После никоновского раскола Новгородская область становится одним из центров Староверия. Феодосий Васильевич, один из виднейших деятелей того времени, происходил из Крестецкого Яма (ныне г. Крестцы) Новгородской обл. В Новгороде состоялся в 1694 г. первый из известных староверческих Соборов. После мученической кончины в 1711г. Феодосия Васильевича Новгород утратил свое значение как центр Староверия, но не оставался в стороне от церковной жизни. Новгородские староверы активно участвовали в рассуждении о титле на Кресте Христове, других вопросах, вызывавших в то время разделение среди християн.
К 1917 г. староверческие общины существовали в большинстве районов области. Почти все старообрядцы были безпоповцами поморского корня. Поповцев было весьма незначительное число. Большинство составляли федосеевцы с разной степенью строгости к «новоженам» (вступившим в безсвященнословные браки). Особенно много староверов проживало на линии Малая Вишера-Крестцы-Окуловка, за Старой Руссой, вокруг гг. Пестово и Сольцы. В настоящее время действуют общины в Новгороде и Старой Руссе, регулярно совершаются службы в гг. Пестово, Окуловка, Крестцы, пос. Бурга Маловишерского района, в Волотовском районе. Нерегулярно служат в ряде деревень Солецкого и Маловишерского районов.
Самая крупная община области - в г. Старая Русса. За ней через несколько десятков километров вдоль границы с Псковской областью начинается полоса непроходимых болот. По обе стороны этих болот, в труднодоступных местах располагались староверческие деревни. Порядки здесь были очень строгие. Даже за однократное мирщение полагалась значительная епитимия. Существовало местами деление на християн «Большой чаши» и «Малой чаши» (в отношении замирщения). Коллективизация добралась и до этих мест, и с конца тридцатых годов все большая часть молодежи стала переселяться в город, особенно ближайший - Старую Руссу, пополняя местную общину, существовавшую в городе и до войны.
В послевоенное время предпринимались попытки зарегистрировать общину, писались письма в Москву, особенно на имя К. Е. Ворошилова (или М. И. Калинина), зная по слухам о его старообрядческом происхождении1. По рассказам Матроны Федоровны Зориной (1903-1991), многолетней головщицы и уставщицы общины, которая как раз и являлась организатором ходатайств, был получен ответ: «О том, что я старовер, я давно забыл, и вы забудьте!»
Тем не менее, община полностью действовала, местные власти смотрели на это «сквозь пальцы», но регистрации препятствовали.
В самом Новгороде в прежнее время не существовало общины. Действующая община родилась из группы новгородских жителей-выходцев из староверческих деревень около десятилетия назад, о ее истории и деятельности повествует отдельная заметка (см. выше) в этом выпуске Календаря. На снимке 1958 г. причт общины - в центре наставник Павел Дмитриевич Дмитриев, справа наставник Иродион Васильевич Курышев, слева головщик Иосиф Федорович Большаков. Во втором ряду в центре уставщица М. Ф. Зорина, справа головщица, отличный знаток пения, Анна Львовна Садовникова. Стоит справа хозяин молитвенного дома Стефан Васильевич Васильев.
Многие годы служба совершалась в частных домах, последнее время в доме по ул. Некрасова, 58. Недоставало икон. Ряд праздничных образов был заказан в Вильнюсе у иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. За их использование как за «новодел» особо молились собором.
Посетив общину в 1979 г., автор этой статьи поразился строгости християнского поведения, отношения к службе. Никакого электричества во время службы. На стене висела открытая кружка для пожертвований, из которой торчали «трешки» и «пятерки». Средства использовались по указанию настоятеля, которым тогда являлся Василий Николаевич Николаев (1890-1985), благообразный строгий старец. Я был, как гость, допущен на общую молитву после особого разговора с настоятелем и не сразу.
С 1985 г. общину возглавил Симеон Иванович Иванов, который продолжил традицию наставничества В.Н. Васильева, сопротивляясь внесению послаблений в церковную жизнь. В связи со сносом дома на ул. Некрасова вновь возникла необходимость регистрации общины, и по общему согласию усилиями избранного председателя Анастасии Петровны Коваленко в 1990 г. община была зарегистрирована, и ей предоставлен деревянный дом на ул. Просвещения, 24, который переоборудовали под моленную.
В 1993 г. общине также передана старинная Никольская церковь. Усилиями правления здание было в короткий срок отремонтировано и оборудовано. Перешли к служению в новом храме. Большое количество прихожан, необходимость выездов в деревни района заставило общину искать второго наставника. Им стал Григорий Иванович Косолапов, в 1993 г. переехавший с семьей с Урала. Хозяйственной жизнью общины после смерти в 1996 г. А. П. Коваленко также приходится руководить Г.И. Косолапову. Основную служебную и хозяйственную деятельность несут Екатерина Семеновна Митюнова, Евдокия Васильевна Рысьева, Ирина Федоровна Иванова.
Старорусская община активно участвует в деятельности Российского Совета. Настоятель, С. И. Иванов, восьмидесятилетие которого община отметила летом 1998 г., является Председателем Духовной Комиссии PC. В Старой Руссе печатается ряд изданий Российского Совета.
За десятилетие причт общины практически полностью поменялся. С безвременной смертью уставщицы Евдокии Александровны Ивановой возникли проблемы с уставностью богослужения, которые сейчас в целом преодолены. Община положительно развивается и Бог ей в помощь!
По преданию, на территорию Маловишерского района староверие принесла лет двести назад некая карелка. (Народность «тверских карелов», проживавшая вблизи границы Тверской, Новгородской, Ленинградской областей - полностью были староверы). Со временем образовались общины, которых в районе было три: в деревнях Дубки (ранее и назывались «Корельские Дубки»), Нароново, Полище.
Вдоль реки Меты на живописном берегу стоят три деревни - Дубки, Горки, Барашиха, и сейчас в основном населенные староверами. Рассказывают, что императрица Екатерина II, путешествуя по Мете им раздавая имения своим вельможам, в этом месте задремала, и деревни остались свободными. Здесь не было крепостного права. Украшенный прекрасной колокольней, деревянный храм Дубско-Покровской общины был главным храмом района. Построенный в XIX веке, горевший и восстановленный, с особо почитаемой чудесно обретенной иконой Богородицы Одигитрии. При храме была трапезная, кормились нищие безродные, «приживахи». Его удалось сохранить в 30-е годы, вновь открыть после войны, но в 1953 г. все же власти его закрыли, превратив в колхозный молокозавод, а затем в склад. Обезглавленная колокольня и сейчас возвышается над Метой.
В 1993 г. была сделана попытка восстановить общину. Условия есть, деревни не малолюдные. Организовали учредительное собрание, зарегистрировали общину. Но дальше дело не пошло, храм не восстанавливается, а местные християне спокойно продолжают заниматься своими мирскими делами.
Остались в памяти людской умерший до войны отец духовный Сава, головщик Федор Михайлович Михайлов, участник II Всероссийского Собора 1912 г., Иван Николаевич Николаев, только благодаря крайне преклонному возрасту избежавший репрессий 30-х годов, погибшие в годы репрессий члены I «двадцатки» Максимовы Федор, Петр, Павел Александровичи, головщик Владимир Васильевич Васильев. Последнее время перед закрытием служили Демидова Варвара Федоровна, Павлов Федор Павлович, певчие Семенова Анна, сестры Михайловы. В 1952 г. похоронили последнюю «солевую» певчую Анисию Прокофьевну Васильеву.
Особо следует сказать о Петре Ефимовиче Данилове (1907-1986). Опытный причетник Дубско-Покровской общины, претерпевший репрессии за организацию служб, высланный с семьей в Норильск, по возвращении из ссылки он организует регулярную соборную службу у себя дома на ст. Мстинский Мост. Во многом благодаря ему и сейчас его ученики, дети, последователи продолжают регулярное соборное служение на ст. Бурга, его авторитет и как высоконравственного християнина, и как знающего служителя и поныне непререкаем.
В д. Нароново после войны общину восстановить не удалось, молились по домам пока было кому. Долгое время старостой-наставником в Наронове был Василий Иванович Уличев (1870-1965). Начетчик, преподаватель Закона Божия, он прожил долгую жизнь, служил в Екатеринбурге, работал управляющим у помещика, был отцом большой многодетной семьи. Многократно выступал на собеседованиях с никонианскими миссионерами в начале века, имел большую библиотеку, поддерживал связи с известными наставниками того времени, в частности с Н. М. Розановым.
Его сохранившиеся многочисленные рукописные тетради содержат помимо традиционных для начетчика «указателей» - ссылок на Писание по тем или иным вопросам, целую серию собственных сочинений «Деревенские беседы с безбожником». Последовательно, используя и Писание, и здравый смысл, и доводы наук опровергает автор безбожие. Но ответом безбожия были репрессии... Во время массовых арестов В. И. Уличев несколько месяцев жил в лесу. Благодаря коллективному письму деревенских жителей его не сослали, но он всю жизнь ждал, что за ним придут.
В. И. Уличев был активным сторонником наречного пения, и внедрил его в Нароновской общине (во всех остальных общинах области пение наонное).
В д. Полище в довоенное время была община с храмовым праздником пророка Илии. Руководил наставник Василий Трофимович Трофимов и Федор Дмитриевич.
Завершая повествование об общинах Маловишерского района, хочется выразить благодарность наставнику Михаилу Васильевичу Никитину со ст. Бурга, который, наверное единственный, наиболее полно сохранил и память, и документы тех лет.
Уездный город Сольцы. В этом небольшом городке действовало несколько моленных. Поморская («Полякова»), федосеевская («Ванюкова»), филипповская. Существовал небольшой федосеевский монастырь. Последняя инокиня матушка Аскитрия_умерла в 1941 году. Последним наставником поморской общины был Михаил Александрович Пычин (умер в начале 60-х годов).
Вблизи Сольцов были моленные в дер. Лубино, Любач, красивые, с колокольнями... Наставника из Любача, о. Феодора Репина, выслали. В Центральном Городском Архиве Санкт-Петербурга сохранились «дела» о закрытии моленных в Любаче, Лубино, Сольцах. «По просьбам граждан...», «в связи с расширением завода...» - такие формулировки записывались в документы.
В селе Медведь существовала моленная и богадельня под попечительством купца Василия Ивановича Любацкого (1861-1931), активного участника I и II Всероссийских Соборов. В начале 20-х годов В. И. Любацкий переехал в г. Гатчину Ленинградской обл., где служил наставником.
До настоящего времени вблизи Сольцов молится небольшая группа строгих федосеевцев и в одной из деревень также совершаются праздничные службы (часы, молебен). Интересная федосеевская община существовала в д. Гуськи Пестовского района. Наставниками были иноки. Существовала школа знаменного пения. Из этой общины вышли настоятель Невской Старообрядческой Поморской общины С. Г. Тимофеев (1907-1986) головщица М. М. Веселова (1908-1988), а также головщица Старорусской общины А. Л. Садовникова (1905-1975). Преподавал начетчик, переписчик певческих и редких книг, прекрасный знаток пения и устава Стефан Игнатьевич Богданов (1882-1936). Наука была не из легких. «Нас десять училось — вспоминала Мария Михайловна Веселова - да две выучились. А остальные гулянки любили».
В 1932 г. моленная сгорела. Пепел ветром разносило на много верст, донося християнам печальное известие. Но еще до этого, глумясь над верующими, самые большие иконы были вывезены безбожниками на ст. Пестово, где из них соорудили общественные туалеты.
Началось время особых репрессий. С. И. Богданов скрывался, опасаясь ареста, жил в Сольцах, Старой Руссе. Тайно вернувшись в Гуськи, был избит неизвестными, и вскоре умер.
Служение продолжалось в моленной соседней деревни Корельское Пестово (здесь тоже много староверов было родом из карел). Руководили наставники о. Павел, другой о. Павел, о. Александр Кутузов, затем старицы. До 1985 г. там в летнее время совершались службы. Ряд икон из этого храма ныне украшают иконостас Невской общины, написанные рукой Стефана Игнатьевича «Трезвон», очень редкий «Певческий Канонник» также служат певцам общины. А молитвенный дом в Корельском, многократно и окончательно ограбленный, беспризорный, тихо разрушается. На станции Пестово, в городе, службы пока совершаются.
Куст староверческих деревень существовал вокруг Крестец. Существовали моленные в Хотолях, Лекове, Пехово, Китово, Прудищи. Все были закрыты в начале 30-х годов. Наиболее авторитетная моленная была в Китово. Там вблизи деревни подвизался в начале века некий инок. В Пехово при закрытии моленной в 1932 г. удалось стараниями двух християнок - старой и малой - сохранить иконы и книги от разграбления и уничтожения. После войны храм удалось открыть, но всего на несколько лет. Сейчас деревни здесь обезлюдели, многие вообще исчезли, да и в оставшихся отвыкли молиться. В райцентре Крестцы служба частично совершается, готовился подходящий кандидат в наставники Феодор Васильевич Валандин, но в этом году он безвременно умер. В Волотовском районе вокруг села Городцы располагается несколько староверческих деревень — Сельцо, Хотигощи, Жижлино, Соловьеве. В Городцах до войны было две моленных - «Осиновая», где был наставником И. В. Курышев, затем переехавший в Старую Руссу, и так называемая «Ларькина». Рядом, в деревне Хотигощи, находилась третья моленная. Во время войны «Осиновая» и «Ларькина» сгорели, а Хотиговскую затем перестрооили под жилой дом.
Но Слава Богу, служба здесь пока продолжается стараниями уставщиц Марии Ефимовны Тимошиной и Екатерины Сафоновны.
Завершая этот обзор истории и современности, хочется обратиться и к братьям-староверам близкой Новгородской области, и всех других мест нашей Родины: не сидите, сложа руки. Не ждите, что кто-то приедет и организует службу, построит храм. Неужели у нас остается одна История? Если вы сегодня, два-три-пять человек в своей деревне, поселке, городке с Божией помощью начнете вместе соборно хотя бы читать часы в воскресные и праздничные дни, с этого может начаться подъем Староверия!
1. Вероятно, М.И. Калинину, поскольку К.Е. Ворошилов старообрядцем не был.
В. В. Шамарин