Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Авг-19, 12:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Поволжье

Хроника событий вокруг старообрядческого храма РПСЦ в Самаре (2004-2005 гг.). Часть 1

20 мая 2004 г.  Официальный сайт Главы города Самары Лиманского

 

Новости

 

Накануне всероссийских Дней славянской письменности и культуры в праздник Вознесения Господня в Самаре состоялось воздвижение крестов на здание бывшего единоверческого храма, переданного администрацией города Самарскому Епархиальному управлению Русской Православной церкви.

 

 

 

Единоверческий храм, возведенный в 1913 году, объединял по решению Священного Синода до революции под своими сводами храм во имя Казанской Божьей матери и храм во имя Иоанна Богослова, привлекая в лоно православной церкви общину старообрядцев. После национализации в годы Советской власти уникальное здание на улице Льва Толстого было передано станкостроительному заводу под клуб. Постепенно памятник зодчества разрушался. В годы перестройки началась его реконструкция для дальнейшего размещения развлекательного центра. Особенность расположения здания внутри квартала такова, что его можно увидеть, только подойдя вплотную через арку жилого дома. Во всей красе храм виден только с Волги.

С палубы теплохода его увидел и Патриарх Русской Православной церкви Алексий Второй, посетивший Самару в 1999 году. Он попросил светские власти восстановить храм. Решил вопрос передачи здания Епархиальному управлению Глава города Георгий Лиманский. По традиции Православной церкви строение, увенчанное крестом, обязательно станет храмом. В знак того, что начатое благое дело будет доведено до конца, решено установить на соборе кресты.

Это знаменательное событие произошло при большом стечении верующих. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил молебен и окропил святой водой два креста, которые затем были водружены на колокольни будущего храма.

В торжественном мероприятии принял участие Глава Самары Георгий Лиманский. Он подчеркнул, что работа по возвращению духовных ценностей, нравственному воспитанию подрастающего поколения, которую администрация города ведет совместно с Епархией, будет продолжена. Георгий Лиманский отметил: «После воздвижения крестов этот Храм станет в ряд святых мест нашего города. В ближайшем будущем здесь не только будут проходить богослужения, но и начнет работу самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Уверен, что настанет время, когда в каждом районе города люди смогут приходить в свой храм и сияние золотых, увенчанных крестами куполов сделает Самару еще краше».

Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, заслуженный художник России Вячеслав Клыков отметил, что Самара не случайно удостоена высокой чести принимать Всероссийские Дни славянской письменности и культуры. В нашем городе построен единственный в России Храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия. Уникальная архитектура города, к числу шедевров которой относится и бывшая единоверческая церковь, по словам Вячеслава Клыкова, является камертоном нравственной красоты и духовности российской культуры. Восстановление и строительство храмов в Самаре - важный вклад в дело сохранения исторического наследия России и ее духовного возрождения.

21 мая 2004г.

 

 

Самарская телерадиокомпания СКАТ  

 

Новости за 20.05.2004 

  

 На единоверческий храм подняли купола

 

           

 

Событие еще в одном самарском храме. Имя его и история достоверно не известны. Стоит он на Льва Толстого с 13-го года прошлого века, но вспомнили о нем только сейчас. И не только вспомнили, но и решили возродить. Храм укрылся в одном из дворов Самары на Льва Толстого. В двух шагах от набережной реки Волги. Полное название его в архивах утеряно. Известно лишь, что построили его в 1913 году в честь семьи Романовых. Два этажа. Нижний зал носил имя Иоанна Богослова. Верхний - имя Казанской Божьей матери. Церковь единоверческая. И это все. В 29 году ее закрыли и использовали как склад. Потом здесь располагался клуб, чуть позже строительная фирма. И сейчас на это здание имелись серьезные коммерческие планы.

Георгий Лиманский - глава города Самары:

«Главное, что город не дал использовать храм под нужды некоторых коммерсантов. Здесь хотели расположить ночной клуб, сауну, ресторан. Нет, мы не дали это сделать. Теперь мы воздвигаем кресты».

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пообещал найти информацию об истории этого здания и обнародовать ее. Поднятие куполов - первый шаг в возрождении таинственной церкви. Городские власти и Епархия собираются полностью ее восстановить.

Павел Овчинников

 

Мы не случайно начали наш обзор с материала, размещенного на официальном сайте Главы города Г.С.Лиманского и с текста репортажа, показанного "ручным" телеканалом городской мэрии. В этих сообщениях - ни слова правды. Все горожане знают, кому принадлежал храм. И Глава города, и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий знают, что единоверческий храм располагался в двух кварталах от белокриницкого храма, на углу улиц Некрасовской и Фрунзе (здание было  переоборудовано под столовую швейной фабрики "Красная Звезда"). Знают - и лгут.  Лгут публично. 

Но сразу же в прессе стали появляться и другие отклики.

 

  

РУССКИЙ КУРЬЕР

Выпуск от  24 мая 2004

 

СЕРГЕЙ ИШКОВ

Самый загадочный храм Самары увенчали крестами

  

В Самаре подняли купола на таинственный храм. Официально было заявлено, что это - единоверческая церковь, однако так считают не все…

 

Долгое время храм на ул. Льва Толстого, именуемый самарцами, как "церковь с часами" из-за того, что на нем действительно красуется большой старинный циферблат, стоял заброшенный и всеми позабытый. Его полное название утеряно в архивах, история достоверно не известна. Говорят, что храм был построен в 1913 году в честь семьи Романовых. Нижний зал носил имя Иоанна Богослова, верхний – Казанской Божьей матери. Консультант отдела департамента культуры Самарской области по сохранению культурных ценностей и развитию традиционной культуры, архитектор-реставратор Александр Аркадьевич Аскарин считает, что церковь, долгое время не находившая себе хозяина, это старообрядческий храм поповцев.

После реформы патриарха Никона преследуемые старообрядцы скрывались, стараясь сохранить свои обычаи. Никонианские нововвведения они связывали с пришествием на землю Антихриста. Старообрядцы считали, что отныне все церковные таинства осквернены. Некоторые староверы крестились огнем, объясняя это тем, что, в отличие от воды, он еще оставался чистой стихией. Из-за этого было много самосожжений, особенно в Поволжье… С течением времени священников дораскольного постановления не стало. Староверам нужны были люди, верные духу Стоглавого Собора 1551 года, многие постановления которого нарушил патриарх Никон. Например, на Соборе 1656 года он принял решение о проклятии двуперстия и замене его на крещение тремя перстами. Поиски старообрядцами людей, верных древлеправославным устоям, долгое время не увенчивались успехом. В 1800 году часть староверов согласилась войти в подчинение Синоду, то есть принимать священников, рукоположенных в господствующей никонианской церкви. Однако они не оставили и древние обряды, поэтому их стали называть "единоверцами". Другие старообрядцы после смерти своего последнего епископа, не согласившегося с нововведениями, нашли верного древним традициям митрополита Амвросия. Так появились "поповцы". Старообрядцев, так и не нашедших себе священников, называют "беспоповцами".

 

"Долгое время ошибочно считалось, что церковь с часами в свое время не успели освятить и там ни разу не шли молитвенные служения, - рассказывает Александр Аскарин. - Однако в 1994 году в департамент культуры приходил священник поповцев, показывал архивные документы и поднимал вопрос о передаче церкви общине, правда, тогда это сделать не получилось. На фотографиях священника на главках церкви были кресты. Кроме того, он продемонстрировал документ реввоенсовета 1920-х годов о закрытии церкви Белокриницкой иерархии поповцев. Если считать, что церковь не работала, то зачем же большевикам надо было ее закрывать?"

 

В до сих пор существующей в Самаре Древлеправославной Поморской церкви (поморцы – одно из самых многочисленных обществ беспоповцев) также считают, что церковь с часами – это бывший храм поповцев, одно время называвшийся Русской православной старообрядческой церковью.

 

После революции храм забрал себе станкозавод. Из церкви сделали клуб. В 1992 году был разработан проект реконструкции церкви с часами, за который станкозавод заплатил очень большие деньги. В церкви сделали мраморный зал, несколько цокольных этажей... Но вот до главного зала руки так и не дошли. Дело в том, что однажды под купол церкви забрались хулиганы и устроили там пожар. Пришлось перекрыть сферический купол подвесным потолком, что нарушало акустику здания. Пару лет назад стало известно о том, что станкозавод перемещается в другое место и хочет продать все принадлежащие ему помещения, в том числе и храм. Поскольку в церковь были вложены значительные деньги, дешево продавать ее было бессмысленно, а дорогих покупателей не находилось. Религиозные организации не могли позволить себе такие растраты, а помещений для "светских" нужд в храме очень мало.

Из центрального зала с куполом можно было бы сделать только помещение для концертов. Однажды появился состоятельный покупатель, но, осмотрев храм, сказал, что концертную деятельность он не потянет, а под офисы помещения не годятся. Так что доход от церкви с часами получить нельзя.

 

В департаменте культуры считали, что, коли у храма нет хозяина, то церковь можно было бы включить в состав комплекса "Город мастеров", где бы работали мастера ковки металла, деревообработки, работы по глине и т.д., и куда можно было бы водить экскурсии. В большом зале можно было установить орган для проведения камерных концертов, проводить конкурсы бардовской песни, показы мод…

 

И вот теперь церковь решили возродить именно как храм. Власти Самары и Епархия собираются полностью ее восстановить. "На здание в двух шагах от Волги имелись разные коммерческие планы, - говорит мэр Самары Георгий Лиманский. - Здесь хотели расположить ночной клуб, сауну, ресторан… Мы не дали это сделать. Теперь мы воздвигаем кресты".

 

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пообещал найти полную информацию об истории этого здания загадочной церкви с часами и обнародовать ее. Пока же храм, расположенный прямо напротив старообрядческой церкви беспоповцев, называют единоверческим.

 

 

Категория: Поволжье | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-26)
Просмотров: 1031

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz