Книжница Самарского староверия Суббота, 2017-Авг-19, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Панкратов А., иерей РПСЦ. Новгородское старообрядчество XVIII в. в трудах "энциклопедистов" церковной истории. Ч.1
Рубеж   XVIII   и    XIX    столетий   был   отмечен     деятельностью     выдающихся   церковных    историков,   авторов   не   потерявших   значения  до   настоящего   времени   фундаментальных    справочных    изданий.  Речь   об   архимандрите   Амвросии  (Орнатском),   составителе   шеститомной  «Истории   Российской   иерархии» (изд. 1807 – 1815),   митрополите  Евгении  (Болховитинове)  с   его  «Словарём  историческим  о  бывших  в  России   писателях  духовного   чина» (1-е  изд.  -  1818), а  также  об   одном  из   последних    представителей    выговской     литературной   школы,   петербургском    старовере  -  беспоповце   Павле  Онуфриеве   Любопытном.  Труды    первых   двух  из   названных  авторов (биографии    которых,  как  известно,   были  тесно  связаны   с   Новгородской  епархией),  насколько  мне    известно,   практически   не    рассматривались    ранее   как   содержащие     сведения   о    старообрядчестве,  тем  более  -  о  новгородском.  Между  тем,   сведения  о   нём   в   указанных    сочинениях   имеются.
 
Данное    обстоятельство  связано  с  тем,  что   во    второй    половине   XVIII  -начале  XIX   вв.  российское   староверие  в  известной  степени   находилось  на  подъёме,   благодаря  достаточно  либеральному   законодательству  «о  расколе»   Петра   III   и  Екатерины  II.  В   частности,  старообрядческие   монастыри  существовали  вполне   открыто,   имея  порой   заметное   значение  в  духовной  жизни   страны.  Вероятно, поэтому   о.  Амвросий (Орнатский)  включил    ряд   обителей   староверов   в   свои   расположенные  в    алфавитном   порядке    очерки    прошлого    всех    монастырей  России.  Они    помещены   в   третьей  -   шестой    частях   «Истории   Российской    иерархии».  Так,  здесь   содержится    статья  о   Выговской   пустыни (в  окрестностях  оз. Выг  в   карельском  ныне  Заонежье;  см.: «История…»,  т. 3,  с.  623 – 626).  По    объёму  (три  страницы)  это   самый  крупный  из    всех   находящихся  в   данном   издании  очерков  о   старообрядческих    монастырях.  К   тому  же   это,   скорее  всего,   первая    в  истории    статья  о  «Выгореции»  в   общероссийском   справочнике   энциклопедического   характера.
 

Прежде    всего,  здесь   обращает  на   себя  внимание   точное   обозначение   географического   положения   пустыни.   Далее,  при   рассказе  о   её   основании,   приводятся  выдержки   из   сочинений    Андрея   Денисова,  знаменитого   «большака» (настоятеля)   обители    начала   XVIII  в.,  а  также    синодального    автора   второй  половины  указанного  столетия,   священника   Андрея   Иоаннова   Журавлёва.  Упомянуты    получение   названным   Денисовым    образования   в   Киево – Могилянской   «академии»  и  пребывание    его    брата   Симеона   в   заключении   в   Новгороде  при    митрополите  Иове (1713 – 1717). Рассказывается  о  сборе   выговцами  по   всей  стране   древних  книг,   икон  и   других  предметов   церковного   обихода.  Это  собрание    охарактеризовано   как   «единственное  в  России».  Завершается    статья   описанием  способа  содержания   монастыря,   состоявшего  в   пожертвованиях   «единомышленников»  и   торговле   на  «разных   водоходных   судах».  Общее   количество  жителей  Выговской   пустыни   определил   в  три  с   небольшим   тысячи   человек.  И   хотя   данная  статья,   увы,   не   свободна  от  враждебной   старообрядцам   фразеологии,  в  ней   всё  же  ощущается  некоторое   уважение  к  собирателям  и  хранителям   русской   церковной   старины.  А   такие  особенности  заметки,   как   точно    приведённые    координаты    пустыни   и   характеристика     выговской    библиотеки   как уникальной  в    своём  роде,  наводят  на   предположение,   что  Амвросий   мог  или   сам посещать    обитель,   или    общаться  с  теми,  кто  там    бывал.

  
«История   Российской    иерархии»   содержит  и   некоторые   другие,  более    скромные   по  объёму     данные,   имеющие  отношение  к  новгородскому   старообрядчеству   XVIII  века.  Здесь   описано    самосожжение   староверов -  беспоповцев,    происшедшее   в   1765   г.   в  Мартирьево – Зеленецком    монастыре (ныне  -  в   Ленинградской   обл.; см.: «История…», т. 3,  с. 171-174).  А  также   содержится   единственное   в  изученной  мной   литературе   упоминание  о   часовне,   которую   построил  «сыщик  Самарин»  в   заонежском   Палеостровском    монастыре.    Видимо,  она  являлась   своеобразным  памятником,   связанным  с  возглавлявшимся   названным   лицом    известным   следствием   1737 – 1739  гг., ведшемся   по  доносу  на  Выговскую    пустынь   Ивана   Круглого (там  же, т. 5,  с.  413,  476).  Приведена  и   довольно    подробная   биография    викария   Новгородской   епархии   епископа   Олонецкого   Иоанникия  (Микрицкого),  которого  некоторые    староверы   считали    склонным  к   переходу  в   старообрядчество (подробнее  об  этом   см.:  Журавлёв  А.И.  Полное    историческое  известие  о  древних   стригольниках  и  новых  раскольниках. СПб,  1855. С. 81). Правда,  о  склонности   этой  у   Амвросия   сведений   нет.  Однако  он   сообщает,   что   Иоанникий   был  уроженцем  Тихвина («История…», т.1, с. 88). Это  обстоятельство,   возможно,  объясняет    интерес   староверов   к  архиерею.  Ведь  он   родился  и,  вероятно,   провёл  молодость  в  городе,   с  которым   в   течение    всего  XVIII   века   было  связано   немало   следственных   дел   о   «явных  и  тайных    раскольниках» (об  этом  см.,   напр.: Анисимов  Е.В. Дыба  и  кнут. Политический  сыск  и  русское  общество  XVIII в. М., 1999. С. 80).  То   есть   Иоанникий    мог   считаться  старообрядцами    более   близким,  чем   другие   синодальные    иерархи.
   
Писательские   труды   архиереев  и  других  представителей   российского   духовенства    явились  темой   сочинения   митрополита  Евгения (Болховитинова)  «Словарь исторический о бывших в России  писателях  духовного  чина  Греко – Российской  Церкви».   Его  первое  издание  вышло,   как  уже  говорилось,  в  1818 году. Здесь  в  алфавитном  порядке   собраны    сведения  о   произведениях    различных  иерархов,  начиная  со  времён  Крещения  Руси  до  начала   XIX  века. Имеются  и  очерки  об  авторах   «противораскольнических»    сочинений.  Однако   следует  отметить, что в   «Словаре»  в  несколько  завуалированном   виде  приведены    сведения  о   «Поморских  ответах»   1723   года,   выдающемся  памятнике  старообрядческой   апологетики,  созданном  в   Выговской   пустыни.  История    этого    труда,  с  указанием  авторства,  изложена  в  статье   об  иеромонахе   Неофите. Причём  из  её  содержания  становится  ясно,  что  сам  он,  кроме   106-ти  вопросов   староверам, никаких  литературных  трудов  не   оставил. Здесь  же   говорится  не  только  о   названных  выше  «Ответах»,  но  и  об  их  авторах,   братьях   Андрее  и  Симеоне  Денисовых.  При  этом   отмечаются   короткий  срок, за который  «Ответы»  были  составлены,  а  также   высокий  уровень  «словесных    наук»,  которым  обладали   писатели – старообрядцы. Таким  образом,   статья  о  Неофите   фактически    оказывается  более   повествующей  о  творчестве  его   оппонентов (см.:  Евгений (Болховитинов) .  Словарь …  М.,  1995.  С. 226).  
 
Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar2 (2008-Ноя-17)
Просмотров: 685

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz