов преступления нашего нет, слова-слова-слова - и так письменно без конца.
 
Далее, как мне помнится, обвиняют меня за то, что в 1943 году я послал на заимку Луговатка старца Голдобина А.Г. для усиления якобы враждебной деятельности. Снова все та же выдумка следователя, ничем не подтвержденная.

По этому и другим вопросам я долго отстаивал себя и доказывал неправду и несправедливость следствия, но я же не мог более упорствовать и решил, что, не имея душевных сил на это, положусь на то, что правда должна победить.

В действительности же Голдобин просто поехал помочь женскому монастырю перегнать лодку с р.Дубчес на Енисей и с Енисея на р.Кас, к месту жительства женщин. Лодка была большой, путь в 600 верст. Ввиду того, что путь был вешний и дальний, я разрешил остаться у женщин этому старцу на зиму, так как в том году мы переживали голод. Никаких он больше заданий не получал и контрреволюцией не занимался. Да и не мог, ввиду своей неспособности словесной и малым знанием. Да и причин, побуждающих к этому, не было. Все это просто громкие, чересчур громкие и раскрашенные слова следователя, не имеющего ни доказательств, ни правды.

Последний пункт обвинения - обвиняюсь в укрывательстве дезертиров из Советской Армии и беглых из заключения.. Харина А.А., Горбунова И.Т., Глухова М.Л. "и других". Кого же других? Опять же других нет. Харин и Глухов, уклонившись от службы в армии, пришли ко мне вместе в 1944 году в августе. Они рассказали мне, что при призыве с них сорвали нательные кресты, надсмеялись над верой и Богом. Оба они убоялись, что на поле боя падут и будут отвергнуты господом и посему решили не идти на войну, а убежали. Однако, убежав, во имя прощения их богом, решили лишить себя всего доброго, обречь себя на вечное моление и отречься от мира во имя бога. С этим и пришли ко мне. Если бы они пришли укрыться, как беглые преступники, я не принял бы их. Но они шли на добровольное изгнание на всю жизнь, ища тем самым милости не мирской, а Божьей. И я обязан был, как велик бы грешник не был, принять его под наш кров и учить его молитве и смирению. Так я и сделал, как велит Бог, Евангелие и писание.

Горбунов ушел действительно из заключения, но прибыл ко мне не за укрытием, а как богомолец-отшельник, и я принял его, как ранее принял Харина и Глухова. Они были послушниками и готовили себя к покрытию.

Так выглядит мое обвинение, которое, распадаясь на части, клеймит и братию всю, но в действительности никакой вины нет.

Много я выдержал за Зги долгие девять месяцев с самого дня ареста и до суда, много еще впереди дней так же мучительных, как и эти.

В конце хочу остановиться на подробностях, чтобы Вы могли понять обстановку, в которой мы находились с момента ареста и до зачтения приговора.

Нагрянув к нам в монастырь, служители МГБ в большинстве случаев поступали бесчеловечно. Прежде всего делали испытания по поводу всех проживающих монахов, даже применяли жестокие телесные наказания, все мы были подвергнуты строгой охране, например, несмотря на наш весенний религиозный праздник Пасхи, в первый же день были выгнаны на работы 70-летние старцы, которые от нее отказывались, за что целый день были держаны на холоде. Все наши кельи были сожжены до основания, вместе с которыми погорели все наши вещи и много центнеров хлеба. Кроме того, наши иконы злоумышленно кололи и тесали, делали из них шашки, бросали в костер для варения супа. Книги как служебного содержания, так и церковно-исторического значения абсолютно все были преданы огню. И

Категория: Сибирь | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-08)
Просмотров: 1611

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2018Бесплатный хостинг uCoz