Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Дек-25, 07:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Кожурин К. На святой земле Пустозерской

13 января 2006 г., в день отдания праздника Рожества Христова, состоялась поездка делегации староверов-поморцев в место, святое для каждого древлеправославного християнина – бывший город Пустозерск.

 

Бывший – потому что города здесь нет уже давно. Словно легендарный Китеж, словно некогда Святая Русь, исчез он с лица земли. Но не из нашей памяти и не из наших сердец. Пепел пустозерских страдальцев – протопопа Аввакума, священника Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания, сожженных за древлее благочестие, будет стучать в наши сердца, пока на земле будет жив хоть один русский человек, пока наша нация не превратится окончательно в «Иванов, родства не помнящих».

 

Напомним, что Пустозерский острог был основан более 500 лет назад – в 1499 г. по повелению великого князя Московского Иоанна III – на берегу разветвленной реки Печоры «на месте тундряном, студеном, безлесном». Будучи промысловым и торговым городом, он в то же время играл роль крайнего военного форпоста Великого княжества Московского. Одновременно Пустозерский острог служил местом ссылки особо опасных государственных преступников (сюда были сосланы участники Соловецкого восстания, повстанцы Степана Разина, дипломат и государственный деятель боярин Артамон Матвеев с сыном, начальник Посольского приказа, фаворит царевны Софьи князь Василий Голицын с женой и детьми и др.).

 

Однако для нас, староверов, Пустозерск дорог прежде всего как место заточения величайших светильников Земли Русской – блаженной памяти протопопа Аввакума, симбирского протопопа Никифора, священника Лазаря, диакона Феодора и соловецкого инока Епифания, сосланных в этот суровый заполярный край по царскому указу 26 августа 1667 г. после печально знаменитого «разбойничьего» собора 1666–1667 гг.

 

Всех осужденных на соборе лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки. В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но такие суровые, нечеловеческие условия не смогли сломить духа Христовых воинов, вставших на защиту Древлеправославия.

 

В тюремных земляных ямах у Полярного круга была создана настоящая литературная школа. Из этого глухого уголка раздавалась горячая проповедь пустозерских страдальцев: послания, апологетические трактаты, целые книги рассылались на Мезень, в Москву, в заволжские скиты и другие края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам и духовным чадам, ободряя их, возбуждая их ревность, увещевая их к страданиям за истинную веру, наставляя, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. Именно в Пустозерске было написано известное во всем мире «Житие протопопа Аввакума». Писали также и сподвижники Аввакума – инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор.

 

В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной). Однако инок Епифаний все равно продолжал заниматься рукоделием – делал кресты, и писал.

 

В 1681 г., во время Крещенского водосвятия, когда на кремлевском холме и по берегам Москвы-реки собрались сотни тысяч людей, в присутствии царя Феодора Алексеевича на «иордани», один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу свитки с политическими карикатурами и «хульными надписями», обличающими царя, светских и духовных властей. Как выяснилось, оригиналы на берестяных хартиях изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.

 

14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически — за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоакима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками — священником Лазарем, диаконом Феодором и иноком Епифанием.

 

К месту казни собрались пустозерские жители – увидеть и услышать в последний час великих учителей Древлеправославия, апостолов Заполярья, и попрощаться с ними. Протопоп Аввакум благословился у инока Епифания, попрощался со своими соузниками и сам благословил их на предстоящий мученический подвиг. Книги свои и прочее скудное имущество они заранее раздали местным жителям и единомышленникам. Все четверо попрощались с народом и низко поклонились, после чего их привязали по четырем углам деревянного сруба. Сруб запылал. Горевшие заживо мученики запели задостойник «Владычице, приими молитву раб своих». В пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив ее в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!».

 

В XVIII в. Пустозерский острог пришел в запустение и постепенно исчез с лица земли. Последние жители покинули это место в 1960-х гг. Сегодня на месте Пустозерска голый песок, мох да низкий кустарник. Лишь кое-где можно обнаружить останки деревянных восьмиконечных крестов. Официально городище Пустозерск является государственным памятником архитектуры под открытым небом. Еще в 1960-х гг. благодаря ученому-археографу, исследователю печорской старины В.И.Малышеву здесь был поставлен каменный обелиск исчезнувшему городу, сложенный из фундамента последней пустозерской церкви.

 

В 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие – бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу две резные шестиметровые лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный восьмиконечный крест из лиственницы на месте сожжения пустозерских отцов.

 

Опустел Пустозерск, но, как известно, свято место пусто не бывает, и нарьян-марские староверы планируют сооружение памятной часовни на месте сожжения пустозерских мучеников. Дай Бог, планам этим суждено будет осуществиться! Строительство часовни должно стать всенародным делом, и отрадно осознавать, что местные власти идут навстречу этому благому начинанию.

 

Поездка в Пустозерск нашей делегации староверов-поморцев стала возможной благодаря договоренности, достигнутой при личной встрече с главой Ненецкого автономного округа Алексеем Викторовичем Бариновым, который обещал посодействовать и выделил для нас катер на воздушной подушке (зимой другим способом в Пустозерск не попасть).

 

Накануне в Нарьян-Маре стояли тридцатиградусные морозы, однако к 13-му января обещали потепление. Небольшое потепление действительно произошло – до 24 градусов, однако в совокупности с резким порывистым ветром было не менее тех же тридцати. Хотя желающих поехать в Пустозерск и почтить память святых страдальцев было очень много, однако транспорт, выделенный по нашей просьбе, мог вместить только пятерых человек. Делегация в составе настоятеля Старообрядческой Поморской общины г. Нарьян-Мара о. Петра (А.И. Ляпунова), преподавателя Воскресной школы Невской Старообрядческой Поморской общины К.Я.Кожурина, председателя Ненецкого регионального общественного благотворительного фонда «Древлеправославие» В.И. Митусова, помощника наставника по связям с общественностью О.Н Телегиной и члена Правления Нарьян-Марской общины Е.Г. Хозяиновой прибыла в местное отделение МЧС. Здесь нас уже ждали тележурналисты, которые пожелали взять интервью для выпуска новостей по поводу нашей поездки в Пустозерск.

 

Катер на воздушной подушке, предоставленный в наше распоряжение, был настоящим «чудом техники». На нем ехать 26 километров по Печоре, а затем – по одному из ее рукавов. Добрались не «по воде, аки по суху», а «по суху, аки по воде» – по снегу да льду мчались на катере! (Однако техника все же несовершенна и уже на обратном пути произошел ряд неполадок, так что пришлось оценить предусмотрительность спасателей, любезно снарядивших вслед за нами почетный «эскорт» – ехали мы в сопровождении «Бурана», пару раз вытягивавшего наш катер из глубоких снегов.)

 

Путь наш до Пустозерска занял не более часа. Наконец, добрались – вдали показались восьмиконечные кресты. Вышли из катера – снега по колено. Добрели до предполагаемого места сожжения: Аввакумов крест и памятный знак стоят на возвышенном, открытом всем ветрам холме – здесь уже почва под ногами твердая.

 

Картина неописуемая: лиственничный Аввакумов крест среди снежной равнины, а по сторонам его, почти друг напротив друга, Солнце и полная Луна, как на наших древних Распятиях… К кресту приспособили полочку, поставили привезенные с собою медные («вольяшные», как пишет инок Епифаний) иконы. Отец Петр на ледяном пронизывающем ветру едва разжег кадило, покадил крест, иконы, могилу… Летом нарьян-марские староверы обычно служат панихиду по пустозерским мученикам, мы же, исключительно из-за суровых погодных условий ограничились заупокойной литией. Отзвучала последняя «вечная память»… Читается заупокойный тропарь, звучат имена пустозерских мучеников…

 

Невозможно описать всех чувств, какие испытываешь на этом священном месте. В безбрежной заснеженной пустыне все мирское, суетное как-то само собой забывается, и ты предстоишь Богу один на один. С другой стороны, ощущаешь незримую связь с теми, чей прах покоится на этой земле, их молитвенное предстательство пред Престолом Божиим. Может быть, и мир еще продолжает стоять благодаря их неустанному заступничеству и молитвам?.. Святии мученицы протопопе Аввакуме, иерее Лазарю, диаконе Феодоре и иноче Епифание, молите Бога о нас!

 

И как подтверждение этих моих чувств и мыслей по окончании литии необыкновенное явление, небесное знамение – столп огня, пробивающийся ввысь из-за туч, вырастающий из закатного солнца, словно зримая связь между Небом и землей. Как здесь не вспомнишь Аввакума: «и видев вашу пред собою темницу и вас троих на молитве стоящих в вашей темнице, а от вас три столпа огненны к небесам стоят простерты» и еще: «распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен, под небесем по всей земли разпространился, а потом Бог вместил в меня небо и землю, и всю тварь»? Мы уезжали из Пустозерска, а зарево еще долго стояло над городищем…

 

Нет, не зря говорят: «свято место пусто не бывает»! Верится, что не иссякнет сюда поток паломников со всех концов земли, будет здесь часовня, будут и люди. И пока будут молиться Аввакумовым – Христовым – двуперстным крестом, будет стоять этот бедный, заблудший мир. 

 

Кирил Кожурин

 

Опубликовано на сайте «Староверы в Рыбацком», там же подборка фото о поездке 

Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 1268

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz