Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-19, 11:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Хрычев Александр, федосеевский наставник. Казань и Старая Вера

Восхвалим убо мужи славны, и отцы наши в бытии. (Сирах, гл. 44)

 

 

Волнами реки Волги омывается полуостров Прилуцкий, расположенный в западной части Казани. Место это исторически и духовно связано с историей России.

 

В 1476 году Великий князь Московский Иоанн III во время похода на Казань брал с собою чудотворный образ Святого Димит­рия Прилуцкого, вологодского чудотворца, и останавливался на острове с походной цер­ковью. А в 1552 году, во время последней осады Казани, великий государь Иоанн Ва­сильевич Грозный разбил здесь военный ла­герь с походной церковью и сопровождающим московское воинство животворящим крестом.

 

В 1595 году, по повелению Московского царя Феодора Иоанновича и по благословению святейшего патриарха Иова, учрежден монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. С по­строением этого монастыря место стало называться Прилуцкое.

 

В начале 18 века монастырь пришел в упа­док. А в 1774 году, во время большого городского пожара, Казань, не исключая церквей и монастырей, сгорела. Эта участь постигла и Прилуцкий монастырь.

 

В конце 17 века в Казани приняли огнен­ное крещение и очищение инок Гедеон и иже с ним 40 сожженных благочестия ради.

 

Старообрядцам, убегавшим от преследова­ния на Урал и в Сибирь, путь из России шел через Казань. В это время выходцы из Рос­сии основали в Закамье и Заволжье целые старообрядческие поселения. Они сохрани­лись и по сей день. Одно из самых больших поселений называлось Чистое поле, на месте которого и возник впоследствии город Чистополь. Жителей Чистого поля обязали еже­годно отрабатывать определенный срок на металлургическом заводе Демидова, располо­женном в 600 километрах от поселения.

 

Казанский купец Василий Андреевич Сави­нов в конце XVIII века приобрел участок бывшего Прилуцкого у Спасо-Преображенского монастыря и основал на этом месте стекольный завод, богадельню, моленную и кладбище.

 

По указу императора Николая I Прилуцкую моленную закрыли в 1845 году. Через три года после закрытия, на 78-м году своей жизни скончался Савинов.

 

После его смерти, по духовному завеща­нию, Прилуцкая моленная перешла к его помощнику Степану Васильевичу Быкову. После Быкова - Фомину Лаврентию Феодоровичу, затем Оконишникову Ивану Петровичу и его сыновьям.

 

В начале нашего века в Казани существо­вало восемь молитвенных храмов, принадлежащих старообрядцам Поморского согласия. Во-первых, это знаменитая Прилуцкая мо­ленная, основанная Савиновым В. А. Второй молитвенный храм находился на бывшей Варлаамовской улице и назывался Общест­венной моленной. После закрытия Прилуцкой моленной в 1845 году службы совершались в основном в Общественной моленной. В ней располагались книжница с значительным со­бранием старопечатных и рукописных книг, часть которых сейчас хранится в универси­тетской библиотеке со штампами «Книга Общественной моленной Поморского согласия в Казани».

 

В собственном доме казанского благотвори­теля Иакова Филипповича Шамова была тоже устроена моленная и называлась она Шамовской, по имени основателя.

 

В Суконной слободе,  где  большей  частью  жили  старообрядцы,  находились  три моленные. Скриповскую содержали купцы Зорины. В ней отечествовал духовный наставник Ва­силий Павлович Скрипов, умерший в 1903 году.
 

Он похоронен на Поморском Старообрядческом кладбище. На его каменном надгробии высечен текст: «Духовная моя братия и чада! Завещаю вам боятися Бога, между собой мир и любовь имети, житие проводить в молитве, посте, милостыне, труде и слезах, суд при дверех, близ и смерть, готовьте себя на ответ».

 

Большой приход был в Соколовской молен­ной. Именовалась она так по названию улицы Соколовой, содержалась христианским обще­ством. При ней располагалась богадельня и певческая школа для детей старообрядцев.

 

Содержали моленную и купцы Волковы. При моленной жили певчие, а духовного наставника приглашали служить из Прилуцкой моленной.

 

У старообрядцев - филипповцев моленная содержалась купцом Алмазовым, а служил в ней наставник Михаил Васильевич Ширшов, и называлась она Ширшовской. При молен­ной жили иноки. В 1925 году, после смерти Ширшова М.В., филипповцы объединились с Соколовой моленной, дом же наследники продали под квартиры.

 

Во всех перечисленных моленных строго соблюдался молитвенный Устав Московской Преображенской обители 1883 года. Духов­но связь поддерживали с Московским Преображенским кладбищем и старообрядческим безпоповским монастырем в Москве, что на Покровке. Последней настоятельницей По­кровского монастыря до его закрытия была инокиня мать Евфалия, родом из казанских купцов Зиминых.

 

Староверческие моленные находились и в окрестных селах, близ Казани: в Теньках, Давликееве, Услоне, Саконах, Сюкееве, Алексеевском и уездном городе Чистополе. В 1912 году на бывшей улице Вознесенской казанским обществом старообрядцев Поморского брачного согласия был выстроен храм в древнерусском стиле. После закрытия храма в 1931 году в нем находились производственные мастерские, а в 1988 году здание бывшего храма передано казанским горсоветом старообрядцам белокриницкого согласия.

 

Ныне Казанская Поморская христианская община невелика. Многих старообрядческих семей не стало. В тридцатые годы все казанские старообрядческие моленные были незаконно закрыты городскими властями. Молен­ные опечатывались работниками НКВД. Бесследно пропали собрания старинных икон и книг, которые собирались многими поколениями людей. В Татарии на сегодняшний день действуют две староверческие моленные Ста­ропоморского согласия в Казани и Чисто­поле.

 

В Казани церковная служба совершается в частном доме. Пение в моленной «наонное». Храмовой праздник «явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во граде Казани» празднуется 8 июля. За всенощной читается «Повесть о явлении Богородичной иконы», написанная Ермогеном, митрополи­том Казанским в 1594 году.

 

В городе Чистополе моленная основана в 70-е годы прошлого века (XIX. – Ред.) купцом Челышевым. При моленной были устроены богадельня, больница и бесплатная столовая для нищих и убогих. В тридцатые годы моленную пере­несли в кладбищенскую сторожку, где и по сей день совершаются службы. Руководит мо­ленной Анна Петровна Симахина. На чистопольском старообрядческом кладбище похо­ронены почетные попечители Челышев, Мель­ников, попечитель старообрядческого училища Поморского брачного согласия - Шашин. Между казанским и чистопольским христиан­скими обществами Старопоморского согласия существует давняя братская духовная связь.

 

о. Александр Хрычев

 

г. Казань

 

Календарь Древлеправославной Поморской Церкви  на 1991 год. М., 1990.

 

Опубликовано на сайте "Староверы в Рыбацком" 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-24)
Просмотров: 1944

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz