Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-26, 16:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [207]
Москва и Московская область [31]
Центр России [49]
Север и Северо-Запад России [93]
Поволжье [135]
Юг России [22]
Урал [60]
Сибирь [32]
Дальний Восток [9]
Беларусь [16]
Украина [43]
Молдова [13]
Румыния [15]
Болгария [7]
Латвия [18]
Литва [53]
Эстония [6]
Польша [13]
Грузия [1]
Узбекистан [3]
Казахстан [4]
Германия [1]
Швеция [2]
Финляндия [2]
Китай [4]
США [8]
Австралия [2]
Великобритания [1]
Турция [1]
Боливия [3]
Бразилия [2]

Главная » Статьи » История Староверия (по регионам) » Центр России

Боченков В.В. Годы и приходы

Рябики — небольшая деревня в Медынском уезде, преобладающее на­селение - старообрядцы. Относилась кМежетчинской волости и к при­ходу господствующей церкви села Межетчины. В этом приходе, по дан­ным 1915года, проживало около трехсот старообрядцев (ГАКО. Ф.ЗЗ. Оп.2. Д.2206. Л.338) В приход Введенской церкви Рябиков входили де­ревни Михалево, Жиголовка, Акиньшино, Григорово и село Межетчина. Старообрядческая община в Рябиках была зарегистрирована 13 мая 1908 года, и далось это местным крестьянам с большим трудом: они дол­го не могли правильно оформить необходимые бумаги (1). Годом ранее, когда учреждалась община в смоленской деревне Косолапово, часть ря-биковских старообрядцев изъявили желание быть приписанными к та­мошней церкви. Таковых было немного - около двадцати пяти человек, включая и тех, кто жил не в самих Рябиках, а в соседних деревнях (2).

Моленная в Рябиках находилась при доме крестьянина Козьмы Улья-новича Ульянова. Официального разрешения на переустройство ее под церковь получить в губернском правлении не удалось: слишком близко стояли другие крестьянские постройки, нежели разрешал то закон.

В феврале 1912 года рябиковские старообрядцы представили в губер­нское правление проект каменного храма. В марте он был утвержден. Но построить кирпичную церковь крестьяне Рябиков так и не смогли: слиш­ком дорого. В 1914 году был только заложен бут под храм, который пред­полагалось возводить уже из дерева. Его настоящая представляла собой квадрат, каждая сторона равнялась 4,70 саженям в длину. Высота - три сажени. Храм возводили в древнерусском стиле (3).

В 1910 годах председателем совета общины в Рябиках был Иван Чулков, его заместителем (товарищем) - Игнатий Ефимович Громов. Сведе­ний об этих людях нет.

С 1908 или 1909 года во Введенской моленной священствовал о.Петр Уксов. По некоторым данным, он и родился в Рябиках. В 1914 году епис­коп Павел перевел его в деревню Таракановку того же Медынского уез­да. Сменил Уксова о.Григорий Иванович Гришнев (род. ок. 1880 г.), уро­женец деревни Жилино Гжатского уезда Смоленской губернии. В после­революционное время его судьба не прослеживается. В 1924 году в Ряби­ках уже служит другой священник - О.Александр Михайлович Соколов (3 июня 1870 - ?). Он родился в деревне Тазовка Смоленской губернии и был рукоположен в 1894 году архиепископом Савватием, однако спустя восемь лет примкнул к противоокружникам. В 1920 году он признал власть Рогожской архиепископии (4).

Сведения о рябиковском старообрядчестве 1920 - 30 годов не выяв­лены. Если, однако, в 1930-е годы Введенская церковь не действовала, то был еще открыт приход в соседнем Косолапове. Эта деревня тогда отно­силась к одной с Рябиками области - Смоленской. В 1933 году в Косола-пово был переведен о.Петр Уксов. Жители Рябиков и окрестных дере­вень вновь могли обращаться к нему. Спустя пять лет о.Петр был аресто­ван по ложному обвинению и 22 марта расстрелян в можайской тюрьме (4).

1.См. дело об учреждении старообрядческой общины в Рябиках (ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2236).

2.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2234.

З.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2236. Л.66, 67.

4.Старообрядчество: лица, события, предметы и символы. М. Церковь. 1996. С.285.
 

Семкино - деревня в Малоярославецком уезде (ныне -районе), в че­тырех верстах от села Поречье. Входила в синодский приход села Ни­кольского (Поливанова). В 1890-е годы в деревне было 49 дворов, из них только семь - нестарообрядческие. (ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д. 778. ЛАЗ об). Общее число жителей - около трехсот человек, нестарообрядцев было около 45 человек. В приход семкинской моленной входили близлежащие деревни Детцево, Киево и др. Число прихожан в 1890-е годы по разным оценкам - от 300 до 390 человек. В полуверсте от деревни находилось старообрядческое кладбище.

Молитвенным дом в Семкине содержался разными людьми. Так, у крестьянина Алексея Лаврентьева старообрядцы собирались на молитву несколько десятков лет, потом моленную перенесли к местному жителю Козьме Емельянову. У него она просуществовала четыре года. Во второй половине 1880-х годов содержателем моленной стал Илья Антонович Суг­робов (1). Священника в деревне не было, он или сам приезжал из Спас-Загорья, или семкинцы ездили к нему.  В 1891 году Сугробов и прихожане моленной обратились к архиепис­копу Савватию с просьбой поставить им священника - некоего отца Иса-акия (2). Скорее всего, речь идет об отце Исааке Синицыне из Кривоше-ина, который несколько лет назад попал под запрещение. Архиеписко-пия не нашла достаточных оснований для учреждения в Семкине прихо­да: он был бы очень бедным и уменьшил спас-загорский приход.

В ту пору семкинцам следовало бы похлопотать не о священнике, а о ремонте своего молитвенного дома. Спустя каких-то три года он пришел в совершеннейшую ветхость. Даже молиться стало нельзя. И семкинцы об­ратились в губернское правление с ходатайством о разрешении ремонта. Дом И.Сугробова представлял собою две избы, связанные сенями. В одной проживал он сам, а в другой размещалась моленная. Это был бре­венчатый дом метров семи в длину. Его передняя стена наклонилась в сторону улицы, а задняя - внутрь избы и местами прогнила насквозь. Внутри стояли бревенчатые подпорки, поддерживавшие здание, угрожав­шее совсем развалиться. Спустя некоторое время малоярославецкое по­лицейское управление вовсе запретило собираться здесь на службу: опасно для жизни. Поспособствовало закрытию и то, что свечи перед иконами стояли в моленной на расстоянии пол-аршина от потолка (сантиметров 35) (3). Не ровен час - и пожар. Крайне нищенское состояние молитвен­ного дома привело к тому, что посещался он, как докладывал в свое вре­мя местный становой пристав, «неусердно», служба собирала до 30 че­ловек. Обычная или праздничная - пристав не уточняет (4).

Малоярославецкий уездный исправник не был против переноса или ремонта моленной, считая, что это не принесет никому никакого вреда. Илья Сугробов, тем не менее, очень долго ждал ответа на свое ходатай­ство, подал второе и в ноябре 1895 года получил отказ. Ровно через два года Министерство внутренних дел, вначале запретившее моленную, дало цобро устроить ее в другом, более подходящем доме (5).

Община в Семкине не регистрировалась. Однако в советские годы в церевне существовала деревянная церковь, не исключено - перестроен­ная из бывшей моленной. Называлась она Афанасьевской (6). Священ­ником в ней был отец Зиновий, фамилия не установлена. В 1930-е годы храм прекратил существование. Колокола с него были сняты и увезены. "••Зиновий репрессирован (7).

1.ГАКО. Ф. 62. Оп.6. Д.778. Л. 13.

2.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К. 197. Ед.хр.Ю. Лл. 17, 19.

З.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.778. Л.36.

4.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.420. Л.19об.

5.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.778. Л.45.

6.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2275. Л.20.

7.Русь православная (Старообрядческая газета, Приморский край). 1998. №39. С.8 (письмо под названием «Не приведи, Господи, умереть без покаяния»).
 

Спас-Загорье - село в Малоярославецком уезде (ныне районе), распо­ложенное вдоль трассы Москва - Киев. Старообрядческое население не было преобладающим и испытывало сильное влияние официального пра­вославия. Тем не менее, в селе возник один из первых в губернии старооб­рядческих приходов. Однако уже в начале 20 века он значительно ослабел. Старообрядческая община не регистрировалась. Когда именно перестал приход существовать, установить сложно; в какой-то мере его упадок связан с учреждением в 1902 году приходов в деревне Пурсовке, Семкино, в селе Поречье, затем - городе Малоярославце, который тоже находился недалеко. Старообрядческой церкви в Спас-Загорье не было - только мо­ленная. Освящена она была во имя Рождества Богородицы.

Одно из самых ранних упоминаний о спас-загорском старообрядче­стве встречается в журнале калужской духовной консистории за 1837 год (1). В субботу 20 февраля духовное ведомство рассматривало донесение местного причта о двух моленных, существующих в селе. Решено было обратиться к губернатору с просьбой об их упразднении, как и делалось обычно в таких случаях. Подробности дела не выявлены. Приходское ду­ховенство могло принять за моленную любой частный дом, куда собира­лись помолиться вместе несколько старообрядцев из разных семей.

В середине века в селе существовала одна моленная. Содержал ее местный крестьянин Стефан Иванович Монахов. Моленная располага­лась в отдельной избе при его доме. В 1859 году власти постановили ее закрыть, но Монахов добился-таки разрешения снять печати. Он дока­зал, что строение нужно ему «для фабричного заведения» (2). Тогда же по решению малоярославецкого уездного суда у Монахова и еще одного крестьянина - Семена Васильевича Тряпичникова, отобрали пять книг. Три из них - часослов, псалтырь и цветник - консистория передала в семинарскую библиотеку для миссионерского отделения. Две рукопис­ные книги - сборники поучений и разных служб - уничтожили (3).

В том же 1859 году опечатанную у Монахова избу разрешено было открыть. Вскоре спас-загорский священник заметил, что Стефан Ивано­вич появляется у себя во дворе в иерейском облачении, и узнал, что люди приходят к нему венчаться, крестить ребенка, на исповедь... Гражданс­кие власти взяли с Монахова подписку, чтобы он в старую веру нигде и никого не вовлекал, и учредили за ним полицейский надзор. Со стороны духовного ведомства полетели сообщения, что о.Стефан «совращает в раскол» крестьян в разных малоярославецких приходах. О последствиях для священника ничего не известно.

В первой половине 1870-х моленная у Монахова сгорела. Но ее на священнической усадьбе выстроили вновь.

О.Стефан умер в 1880-х годах. Приход с его смертью не распался, служба в моленной продолжалась. Однако, как сообщал в 1887 году сменивший Монахова о.Иоанн Устинов, староста и попечители ее не были избраны, а само строение моленной выглядело весьма убого. Нераде­ние о духовной стороне жизни не замедлило сказаться. Как следует из того же письма Устинова, из моленной украли антиминс и книги (4). В 1890-е годы местный становой пристав доносил властям, что молитвен­ный дом в селе «посещается не слишком усердно, хотя служба произво­дится во все праздники» (5). На нее собиралось от двадцати до пятидеся­ти человек.

В 1890 году к Устинову пришел становой и взял подписку, чтобы свя­щенник не носил подрясника, шляпы, остриг волосы и никуда не отлу­чался дальше околицы села. О.Иоанн дал подписку, но не выполнил этих требований. Суд постановил: либо месяц ареста, либо штраф в 75 руб­лей. «Ну я выплатил деньги и больше меня не теснят ни в чем, волосы с меня не сняли», - сообщал Устинов в одном из писем (6). Архиепископ Савватий советовал ему в ответ не носить шляпы и длинной рясы и, по­скольку о.Иоанн жил прямо напротив спас-загорского синодского свя­щенника, - сменить квартиру, поселиться где-нибудь на краю села. И кроме того, делиться с настоятелем господствующей церкви и полицей­скими чинами своими доходами (7).

Житейские передряги сказались: о.Иоанн стал выпивать и как-то раз, не удержавшись от искушения, принял стопочку перед литургией. Стало известно в архиепископии. Священник подлежал запрещению, но вла­дыка Савватий не стал прибегать к этой мере, наложив на Устинова суро­вую епитимью. Священник должен был ежедневно класть сто земных поклонов с Исусовой молитвой, пятьдесят поклонов Богородице с мо­литвой «Богородице Дево, радуйся...», десятую часть доходов отдавать на моленную, год не пить никакого вина и держать пост по понедельни­кам до самой смерти. «Аще соблюдешь, то благодать Божия да пребудет с тобою», - писал архиепископ Савватий (8).

В ноябре 1890 года о.Иоанн Устинов скоропостижно скончался. В письме спас-загорским старообрядцам от 31 декабря архиепископ Сав­ватий извещал, что на его место рукоположен другой священник - о.Иоанн Зиновьевич (9). Это, однако, единственное выявленное упоминание о нем. В 1890-х годах в Спас-Загорье служил о.Иоанн Сергеевич Плахов (Плохов). Быть может, в письме Савватия неверно указано отчество и речь идет именно о Плахове... Он был родом из крестьян Богородского уезда Московской губернии. В Спас-Загорье, как и предшественник его, также подвергался притеснениям, давал подписку не носить священнического "латья и длинных волос. Требования эти он тоже не выполнил.

В 1891 году сын о.Стефана Иван Монахов решил сделать в моленной ремонт, не обращаясь к властям за разрешением. Кто имел возможность, приносил пожертвования, передавал строительные материалы. Нужно было подвести под молитвенный дом фундамент, перекрыть крышу, ис­править полы. В следующем году Ивана Монахова осудили на месяц аре­ста при полиции - за то, что разрешения на ремонт не спросил. Когда же, отбыв наказание, он подал ходатайство о ремонте, то получил отказ (10). В каком состоянии пребывала моленная после запрета на ремонт, сказать сложно. Вероятно, со временем его все же провели.

Практически нет сведений о состоянии спас-загорского старообряд­чества на двадцатый век. Какую роль играла в то время моленная в селе, также трудно сказать, но ее значение в связи с образованием в Мало-ярославецком уезде новых старообрядческих приходов ослабело. В 1900 году Плохова сменил в селе священник Никола Пирогов, который был переведен потом (не позднее 1907 года) в деревню Острая Лука Ме­дынского уезда. Кто сменил его в Спас-Загорье и сменил ли вообще, установить не удалось.

В ночь на 29 мая 1914 года спас-загорскую моленную еще раз обво­ровали (11). Некто Максим Манцев, уже судимый за кражу, проник внутрь дома, взломав оконную раму и разбив стекло. Взял он один венчик с ико­ны, полотенце, четыре фунта восковых свечей да несколько поддевок. У платформы Оболенское, что в нескольких верстах от села (ныне здесь город Обнинск), Манцева с вещами заметил урядник. Окликнул. Вор -бежать.

Урядник преследовал его версты три или четыре. Чтобы оторваться, Манцев сбросил с себя пальто. Три пули прошли мимо, четвертой уряд­ник ранил вора в кисть правой руки...

Суд приговорил Манцева к восьми годам каторги. Открылось еще одно преступление - укрывательство от воинской службы. Бывалые люди в тюрьме или адвокат научили Манцева, как следовало бы защищаться, и он подал прошение о пересмотре приговора. Ничего, дескать, он не во­ровал, а урядник, догнав его, решил ни с того ни с сего пристрелить. Манцев стал закрывать голову руками и только благодаря тому пуля уго­дила в кисть. Расследование не нашло этому подтверждений, да и взят был Манцев с поличным. Приговор остался без изменений.

1. ГАКО. Ф. 33. Оп.2. Д.566. Л.322.

2.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.1248. Л.1об.

З.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.1210 (Дело об отобранных книгах).

4.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К.191. Ед.хр. 8. Л.117.

5.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.420. Л. 17.

6.ОР РГБ. Ф.246. Оп.1. К.197. Ед.хр.9. Л.87 - 87об.

7.Тамжс. Л.167.

8.Тамже. Л. 186- 186об.

9.Там же. Л.2ОЗ.

10.ГАКО. Ф.62. Оп.6. Д.361. Лл.22 - 24.
 

Сусея - сельцо в Жиздринском уезде (Ульяновском районе), по сосед­ству с деревней Брусны. Практически целиком было заселено старооб­рядцами. Входило в синодский приход села Холмищ. Приход сусейской старообрядческой Преображенской церкви составляй в 1900-х годах более 700 человек.

О сусейском старообрядчестве выявлены сведения лишь на двадца­тый век.

Ходатайствовать об учреждении общины в Сусее избран был на сельс­ком сходе крестьянин Лука Алексеевич Щербаков. Общину зарегистриро­вали 10 августа 1907 года. В январе следующего года в губернское правле­ние было подано прошение о разрешении построить храм. Оно было одоб­рено только в июне после внесения необходимых исправлений (1).

В 1908 году в Сусею был рукоположен о.Иоиль Родионович Ульянов (19октября 1885- 1970), сын кол одясского священника Родиона Ульяно­ва. Раньше сусейские старообрядцы принадлежали к приходу Тихвинс­кого храма деревни Брусны. Теперь для богослужения они построили временное деревянное здание у себя. Священник призвал сусейцев со­бирать средства на каменный храм. По его же инициативе была открыта первая в Жиздринском уезде земская школа для старообрядцев, а в июле 1912 года - сельскохозяйственное общество и ссудо-сберегательное то­варищество (2).

Но прежде всего сусейские старообрядцы позаботились об отводе кладбища, прошение об этом было подано в губернское правление еще в 1906 году. Предполагалось, что кладбищ будет два. Оба участка распола­гались к западу от Сусеи, примерно в одной версте. Один из участков уже служил кладбищем, но оно было закрыто лет 35 назад. Оба кладби­ща разрешили открыть (3).

В 1913 году в Сусее построили каменную церковь. 29 сентября было совершено торжественное поднятие крестов. Оставалось провести внут­реннюю отделку. О службе все еще извещал людей чугунный колокол, который в эпоху крепостного права созывал сусейцев на работу. 20 апре­ля в сельцо привезли пять новых колоколов, приобретенных, как писал кто-то из сусейских старообрядцев в журнале «Церковь», «благодаря ис­ключительным стараниям и заботам уважаемого нами священника о.Иоиля Родионовича Ульянова»(4). Спустя ровно неделю, после литур­гии и крестного хода состоялось торжественное поднятие колоколов.

В 1915 году о.Иоиль Ульянов был переведен в Боровск - там скоро­постижно умер священник Афанасий Ковшов. В Сусее стал служить о. Сергий Ахромешин, который священствовал до этого в деревне Беклеши Медынского уезда.

В советское время Преображенская церковь была разорена. Сегодня еЩе сохранились ее развалины. В Сусее никто не живет

1.ГАКО. Ф.62. Оп.19. Д.2223. Л.58.

2.Цсрковь. 1913. №10. С. 242 - 243.

З.ГАКО. Ф.62. Оп.7. Д.1515.

4.Церковь. 1914. №23. С.564; о поднятии крестов см. Церковь. 1913. №44. С.1066.

11.ГАКО. Ф.62. Оп.12. Д.3386 (Дело о краже из спас-загорской моленной).
 
 
Категория: Центр России | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-18)
Просмотров: 2446

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz