Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Окт-17, 00:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [208]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Безгодов А.А. Древлеправославная Поморская Церковь в Новгородской области:организация общинной жизни в конце 20 века

На территории современной Новгородской области от самого раскола Русской Церкви проживало достаточно большое количество староверов. В начале 20 в. староверческие общины существовали в большинстве районов области. Почти все принадлежали к федосеевскому и поморскому согласиям. Особенно много староверов проживало в окрестностях городов Старая Русса, Пестово, Сольцы и в районе Малая Вишера-Крестцы-Окуловка[1]. В 1930-х годах все моленные дома староверов были закрыты, но в годы войны на короткий период в некоторых из них, возобновились моления. После Великой Отечественной войны предпринимались попытки регистрации старообрядческих общин, но в общем безуспешные[2].

С увеличением религиозных свобод в 1980-х гг. активизировалась и деятельность старообрядцев. В 1989 г. было организовано и вскоре зарегистрировано республиканское объединение староверов-беспоповцев – Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). В Новгородской области большая работа по организации и регистрации общин староверов-поморцев была проведена в конце 1980-х начале 1990-х гг. Всего в 1990-х гг. в области действовало три зарегистрированных общины ДПЦ и около десяти поморских общин и групп действовавших без регистрации.

Первой в 1986 г. была зарегистрирована поморская община в Старой Руссе, в 1989 г. регистрацию прошла община в Новгороде и в 1993 г. в деревне Дубки Маловишерского района.

Старая Русса

Наиболее многочисленная община области в 1980-х гг. находилась в Старой Руссе. В послевоенный период для общественных молений использовалось помещение, специально пристроенное к частному дому. Община, не смотря на активную деятельность и большое количество прихожан, в то время не имела регистрации, однако власти относились довольно снисходительно. В середине 1980-х частный сектор, где находилась моленная, попал под снос и перед староверами города вновь стал вопрос организации молитвенного дома. В это время председателем общины была избрана Анастасия Петровна Коваленко, огромной заслугой которой стала не только регистрация общины и оборудование нового моленного дома, но и дальнейшая работа по получению и благоустройству дораскольной Никольской церкви[3].

В 1985 г., подготавливая документы для регистрации, был составлен список активных прихожан проживавших в самом городе, в который вошло около 300 семей. Зарегистрирована община была в 1986 г.[4]. После регистрации при содействии администрации города общиной был приобретен частный дом по ул. Просвещения и к нему были пристроены перевезенные остатки от старой моленной. Наставником в общине в это время служил Василий Николаевич Николаев (1890-1985), а после 1985 г. Семен Иванович Иванов (ум. 2003)[5].

В 1990 г. по инициативе председателя общины А.П. Коваленко начались переговоры с властями города о предоставлении староверам для соборных богослужений древней Никольской церкви. Неожиданно в самой общине некоторые прихожане эту инициативу не поддержали, привыкшие за советские годы молиться по домам люди стали выступать против, пришлось Анастасии Петровне убеждать сомневающихся. И все же в конце 1990 г. храм св. Николы был передан общине Древлеправославной Поморской Церкви в пользование. Напомним, что Никольская церковь построена в 1371 г. на бывшей торговой площади г. Старая Русса. В 1750-х гг. около церкви была возведена колокольня. В 1931 г. церковь была закрыта и в ней устроено овощехранилище. После войны в храме разместились экспозиции краеведческого музея. Позже, до самой передачи здания церкви общине, оно использовалось для различных хозяйственных нужд. Правление общины организовало проведение ремонтных работ в церкви, которые были осуществлены в короткий срок и уже на Рожество Христово в 1991 г. была проведена первая соборная служба. В 1992 г. по согласованию с районной администрацией и городским архитектором был разработан проект, по которому между колокольней и церковью было встроено здание, где разместились притвор храма, трапезная, гардероб и другие хозяйственные помещения. Вокруг церкви установлена ограда[6].

Деятельность общины в 1990-х годах распространялась не только на Старую Руссу и Старорусский район, но и на соседние районы – Поддорский, Шимский, Парфинский, количество исповедников достигло двух тысяч человек. В условиях активизации жизни общины появилась необходимость второго наставника, для этих целей в 1993 г. был приглашен Косолапов Григорий Иванович, прошедший духовные курсы в Риге.

За последние годы благоустройство храма продолжалось, было проведено газовое отопление, несколько раз производились поверхностные ремонтные и покрасочные работы купола и здания церкви. В этом году начаты капитальные ремонтные работы, на настоящий момент полностью заменены все пять храмовых куполов и купол на колокольне, которые покрыты медью, на куполах установлены золоченные кресты.

При храме имеется небольшая библиотека, ведется журнал учета выданных книг. В конце 1990-х гг. в течении нескольких лет проводились занятия в Воскресной школе, однако к сожалению в дальнейшем из-за дефицита служителей вести Воскресную школу стало некому. Община так же осуществляет попечение за престарелыми и немощными прихожанами. В настоящее время в общине числится около 1200 исповедников, из которых около 700 проживает непосредственно в Старой Руссе.

Великий Новгород

Организация общины в Великом Новгороде и работа по ее регистрации полностью проведена при непосредственном участии Лидии Афанасьевны Михеевой, которая была избрана председателем общины. Первые попытки официального оформления общины были предприняты еще в 1985 г. Л.А. Михеева обратилась в Высший Старообрядческий Совет в Вильнюсе, который в то время был единственным руководящим органом староверов-поморцев. После ответа из Вильнюса начались хождения с ходатайствами и документами по городским и областным властным структурам, однако был получен категорический отказ.

В дальнейшем было решено заручиться поддержкой тогда еще Ленинградской поморской общины, с помощью руководства которой были оформлены документы необходимые для регистрации. К документам был приложен список прихожан немногим менее 150 человек, однако власти города всячески медлили с ответом. Л.А. Михеевой даже была подготовлена и отправлена телеграмма в Москву в Правительство, что существенно ускорило решение с регистрацией общины, которая произошла в 1989 г.[7].

Тогда же новгородские староверы обратились к руководству города с просьбой предоставить им для проведения служб одну из пустующих церквей, в итоге было принято решение о передаче только что зарегистрированной общине храма Рожества Богородицы бывшего Михалицкого монастыря[8]. Церковь Рожества Богородицы была построена в 1379 г. и служила собором девичьего Михалицкого монастыря, что на Молоткове улице. Церковь представляет собой образец боярской архитектуры Новгорода и принадлежит к группе самых больших и сложных по декоративному убранству фасадов и подчеркнуто монументальным[9].

После получения храма, перед общиной, кроме некоторых необходимых ремонтных работ встали задачи по организации общинной жизни и ведению регулярных Богослужений. В начале 1990 г. основной ремонт здания церкви был завершен, а в праздник Благовещения прошла первая соборная служба. Еще задолго до регистрации общины Лидия Афанасьевна Михеева начала собирать книги и иконы для будущего храма, много помогали христиане со всей области, благодаря этому к открытию храма было собрано большое количество икон, которые украсили храмовый иконостас. После начала Богослужения благоустройство продолжалось, в храмовой пристройке была проведена электроэнергия, обеспечено тепло и водоснабжение, появилась трапезная и кухня, оборудован санузел[10].

Постепенно в храме стали проводиться не только соборные службы, но и частые требоисполнения. Помимо основного молитвенного здания, церкви во имя Рожества Богородицы, общине была передана монастырская трапезная с малым храмом во имя Михаила Малеина. При общине были организованы переплетно-реставрационная и столярная мастерские. Регулярно, несколько раз в год, проводятся паломнические поездки по древним Церквям и монастырям Новгородчины. Предпринимались так же попытки организации книжной лавки и регулярной Воскресной школы, однако не удачно, хотя в общине в 2007 г. проводилась встреча молодежи.

Дубки (Горки)

В Маловишерском районе довольно много деревень и сел в которых проживают староверы, особенно по берегам реки Мста. В начале 20 в. строится Покровский храм в д. Дубки, который продолжал действовать и в 1930-е гг. и в годы войны. Закрыт храм был в начале 1950-х гг. и в его здании размещен молокозавод. В последующие годы молились по домам.

В 1993 г. была сделана попытка восстановить молитвенный храм. Провели учредительное собрание, зарегистрировали общину, но дальше дело не пошло, молиться продолжали по домам, а остатки храма продолжали разрушаться[11]. В начале 21 в. община перерегистрацию проходить уже не стала.

В настоящее время службы проводятся регулярно в д. Горки, обязанности наставника исполняет Иван Иванович Николаев. К сожалению многих окрестных староверских деревень уже нет, да и те, что остались все больше и больше становятся «дачными», и жизнь в них оживляется только в летний период. Многие выходцы из этих деревень теперь прихожане Невской общины в Санкт-Петербурге и общины в Великом Новгороде. А в Дубках до сих пор стоят руины храма как немой укор потомкам.
 
--------------------------------------------------------------------------------

[1]Н.С. Федорук. Старообрядцы Новгородской губернии в XIX веке. // Новгородика-2006: материалы научной конференции. – Великий Новгород, 2007. С. 195-210

Так же Т.А. Воскресенская. Старообрядческие центры Крестецкого Района Новгородской области в советский период: общий обзор на основе этнографических материалов. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: материалы научной конференции 15-17 ноября 2005 г. – Великий Новгород, 2006. С. 242-249.

[2]Т.А. Воскресенская. Помещения для молений у новгородских старообрядцев-беспоповцев в конце XIX – I половине XX в. // Новгородика-2006: материалы научной конференции. – Великий Новгород, 2007. С. 45-52.

[3]По воспоминанию Косолапова Григория Ивановича, наставника Старорусской общины (р. 1949 г.).

[4]ГИАНО Ф. р-4110. Оп. 5. Д. 42.

[5]В.В. Шамарин. Староверие в Новгородской области. // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. – М., 1998. С. 68-73.

[6]По воспоминанию Косолапова Григория Ивановича, наставника Старорусской общины (р. 1949 г.).

[7]По воспоминанию Михеевой Лидии Афанасьевны, председателя Новгородской общины (р. 1928 г.)

[8]ГИАНО Ф. р-4110, Оп. 5. Д. 23. Л. 14.

[9]Вл.В. Седов. Новгородский храм эпохи расцвета боярского строительства: Церковь Рожества Богородицы на Молоткове. // Российская археология, 2004. № 1, с. 46-54.

[10]По воспоминанию Михеевой Лидии Афанасьевны, председателя Новгородской общины (р. 1928 г.)

[11]В.В. Шамарин. Староверие в Новгородской области. // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. – М., 1998. С. 71

Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar2 (2008-Ноя-04)
Просмотров: 1920

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz