Книжница Самарского староверия Четверг, 2017-Май-25, 23:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Безгодов А.А. Историческая справка о старообрядческой поморской общине Рыбинска

История общества христиан-поморцев г. Рыбинска известна с начала 18 века, когда установились тесные связи Выговского поморского монастыря со староверами Рыбной слободы. Развивалась рыбная и хлебная торговля. До второй половины 18 века староверам Рыбинска приходилось находиться на нелегальном положении, а для молитвы тайно собираться по домам верующих.

 

При Екатерине второй положение несколько улучшилось. Теперь староверов, согласно царскому указу, стали официально именовать старообрядцами, а также появилась возможность организовывать молитвенные дома и более свободно собираться на богослужения.

 

В 19 веке особенно интенсивно стало развиваться старообрядческое купечество, во многих купеческих домах появились домовые моленные, которые фактически выполняли роль приходских храмов. С середины 19 века среди поморцев Рыбинска стала известна моленная, построенная на Мологской ул. во дворе дома Семена Матвеева, который позже стал в ней настоятелем. В 1862 году на углу улиц Воздвиженской и Ивановской  был построен де­ревянный двухэтажный дом, ставший первой общественной моленной Рыбинской Троицкой поморской общины. Со временем в городе сложились две общины староверов-поморцев, одна из которых занимала более консервативные позиции и называлась старопоморской. 

В 1905 году вышел высочайший манифест императора Николая II «о свободе вероисповедания», по всей стране началось активное возведение храмов. В Рыбинске на ул. Мологской (ныне Чкалова) д. 73 была построена каменная церковь во имя Воздвижения Креста Господня, а в 1912 году каменная же церковь Троицкой старообрядческой поморской общины на углу Воздвиженской и Ивановской улиц (ныне угол  Луначарского и Радищева). Кроме этого общине также принадлежало старообрядческое кладбище, которое находилось за речкой Коровкой. На кладбище имелась деревянная часовня. В архивных документах так же периодически упоминаются иноки служащие требы на кладбище и в храмах, таким образом можно предположить, что при общине была устроена иноческая обитель. Кроме самого города, прихожанами общины были жители д. Староселье, д. Папушево, д. Крохино, села Михайловского и др.

  

Главными строителями и попечителями церквей выступали Рыбинские купцы-староверы, среди которых: Расплетины, Пудовы, Неопихановы, Миклютины, Кондратьевы, Соколовы и многие другие.

 

 

Старообрядческие купеческие фамилии и простые старообрядцы-граждане города внесли огромный вклад в развитие и процветание Рыбинска и уезда. Широкими были и торговые связи рыбинских староверов, особо крепкое и продолжительное сотрудничество наблюдалось с купцами староверами Среднего Поволжья и Прибалтики, в частности Виленской губернией. В годы Первой Мировой войны многие прибалтийские купцы староверы эвакуировались именно в Рыбинск к своим одноверцам. Среди них такие известные фамилии как Портновы, Деликатновы, Васильевы и др. В этот период в метрической книге сделано более половины записей о крещении детей купеческого и мещанского сословий выходцев из Прибалтики.

 

Однако, к сожалению, поступательное развитие общины было прервано революционным 1917 годом. В 1920 годах имущество церквей неоднократно подвергалось описям и изъятию. С Троицкого храма были сняты все 6 колоколов, в 1929 году по постановлению Областного исполкома каменная церковь во имя Святой Троицы была изъята у законных владельцев. Та же судьба постигла и другие молитвенные здания староверов.

 

Вновь гонимые христиане, лишившись своего храма, стали собираться на молитву по домам, одно время нелегально продолжали собираться в доме на ул. Чкалова и даже ездили в с. Михайловское. Фактически до середины 1950-х годов в городе существовало две общины, которые после смерти последних наставников объединились. В последнее время Рыбинская поморская община собиралась на квартирах христиан, сменив около 6 адресов. Так вот уже около 50 лет, как в общине нет постоянного духовного наставника.

 

В наше время представители общины продолжают регулярно совершать богослужения, в этот пост принимать исповедь приезжал московский наставник Нечаев Василий Федотович, который духовно курирует Рыбинскую общину. Еще зимой прошло собрание, на котором было решено начать работу по регистрации общины, а в дальнейшем надеются восстановить историческую справедливость и вернуть свой единственно сохранившийся в городе молитвенный храм по адресу г. Рыбинск ул. Радищева д. 50, чтоб на своем месте возносить молитвы во славу Божию.

 

По вопросу регистрации общины и возвращения храма, этой зимой была проведена работа сотрудниками Российского Совета ДПЦ, были оформлены необходимые документы. В ходе переписки, а так же и личных встреч с руководством города были обозначены те вопросы, которые стоят в настоящий момент перед общиной. В прошедшем марте для нужд общины администрацией города было предоставлено довольно обширное временное помещение с отдельным входом. Переговоры по вопросу возвращения исторически принадлежащего общине Троицкого храма продолжаются, в настоящее время в этом здании располагается музыкальная школа. Будем надеяться что к 2012 году, к 100-летию храма вопрос будет решен и староверы Рыбинска смогут вернутся в свой Дом во имя святой и  Единосущной Троицы.

 

А.А. Безгодов (Москва)

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-23)
Просмотров: 2180

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz