Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Обухович С.А. Старообрядческое купечество Самарской губернии

Правление Николая I характеризовалось усилением репрессивных мер по отношению к староверам. Конец царствования был отмечен упразднением старообрядческих скитов, преследованиями приверженцев раскола. В то же самое время было приведено в соответствие законодательство о старообрядцах. Большая часть Законов данного направления вошла в третий раздел Устава о предупреждении и пресечении преступлений (XIV т. Свода Законов Российской Империи) .

 

Основой взаимоотношений старообрядчества с государством должна была стать первая статья раздела, которая гласит, что раскольники не преследуются за мнение их о вере, но им запрещается совращать или отклонять кого-либо в раскол, «чинить какие-либо дерзости противу православной церкви» или священнослужителей и вообще уклоняться от законных правил. Старообрядцам запрещалось основывать скиты, обители, строить церкви, часовни и молитвенные дома, печатать, продавать и ввозить из-за границы книги .

 

Статья 78 Свода содержит требование, чтобы выбранные к общественным должностям лица предварительно давали подписки о том, что они не принадлежат ни к одной из раскольнических сект. Этот закон был принят 31 декабря 1841 года. Таким образом, старообрядцам было отказано в возможности нести государственную службу, они не могли продвигаться по лестнице табели о рангах. Все это заставляло их реализовывать свои способности на тех направлениях, которые зависели только от них самих. Предпринимательская или торговая сферы деятельности наиболее характерны для активных старообрядцев. Но и здесь правительство пыталось возвести преграды староверам.

  

В 1854 году последовало правительственное распоряжение, имевшее целью склонить к единоверию  старообрядческое купечество, то есть нанести удар по наиболее состоятельной части старообрядчества и лишить его своих благодетелей. Так, было объявлено, что с 1 января 1855 года староверы лишаются права записи в купечество. Согласно высочайшего повеления, при объявлении купеческих капиталов предписывалось «требовать от предъявителей свидетельства о принадлежности их к православной церкви безусловно или на правах единоверия; не представившим таковых - выдавать торговые свидетельства по гильдиям на временном праве» .

 

Это распоряжение произвело громадный переполох среди старообрядцев торгово-промышленного класса, так как лишение права внесения капитала вело к лишению сословных привилегий и к выполнению рекрутчины с ее 25 - летним сроком службы. Выполнение этого распоряжения также стоило местным властям немалых хлопот. Так, в секретных бумагах самарского губернатора за 1855 год находим срочное предписание: «Предписывается Самарской городской Думе донести мне немедленно: сколько купцов-раскольников, плативших гильдейские повинности в 1854 году представили доказательства о принадлежности к православной церкви безусловно или на правилах единоверия, и сколько из них за непредъявление сих доказательств должны быть перечислены в мещане и сколько числится в этих последних семействах ревизских душ (5 января 1855 г.)» .

 

Однако, в делах Думы сведений о купцах-раскольниках не оказалось.

 

Самое большое количество обращений в единоверие последовало 30 и 31 декабря 1854 года, то есть в последние числа, назначенные для объявления купеческих капиталов. Подобные правительственные распоряжения были лишь частью единого плана насильственного обращения старообрядчества в единоверие: в том же 1854 году был отобран у старообрядцев и передан единоверцам Никольский храм на Рогожском кладбище в Москве, а в 1856 году запечатали алтари остальных храмов кладбища.

 

В первой половине сентября 1857 года приступила к работе Временная ревизская комиссия Самарской губернии , которая осуществляла приём ревизских сказок (сведений о лицах, подлежащих обложению налогами и призыву на военную службу). В октябре же правительство несколько смягчило политику против купцов-старообрядцев.   Самарский губернатор    2 ноября 1857 г. «секретно» предписывает Городской Думе «к точному исполнению» это новое распоряжение правительства: «Государь Император в присутствии своем в г.Николаеве, в 15 день минувшего октября высочайше повелеть соизволил: «впредь до особого распоряжения приостановить привлекать к рекрутской повинности семейства тех купцов, которые по непредъявлению удостоверений о принадлежности к православию или единоверию  в прошедшем 1854 году получили, или в текущем году получат, торговые свидетельства на временных правах» .

 

В ревизских сказках купцов г.Самары 1857-58 гг. представлены сведения о 222 купеческих семействах . Из них 5 показали себя принадлежащими к единоверию: Семёновы, Гурьяновы, Бутырские, Филипповы, Лошкарёвы . 11 купеческих семейств, несмотря на  существенное ограничение прав, показали своё состояние в «поповской секте». Главы «поповских» купеческих семейств: Пензин С.М., Шепелёв Л.И., Глухов А.И., Максимов К., Новотоцкий А.Т., Данилов Е.И., Санин Г.Л., Агарёв И.П., Семёнова Е.А., Жачкин В.М., Афанасьев В. . Все они – купцы 3-й гильдии, торгующие «на временном праве», в чём приравнены к купцам, принадлежащим к «молоканской секте». Большинство вышеназванных купцов грамотны или обучили грамоте сыновей. Исключение составляют семейства Козьмы Максимова, Ивана Петровича Агарёва, Екатерины Афанасьевны Семёновой, Степана Степановича Филиппова (25 %). Православные Купеческие семейства Самары показали такой же процент «грамотности» - 75 % - как старообрядцы и единоверцы (учитывалось наличие хотя бы одного грамотного представителя семейства). Обращает на себя внимание преобладание   грамотных среди купцов-молокан: из восьми семейств семь (87 %). Причём в этих семи семействах «пишут и читают по-русски» все совершеннолетние их члены.

 

Ревизские сказки проливают свет на некоторые детали семейного предпринимательства купцов-старообрядцев: они имели большие семьи, до 16-19 человек (Семёновы, Жачкины,  Афанасьевы).  Проживали, как правило, все вместе и «торговали заодно», т.е. на один капитал. Иван Петрович Агарёв с сыновьями и Василий Матвеевич Жачкин, кроме торговли, занимались хлебопашеством . Иван Васильевич Гурьянов с сыном Фролом имели мельницу, братья Пензины - канатопрядильный завод , Фёдор Иванович Бутырский – кожевенный завод . 25 февраля 1853 г. на Вознесенской улице (ныне Степана Разина) купцом Григорием Саниным открыт магазин фруктовых бакалейных и колониальных товаров .

 

 Старообрядческое купеческое семейство Пензиных – одно из наиболее известных и влиятельных в Самаре. В документах второй половины XIX – начала XX  вв. упоминаются представители трёх поколений семейства. Глава рода, Селивёрст Михайлович (1791-1857 гг.) был из крепостных, отпущенных помещиком Шахматовым на волю . В 1844 году он записался в 3-ю гильдию . Дело его - управление канатопрядильным заводом и торговлю – продолжили его сыновья: Никита  и Иван , а затем и внук Константин Никитич . Все они уже купцы 2-й гильдии и приняли  «австрийское священство». Никита Селивёрстович Пензин в 1850-1852 гг. был одним из четырёх гласных Самарской городской Думы 23-го созыва. Жили Пензины в 1-й части г.Самары по улице Вознесенской, на пересечении её с Дворянской. 15 июня 1866 года Никита Селивёрстович представил в Губернское Правление проект на разные перестройки в его доме, в том числе и на «постройку каменных нежилых служб на правой и задней межах»  и, «не сождав утверждения строительного отделения», начал постройку. «По репорту» Самарского городского полицейского управления было начато дело «о самовольных постройках…», однако, проект Пензина был утверждён и дело «оставили без последствий» .

 

Пореформенный период был временем расцвета самарского купечества. Купцы определяли жизнь города, его самоуправление и внешний вид. После доработки Торгового устава в 60-х гг. XIX в. гильдий осталось две. В 1862 г. в Самаре объявили капиталы 256 купцов . После реформы 1863 г. гильдейские списки существенно пополнились: в 1871 г. насчитывалось уже 659 купцов и из них 33 – первой гильдии и почётные граждане. Вторая гильдия была более многочисленной. В 1874 г. она включала (с членами семей) 626 человек. Преобладали православные христиане – 537. Старообрядческие толки были представлены следующим образом: австрийские староверы – 24, поповские старообрядцы – 20, спасово согласие – 9, поморцы – 8. Иные конфессии: молокане – 28, мусульмане – 3, иудеи - 2 . Итого в 1874 г. купцов-старообрядцев (единоверцы не учитываются)  61 человек,  что составляло  9,7 % самарского купечества.

 

Новые старообрядческие купеческие фамилии, появившиеся в Самаре в 60-70-е годы: Гиляновы, Малюшкины («поморской секты»), Немцевы, Санины, Сбитневы, Синельниковы, Сорокины, Софроновы, Сыромятниковы. Купцы-единоверцы -  Афанасьевы, Савельевы.

 

Синельниковы – из самарских мещан. В 1838 году мещанин Василий Степанович Синельников купил дворовое место в Самаре, во второй части, в 43 квартале под № 672, по улице Преображенской . Между продавцом и покупателем было заключено домашнее условие, которое «покупщик» Синельников во время пожара затерял, «купчей же крепости совершить не удалось по случаю смерти продавца». Эти обстоятельства, дополненные летом 1853 года рапортом квартального надзирателя о состоянии Синельникова в «старообрядческой секте» ,  заставили Василия Степановича подать прошение о выдаче ему данной на дворовое место в Самарскую Городскую Думу. Осмотр места полицией проливает свет на условия жизни будущих купцов-хлеботорговцев.

 

Размеры места: по улице девять, а в глубину двора двадцать с половиною сажень. «Место это занято строениями: построен каменный одноэтажный дом, кухня деревянная, сарай попереч двора, конюшни двоеворотные, передние и задние погребища. На заднем дворе - изба свечная деревянная, анбар небольшой деревянный, ещё два анбара на пяти и двух столбах и каменная изба» . 14 июня 1857 года место было утверждено за Василием Степановичем Синельниковым . Сын его Филипп  и внук Иван Филиппович  – самарские 2-й гильдии купцы, принадлежащие к «австрийской секте».

 

Соседом Василия Синельникова, также проживающим в 43 квартале, по улице Преображенской, был купец 2-й гильдии старообрядец Анисим Павлович Сбитнев . В сентябре 1869 года он предложил к утверждению строительному отделению Губернского правления проект предполагаемых построек на его дворовом месте . Отсюда мы узнаём, что в 1869 году А.П.Сбитнев уже имел каменный дом, каменную кладовую, нежилые деревянные службы.  Планировал же построить «в одном корпусе каменные: анбар, комнату и баню с брантмаурами [брандмауэр – глухая кирпичная стена – О.С.] от соседей» . Проект утвердили. В «Сведениях о наличном состоянии членов купеческих семейств» 80-х годов неизменно упоминается наследник А.П.Сбитнева – 2-й гильдии купец Андреян Анисимович Сбитнев, «поповско-старообрядческой секты» . У Андреяна Сбитнева было три сына: Иван, Степан и Константин . Продолжили ли они дело отца и деда неизвестно.

 

В 60-е годы XIX века самыми крупными скупщиками земли, в руках которых находилось три четверти купеческого землевладения Самарской губернии, были восемь крупнейших семей -  Мальцевы, Шихобаловы, Курлины, Аржановы, Корепановы, Плешановы, Ковригины и Сапожниковы. Старовер «австрийского толка» Михаил Трофимович Мальцев в 1861 г. – крупнейший среди купцов Самарской губернии арендатор казённых земель (116 395 дес.) .  К 1868 г. у Мальцева с Корепановым собственных земель было 150 тыс., к ним арендовалось ещё более 300 тыс. дес. казённых и около 50 тыс. дворянских. Таким образом, Мальцев «со товарищи» держал в руках население двух южных уездов: Николаевского и Новоузенского. Старший сын М.Т.Мальцева Анисим Михайлович продолжил дело отца. В 1905 г. особенно крупными были владения купцов Мальцевых в Николаевском (398 276 дес.), Новоузенском (290 418 дес.) и Бузулукском (241 741 дес.) уездах . А.М.Мальцеву принадлежал также один из наиболее крупных конных заводов в губернии - 198 голов кровных рысаков киргизской породы . Завод располагался на хуторе Бинарадка  Нижне-Покровской волости, Николаевского уезда. Прочими крупными конными заводами в России владели только дворяне.

 

К «австрийскому толку» относились также такие  крупные хлебопромышленники как купцы Харитонов (98 468 дес. арендованных казённых земель)  и Зиновьев (32 696 дес.) .

 

Самарский купеческий род Аржановых вёл своё начало от уральских казаков-староверов, прибывших в Самару во второй четверти XIX в.   Аржанов Семён Леонтьевич (1875-1903)  принял единоверие . В 1882 году он уже - купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин .  В 1915 году - пайщик акционерного пароходного общества «Кавказ и Меркурий», совладелец теплохода «Двенадцатый год». Один из крупнейших землевладельцев Самарской губернии, С.Л.Аржанов имел 115 тысяч десятин земли . Его огромные земельные владения находились, преимущественно, в Самарском уезде. В апреле 1887 г. С.Л. Аржанов пожертвовал 30 тысяч рублей Константиновской общественной богадельне . Его сын Лаврентий, также купец 1-й гильдии, старообрядец , ещё более прославился благотворительной деятельностью. В 1901 году в Самаре основана богадельня на средства Л.С.Аржанова . В 1903 г. самарский купец, коммерции советник  Л.С.Аржанов пожертвовал десять тысяч рублей в пользу Дома трудолюбия, за что был удостоен благодарности императрицы . На его средства в Самаре построены инфекционная больница («Красный крест»), старообрядческая церковь и другие здания. К началу XX в. Л.С.Аржанов и купцы Соколовы купили все земли Л.Н.Толстого в Бузулукском уезде . Дочь Л.С.Аржанова – В.Л.Шихобалова – жена самарского купца и коллекционера П.И.Шихобалова . В собрании СХМ хранятся картины из коллекции Аржанова: «Перед объяснением», портрет Л.С.Аржанова работы В.Е.Маковского и, предположительно, картины Ю.Ю.Клевера.

 

Указом Казённой Палаты от 11 июля 1863 года был причислен ко 2-й купеческой гильдии Санин Иван Львович (1829-1910 гг.) . Глава общины старообрядцев, приемлющих священство Белокринницкой иерархии, он, в 1863-64 гг., занимал  также должность бургомистра Самары . В 60-е годы И.Л.Санин проживал во 2-й части г.Самары, в 37 квартале по улице Соборной, в месте пересечения её с Заводской . Здесь располагался каменный двухэтажный дом с проездом и каменные торговые лавки. В 1866 году И.Л.Санин получает разрешение надстроить на каменные лавки второй жилой этаж и построить во дворе   каменные  жилые службы. В 1882-1886 гг. он владел несколькими магазинами. Позднее И.Л.Санин покупает дом в самом центре города, на углу Дворянской и Москательной . Теперь он уже Потомственный почётный гражданин г.Самары. С 1872 по 1900 гг.  И.Л.Санин – гласный городской Думы. В течение 50 лет являлся почётным мировым судьёй. В 1903-1904 гг. – член самарского губернского статистического комитета. Совладелец механического завода «Бенке и К». Организовал бесплатную столовую на 100 человек.  Брат И.Л.Санина,  Николай Львович, также купец 2-й гильдии владел магазинами на Алексеевской площади.

 

Старообрядческие купеческие фамилии 80-90-х годов уже возможно распределить по направлениям, т.к. теперь, как правило, в документах указывается не просто принадлежность к «раскольнической секте», но также называется толк. Кроме Мальцевых и Санина И.Л., «австрийское согласие» представляют в это время семейства Беспалова А.И. ,  Зиновьева В.М. ,  Плашкина М.П. ,  Попова И.Е. ,  Сидорова М.П. ,  Сыромятникова П.И. ,   Харитонова И.Е. ; «поповское» направление – Аверьянов Е.Ф. ;  поморское согласие – Белоусов Д.И. ; спасово согласие – Чубаков А.Ф. ; просто «старообрядцами»  названа семья  Софроновой А.Е.   Единоверцы:  Аржанов С.И., Афанасьев Е.Ф., Коробов И.К., Немцев П.В., Хренов Е.П. .

 

Купцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии,  преобладают в Самаре среди старообрядческих направлений и в 1901 году. Это купцы 1-й гильдии Беспалов В.А., Зуев Н.Н., купцы 2-й гильдии Анисимов Г.И., Афанасьев М.В., Вишняков А.И., Петров И.Я. «Старообрядческими», без указания толка, названы также семейства Аржанова Л.С., Журавлёва И.А., Малюшкина Л.И., Полуэктова И.Я. Единоверцы: Афанасьев А.Е., Афанасьев И.И., Кузнецов В.Е., Кузьмин М.И.

 

17 октября 1905 г. – день опубликования известного Манифеста – дата знаменательная для всего российского старообрядчества. С этого дня началось «золотое» десятилетие старообрядчества, организованного лучшими своими представителями: священниками, наставниками и купцами, – и показавшего России свою духовную и материальную силу. В Самарской губернии купцы-староверы также встали во главе  общин и жертвовали значительные средства на храмостроительство. Так, первыми в Самаре, уже в декабре 1906 г., ходатайствовали о регистрации общины 66 старообрядцев, «приемлющих священство Белокринницкой иерархии», во главе которых стоял тогда купец Иван Львович Санин . В 1908-1910 гг. И.Л.Санин неустанно ходатайствовал в Думе о постройке каменного храма для своей общины. Однако построен он был только в 1914 году, на месте,  пожертвованном купчихой М.К.Саниной,  по улице графа Льва Толстого, между Дворянской и Вознесенской.

 

В 1911 году старообрядцы Белокринницкой старообрядческой церкви г.Балакова Николаевского уезда построили большой, красивый храм Троицы по проекту выдающегося московского зодчего Федора Шехтеля . Заказчиками храма были сыновья известного основателя купеческой династии М.Т.Мальцева Анисим и Паисий.  Основной объем храма Троицы завершается открытым внутрь мощным восьмигранным шатром. С запада к нему примыкает колокольня, а с северо-востока – похожая на терем крестильня. Сам автор гордился этой постройкой и называл ее очень удачной. Ценность храма Троицы увеличивается замечательными мозаичными панно, сохранившимися до сих пор. На южном фасаде изображен Спас Нерукотворный, с северной стороны над порталом входа – Богородица с младенцем. Мозаики выполнены в 1911 году по картонам И.О.Чирикова знаменитым петербургским мастером В.А.Фроловым. Балаковские мозаики каким-то чудом были поставлены на государственный учет Главнауки в 1932 году, поэтому местные власти не посмели причинить им вреда, как и самому храму.

 

Вышеназванная старообрядческая церковь в Самаре тоже уцелела, каким-то чудом. Расположена она рядом с корпусами станкозавода, который постоянно «эксплуатировал» здание храма: здесь размещались и заводское общежитие, и «Дом техники», и клуб станкозавода.

 

В 90-е гг. XX столетия начался процесс возрождения старообрядческих общин, возвращения и реконструкции храмов. Вера отцов, их ценности, их знания прошли очередное испытание временем и вновь восстают из пепла. Хочется верить также и в скорейшее восстановление традиций благотворительности и трудовой этики старообрядческого купечества современным российским предпринимательством.

 

Обухович С.А.(Тольятти)  

 

Вестник Волжского университета имени В.Н.Татищева. Сер. «История». Вып. 7. – Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005. СС.144-154.

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 4700

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz