Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Мар-19, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Половинкин П.В. Вторая Москва (село Самодуровка - Белогорное Саратовской области). Часть 1

Истории известно несколько поселений староверов с названием – Самодуровка. Одно из них находилось в Курской губернии, а другое, что ранее было в Хвалынском уезде Саратовской губернии, в настоящее время называется село Белогорное Вольского района Саратовской области.

Первые жители этих мест, приверженцы старой веры из самой первопрестольной, поселились в лесу, который стал называться «Климов дол», аж в XVII веке. Укрывавшиеся тридцать лет в лесу староверы старались не отходить далеко от  своего поселения. Рядом же находился и погост. До сего дня на этом месте сохранились останки их землянок и погост с намогильными крестами.

Со временем, обследовав округу, они нашли небольшую лысину (поляну) на горе, густо покрытой лесом, которую назвали «Лысой горой» и устроили на этом месте кладбище.

            Во времена Екатерины II, когда отношение власти к староверам потеплело,  староверы спустились с «Климова дола» вниз и стали заселять местность сегодняшнего села. За незаконные их действия они были названы «самодурами», а село стало именоваться «Самодуровка».

            Позже в «Самодуровку» стали стекаться переселенцы из Пензенской, Костромской и других губерний. Староверческое поселение так разрослось, что его называли «второй Москвой».

Когда и как здесь приняли поморский устав - неизвестно, но, видимо, уже с середины XVIII  столетия самодуровцы были равностными последователями Выга.

«Во второй половине XVIIIXIX веков Самодуровка словно повторила историю Выголексинского общежительства, подхватила его славу, развила основные идеи. Поволжское старообрядчество так же, как и выговцы, осваивало новые земли, вело напряженную полемику. Выголексинские споры о догмате немоления за государя, о возможности брака без священства … достигли и Самодуровки». [1]

«Климовцы, - говорят самодуровские староверы, все были феодосеевской веры». Если уточнить эти слова, то первые староверы отрицали безсвященнословные браки.

По косвенным данным можно определить, что во второй половине XIX века из староверческого общества выделились последователи брачного согласия. Скорее всего, это произошло при наставнике Павле Афанасьевиче Сычеве, и даже, может быть, при его непосредственном участии.

В конце XIX века в селе было три согласия: поморцы – брачные, феодосеевцы и так назваемые «тропарщики» - поморцы, признающие моление за царя и отвергающие бессвященнословные браки. [1]

            Начиная с самого образования села, местными жителями велась и бережно хранилась летопись. Она передавалась от старейшины к старейшине и постоянно дополнялась. Однако в последние годы она безвозвратно была утеряна. До наших дней дошли лишь отдельные поздние списки некоторых ее глав. Из выдающихся историографов села выделяются: Павел Яковлев, внук Климу Ивановичу, Яков Ефимович Ларин, наставник «тропарщиков» и Евграф Круглов, якобы последний, вписывающий в летопись важнейшие события.

            В истории села Я. Е. Ларина говорится: «…приступимъ ко истории, начнемъ повествовати внутрь Самодуровки ничтожной деревни из подъ белыхъ меловыхъ горъ сияющую зарю благочестия…... … Елика убо слышахъ от достоверныхъ рассказовъ усердныхъ … дедовъ и прадедъ нашихъ стариковъ и старухъ…...»  [2]

            Найденный один из поздних списков «Помянника» повествует о жизни села за его трехсотлетнию историю, наставниках и служителях церкви (примерно с середины XIX в. здесь присутствуют только представители брачного согласия):

«Сие поминание жителей Села Самодуровки Отцев Духовных и причетников четцов и певцов от начала Самаго Заселения Села и доныне Содержащих древнее Благочестие поморскаго согласия Приемлющии браки законные С кратким их Жизнеописанием.

Помяни Господи душа раб своих иже во святей вере преставльшихся отец наших духовных и всех четцов и певцов и всех твердо исповедающих древнее благочестие православных християн скорбно и нужно поживших

            Священноиерея Иоанна сей священник родитель Климу Ивановичу

            ***

            Климента

В царство Петра и Иоанна Алексеевича Сии Клим Сын священноиерею Иоанну со своим семейством бежал из Москвы оставили тамо двоетажный Каменыи дом и все имение и от преследования власти за содержание древняго благочестия с верхняго етажа спустились по холстам нощию и бежали и скрываясь в долу около 30 лет по их и ныне прозвался оный дол Климов где он и его семейство в оном же долу погребени преставися мирно В лето от создания мира 7273 году марта 31 как доказывает рукопись собственноручная его внука Павла Яковлева

            ***

            Иоанна

Сей Иоанн сын Климу Ивановичу девственной жизни нужные духовные требы исправлял крещение и другие и мирно преставился в лето 7303 марта 10 погребен в Климовом долу

            ***

Иоанна старец сей Иван Григорьевич Гришин духовник отечествовал после Ивана Климыча

***

Инока Зосима

сей инок Зосима прежде жил в ските который был в барском долу очастке под видом хутора в глубокой стороне против города Царицына онаго участка барыня соблюдала сама древнее благочестие и неприняла новизны внесенныя Никоном патриархом в сем скиту жил инок Макарий урождениц малыковскай Малыковка последи стала городом Вольским Инок Зосима расказывал о себе что он урожденец из села Красный Яр По разорении онаго скита отец Зосима находился жил в деревне Суворовке во иноческом образе около золотого что на Волге часто гостевал и у нас в Самодуровке от него и прочие иноцы получили ангельский образ пострижения. отец Зосима росту был невысокаго горбоватый брада черная с сединою длинная и широкая очень был поучительный речь его ласковая и смиренная если кому будит сочинять о чем како в выговор то смиренно прости меня брате Христа ради так бывало християне не творили христианину так не свойственно преставилси в деревне Суворовке камышенскаго уезда на горке в лесу под липой в растоянии от деревни около 3 верст на его могиле были и пели панихиду малую Саратовский настоятель Иван Ефимычь и Терентий Акимовичь и самодуровские галактион Васильевич и Спиридон Петрович пропели со слезами над могилой его вечная память 3. По доказательствам настоятеле Афанасия Федотовича шиловскаго через 18 лет некий старец завещал о себе чтобы по смерти своей завещал похоронить его в месте с отцем Зосимою розыскали могилу его и обретоша тело его и одежды нетленны настоятель оный насмелися и открыть лице и открыша и обретоша тело его нимало врежено и со слезами своим платочком потер по лицу его и паки закрыша и погребоша. Преставился отец Зосима в 1833 –м году в глубокой старости.

            ***

            Инока Ефрема

Сей в бельцех звание имел Евдоким Максимычь художством иконописец при блаженней кончини сподобися быти инока Зосимы и от наго погребе и сам. Похоронен в Саду недалече от отца Зосимы в деревне Суворовке.

            ***

            Инока Ануфрия

сей управлял в нуждных духовныя требы по смерти старца Ивана Григорьевича Гришина в мирянах Звался Антон Анофричь жилъ и преставилси в Самодуровке

            ***

            Инока Афанасия

настоятел сей инок Афонасий в мирянах звался Артемий Климыч отечествовал последи инока Афанасия в Самодуровке.

            ***

            Афанасий настоятель

сей  Афанасий родитель отца Павла Сычева отечествовал последи инока Афанасия в Самодуровке зять Хрисану Климычу.

            ***

            Инока Антония

Настоятель сей инок Антоний в мирянах звалси Алексей Петрович прозвище Магага. Настоятельствовал в царствование Николая Павловича жестокое житие препровождая келия его особо от порядка села была к горам на задах в ней ничего не было татьми крадомаго один чурбак древяный на одре его лежаше имущий малу ямину где главе лежчи на одре его ничтоже и но точию доски голые летом и зимой одну шубу имяше яко халат во время соборнаго пения стояшу ему в одежде иноческаго образа накрыла вдруг власть и с него клубочец и мантию сняша и с безчестиемъ под стражу взяша Но засщитники Християне старцы Собрали многое число денег и его выкупиша умздили начальство Преставился мирно и погребе бысть на Лысой горе под углом старой часовни.

            ***

            Павла настоятель

сей Павил Афанасьевич Сычев благословение получил духовныя требы исправлять от отца инока Антония в 1842 – м году отечествовал 42 лета преставилси в 1884 году во время царствования Александра 2 по благословению его и потщению построин обширный молитвенный дом на задах у Павла Егоровича Головина. жизнь  честна и строго соблюдал християнскую веру тшательнай был к молитве вечная ему память похоронен на лысой горе.

            ***

            Ермолая настоятель

Сей Ермолай Савельевич Лякин благословение получил в настоятели от Павла Афанасьевича Сычева в 1881 – м году и отечествовал 18 лет преставилси 1899 – м году прожил жизнь честно и строго соблюдал веру християнскую тщательный был к молитве похоронен честно на лысой горе ростом был средний видом и личем степенный браду имея не зело долгую но священнолепную и в последу Нравственнопоучительный председателем был на нижегородском соборе в 1891 – м году от сего Гусев сибирский получил святое крещение Федор Афанасьевич и других многих крестил

            ***

            Гордия

певец был во время настоятиля инока Ануфрия у него в дому и было собрание при заселении села теликовки к сему Гордию приезжали отпевать погребение покойников с иноками отпевал сам почи о Господе

            ***

            Никиты        

сей

Никита Максимыч Чуев последи переименован Краснобаев При отце иноце Ануфрии построил особый молитвенный дом но власть разорила. Сам почи о Господе.

            ***

            Иосифа

сей Иосиф Иванович Ионин допустил собрание в свой жилой дом на богослужение а последи выстроил у себя на задах особый молитвенны дом с помощию братии около 1808 года Во францужский год оная существовала в которай молились вседневную службу в большой пожар бывший 1839 году и оная моленная сгорела преставися в Христове вере

            ***

Иоанна

Сей Иван Петрович Чертунин Кривошеей помощник Ануфрий и Афанасию в духовных нуждах по службе церьковнай и в писании был твердыи ежедневно службу в иониной моленной правил с иноками и тако во благочестии преставися.

            ***

            Петра

Петр Федорович от сего влечется род Петрянины был ревнитель За веру Христову и ко власти доступныи и смелый Почи во благочестии.

            ***

            Маркела

сын вышепомянутаго Петра по сгорении моленнай Иониной собрание допустил у себя в доме и сам с детьми исполнял службу церьковную по уставу поблагословению настоятеля и почи о Господе

            ***

            Фомы

сей Фома сын вышепомянутого Маркела устав по церковнай службе твердо знал и усердный молитвенник был и по благословению настоятеля Павла был выборным при таинстве совешения законных браков более 20 лет и с миром почи о Господе отцу Ермолаю был кресный отец.

            ***

            Емелиана

сей Емелиян Ермолаевич Кузнецов знаменитый старец и богатый твердый в вере к начальству доступныи много засщишал от власти отцев духовных и недавал в обиду всячески старался отстоять Християнство от преследования дарил подарками и умственно обходился за советом все население к нему приходило в крупных делах и старости скончался в покаянии и умилении во Христове вере вечная ему память зять был Иосифу построившему моленну Ионину

            ***

            Поликарпа

Сей Поликарп Ермилов 1 был выборный в Иониной моленнай Совершал браки Сам исходатайствовал право у власти чтобы никонинские попы не прикасались к християном ни в чем метрические списки християн от никониян отдельно исходатайствовал много был и подсудим Был во время иноков Зосима и Ануфрия и Афанасия и почи о Господе.

            ***

            Амоса

сей Амос Поликарпов сын вышепомянутаго Поликарпа твердый и всобеседовании словесный посгорении Иониной моленной Собрание было християн в доме усего Амоса за его учение и доныне поминают его что он говорил в Христове вере почи о Господе.

            ***

            Сисоя

сей Сисой Алексеевичь Магагин сын в мирянах еще бывшему оцу Антонию певец голос имел сильныи и умильный о сего Сисоя было собрание християн в доме когда соберутся християне побегут в келию за отцем иноком Антонием и с ним начнут молится уставу по сгорении моленнай Ионинай и во время смертоносия почи в вере христове сей Сисой

            ***

            Матфей

Матфей Федоровичь Осипов старец всегда был всегда при отцах духовных и был выборным при бракосочетании почи о Господе при отце Павле

            ***

            Иоанна

сей Иоанн старец Стрекень при оце Антонии усердный был к богослужению его всегда звали омывать телеса усопших християн буди ему вечная память

            ***

            Илариона

сей Ларион Иванов сын вышепомянутаго Иоанна Певец хорошии По гражданским делам очень искусный свецкое начальство его даже почитало скончася в Христове вере при отце Павле

            ***

            Димитрия

сей Димитрий Максимов Тихонов Помощник был отцу Павлу на главе его болезнь была желонка в глубоцей старости почи о Господе в моленнаи кадил и свещи вжигал.

            ***

            Макария

сей старец Макарий Лапотников помощник был отцу Павлу при созидании молитвеннаго дома трудов его и заботы более всех было По селу собирал материальными вещами всеми старался как бы в нем помолится поскорея был свеще вжигатель и кадил Препрост нравом смирен все его любили жил уединен в келии почи о Господе

            ***

            Иоанна

сей Иван Петров Миранов большак певец был и в гражданских присутьствиях почетный при отце Антонии почи в христове вере

            ***

            Иоанна

сей Иоанн Петровичь малый Певец и Записывал на лист покоиников имена во время панахиды во глубокой старости к Господу от иде при отце Ермолае

            ***

            Илии

Сей Илья Федоровичь Антонов от младых лет и до глубокой старости не отступно был при богослужении воскресные стихерых и на праздники годовые и триодные стихерых все наизуст пел поучительный и нравственный в старости к Господу от иде и погребен бысть честно оставив добрую посебе память буди ему вечная память

            ***

            Антония

Антонии Тимофеевичь Сидоров сторож был молитвеннаго дома свеще вжигатель и кадил строгой жизни и воздержнай преставился при отце Анфиноге в вере Христове

            ***

            Иоанна

Иван  Петрович Головин (Желона) допустил на свое помесье молитвенный дом построить и усердный ревнитель был к вере Христове и к молитве был свеше вжигатель скончася по неизреченным судбам божиим затравои поехал и на косогоре возом задавило погребен бысть по християнскому чиноположению

            ***

            Георгия

Георгии Григорьевичь Овсяников муж был с хорошим даром в толкования писания и в устави церьковном знающии молиться ходил усердно заболел болезнию параличь и до смерти в нем пребысть преставися

            ***

            Григория

Григорий Ивановичь Головин певец усердный к молитве не пропуская ни одной службы церьковнай за службай во время молитвы никогда не видели его чтобы заговорил с кем или улыбнулся над чем строгий был и в средних летах мирно преставися.

            ***

            Михаила

Михаила Яковлев Стрекнев Певец был при отце Павле много лет при отце Ермолае в старости преставися.

            ***

            Леонтия

Леонтии Иванов Стрекнев при отце иноке Антонии певцом был хорошим и в Христове вере преставися

            ***

            Василия

сей Василий Ивановичь Большаков 1 – и был богач в Самодуровки Сколько было На падения во время Николая Павловича На настоятеля и разных клевет от никонианскаго духовенства то к нему текли за помощию Матириальных средств как за своими и никогда ни отказывал ни вчем при сгорении иониной моленной у онаго Василия было собрание брати в дому и в глубокой старости к Господу отиде буди ему вечная память

            ***

            Иоанна

Иван Сидорович Чуев от рождения имел половину лица кроваваго вида от сего звание от народа стяжал краснощокии к молитве бы усердныи На молитве стоял как столб неподвижно с места на места к Слушанию писания тщательный свешевжигатель несколько время был при отце Анфиногене преставися в старости отец родной ныне Существующему отцу Матфею

            ***

            Терентия

Терентий Николаевич Разумов мал возрастом не книже сыи глубокое име смирение и молчание молиться охотник за его смирение и молчание и честную жизнь приставлен отцем Павлом к свещевжигательству и строже других наблюдал за светом отец Ермолай их обоих со старушкой детей у них не было взял к себе на двор в келью и последи отца Ермолая в старости преставися

            ***

            Севастияна

Савосьян Евдокимович Ковшаров Не книжен сыи но имел дар на Все 8 гласов мог запеть Господи возвах Бог Господь и блажены и воскресны стихеры и ирмосы и схорошим понятием мог разуметь писания чтомое во время службы По отпении утрени первыи заведет разговор старики ето чтомое был в Евангелии или в пролозе как ето что ето Христа ради повторите и начнется душеполезная поучительная беседа до часов был свешевжигатель буди ему вечная память преставися при отце Ермолае в начале его отечества

         

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Дек-03)
Просмотров: 5453

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz