Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Дек-28, 04:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Север и Северо-Запад России

Шамарин В.В. Староверие в Новгородской области
После никоновского раскола Новгородская об­ласть становится одним из центров Староверия. Фео­досий Васильевич, один из виднейших деятелей того времени, происходил из Крестецкого Яма (ныне г. Крестцы) Новгородской обл. В Новгороде состоялся в 1694 г. первый из известных староверческих Соборов. После мученической кончины в 1711г. Феодосия Васильевича Новгород утратил свое значение как центр Староверия, но не оставался в стороне от цер­ковной жизни. Новгородские староверы активно уча­ствовали в рассуждении о титле на Кресте Христове, других вопросах, вызывавших в то время разделение среди християн.
 
К 1917 г. староверческие общины существовали в большинстве районов области. Почти все старообрядцы были безпоповцами поморского корня. Поповцев было весьма незначительное число. Большинство составляли федосеевцы с разной степенью строгости к «новоженам» (вступившим в безсвященнословные браки). Особенно много староверов проживало на линии Малая Вишера-Крестцы-Окуловка, за Старой Руссой, вокруг гг. Пестово и Сольцы. В настоящее время действуют общины в Новгоро­де и Старой Руссе, регулярно совершаются службы в гг. Пестово, Окуловка, Крестцы, пос. Бурга Маловишерского района, в Волотовском районе. Нерегуляр­но служат в ряде деревень Солецкого и Маловишерского районов.
 
Самая крупная община области - в г. Старая Рус­са. За ней через несколько десятков километров вдоль границы с  Псковской  областью  начинается  полоса непроходимых болот. По обе стороны этих болот, в труднодоступных   местах   располагались   староверче­ские деревни.   Порядки  здесь были  очень строгие. Даже за однократное  мирщение  полагалась  значи­тельная епитимия. Существовало местами деление на християн «Большой чаши» и «Малой чаши» (в отно­шении замирщения).  Коллективизация добралась и до этих мест, и с конца тридцатых годов все большая часть молодежи стала переселяться в город, особенно ближайший - Старую Руссу, пополняя местную общину, существовавшую в городе и до войны.
 
В послевоенное время предпринимались попытки  зарегистрировать общину, писались письма в Москву,  особенно на имя К. Е. Ворошилова (или М. И. Калинина), зная по слухам о его старообрядческом происхождении1. По рассказам Матроны Федоровны Зориной (1903-1991), многолетней головщицы и уставщицы общины, которая как раз и являлась организатором ходатайств, был получен ответ: «О том, что я старовер, я давно забыл, и вы забудьте!»
 
Тем не менее,  община полностью действовала, местные власти смотрели на это «сквозь пальцы», но  регистрации препятствовали.
 
В самом Новгороде в прежнее время не существо­вало общины. Действующая община родилась из группы новгородских жителей-выходцев из старовер­ческих деревень около десятилетия назад, о ее исто­рии и деятельности повествует отдельная заметка (см. выше) в этом выпуске Календаря. На снимке 1958 г. причт общины - в центре на­ставник Павел Дмитриевич Дмитриев, справа настав­ник Иродион Васильевич Курышев, слева головщик Иосиф Федорович Большаков. Во втором ряду в цен­тре уставщица М. Ф. Зорина, справа головщица, от­личный знаток пения, Анна Львовна Садовникова. Стоит справа хозяин молитвенного дома Стефан Ва­сильевич Васильев.
 
Многие годы служба совершалась в частных до­мах, последнее время в доме по ул. Некрасова, 58. Недоставало икон. Ряд праздничных образов был заказан в Вильнюсе у иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. За их использование как за «новодел» особо молились собором.
 
Посетив общину в 1979 г., автор этой статьи пора­зился строгости християнского поведения, отношения к службе. Никакого электричества во время службы. На стене висела открытая кружка для пожертвований, из которой торчали «трешки» и «пятерки». Средства использовались по указанию настоятеля, которым тогда являлся Василий Николаевич Николаев (1890-1985), благообразный строгий старец. Я был, как гость, допущен на общую молитву после особого разговора с настоятелем и не сразу.
 
С 1985 г. общину возглавил Симеон Иванович Иванов, который продолжил традицию наставничест­ва В.Н. Васильева, сопротивляясь внесению послаб­лений в церковную жизнь. В связи со сносом дома на ул. Некрасова вновь возникла необходимость регистрации общины, и по общему согласию усилиями избранного председателя Анастасии Петровны Коваленко в 1990 г. община была зарегистрирована, и ей предоставлен деревян­ный дом на ул. Просвещения, 24, который переобо­рудовали под моленную.

В 1993 г. общине также передана старинная Ни­кольская церковь. Усилиями правления здание было в короткий срок отремонтировано и оборудовано. Перешли к служению в новом храме. Большое коли­чество прихожан, необходимость выездов в деревни района заставило общину искать второго наставника. Им стал Григорий Иванович Косолапов, в 1993 г. переехавший с семьей с Урала. Хозяйственной жиз­нью общины после смерти в 1996 г. А. П. Коваленко также приходится руководить Г.И. Косолапову. Ос­новную служебную и хозяйственную деятельность несут Екатерина Семеновна Митюнова, Евдокия Васильевна Рысьева, Ирина Федоровна Иванова.

 
Старорусская община активно участвует в дея­тельности Российского Совета. Настоятель, С. И. Иванов, восьмидесятилетие которого община отмети­ла летом 1998 г., является Председателем Духовной Комиссии PC. В Старой Руссе печатается ряд изда­ний Российского Совета.
 
За десятилетие причт общины практически полно­стью поменялся. С безвременной смертью уставщицы Евдокии Александровны Ивановой возникли пробле­мы с уставностью богослужения, которые сейчас в целом преодолены. Община положительно развивает­ся и Бог ей в помощь!

 

По   преданию,   на   территорию   Маловишерского района староверие принесла лет двести назад некая карелка. (Народность «тверских карелов», проживавшая вблизи границы Тверской, Новгородской, Ленинградской областей - полностью были староверы). Со временем образовались общины, которых в районе было три: в деревнях Дубки (ранее и назывались «Корельские Дубки»), Нароново, Полище.

 
Вдоль реки Меты на живописном берегу стоят три деревни - Дубки, Горки, Барашиха, и сейчас в основном населенные староверами. Рассказывают, что императрица Екатерина II, путешествуя по Мете им раздавая имения своим вельможам, в этом месте за­дремала, и деревни остались свободными. Здесь не было крепостного права. Украшенный прекрасной колокольней, деревянный храм Дубско-Покровской общины был главным храмом района. Построенный в XIX веке, горевший и восстановленный, с особо по­читаемой чудесно обретенной иконой Богородицы Одигитрии. При храме была трапезная, кормились нищие безродные, «приживахи». Его удалось сохра­нить в 30-е годы, вновь открыть после войны, но в 1953 г. все же власти его закрыли, превратив в кол­хозный молокозавод, а затем в склад. Обезглавленная колокольня и сейчас возвышается над Метой.

В 1993 г. была сделана попытка восстановить об­щину. Условия есть, деревни не малолюдные. Организовали учредительное собрание, зарегистрировали общину. Но дальше дело не пошло, храм не восста­навливается, а местные християне спокойно продол­жают заниматься своими мирскими делами.

 
Остались в памяти людской умерший до войны отец духовный Сава, головщик Федор Михайлович  Михайлов, участник II Всероссийского Собора 1912 г., Иван Николаевич Николаев, только благодаря крайне преклонному возрасту избежавший репрессий 30-х годов, погибшие в годы репрессий члены I «двадцатки» Максимовы Федор, Петр, Павел Александровичи, головщик Владимир Васильевич Васильев. Последнее время перед закрытием служили Деми­дова Варвара Федоровна, Павлов Федор Павлович, певчие Семенова Анна, сестры Михайловы. В 1952 г. похоронили последнюю «солевую» певчую Анисию Прокофьевну Васильеву.
 
Особо следует сказать о Петре Ефимовиче Дани­лове (1907-1986). Опытный причетник Дуб­ско-Покровской общины, претерпевший репрессии за организацию служб, высланный с семьей в Норильск, по возвращении из ссылки он организует регулярную соборную службу у себя дома на ст. Мстинский Мост. Во многом благодаря ему и сейчас его ученики, дети, последователи продолжают регулярное соборное слу­жение на ст. Бурга, его авторитет и как высоконрав­ственного християнина, и как знающего служителя и поныне непререкаем.
 
В д. Нароново после войны общину восстановить не удалось, молились по домам пока было кому. Долгое время старостой-наставником в Наронове был Василий Иванович Уличев (1870-1965). Начет­чик, преподаватель Закона Божия, он прожил долгую жизнь, служил в Екатеринбурге, работал управляю­щим у помещика, был отцом большой многодетной семьи. Многократно выступал на собеседованиях с никонианскими миссионерами в начале века, имел большую библиотеку, поддерживал связи с известны­ми наставниками того времени, в частности с Н. М. Розановым.
 
Его сохранившиеся многочисленные рукописные тетради содержат помимо традиционных для начетчи­ка «указателей» - ссылок на Писание по тем или иным вопросам, целую серию собственных сочине­ний «Деревенские беседы с безбожником». Последо­вательно, используя и Писание, и здравый смысл, и доводы наук опровергает автор безбожие. Но ответом безбожия были репрессии... Во время массовых аре­стов В.  И. Уличев несколько месяцев жил в лесу. Благодаря коллективному письму деревенских жите­лей его не сослали, но он всю жизнь ждал, что за ним придут.
 
В. И. Уличев был активным сторонником нареч­ного пения, и внедрил его в Нароновской общине (во всех остальных общинах области пение наонное).
 
В д. Полище в довоенное время была община с храмовым   праздником   пророка   Илии.    Руководил наставник Василий Трофимович Трофимов и Федор Дмитриевич.
 
Завершая повествование об общинах Маловишерского района, хочется выразить благодарность на­ставнику Михаилу Васильевичу Никитину со ст. Бурга, который, наверное единственный, наиболее полно сохранил и память, и документы тех лет.
 
Уездный город Сольцы. В этом небольшом город­ке действовало несколько моленных. Поморская («Полякова»), федосеевская («Ванюкова»), филипповская. Существовал небольшой федосеевский мона­стырь. Последняя инокиня матушка Аскитрия_умерла в 1941 году. Последним наставником поморской об­щины был Михаил Александрович Пычин (умер в начале 60-х годов).
 
Вблизи Сольцов были моленные в дер. Лубино, Любач, красивые, с колокольнями... Наставника из Любача, о. Феодора Репина, выслали. В Центральном Городском Архиве Санкт-Петербурга сохранились «дела» о закрытии моленных в Любаче, Лубино, Сольцах. «По просьбам граждан...», «в связи с расширением завода...» - такие формулировки записывались в документы.
 
В селе Медведь существовала моленная и бога­дельня под попечительством купца Василия Ивано­вича Любацкого (1861-1931), активного участника I и II Всероссийских Соборов. В начале 20-х годов В. И. Любацкий переехал в г. Гатчину Ленинградской обл., где служил наставником.
 
До настоящего времени вблизи Сольцов молится небольшая группа строгих федосеевцев и в одной из деревень также совершаются праздничные службы (часы, молебен). Интересная федосеевская община существовала в д. Гуськи Пестовского района. Наставниками были иноки. Существовала школа знаменного пения. Из этой общины вышли настоятель Невской Старооб­рядческой Поморской общины С. Г. Тимофеев (1907-1986) головщица М. М. Веселова (1908-1988), а также головщица Старорусской общины А. Л. Садовникова (1905-1975). Преподавал начетчик, перепис­чик певческих и редких книг, прекрасный знаток пения и устава Стефан Игнатьевич Богданов (1882-1936). Наука была не из легких. «Нас десять училось — вспоминала Мария Михайловна Весело­ва - да две выучились. А остальные гулянки люби­ли».
 
В 1932 г. моленная сгорела. Пепел ветром разно­сило на много верст, донося християнам печальное известие. Но еще до этого, глумясь над верующими, самые большие иконы были вывезены безбожниками на ст. Пестово, где из них соорудили общественные туалеты.
 
Началось время особых репрессий. С. И. Богданов скрывался, опасаясь ареста, жил в Сольцах, Старой Руссе. Тайно вернувшись в Гуськи, был избит неиз­вестными, и вскоре умер.
 
Служение продолжалось в моленной соседней де­ревни Корельское Пестово (здесь тоже много староверов было родом из карел). Руководили наставники о. Павел, другой о. Павел, о. Александр Кутузов, затем старицы. До 1985 г. там в летнее время совер­шались службы. Ряд икон из этого храма ныне укра­шают иконостас Невской общины, написанные рукой Стефана Игнатьевича «Трезвон», очень редкий «Певческий Канонник» также служат певцам общи­ны. А молитвенный дом в Корельском, многократно и окончательно ограбленный, беспризорный, тихо разрушается. На станции Пестово, в городе, службы пока совершаются.
 
Куст староверческих деревень существовал вокруг Крестец. Существовали моленные в Хотолях, Лекове, Пехово, Китово, Прудищи. Все были закрыты в нача­ле 30-х годов. Наиболее авторитетная моленная была в Китово. Там вблизи деревни подвизался в начале века некий инок. В Пехово при закрытии моленной в 1932 г. удалось стараниями двух християнок - старой и малой - сохранить иконы и книги от разграбления и уничтожения. После войны храм удалось открыть, но всего на несколько лет. Сейчас деревни здесь обезлюдели, многие вообще исчезли, да и в остав­шихся отвыкли молиться. В райцентре Крестцы служба частично совершается, готовился подходящий кандидат в наставники Феодор Васильевич Валандин, но в этом году он безвременно умер. В Волотовском районе вокруг села Городцы рас­полагается несколько староверческих деревень — Сельцо, Хотигощи, Жижлино, Соловьеве. В Городцах до войны было две моленных - «Осиновая», где был наставником И. В. Курышев, затем переехавший в Старую Руссу, и так называемая «Ларькина». Рядом, в деревне Хотигощи, находилась третья моленная. Во время войны «Осиновая» и «Ларькина» сгорели, а Хотиговскую затем перестрооили под жилой дом.

Но Слава Богу, служба здесь пока продолжается стараниями уставщиц Марии Ефимовны Тимошиной и Екатерины Сафоновны.

Завершая этот обзор истории и современности, хочется обратиться и к братьям-староверам близкой Новгородской области, и всех других мест нашей Родины: не сидите, сложа руки. Не ждите, что кто-то приедет и организует службу, построит храм. Неуже­ли у нас остается одна История? Если вы сегодня, два-три-пять человек в своей деревне, поселке, го­родке с Божией помощью начнете вместе соборно хотя бы читать часы в воскресные и праздничные дни, с этого может начаться подъем Староверия!

1. Вероятно, М.И. Калинину, поскольку К.Е. Ворошилов старообрядцем не был.

 

В. В. Шамарин

 
Календарь Древлеправославной Поморской Цнркви на 1999 год
Категория: Север и Северо-Запад России | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-21)
Просмотров: 6082

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz