Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-18, 20:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Чистопольские старообрядцы: статья из журнала "Церковь", 1908, №32

Как известно, Чистополь расположен на важной судоходной рекe Каме и является лучшим из городов Казанской губернии. Ни откуда не вывозится ежегодно та­кого количества хлеба, как из Чистополя, который громадными баржами отсюда поднимается до Рыбинска, а затем до С.-Петербурга и далее. Вся эта крупная торговля хлебом находится в руках старообрядцев. Самые видные представители торгового Чистополя и его общественные деятели капиталисты - суть старообрядцы.

Все чистопольское старообрядчество делится на 4 вероучения: 1) австрийское (Белокриницкой иерархии), 2) поморско-брачное, 3) феодосиевское и 4) «по кресту» (или рябиново). Из четырех согласий самым большим по количеству прихода считается согласие «по кресту» и самыми малыми - феодосиевское и Белокриницкой иерархии; феодосиевцев в приходе по списку только 171 человек, из коих 60 мужчин и 111 женщин.

По богатству приходов здешние старообрядцы едва ли найдут себе соперников где-нибудь в провинции. Не говоря о благолепии молитвенных домов, в доме почти каждого коммерсанта старообрядца имеется своя домашняя молельня, украшенная древними и дорогими иконами в золотых с украшениями ризах, изобилующая целым годовым кругом богослужебных и других древних и новых ценных книг.

Приход старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в городе невелик, большинство прихожан раскинулись по уезду. Молитвенный дом австрийцев (церковь) находится в самом лучшем месте города, но, к недостатку своему, это — жилое помещение, а не натуральный видимый храм. Священник этого прихода человек деятельный; а другими согласиями он находится в хороших отношениях, имеет жизненный опыт, может быть приятным собеседником и знает св. Писание. Других подробностей об этом обществе получить я не успел.

Общество феодосиевцев (отвергающих браки) по своему экономическому положению соперничает с поморско-брачным. Но содержится оно не на средства общественников, а на капитал чистопольской миллионерши, маститой старушки Екатерины Васильевны Челышевой. Ею построен капитальный молитвенный дом с богадельнею для нескольких призреваемых; при молельне содержится порядочный хор певчих - девушек. Пение хомовое, но надо сказать, что исполняется оно легче сравнительно с поморско-брачным, несмотря на то, что у поморцев пение лучшее, наречное; девицы поют свободнее, без излишней растяжимости. В настоящее время строится замечательная каменная столовая. Чле­нами общества, между прочими, состоят: владелец паровой крупянки А. В. Курятников и собственник богатейшего магазина в Чистополе М. Л. Мельников. Из духовного миpa здешних феодосиевцев нельзя указать на руководящее лицо. Знатоков духовного дела здесь нет, а старцами, «отцами» и двумя-тремя общественниками церковное и общественное дело толкуется вкривь и вкось, что, понятно, не сулить процветания общины в будущем. Означенные лица от утверждения общины (на основании правил 17 октября 1906 г.) совершенно отказываются, находя в этом что-то подозрительное по отношению к своим религиозным убеждениям, якобы последование антихристу. С другой стороны, это, как надо думать, послужит на вящшую пользу, к объединению старообрядчества. Ведь выведут же из терпения своею казуистикой седовласые старейшины юных и сильных членов общины. Например, гг. Курятников и Мельников как видно далеки от мудрствования старичков и к делам молельни поэтому относятся безучастно.

Согласие «по кресту» (так оно зарегистрировано губернатором) или «рябиновое», как именуют его другие, одна из самых больших чистопольских общин, и в то же время оно самое жалкое в церковно-религиозном отношении, доживающее свой короткий век. Учение этого согласия, при возникновении его лет 100 тому назад, заключалось в следующем: 1) время последнее, антихрист в мире, всему конец; не только не может быть священства и всех 7-ми таинств, но и службу церковную отправлять по уставу, за недостоинством простецов, нельзя, икон взять негде и по­клоняться поэтому таковым излишне; 2) поклоняться исключительно честному кресту, но сделанному обязазательно из рябинового дерева, гладкому, без всякого изображения, так как на рябиновом кресте (певге) распят был Христос Спаситель; 3) молиться только по лестовке, других молитв никаких не читать, особенно удаляться пения и 4) брак признавать. Так учили несколько лиц в конце XVIII и вначале XIX столетий в Оренбургской, Уфимской и Казанской губерниях.

В 50-х годах прошлого столетия последователей учения «по кресту» набралось много, и в некоторых местах перечисленных губерний образовались общества, в том числе и чистопольское. Ныне учение рябиновцев резко изменилось. Теперь служба у них совершается в молельне сполна по уставу, но без пения, все одним чтением. Иконы также приняты, только св. крест с изображением не считается за крест, а называется «распятием».

Главные попечители прихода, – местные богачи: А. Я. Логутов (нынешний городской голова), гг. Вачуговы, Маклаковы, Макеевы, Мясников, Кирпичников и другие. Фактически этих и им подобных господ нельзя считать прихожанами, так как многие из них или редко захаживают скучать духовно в молитвенный дом, или вовсе не ходят. Но ведь это не удивительно, разве можно навязывать человеку тяжелое иго?

Не так давно, в 12-й праздник (Вознесения Господня) я зашел полюбопытствовать в рябиновскую молельню. Самая молельня наружных знаков не имеет, это — ветхий жилой дом; в середине старый под черным лаком иконостас (в роде божницы); в нем до 75 разных икон, но среди икон так много белых крестов (без изображения), что они составляют около 50 процентов всех икон. Молящиеся все из низшего сословия, бедняки, богача ни одного (а ведь праздник не маленький). Настроение в общем строго молитвенное, но по внешней обстановке весьма мрачное; я мысленно вернулся к временам самосожжения и вообще представил своему воображению печальную кар­тину горестного начала старообрядчества. В момент моего прихода настоятель общины г. Сорокин, высоким и приятным, несколько плаксивым голосом, прочувствованно и внятно читал Апостол. Но вот, при таком прекрасном чтении, читающий дошел до слов: «они же убо (т.-е. апостолы) сошедшеся, вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето се устрояеши царствие Израилево? Рече же к ним (Исус): несть ваше разумети времена и лета, яже Отец по­ложи Своею областию» (Деян., зач. 1). Я после этих слов подумал: братия возлюбленная! Христос, грядущий судити живых и мертвых, говорит: не ваше дело знать времена и сроки. Церковная песнь также свидетельствует: «Еже о нас совершив смотрение, и яже на земли соединив с небесными, вознесеся во славе Христе Боже наш, и никако же отлучался, но пребывая неотступно, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы» (кондак и икос Вознесению). Вот слова Христовы, а вы не верите Христу, что Он обещался быть с нами неотступно, и думаете, что сила антихри­ста превосходить силу и могущество Божие. Нет, со­храни нас Боже от таких суетных понятий. Если Христос с нами вечно, то кто на нас? Господь — просвещение наше и Спаситель наш, так кого же убоимся? Да, тьма наша духовная довела нас до того, что мы на все смотрим противоположно. В каноне св. Андрею Уродивому 2-го октября написано так: «Богу моляся и диаволу досаждая». А если заглянуть в душу мнительного безпоповца, то он, вероятно, сказал бы так: ддавола бояся и Богу досаждая. Гру­стно, грустно. С такой мыслью я продолжал слушать. Евангелие читал пожилой человек, но уже не так, с недостатком: слишком торопливо, даже по-никониански, — вместо слов «Марии Магдалыни» сказал: «Магдалины». Этот грозный старичек иногда говорить так: «Я считаю всех еретиками, кто не так учит, как я».

Более светлое и отрадное общество, в сравнении с описанными, поморско-брачное. Это самое богатейшее общество в Чистополе. Надо полагать, что в сей общине также есть миллионеры. Главный попечитель прихода коммерции советник П. М. Шашин, члены следующие: семейство В. Ф. Маланьичева; - у них чайная торговля собственной развески; сын Н. В. Маланьичев и мать Mapиa Никандровна Маланьичева; последняя в приходе считается усерднейшею особою к дому Божию и много жертвует деньгами и обедами, нищие по праздникам толпами окружают дом ее; далее вид­ный общественный деятель Б. П. Шашин, С. М. Кокорышкин, Ф. Г. Зайцев (сам и дети посещают крылос), Н. П. Шашин, староста А. Г. Ша­шин, гг. Киясовы, Е. Л. Лузина, сын главного попе­чителя и председателя общины потомственный почетный гражданин П. П. Шашин и другие.

Петр Матвеевич Шашин, можно сказать,  самый  усерднейший и  энергичный человек в приходе; он собрал разрознен­ный приход так, как евангельская «кокошь собирает птенцов своих под криле». Он на свои сред­ства, единолично, 7 лет тому назад выстроил ка­менный и дорогой по внутреннему украшению молитвен­ный дом и при нем каменную столовую. В прошлом году на его средства и при неустанных хлопотах, при содействии других членов, выстроено замечательное училище, соответствующее всем правилам школьной строительности и гигиены. Кроме того, П. М. Шашиным выстроено в городе Чистополе громадное здание для ремесленного училища, в котором он и состоять ныне почетным членом. При молельне порядочный хор певчих, - есть с голосами: особенно сильным и звучным голосом обладает певец А. С. Муравьев. Пение наречное, но поется стройно и со­гласно, хотя слишком редко, только знакомое, осталь­ное, к сожалению, заброшено, так как спевок не бывает за отсутствием хорной дисциплины и т. д.

Официальный настоятель общины А. И. Поварницын, он же и уставщик, прослуживший здесь более чет­верти века. Надо отдать справедливость, - г. Поварни­цын хорошо знаком с своим делом и в безпоповском мире должен считаться человеком сведущим, тем более что священное и святоотеческое Писание не переделывает на свой вкус, как обыкновенно ведется среди старцев  безпоповских. Но и в этом правильно организованном и физически сильном обществе не без греха. Кроме лиц, исполняющих духовные обязанности при молельне, есть в общине подпольные грызуны. Противились когда-то Моисею и Аарону Корей, Дафан и Авирон, противятся общине также и эти люди; главные из заговорщиков давным-давно оставили стены молитвенного дома, но до сих пор почему-то считают себя воротилами общины, и хотя исподтишка, некоторые за благостыню, но делают свое дело, конечно, не на пользу обществу, не на созидание, а на разорение.

Представленное здесь чистопольское старообрядчество хотя еще не совсем, но ясно рисует картину, как отразились на старообрядчестве долгие гонения и нужды. В уездном городе, где мог бы быть только один приход, гнездится целых четыре вероучения. Современным старообрядческим миссионерам и начетчикам следовало бы обратить свое внимание на Чистополь; вероятно здесь они нашли бы широкое поле для своей деятельности.

Да, старообрядчество с виду как бы не единодушно. Но можно ли по этому заключить, что оно слабо. Нет, нельзя. Да ведают же супостаты наши церковные, что старообрядчество велико и славно; оно дает государству полезных людей. Масса крупных, именно крупных, торговцев и фабрикантов суть старообрядцы.

Приезжий

 (Журнал «Церковь», № 32, 1908 год, с. 1022-1024)

Опубликовано на сайте "Староверы в Рыбацком"

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-24)
Просмотров: 1327

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz