Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2017-Дек-17, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Будкина И. Часовенные в Самарской губернии

После того, как к началу 40-х г.г. XIX в. один из центров старообрядчества поповского толка Иргиз (Иргизские монастыри) – был разгромлен, большая часть проживавших в Самаро-Саратовском Поволжье поповцев продолжала принимать иереев, переходящих от господствующей церкви. После 1846 г. значительная часть этих поповцев приняла священство Белокриницкой иерархии.

 

Но часть иргизских поповцев пришла к выводу, что с падением Иргиза прием иереев из господствующей церкви более невозможен, да и за двести лет, прошедших со времен Никона, истинных «бегствующих иереев» быть не должно. Эта часть старообрядцев, будучи по воззрениям поповцами, решила, нужды ради, подобно безпоповцам, управляться уставщиками.

 

Так появились «иргизские безпоповцы», «иргизские часовенные», или, как их называли местные епархиальные миссионеры, «поповцы, управляемые уставщиками», - разновидность часовенных, проживавших на территории Самарской губернии.

  

Особенно много их было в Николаевском уезде – в непосредственной близости от разгромленных Иргизских монастырей, в частности, в селах Журавлихе, Таволожке, Каменке, Камелике. Проживали иргизские часовенные и в других уездах губернии. Сравнительно велики их общины были в селах Елховка, Екатериновка, Красное Поселение (Предтеченское).

  

Приходящих к ним от господствующей церкви, часовенные перекрещивали, причастие заменяли принятием «великой воды»,  некоторые приобщались запасными Дарами, которые сохранялись еще от благочестивых иргизских иереев. Служба у часовенных велась так же, как у безпоповцев, постепенно получило развитие учение о чувственном антихристе.

 

По данным отчетов епархиальных миссионеров, на 1895 год самые многочисленные группы часовенных в Самарской губернии проживали в селах Толстовке – более 420 душ, Журавлихе – более 300 душ, Таволожке и Каменке – по 200 душ в каждом.

 

В настоящее время потомки иргизских безпоповцев проживают, главным образом, на территории бывшего Николаевского уезда Самарской губернии (ныне – город Пугачев Саратовской области и его окрестности). Их самоназвание – «беглопоповские безпоповцы». Общины они не регистрируют, действуют на правах религиозных групп.

 

В середине 90-х г.г. в Тольятти с Урала переселилась группа уральских часовенных – около двадцати человек.   Они приехали в Тольятти семьями и компактно проживают в городе. Община не зарегистрирована. Руководители уральских часовенных посетили все старообрядческие общины Тольятти, но объединяться ни с кем не стали. Иногда представители часовенных посещают богослужения  Тольяттинской Поморской общины, но в молитвенного общения с поморцами не имеют.  Они сохранили своеобразие чина погребения и некоторых иных чинопоследований, крайне строги в быту.

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-16)
Просмотров: 868

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz