Митрополиту Евгению принадлежит также «Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого» (1724 – 1783). В этом очерке упоминается и о контактах названного архиерея (канонизирован Синодом, известен как Тихон Задонский) со старообрядцами. Как и Иоанникий (Микрицкий), он был уроженцем Новгородской земли, с. Короцко близ Валдая. Вероятно, уже само это обстоятельство привлекло внимание староверов, занимавшихся поисками епископа.
В 1768 г. Тихон оставил воронежскую кафедру и удалился на покой. Первоначально он проживал в Толшевской пустыни, затем переселился в Задонский монастырь. Любопытно, что в качестве причины этого переезда Евгений называет «заражённость неисцельным расколом» толшевского настоятеля. Обращает на себя внимание, что епископ (!) ничего не смог сделать с этим игуменом, а просто переселился. Не исключено, что почти весь Толшевский монастырь (формально - совершенно «официально – церковный») поддерживал своего начальника.
В Задонске к Тихону обратился некий саратовский купец – старовер с предложением перейти в качестве архиерея в старообрядческую Церковь. Ссылаяась на упоминавшуюся выше книгу А. Журавлёва, Евгений говорит, что Тихон ответил решительным отказом. Дата этого события не приводится. Несколько ранее говорится об общей истории поисков епископа староверами, причём даны сведения о случаях посвящения духовных лиц для них греческим митрополитом Крымским. Также изложена вкратце история епископа Епифания, принятого старообрядцами на Ветке, но окончившего жизнь в киевской монастырской тюрьме (Евгений (Болховитинов), указ. соч., с. 364 – 365).
Тенденция к составлению справочников по церковной истории и, в частности, по литераторам духовного звания, проявлялась в начале XIX века и непосредственно в среде «древлеправославных». В 1828 – 1829 гг. были написаны «Исторический словарь Староверческой Церкви» и «Каталог или библиотека Староверческой Церкви» ( впоследствии изданы в Москве в 1866 г.). Их автором являлся Павел Онуфриев Любопытный (Светозаров), старообрядец поморского согласия из Санкт – Петербурга, воспринявший традиции выговской литературной школы. Его произведения написаны в доведённой почти до крайности поздневыговской стилистике, изобилующей вычурными речевыми оборотами. Среди этих громоздких словесных конструкций порой довольно трудно отыскивать конкретное содержание. Однако от этого произведения Любопытного не перестают быть уникальными в своём роде.
Здесь содержатся сведения о большинстве активных деятелей старообрядчества, преимущественно поморского, с конца XVII по начало XIX вв. Приведены их биографические данные, а также перечислены принадлежащие им сочинения. Иногда упоминаются их названия, в других случаях указана лишь тематика, зачастую же - только общее количество. Места хранения рукописей не названы нигде (безусловно, по, так сказать, цензурным соображениям). Но и один перечень трудов старообрядцев представляет собой значительную ценность. Современным исследователям удалось выявить в хранилищах ряд произведений, известных прежде лишь по справочнику Любопытного. Таким образом, достоверность его была подтверждена (см., напр.: Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. В 2-х тт. Т. 1, М., 2002. С. 117).
Среди писателей, о которых рассказано в сочинениях Светозарова, мною выявлено 44 лица, жизнь и деятельность которых непосредственно связана с Новгородской епархией. Так, рассказывается об Алексее Самойлове (1691 – 1771), который, будучи сыном священника из Великого Новгорода, выпускником местной семинарии (!), в течение 15-ти лет возглавлял общину беспоповцев – федосеевцев, тайно действовавшую в городе (Любопытный П., указ. соч. в изд. 1866 г., с. 68-70). Говорится и о шести его сочинениях. Представляет интерес и упоминание о письменной полемике Гавриила Скачкова, известного поморского наставника из Москвы, и митрополита Санкт – Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) (там же, с. 96).
О "северной столице" и её старообрядцах у Любопытного рассказывается вообще немало. Повествуется о попечителях тамошних моленных, среди которых были и духовные писатели. А перечисляя собственные труды, Светозаров упоминает «Историю о поморской часовне на Моховой улице» и описание современного автору состояния этого храма (там же, с. 154). Небезынтересно также, что в перечне сочинений, которые Павел планировал написать, значатся всеобъемлющая история старообрядчества Санкт – Петербурга, а также обозрение его староверческих библиотек, вкупе с книжными собраниями староверов Москвы и Выга (там же, с. 165). Неясно, были ли реализованы эти намерения. Возможно, какие – то ранее неизвестные труды данного автора ещё могут быть обнаружены исследователями будущих времён.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что церковно – исторические и церковно – библиографические справочники начала XIX века содержат больше информации по истории старообрядчества, в том числе новгородского, чем обычно предполагается. Некоторые из этих сведений не встречаются в прочих изученных мною историографических памятниках. В этом отношении наиболее ценны сведения в книгах Павла Любопытного.
В целом же работы исследователей вышеназванного периода являются подготовительным этапом к масштабным публикациям источников по истории старообрядчества, имевшим место во второй четверти - конце позапрошлого столетия. Вместе с тем, труды, которым посвящена настоящая статья, во многом сохраняют совершенно самостоятельное значение и научную актуальность даже в настоящее время, спустя почти два века после их создания.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Амвросий (Орнатский), архимандрит. История Российской иерархии. В 6-ти тт. М., 1807 – 1815;
2. Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб, 1872. Переизд.: М., 1995;
3. Любопытный П. Исторический словарь и Каталог или библиотека Староверческой Церкви. М., 1866;
4. Журавлёв А.И., протоиерей. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. СПб, 1855;
5. Анисимов Е. В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество XVIII века. М., 1999;
6. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. В 2-х тт. М., 2002.
Священник Александр Панкратов, настоятель храма РПСЦ в Великом Новгороде
|