Для Староверия особое значение имеет нынешний Северо-запад, в прошлом Архангельская, Новгородская, Псковская, Вологодская и Невельская губернии. Новгород и Псков естественно стали местом концентрации староверческого населения. А в Новгородской области до сих пор имеется верующие самых строгих правил в посте и молитве, которые сами и их потомки переселились по различным обстоятельствам жизни в город, в прошлом - славный и богобоязненный Новгород.
Будущий председатель Новгородской общины, Лидия Афанасьевна Михеева, на вселенские панихиды посещала ближайшие общины в Новгородской области, а на великие праздники приезжала в столичные города. Впервые церковное пение она услышала в 1955 году на Коломенской улице в храме Ленинградской общины. В последующие годы бывала и в Рижской общине. После смерти матери, будучи в разводе с мужем, приблизилась к духовной жизни, занялась чтением псалтыря, канонов по умершим и других канонов. В 1985 году на праздник Троицы посетила Московскую общину. Возвращаясь из поездки в Старую Руссу, в пути задумалась о создании общины в Новгороде. После ответа из Вильнюса начались местные хождения по городским и областным инстанциям, получив категорический отказ.
14 августа 1988 года в год празднования Тысячелетия Крещения Киевской Руси в храме, тогда еще Ленинградской общины, молились соборную службу и молебен Всемилостивому Спасу. Это была первая служба после пристройки к старой колокольне нового большого помещения с куполом. После службы состоялся разговор с настоятелем общины, когда было принято решение и полная договоренность о регистрации Новгородской и помощи со стороны Невской общины.
Власти Новгорода не торопились регистрировать общину, список верующих был собран немного менее 150 человек. И только телеграмма в Правительство Москвы ускорила передачу храма Рожества Богородицы общине.
Настоятелем общины был зарегистрирован Анатолий Федорович Степанов, из Выборга, приезжавший в храм на большие праздники и исповедавший прихожан в Великий пост.
Начались новые тяготы благоустройства храма, который был в запущенном состоянии. По идеологической традиции того времени, почти все церкви были овощными хранилищами и складами. К середине февраля 1990 года основной ремонт был закончен, а в праздник Благовещения прошла первая соборная служба с участием гостей из Старой Руссы и других городов Новгородчины. Многие молились со слезами радости. Работа по благоустройству продолжалась. Необходимо было помещение обеспечить водой, электроэнергией и теплом.
Особенные трудности были с отоплением. Хлопотное дровяное, дорогое электрическое и, наконец, проведено газовое центральное отопление. Стены сияют белизной, иконостас поставлен, клироса оборудованы, полы покрашены. Основные работы закончены. Приближается храмовой праздник Рожества Богородицы, на который собрались гости со многих городов Северо-запада: из Риги, Ленинграда и Новгородской области — Старой Руссы, Бурги и Крестец.
Праздничную большую икону Рожества Богородицы, семейную реликвию Бариновых, прислали Розановы (по болезни не приехавшие на престольный праздник) через супругов Дубковских. Как и подобает, храмовый Образ стоит на престоле. Весь храм вместе с пристройкой заполнился многочисленными верующими, гостями и прихожанами, а также представителями прессы. Состоялось освящение храма. Еще задолго до регистрации общины Лидия Афанасьевна начала собирать книги и иконы для будущего храма. Объездила всю Новгородскую область неоднократно бывала в Крестцах и деревнях этого района, Хотоли и Добрости, в городах Пестово, Сольцах и Окуловке, где собрано больше всего икон с помощью Анны Афанасьевны Шанченко. Из Бурги Малови-шерского района Михаил Васильевич Никитин подарил большую икону Новгородских чудотворцев через Невскую общину. Церковь украсилась духовными дарами пожертвователей.
Постепенно в храме стали проводиться не только соборные службы, но и частные требоисполнения. Помимо основного молитвенного здания, церкви во имя Рожества Богородицы, древней постройки 1379 года, общине была передана трапезная монастыря во имя Михаила Малеина. Новгород и его чудный храм стал привлекать внимание многих искренне верующих. И, как в таких случаях бывает, людей со скрытыми собственными интересами. Чаще всего посещали общину молодые люди, приобретшие поверхностные навыки ведения службы и претендующие на главенство в правлении общины. Из Москвы. Ленинграда и Риги приезжали единовременные и «постоянные» служители, жаждущие первенства и власти. Слава Богу, Господь отвел опасность от только что образовавшейся общины, не дав ей разделиться благодаря своевременным совместным действиям городских представителей и Российского Совета. Раздорники под маской «ревнителей благочестия и знаменного пения» покинули общину и Новгородскую область.
Мария Федоровна Егорова приезжала из Старой Руссы. Обладая сильным низким голосом, без устали проводила воскресные и праздничные службы.
Мария Ефимовна Тимошина из Болота, проживая некоторое время в храме, учила петь, читать и проводила все службы.
В настоящее время на служение в качестве головщика благословлен Игорь Владимирович Исиляев, который несет нелегкую ношу проведения соборных служений и треб. Дополнительно свое свободное время посвящает благоустройству храма, реконструкции иконостаса и клиросов, реставрации древних книг (недавно он закончил дипломированные курсы реставрации книг в Москве), участвует в подготовке изданий Российского Совета, организовал учебу при храме, постоянно совершенствует свои знания в чтении, знаменном пении и церковном уставе.
У председателя общины Михеевой Л. А. надежные и бескорыстные, самоотверженные помощники, в службе - кроме основного - И. В. Исиляева, еще и Анна Васильевна Калинина. Валентина Афанасьевна Ефремова, Марфа Ивановна Богданова, Мария Михайловна Груничева, Анна Артемьевна Бурдина из Борисова, Мария Константиновна Трофимова из Малой Вишеры. Они же — и помогают по хозяйству, а также — заместитель председателя общины Борис Иванович Вощишин, оказывающий финансовую поддержку своей экономической деятельностью. И еще немало помощников есть в общине, имена которых трудно и перечислить.
Российский Совет со вниманием выполняет роль опекуна и поручил Невской общине Санкт-Петербурга помогать Новгородским староверам.
Новгородская община за искреннюю и чистую молитву набирает силы духовные неустанными трудами председателя, служителей и прихожан. Бог в помощь!
Р. О. И
Календарь Древлеправославной Поморской Цнркви на 1999 год
|